Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театральная публика в контексте городской культуры (на примере г. Тольятти)

Работа №113974

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Театральная культура как предмет научного анализа 11
1.1. Социально-философские и культурологические подходы к исследованию театральной культуры 11
1.2. Театральная публика как субъект городской культуры: характеристики и условия формирования 24
Глава 2. Особенности взаимодействия театра и публики в современном российском обществе 42
2.1. Анализ места театра в культурно-досуговой деятельности жителей г. Тольятти 42
2.2. Роль творческих деятелей в процессе создания театрального контента 61
Заключение 76
Список используемой литературы и источников 81
Приложение 1 88
Приложение 2 99
Приложение 3 104
Приложение 4 114
Приложение 5 116

Актуальность темы исследования. Логика эволюции культуры как обширного знания в освоении действительности, творческих преображений и модернизация внутренней индивидуальной жизни человека определены степенью (последовательностью) факторов, и значительное место среди них занимают художественные факторы. Разноплановый ход культурных перемен определяет актуальность перехода к такому особенному «компоненту» и «символической форме» как театральное искусство. В настоящее время деятели искусства чаще ориентированы на коммерческие связи, изменилось отношение, к художественному творению исходя из убеждений его значимости (в современном мире оно расценивается как товар, доставляющий выгоду и всё меньше как творение истинной красоты) - всё это увеличивает актуальность художественной проблематики функционирования театра как особенного социально-культурного института.
В современном быстроменяющемся времени постоянные перемены требуют регулярных обновлений фундаментальных социокультурных значений (театральная культура, театральное искусство, эстетическая сфера), в которых уточняются смысл и направленности становления нынешнего положения художественной культуры. Вследствие данного, заданная проблематика является особенно актуальной на сегодняшний день. Содержание и тенденции прогрессивной художественной практики совсем небезразличны не только лишь для будущего русской культуры, а для работы всех учреждений культуры, особенно для организации театральных искусств. Так, к примеру, создавая репертуарную и прокатную политику, театры должны иметь представление о культурном уровне своей аудитории, так как от этого зависит их экономическое благополучие, и как следствие положение действующего субъекта социокультурного пространства.
Театр как социально-культурный институт имеет ряд важных социальных функций: идеологическая, познавательная, игровая, компенсаторная, знаковая, коммуникативная, стратифицирующая, так же театр служит формированию общественного сознания, эстетического вкуса, нравственности, политической зрелости и удовлетворению культурных потребностей человека. Однако все изменения, которые происходят в культуре, не могли не отразиться на отношении к театру, на уменьшении уровня интенсивности взаимодействия с ним публики.
Актуальность исследования связана так же с внутренними изменениями работы участников театральных учреждений. Наблюдается тенденция перехода деятелей искусства на коммерческие связи, на первое место выступает финансовая сторона деятельности. Желание иметь собственную публику нередко затмевается понижением художественного свойства произведения, упор делается на впечатлении, ошеломлении зрителя, на явной бессодержательной развлекательности, на потакании моде и наклонностям массовой публики.
В то же время, происходят изменения и в предпочтениях театральной публики. Для нее театр не есть явление искусства, он выступает как некий элемент моды, престижа, общественного статуса, способа проведения досуга, присутствии особого поведения, самообразования и так далее. Таким образом, для изучения взаимодействия театра и публики применяются определенные однонаправленные подходы. На взаимодействие театра и публики в ходе знакомства с художественным искусством большое влияние оказывает культура определенного города. В данной работе мы сосредоточим внимание на теоретических исследованиях по проблеме взаимодействия театра и публики в критериях передового крупного города, не являющегося центром субъекта федерации.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение проблематики театральной публики и её влияния на интеллектуальную и духовную жизнь общества опирается на солидную теоретическую и эмпирическую базу, созданную отечественной и зарубежной наукой.
