Аннотация 2
Введение 5
Глава I. Основные тенденции формирования городской инфраструктуры г. Ставрополя в 1950-1958 гг 15
§ 1. Разработка проекта нового Ставрополя 15
§ 2. Формирование социальной инфраструктуры г. Ставрополя в период строительства ГЭС 28
Глава II. Особенности развития г. Ставрополя в 1950-е годы: инженерно-техническое обеспечение и транспортная коммуникация 37
§ 1. Инженерно-техническое обеспечение города: этапы и особенности застройки в Комсомольском и Центральном районах 37
§ 2. Условия создания транспортных коммуникаций в Ставрополе в 1950-1958 годы XX века 41
Заключение 48
Перечень ссылок 52
Список использованной литературы и источников 66
Приложения 72
Актуальность. Послевоенный период в отечественной истории характеризовался очередным этапом индустриализации. Продолжалось масштабное строительство промышленных объектов, сооружение которых происходило как на территориях крупных городских образований, так и в условиях возведения и расширения процессов урбанизации.
Принятие решения о строительстве Волжской ГЭС в 1950 году вблизи г. Ставрополя, ознаменовало собой не только сооружение масштабной гидроэлектростанции, но и новый этап в развитии и становлении данного городского образования, который из маленького провинциального города — села преобразовывался в крупный промышленных центр с мощной развитой инфраструктурой и большими перспективами развития.
Формирование городской инфраструктуры г. Ставрополя происходило одновременно с возведением гидроэлектростанции, поскольку при строительстве данного объекта требовалось расширение социально -культурных предприятий, жилья, инженерно -технического обеспечения и создание разветвленной сети транспортной коммуникации.
Пример возрождения города Ставрополя типичен для ряда городов СССР данного периода. Ускоренная советская индустриализация стала первопричиной строительства городских поселений на территории СССР. Именно период их масштабного строительства можно считать расцветом советского градостроительства.
Вследствие чего всестороннее рассмотрение процесса формирования городской инфраструктуры г. Ставрополя представляет большой научный интерес, поскольку позволяет осмыслить особенности строительства городских объектов в процессе индустриализации, выделить закономерности и особенности их возведения.
Цель данного исследования - проследить процесс формирования городской инфраструктуры Ставрополя в период строительства Волжской ГЭС в 1950-1958 гг., выделить его особенности и влияние на дальнейшее развитие города.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
1. выделить особенности разработки проекта нового Ставрополя;
2. изучить формирование социальной инфраструктуры г. Ставрополя в период строительства ГЭС;
3. рассмотреть создание систем инженерно -технического обеспечения города;
4. исследовать создание транспортных коммуникаций в 1950-1958 гг.
Объект исследования - формирование городской инфраструктуры Ставрополя в период строительства Волжской ГЭС в 1950-1958 гг.
Предмет исследования - события, явления, процессы, нормативная база, отражающая процесс формирования городской инфраструктуры Ставрополя в период строительства Волжской ГЭС в 1950-1958 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1950 до 1958 гг. Выбор нижней границы обусловлен принятием решения о строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции на р. Волге 21 августа 1950 г. Именно с этой даты начинается формирование городской инфраструктуры Ставрополя: разработка проектов, строительство социальных объектов и планомерная застройка Центрального и Комсомольского районов.
Верхняя граница хронологических рамок исследования связана (1958 г.) с окончанием возведения Волжской ГЭС. К концу 50-х гг. XX века были сооружены основные объекты городской инфраструктуры города.
Территориальные рамки исследования затрагивают Комсомольский и Центральный районы г. Ставрополя в 50-е гг. XX века, поскольку именно на данных участках было запланировано строительство городской инфраструктуры города в условиях возведения Волжской ГЭС.
Степень разработанности темы. Изучением данной проблематики занимались исследователи, как в советский (1950-1991 гг.), так и постсоветский период (1991 г. - настоящее время).
В годы СССР историческая литература, посвященная анализу формирования городской инфраструктуры, была встроена в единую систему понимания и трактовки развития советского государства. Все исследования в едином ключе содержали основную идею: на протяжении всего становления советского общества происходил значительный рост социальной сферы и экономического развития, в том числе включая жилищно -бытовые условия советских граждан.
