Введение 3
Глава 1. Анализ научно - методической литературы по теме исследования 10
1.1. История развития тренировочной системы кроссфит 10
1.2. Понятие тренировочной системы кроссфит 12
1.3. Основа тренировочной системы кроссфита: программы и методики 13
1.4. Традиционные методики развития физических качеств 22
1.5. Особенности занятий кроссфитом 26
1.6. Физические упражнения из системы кроссфит для старшеклассников и их особенности 28
Глава 2. Методы и организация исследования 40
2.1. Методы исследования 40
2.2. Организация исследования 45
Глава 3 Результаты опытно-экспериментального исследования 47
3.1. Исследование уровня физических качеств старшеклассников в начале эксперимента 47
3.2. Комплексы физических упражнений, направленные на повышение уровня физических качеств у старшеклассников 52
3.3. Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования 54
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Физические упражнения - это важнейший компонент для того, чтобы стать здоровым и оставаться им. Все это знают. Движение вашего тела заставляет все ваши процессы работать. Самое главное, что двигательная активность усиливает кровообращение и лимфообращение, которые ускоряют процесс детоксикации и восстановления.
КроссФит - это основная силовая и тренировочная программа для многих полицейских академий, военных подразделений специальных операций, чемпионов по боевым искусствам и сотен других элитных и профессиональных спортсменов по всему миру.
Данная тренировочная программа нечто что-то среднее между всеми видами фитнес-тренировок, тренировками в военном стиле, тяжелой атлетикой, пауэрлифтингом, бегом, греблей, гимнастикой и всем остальным. Разница в отличие от большинства программ тренировок заключается не только в том, чтобы увеличить мышцы или похудеть, но и в том, чтобы повысить силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость и координацию [53].
Тренировкой в кроссфите является сосредоточенность на функциональных движениях, используя одновременно несколько групп мышц, которые работают почти в каждом комплексе упражнений: отжимания, подтягивания, отжимания на брусьях, приседания, спринт, барьерный бег, прыжки, жим лежа, присед, рывок, становая тяга, и многих других. Программа кроссфита является как способом тренировки, так и соревновательным видом спорта, который включает в себя силовые тренировки, упражнения на подвижность, высокоинтенсивные тренировки и сбалансированный план питания.
Он руководствуется набором из пяти принципов, разработанных основателем и отставным морским котиком Грегом Глассманом. Пять руководящих принципов кроссфита:
1) выбирай упражнения, а не жировые отложения;
2) тренируйте основные физические упражнения: становая тяга, чистые приседания, отжимания, чистый рывок;
3) овладейте основами гимнастики: подтягивания, подъем по канату, отжимания, приседания, выходы в стойку на руках, пируэты, сальто и шпагат;
4) катайтесь на велосипеде, бегайте, плавайте, гребите и т.д. Пять или шесть дней в неделю смешивайте эти элементы в таком количестве комбинаций, какое позволит творческий подход. Рутина-враг. Делайте тренировки короткими и интенсивными;
5) регулярно изучайте и занимайтесь новыми видами спорта.
Эти принципы лежат в основе кроссфита, независимо от того, тренируетесь ли вы в своем местном зале или на кроссфит-играх элитного уровня [3].
CrossFit Training относительно новая фитнес-программа с более чем 12 500 филиалами по всему миру. Эта программа интервальных тренировок характеризуется высокой интенсивностью, постоянно меняющимися, функциональными движениями. Тренажерные залы CrossFit известны как «боксы», в которых участники выполняют «Тренировки дня», которые включают большое разнообразие масштабируемых упражнений, чтобы сделать программу доступной для всех уровней подготовки. В общем, каждая тренировка начинается с динамической разминки, за которой следует демонстрация правильной биомеханики и формы определенного навыка и / или подъема для этого дня, которую предоставляет тренер CrossFit.
Следуя этим инструкциям, участники проводят индивидуальное время для каждого навыка или подъема и получают обратную связь от тренера. WOD обычно заканчивается раундами / повторениями за как можно более короткое время (RFT) или как можно большим количеством повторений (AMRAP). В CrossFit есть также элемент соревнования, благодаря которому люди могут соревноваться друг с другом в серии физических испытаний на местных и региональных соревнованиях. Кульминационное событие известно, как The CrossFit Games. С момента его основания в 2007 году цель игр - найти «наиболее сильных спортсменов на земле»[4].