Представления о культуре и социокультурном пространстве, а также способы изучения культуры раскрывались в нашем исследовании, основываясь на работах отечественных культурологов М.С.Кагана1, Л.Г.Ионина2, С. Н. Иконниковой3, А. Я. Флиера4, Л. Н. Когана5, В.С.Цукермана6.
При пояснении базовых направлений и воззрений на культуру, используются подходы и концепции исследования художественной культуры и художественной жизни социума. Исследование опирается на идеи А.Л.Вахеметса и С. Н. Плотникова, которые проводили параллель между функционированием искусства в обществе с состоянием формирования и потребления художественных ценностей7; Ю.У. Фохт-Бабушкина, анализирующего подходы к изучению субъектов художественного развития8; Л. Н. Когана, рассматривающего уровни изучения художественной культуры; О.Д. Балдиной и Ю.Р. Вишневского, разбирающих проблемы художественной жизни9.
В рамках структурно-функционального подхода на театральную культуру обращались к трудам Б. Малиновского, А. Радклиф-Брауна, М.Глакмена, Т. Парсонса, Р. Мертона10.
Исследовались художественные запросы, вкусы и предпочтения публики театра философами, деятелями искусства, социологами (А.Н.Алексеев11, Г.Г. Дадамян12, В.Н. Дмитриевский13, М. Н. Егорова14, А.Я.Рубинштейн15, Г.Л. Тульчинский16 и др.). Общегосударственной культурной политике посвящены труды Г. А. Аванесовой и О.Н.Астафьевой17.
Работы В.Л. Глазычева18, А. А. Гвоздева19, Е. Г. Трубиной20 использовались в изучении подходов к описанию города.
Изучением развития театральной культуры Самарской области занимались Е. Я. Бурлина, А. Н. Завальный, Л. Г. Иливицкая, Ю.А.Кузовенкова, Я. А. Голубинов21.
Несмотря на большое количество существующих подходов, и суждений на роль и значение театра в художественном и социокультурном пространстве нынешнего времени, на сегодня в теории и практике культурологических исследований отсутствует совокупный анализ театральной публики города как культурологического вида.
Таким образом, актуальность темы бакалаврской работы и необходимость её развития в современной социологии определили объект, предмет, цели и задачи данного исследования.
Объектом исследования является городская культура как социальный феномен.
Предмет - театральная публика в контексте городской культуры.
Целью бакалаврской является исследование качества взаимодействия театра и публики в современном городе (на примере г.Тольятти).
Задачи исследования:
1) Изучить классические и современные социологические теории о роли культуры в обществе;
2) Рассмотреть основные противоречия взаимодействия театра и публики в городском социокультурном пространстве;
3) Определить место театра в культурно-досуговой деятельности жителей г. Тольятти;
4) Проанализировать роль творческих деятелей в процессе создания театрального контента и его влияния на театральную публику г. Тольятти.
Гипотеза исследования: публика театров крупных российских городов обращается к искусству чаще всего с целью получить удовольствие от просмотра спектаклей, посредством развлечения как одной из наиболее востребованных функций современного театра. В тоже время репертуар последнего позволяет реализовывать потребность зрителя в духовном, интеллектуальном, педагогическом и эстетическом направлениях, однако массовый зритель современных театров не стремится знакомиться с творческим продуктом данного содержания.
Теоретико-методологическая база исследования:
Структурно-функциональный подход (Б. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун, Т. Парсонс, Р. Мертон) задает методы исследования социокультурных проявлений (в данном случае театральную культуру) как едино- упорядоченной составной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (функцию внутри этой целостности). При таком подходе, театральная культура является совокупностью социальных институтов (театральная культура зрителя, аудитории отдельных театров), обеспечивающих коллективную направленность людей для создания, распространения, восприятия и признания театрально-художественной продукции.
Системный подход (Л. Уайт, Л.Н. Коган, Э.А. Орлова, В.М. Розин) позволяет определить сущность взаимодействия театра и публики. Насколько прочно функционирует театр в современных рыночных условиях, и какие происходят изменения в социально-культурных (а именно театральных) потребностях и ориентациях публики.