Советские историки, освещая процессы жилищного строительства, ориентировались на регламентированные идеологические и политические установки. Все события и мероприятия транслировались исключительно в положительном ключе. А существующим противоречиям или проблемам придавался характер незначительных, временных несущественных трудностей, которые, несомненно, в ближайшей перспективе будут ликвидированы.
Основной проблематикой были вопросы уровня жизни и бытового обслуживания, жилищного строительства и др. [1].
Региональные исследования советского периода 50-х гг. XX века, в частности, отражающие развитие городской инфраструктуры г. Ставрополя в 1950-е годы, соответствовали общей концептуальной линии публикаций всесоюзного уровня. Данная проблема изучалась в контексте строительства Волжской ГЭС [2]. Авторы работ выражали основную идею - возведение Волжской ГЭС способствовало возрождению и расширению городской инфраструктуры г. Ставрополя. Кроме роста жилищного строительства, происходило развитие энергетической базы и транспортных коммуникаций.
Публикации 60-80-х гг. XX века анализировали данную проблематику в контексте причин и предпосылок строительства Волжского автомобильного завода. Исследователи, полагали, что именно создание материально-технической базы г. Ставрополя в 1950-е г. во многом предопределило строительство крупного промышленного гиганта [3].
В постсоветский период, который начался вначале 1990-х гг. и продолжается по настоящее время, исторические исследования были освобождены от партийной регламентации, следовательно, направленность проблем, а также содержание работ значительно расширились.
В частности, в исследованиях как всероссийского, так и регионального уровней, рассматривающих формирование городской инфраструктуры, отсутствовала единая концепция интерпретации исторических событий.
Одни исследователи стали акцентировать внимание на недостатках, другие пытались отойти от одностороннего критического подхода и выявить, в чем были причины неудач советской системы, а также какие у неё были достижения.
В частности, в исследовании О.Э. Бессоновой [4] выявляются недостатки жилищной политики СССР. По мнению автора, основными противоречиями являлось отсутствие конкуренции между организациями, которые осуществляли госзаказ, что ограничивало заинтересованность в улучшении качества работы. Данную позицию о социальной напряженности из -за жилищного вопроса отражает в своем исследовании Ю.И. Казанцев [5].
Другие исследователи позитивно оценивают советскую жилищную политику, заявляя, что в советский период в СССР была реализована крупномасштабная программа жилищного строительства, которая позволила значительному числу граждан получить жилье [6].
На современном историческом этапе среди историков распространено мнение о неоднозначности результатов советской жилищной политики [7].
В данный исторический период аналогичные содержательные процессы происходили и на региональном уровне. В частности, проблема формирования городской инфраструктуры г. Ставрополя в период возведения Волжской ГЭС стала анализироваться с опорой на более широкую архивную базу, а также разнообразные мемуарные источники.
В90- е годы XX века изучаемая проблематика нашла отражение в публикациях известного тольяттинского исследователя - краеведа В.П. Овсянникова [8]. С опорой на богатый источниковедческий материал историк создал и описал историю г. Тольятти (Ставрополя) с момента его возникновения по 1990 -е гг.
История создания городской инфраструктуры в 50-е годы XX века встроена в общий процесс повествования о развитии современного Тольятти, т.е. отмечается логичность и целостность восприятия изложения, который наполнен многочисленным фактическим материалом. Работы В.П. Овсянникова отличаются богатым биографическим содержанием, так, например, имеется подробное описание личности, деятельности и роли И.В. Комзина.
В начале XXI века значительно расширилось число исследований по истории г. Тольятти, подготовленные не только историками, но и журналистами, архитекторами, общественниками, и просто неравнодушными к историческому прошлому Ставрополя - Тольятти.
Значительный научный интерес представляют публикации о различных аспектах развития Ставрополя - Тольятти журналиста С.Г. Мельника, который самостоятельно или в соавторстве опубликовал ряд книг по краеведческой тематике [9].