Выделяют основные факторы, которые влияют на сохранение и укрепление здоровья человека:
1) факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека:
• генотип,
• наследственно обусловленные особенности организма и психики;
2) факторы, относительно зависящие от сознания и активной деятельности человека:
• социально-экономические условия жизни,
• экология мест проживания,
• уровень развития здравоохранения и оказания медицинской помощи;
3) факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (ЗОЖ):
• физическая активность,
• питание,
• режим труда и отдыха,
• отсутствие пагубных привычек (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания),
• профилактика болезней, своевременное их лечение и реабилитация,
• психологический климат в семье, в деловом окружении,
• удовлетворенность социально-экономическими условиями» [9].
Актуальность исследования. Тема данной работы актуальна и может представлять интерес, как для широкого круга общественности, так и специалистов в этой области. То есть те люди, перед которыми стоят задачи подготовить и сделать себя сильными и выносливыми.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс старшеклассников с использованием системы кроссфит в атлетической гимнастике.
Согласно обозначенному объекту и предмету исследования сформулируем цель, гипотезу и задачи.
Предмет исследования: упражнения кроссфита в атлетической гимнастике, направленные на развитие физических качеств у старшеклассников.
Цель исследования: изучение влияние упражнений кроссфит в атлетической гимнастике на показатели физических качеств у старшеклассников.
Гипотеза исследования: выступает предположение о том, что предложенные упражнения системы кроссфит в атлетической гимнастике, способствуют оптимизации физических качеств у старшеклассников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) Выявить исходный уровень физических качеств у старшеклассников.
2) Обосновать выбор методов оценки физических качеств у старшеклассников.
3) Определить уровень физических качеств у старшеклассников.
4) Подобрать упражнения системы кроссфита в атлетической гимнастике, направленные на развитие физических качеств у старшеклассников.
5) Оценить эффективность влияния системы кроссфит в атлетической гимнастике на оптимизацию физических качеств у старшеклассников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• основные концепции развития физических качеств (В. И. Лях, В.П. Губа, Л.Д. Назаренко, А.М. Петров, Р.М. Городничев, Э.А. Григорян, В.Н. Платонов и др.);
• базовые положения к подготовке старшеклассников в учебно-тренировочном процессе (М.Е Агафонова, М.В. Бойкова, Р.А. Пилоян, Т.О. Белая, И. Климке и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы и методики исследования:
• методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент, математико-статистическая обработка данных;
• методики:
1) оценка развития силовых способностей:
• сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание),
• поднимание туловища из положения лежа на спине;
2) оценка развития выносливости:
• удержание тела в висе на перекладине,
• «планка»;
3) оценка развития ловкости:
• прыжок в высоту с места,
• прыжок в длину с места;
4) оценка развития быстроты:
• «челночный бег» 3*10,
• быстрый бег с высокого старта на 30 м;
5) оценка развития гибкости:
• наклон туловища вперед из положения стоя,
• поперечный шпагат.
Обработка результатов осуществлялась с помощью электронной программы IBM SPSS Statistics 24.0 for Windows. Применение одновыборочного критерия X- Колмогорова-Смирнова к полученным данным выявило распределение исследуемых переменных в границах нормальности, что позволило в дальнейшем использовать параметрический критерий t-Стьюдента для связных и несвязных выборок. Статистическая значимость наличия различий определялась на уровне 1эмп=4,30 при p<0,05 (*) и tэмп=9,92 при p<0,01 (**) для связных выборок, где степень свободы k=2 (k=n-1, n=3) [28].
Опытно-экспериментальная база исследования. Учебно-тренировочный процесс осуществлялся на базе Физкультурно-оздоровительного комплекса Тольяттинского государственного университета по адресу ул. Фрунзе, 2г. Контрольная группа занималась по стандартной программе в обычном режиме 3 дня в неделю по 1 часу. Экспериментальная группа занималась специально подобранным комплексам упражнений, направленных на развитие физических качеств.
В исследовании приняло участие 24 старшеклассника различных школ г.о. Тольятти примерно одинакового телосложения и физической подготовленности в возрасте от 16 до 18 лет
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в области физической культуры получены новые эмпирические данные об особенностях физических качеств старшеклассников. Констатированы различия показателей уровня физических качеств у старшеклассников. Доказана эффективность применения специальных комплексов упражнений, направленных на развитие физических качеств.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении вопросов развития физических качеств старшеклассников в учебно-тренировочном процессе с применением здоровьесберегающего подхода.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций к сопровождению учебно-тренировочного процесса физической подготовки старшеклассников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
• теоретической обоснованностью исходных положений,
• адекватностью объекта, предмета, цели и задач исследования,
• репрезентативностью выборки испытуемых,
• соответствием подобранного комплекса исследовательских методов,
• констатирующим и формирующим экспериментом,
• использованием статистических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в апробации и внедрении специальных комплексов упражнений развития физических качеств старшеклассников в учебно-тренировочном процессе на базе Физкультурно-оздоровительного комплекса Тольяттинского государственного университета, находящемуся по адресу ул. Фрунзе, 2г.