Семиотический подход (Ю.М. Лотман, М.С. Каган). При данном подходе театральная культура понимается как практика интерпретации текстов, зашифрованных посланий. Раскрывается манера и стиль театрального искусства.
Социологическая теория суперсистем П. Сорокина. Данная теория предполагает, что мировоззрение лежит в основе каждой культуры, культурного периода. Согласно различным видам мировоззрений мы рассмотрим театральную культуру в рамках чувственной культуры, где мировоззренческие установки основываются на чувственном постижении мира.
Эмпирическая база исследования. Для получения социологической информации, отражающей степень вовлеченности театральной публики в культурное пространство современного города, было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 200 человек. Исследование носит пилотажный характер. По типу выборка - целевая, где единицами отбора выступают индивиды в возрасте от 18 до 51 и более лет, приобщенные к театральной культуре. Также для получения более полной информации об образе и характеристике театральной публики г.о. Тольятти непосредственно с точки зрения основного действующего лица - актера, было проведено глубинное интервью с десятью информантами - актерами, из четырех задействованных в исследовании профессиональных театров города Тольятти, таких как Драматический театр «Колесо» им. Г. Б. Дроздова (Центральный район), театр «Дилижанс» (Автозаводский район), «Молодежный драматический театр» (Комсомольский район), Театр кукол «Пилигрим» (Центральный район).
Обработка и анализ полученной информации производилась с помощью программ Microsoft Office Excel 2007 и SPSS Statistics 21.
Апробация работы.
Результаты проведенного исследования отражены в статье, опубликованной в научно-методическом электронном журнале «Концепт» (июнь 2017).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Театральный спектакль является воплощением всех видов искусства на сцене в режиме реального времени, погружает человека в свою атмосферу, позволяет почувствовать себя участником сложившейся ситуации и поэтому имеет очень сильное влияние на характер, становление личности человека, его мировосприятие. Активность респондентов показала, что театр интересен современному человеку, несмотря на немногочисленность театральной публики.
С целью получения социологической информации, отражающей степень вовлеченности театральной публики в культурное пространство современного города, нами было проведено социологическое исследование.
В ходе этого исследования было опрошено много людей с разными характеристиками по полу, возрасту, семейному положению, занятости и месту проживания, что позволило нам охватить весь спектр различий между людьми, проживающими в нашем городе Тольятти.
Исходя из результатов анкетного опроса и интервью с актерами, можно сказать, что актеры со своей стороны видят театральную публику города не такой, какой видит ее непосредственно сам зритель. Большинство актеров считают, что для современных людей театр - это все-таки форма развлечения, однако некоторые зрители считают, что это не так, особенно не согласны с данным высказыванием зрители более старшего возраста, а также мамы, придавая большое значение именно социализирующей роли театра для детей. Исходя же из результатов анкетирования, в основном, зритель в театр идёт, чтобы расслабиться и отдохнуть, и мужчины и женщины в большинстве своём отдают предпочтения комедийным жанрам, мюзиклу и потом только драме и трагедии. Женщины также выбирают «детский спектакль», так как посещают театры с детьми.
Также, опрос показал, что превалирующим фактором к мотиву посещения театров и просмотра спектаклей является необходимость удовлетворения духовных потребностей, для современного зрителя наряду с физиологическими все более актуальными становятся потребности более высокого уровня - эстетические. Также театральный зритель нашего города придаёт театру большую значимость в формировании культуры современной молодежи. Мы выяснили, что люди, приобщенные к театральной культуре города Тольятти, считают, что, посещая театр, можно повысить свой культурный уровень и в целом считают, что театральное искусство положительно влияет на личность и воспитывает в ней позитивные черты характера. Театральный зритель нашего города обладает высоким культурным уровнем, а также участвует в культурно-досуговой деятельности городского пространства, он организует свой досуг, включая в него помимо посещения театров городского пространства ещё и театры внегородского пространства, а также уделяет свое время на просмотр театральной пьесы по телевизору. Оказывается, большинству женщин, наряду с занятостью по домашнему хозяйству, детьми и дачей, удается посещать театры, концерты, музеи, выставки и вернисажи, а мужчинам в свободное время обогащать себя знаниями через чтение газет, журналов и книг.