Наибольшую историческую значимость среди разработок журналиста С.Г. Мельника несет интернет - проект «Журналистские расследования: Рукотворный город. Как строился Тольятти» [10].
Данный медийный контент содержит обширный источниковый материал, который освещает различные направления истории г. Ставрополя - Тольятти. Собранный, систематизированный и проанализированный журналистом обширный документальный архив (фото, личные воспоминания участников событий, цитаты из публикаций того времени, статистические данный, архивные документы) позволил ему воссоздать объективную картину исторических условий и предпосылок создания г. Ставрополя в период возведения Волжской ГЭС, а также определить роль исторических личностей и определенных социальных групп в этом процессе.
Стоит отметить работу первого ректора Тольяттинского государственного университета С.Ф. Жилкина «Стратегическое городское планирование», опубликованную в 2001 году [11 ]. В книге отражаются основные этапы планирования г. Ставрополя - Тольятти, начиная с 50-х гг. до конца 80-х гг. XX века. Автор отмечает, что вместе с развитием промышленности города возникала потребность увеличения планировочной численности населения, а, следовательно, ставились новые задачи для формирования городской инфраструктуры города.
История планирования г. Ставрополя - Тольятти нашла отражение в диссертации М.В. Солодилова «Архитектурно-пространственная трансформация моногорода для преодоления кризисных явлений (на примере г. Тольятти)» [12].
Автор диссертации - архитектор, строитель, который в исторической динамике подробно анализирует нюансы городского строительства Центрального, Комсомольского района, Портпоселка и Шлюзового [13].
Особенностью данной работы является попытка объяснить причины и предпосылки выбора данной структуры городской постройки на начальном этапе планирования и показать ее трансформацию под влиянием различных внешних политических, социально -экономических и других условий.
Значительную роль в изучении проблемы городской инфраструктуры г. Ставрополя - Тольятти внесли преподаватели - исследователи Тольяттинского государственного университета. Так, в частности, были проанализированы вопросы влияния социальных факторов на формирование городской среды [14], строительства Волжской ГЭС на создание экономической инфраструктуры г. Ставрополя [15], рассмотрены процессы жилищно -гражданского строительства в период возведения Волжской ГЭС [16] и др.
В начале ХХ1века были подготовлены и опубликованы ряд тематических сборников и авторских работ, которые носят историко -публицистический, биографический характер [17 ]. В них систематизированы статьи, очерки, заметки, посвященные г. Ставрополю в 50-е гг. XX века.
Данные публикации содержат аналитический материал, поскольку уже прошло достаточно времени и накоплен значительный исторический опыт для более глубокого осмысления процессов развития г. Ставрополя - Тольятти.
Поскольку при строительстве Волжской ГЭС и г. Ставрополя привлекался труд заключенных, то проблема формирования городской инфраструктуры города в 1950-1958 гг. была затронута и в ряде исследованиях, освещающих систему исправительно -трудовых лагерей [18].
Следует выделить работу зарубежного исследователя Фабьена Белла «Тольятти. Рождение Нового города» 2014 год издания [19]. Автор книги - доктор истории искусств университета Париж X. Центром его исследовательских интересов является советская архитектура. Белла преподавал во Франции, в университете Нанта, в университете Квебека в Оттаве (2011 год), читал лекции в университете Сорбонны, Московском государственном университете, в Ливерпульском Хоуп-университете, Колледже искусств и дизайна Саванны, Квебекском университете Монреаля, в Национальном художественном музее Кубы. Его статьи опубликованы в научных журналах Франции, Канады и Италии. На данный момент занимает пост ассоциированного исследователя Версальской архитектурной школы (тема исследования - сады сталинской эпохи).
В книге с использованием широкого массива архивных данных не только регионального, но и федерального уровня отражены различные аспекты исторического зарождения города Ставрополя - Тольятти. По мнению исследователя, создание города Ставрополя - Тольятти является смелым и успешным проектом современной истории.
Следует отметить, что исследования, посвященные формированию инженерно-технического обеспечения города и созданию транспортной коммуникации в Ставрополе в 1950-1958 годы очень скудны. Как правило, они изучаются в контексте исследований о возведении Волжской ГЭС и функционирования Кунеевского ИТЛ [20].