Положения, выносимые на защиту:
• разработанные специальные комплексы упражнений системы кроссфит способствует улучшению развитию физических качеству у старшеклассников;
• теоретически обоснованные и экспериментально апробированные результаты позволяют старшеклассникам осваивать программу занятий системы кроссфит.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы из 59 наименований. Текст содержит 10 рисунков и 20 таблиц. Основной объем работы изложен на 74 страницах.
По итогам проведенного опытно-экспериментального исследования мы сделали следующие выводы:
1) на основании анализа литературных источников по теме исследования мы определили необходимые методы и средства развития физических качеств у старшеклассников с помощью системы кроссфит в атлетической гимнастике;
2) изучив и проведя анализ литературных источников и Интернет-ресурсов по проблеме исследования, можно отметить большой интерес юношей к системе кроссфит, а также можно отметить, что данная система выступает мотивирующим фактором к занятиям физической культуры и спорта;
3) анализ теоретических основ и программ тренировочной системы кроссфит указывает на то, что занятия по данной системе можно проводить с людьми разной возрастной категории и уровнем физической подготовки, изменяя лишь методику нагрузки, но не саму систему тренировок;
4) особенностью, разработанной нами методики, состоит в том, что в основной части занятия были включены комплексы упражнений из системы кроссфит;
5) эффективность разработанной нами методики доказано с помощью контрольных тестов, отражающих положительную динамику. Математико-статистический анализ показал, что различия между полученными в эксперименте выходными значениями в экспериментальной группе считаются достоверными, что доказано расчетами по критерию Стьюдента. А значит, есть основания говорить о том, что данная методика развития физических качеств у старшеклассников с использованием системы кроссфит оказалась эффективной и может быть рекомендована специалистам в практической деятельности;
6) разработанная нами методика обучения и развития физических качеств старшеклассников в ходе экспериментальной проверки доказала свою эффективность и может быть рекомендована для широкого использования в учебно-тренировочном процессе спортивных школ, секций и учреждений.
Таким образом, в результате проведенной экспериментальной работы подтверждается гипотеза о том, что предложенные комплексы упражнений системы кроссфит в атлетической гимнастике способствуют оптимизации и развитию физических качеств у старшеклассников. Было выяснено, что комплекс упражнений из системы кроссфит в учебно-тренировочном процессе в основном развивает такие физические качества как силу и выносливость. особенно таких как сила и выносливость.
1. Баранцев С.А. Возрастная биомеханика основных видов движений школьников: монография [Электронный ресурс]: монография - Электрон. дан. Лань • Москва: Советский спорт, 2014. - 304 с.
2. Билич Г. Л. Атлас анатомии человека: учебное пособие: в 3 томах / Г. Л. Билич. - Ростов-на-Дону: Феникс, [б. г.]. - Том 1 - 2014. - 488 с.
3. Блонский П.П. Развитие мышления школьника [Электронный ресурс] • Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. - 93 с.
4. Богачев Е.В., Карягин И.А. Кроссфит. Руководство по тренировкам/ Е.В. Богачев, И.А. Карягин. М.: 2013. 142 с.
5. Бутченко Л.А. Спортивное сердце/ Л.А. Бутченко. СПб. 1993. 48 с.
6. Варзиев С. Х. Атлетический тюнинг. Новый взгляд на культуру физического совершенства/ С.Х. Варзиев. 2009. 257 с.
7. Вендлер Д. Простая и эффективная система тренировок для максимальной силы/ Д. Вендлер. 2008. 75с.
8. Гарник В.С. Самбо: методика учебно-тренировочных и самостоятельных занятий. Учебное пособие / В. С. Гарник. - Москва: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2012. - 191 с.
9. Глассман Г. Статьи и журналы кроссфит. Теоретическая основа программ кроссфита/ Г. Глассман. 2006. 5 с.
10. Гордон С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С.М. Гордон. М.: Физкультура и спорт, 2008. - 256 с.
11. Дашинорбоева В.Д. Особенности тренировочного процесса/ В.Д. Дашинорбоева. Улан-Уде. ВСГТУ, 2007. 210 с.
12. Джеймисон Д. Абсолютная подготовка для ММА/ Д. Джеймисон. 2003. 67 с.
13. Додсон Т. Вся правда о кроссфите/ Т. Додсон, 2010. 10 с.
14. Евдокимов В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: учеб. пособие / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. Москва: Советский спорт, 2010. - 246 с.
15. Журавин М.Л. Гимнастика /М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков. М.: «Академия», 2001. 448с.
...