Большинство зрителей города, посетивших театр, остаются довольными от просмотра спектакля. Многие испытывают во время и после просмотра театральной постановки даже более сильные эмоции, чем радость и удовольствие, такие как: счастье, восторг, невероятное эмоциональное удовлетворение, огромное впечатление и искреннюю благодарность, что дает основание сделать вывод о том, насколько хорошую и качественную работу проделывают актеры, режиссеры, композиторы, костюмеры и гримеры, и все другие работники сцены в отношении создания спектакля, его воплощения и осуществления.
Конечно, кому как не деятелям театрального искусства - актерам, знать, как театр влияет на зрителя, на его чувства и эмоции, на восприятие его театральной постановки и на его впечатления от просмотра её. В ходе нашего с ними интервью выяснилось, что значительная часть информантов склонна снижать оценку роли театра в жизни современных людей в виду наличия разнообразия видов их досуга. По мнению актеров, если рассматривать театр как вид искусства, то он играет лидирующую роль в связи с возможностью его как социального института выполнять множество социокультурных функций. Однако рассматривая роль театра в качестве вариантов досуга для современного человека, всеми актерами было отмечено, что театр значительно уступает кино и музыке в доступности и сиюминутности удовлетворения духовных потребностей.
Преимущество театра актеры видят в его живом контакте со зрителем. Интервьюируемые отмечали, что во время спектакля зритель вовлечен в атмосферу игры, он непосредственный участник процесса взаимодействия, участвует в вербальном или невербальном диалоге с актерами спектакля, в процессе актерской игры артисты наблюдают за реакциями публики: мимика и эмоции, смех и слезы - все это отражает ее отношение к происходящему на сцене, и это в свою очередь, помогает актерам устанавливать дальнейший контакт со зрителем, вдохновляет всех участников театрального взаимодействия на повышение его качества.
Таким образом, в результате исследования мы достигли поставленной цели и задач работы, однако выдвинутая нами рабочая гипотеза подтвердилась только частично. Мы можем сказать о том, что в большинстве своем зритель посещает театр, с целью расслабится и отдохнуть, но окунувшись в творческую атмосферу театрального действа, зритель наряду с функцией развлечения, в ходе которой происходит удовлетворение желаний и потребностей развлекающихся (зрителей) одновременно оказывается под влиянием других его функций: познавательной (театр дает основы познания о мире и гармоничном существовании в нем; учит понимать, где есть добро, а где зло; он раскрывает в зрителях эмоции, будоражит чувства; в театре транслируются богатейшие познания человечества о мире и человеческих взаимоотношениях и т. д.), коммуникативной (обмен между актерами и зрителями различными настроениями, чувствами, идеями и представлениями), регулятивной (влияние театра на поступки и поведение людей, их духовное состояние), игровой, компенсаторной и многими другими функциями, театр также формирует общественное сознание, он социализирует и воспитывает человека. В силу того, что часть спектаклей, ставятся театральными режиссерами вне зависимости от учета потребностей и желаний публики, и в силу своей оригинальности, наличия глубокого смысла и проникновенности такие представления очень сильно воздействуют на зрителя. И зачастую массовый зритель превращается в театрала, зрителя, глубоко приобщенного к театральной культуре, зрителя, вовлеченного в культурно-досуговую деятельность городского пространства. Зрителя, главным мотивом посещения театра которого является не только развлечение или возможность расслабления, а потребность более высокого уровня - духовная. Поэтому даже если зритель пришел в театр для того, чтобы развлечься, окунувшись в атмосферу театрального действа и проникнувшись духом искусства, он не уйдет оттуда прежним человеком.
На основании анализа научной литературы и полученных данных могут быть предложены следующие рекомендации:
1. Сформировать обучающий центр в театре, применив своеобразный клубный принцип при организации работы с аудиторией, при котором заниматься привлечением школьников, студентов и взрослых людей для того, чтобы они могли отдельно от проката репертуарных спектаклей, рассматривать, разбирать и обсуждать современную драматургию, также они будут иметь возможность непосредственного участия в читках новых пьес и их последующем обсуждении.
2. Разработать рекомендации по правилам поведения в театре в форме отдельной брошюры. Грамотно оформить и бесплатно предоставлять зрителю одновременно во время покупки его билета на спектакль.
3. В целях реализации воспитательной функции периодически организовывать раз в несколько месяцев благотворительные спектакли, вырученные средства, от которых пойдут на помощь лицам, нуждающимся в специализированной медицинской помощи и дорогостоящей операции.
Научно-практическая и теоретическая значимость квалификационной работы определяется высокой актуальностью и противоречивостью проблем, связанных с качеством взаимодействия субъектов и объектов театрального процесса. Результаты данного исследования позволяют восполнить пробелы в области социологии культуры, социологии театра, имеют определенное значение для разработки принципов социологических исследований в данной сфере.


1 Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».
2. Аванесова, Г. А. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика / Г. А. Аванесова, О. Н. Астафьева. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 424 с.
3. Адорно, Т., Хоркхаймер, М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / Т. Адорно, М. Хоркхаймер // пер. с нем. - М.: Медиум, 1997. - 312 с.
4. Алексеев, А. Н. Методологические и методические проблемы комплексного исследования театральной жизни / А. Н. Алексеев // Научно-практическая конференция «Театр и зритель» (Опыт и перспективы социологического исследования театра). Краткое содержание сообщений (тезисы). 23-25 декабря 1974 года. - М., 1974. - С. 6-7.
5. Алексеев, А. Н. Некоторые современные тенденции функционирования театра в условиях крупнейшего культурного центра / А. Н. Алексеев // Театр и наука. - М.: ВТО, 1976. - 39 с.
6. Бабосов, Е. М. Социология в текстах. Хрестоматия / Е. М. Бабосов. - Мн.: ТетраСистемс, 2003. - 352 с.
7. Балдина, О. Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России / О. Д. Балдина. - М.: АСТ Астрель, 2012. - 256 с.
8. Быстрова, А. Н. Культурное пространство как объект философской рефлексии / А. Н. Быстрова // Философские науки. - 2004. - №12. - С.24-40.
9. Быховская, И. М. Прикладная культурология: знания в действии / И. М. Быховская // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. - М.: Смысл, 2010. - С.7-33.
10. Бурлина, Е. Я., Кузовенкова, Ю. А. Город плюс имидж: теория, социокультурная практика, региональные проекты / Е. Я. Бурлина, Ю. А. Кузовенкова, Я. А. Голубинов. - Самара: ООО «Книга», 2010. - 160 с.
11. Бурлина, Е. Я., Бокурадзе, Д. С. Театр в городе и город в театре: единое культурное пространство / Е. Я. Бурлина, Д. С. Бокурадзе // Известия Самарского научного центра РАН. -2013. - Т.1. - № 1-2. - С.10-14.
12. Вахеметса, А. Л., Плотников, С. Н. Человек и искусство: Проблемы конкретно-социологических исследований искусства / А. Л. Вахеметса, С. Н. Плотников. - Москва: Мысль, 1968. - 196 с.
13. Вишневский, Ю. Р. Художественная культура жителей области (интересы и запросы в сфере искусства) / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко, А. П. Коробейникова // Библиотека в эпоху перемен. - 2007. - №1. - С. 23-40.
14. Гвоздев, А. А. Из истории театра и драмы / А. А. Гвоздев. - М.: USSR: Либроком, 2012. - 104 с.
15. Глазычев, В. Л. Урбанистика / В. Л. Глазычев. - М.: Изд-во «Европа», 2008. - 220 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