Все имеющиеся на современном этапе исследования затрагивают проблему формирования городской инфраструктуры г. Ставрополя в период возведения Волжской ГЭС, лишь в контексте исторического развития г. Ставрополя - Тольятти. Стоит констатировать, что комплексное исследование по данной проблематике отсутствует. В виду чего данная работа представляет значительный научный и практический интерес.
Источниковая база исследования представлена неопубликованными архивными источниками, а также опубликованными документами и материалами по формированию городской инфраструктуры г. Ставрополя в 50 - е годы ХХ века. Условно можно выделить следующие группы.
Первую группу источников составляют нормативно-правовые документы. К их числу следует отнести законодательные и подзаконные нормативные акты (кодексы, законы и указы, постановления и распоряжения, директивы и приказы).
Данные источниковые материалы инициировали масштабное возведение социальной инфраструктуры, нормативно регламентировали методы и способы преодоления жилищного кризиса. Использование нормативно -правовой базы помогло проанализировать последовательность и целесообразность, а также закономерность одобренных решений в области жилищной политики, оценить их результативность.
Осмысление и анализ правовых документов, характеризующих жилищную политику, свидетельствует о том, что значительное внимание советское руководство уделяло вопросам государственного контроля строительства и благоустройства [21].
Вторая группа источников - делопроизводственные документы. Данные документы содержатся в фонде 9414 (Главное управление мест заключения Министерства внутренних дел СССР) Государственного архива РФ [22], фонде 339 Российского государственного архива экономики [23], в фондах Р -2558, Р4249 в Государственном бюджетном учреждении Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области» (далее — ГБУСО ЦГАСО) 24 , в фонде Р - 18, Р. - 318 (Управление строительства «Куйбышевгидрострой») Управлении по делам архивов г.о. Тольятти [25].
В данной группе стоит акцентировать внимание на справках о состоянии лагерных подразделений Кунеевского ИТЛ МВД СССР, которые позволяют проследить процесс инфраструктурного развития на начальном этапе строительства Волжской ГЭС; материалы по проектированию г. Ставрополя в период возведения Волжской ГЭС, содержащие переписку руководства, проектную документацию, замечания и комментарии руководителей проектной группы; справки, замечания, доклады о строительстве транспортных коммуникаций, справки о вводе в эксплуатацию жилфонда.
Следующая группа источников - статистические данные. Представляют собой различные статистические отчеты по исследуемой проблематике. Это численные показатели, характеризующие темпы жилищного строительства и возведения объектов социокультурной сферы, строительства дорог и инженерно-технических объектов г. Ставрополя [26].
Значимым документом являются источники личного происхождения. К их числу следует отнести мемуары, воспоминания, записки, дневники руководителей строительства, рабочих, бывших политзаключенных и жителей г. Ставрополя.
Данные источниковые материалы характеризуются субъективной оценкой и эмоциональным восприятием. Тем не менее, публикации личного происхождения представляют собой существенный источник информации, который позволяет детализировать и придать личный, биографический характер истории строительства г. Ставрополя в период возведения Волжской ГЭС [27].
Методологические принципы исследования представляют собой совокупность научных методов: принцип историзма, научная объективность, дедукция, синтез, конкретно-исторический подход, сравнительно-исторический, системный, историко-хронологический и другие методы научного исследования.
Научная новизна заключается в том, что в данной работе предпринята попытка комплексного осмысления формирования городской инфраструктуры Ставрополя в период строительства Волжской ГЭС в 1950-1958 гг.
В данной работе представлен больших массив архивных документов как регионального, так и федерального уровня, а также разнообразные источники личного происхождения. Это позволило объективно взглянуть на процесс становления городской инфраструктуры Ставрополя в период строительства Волжской ГЭС в 1950-1958 гг., а также выделить его особенности и влияние на дальнейшее развитие города.
Практическая значимость исследования заключается в возможности его использования в курсах, которые преподаются для студентов по специальности «История», «Политология» и «Международные отношения» в рамках таких учебных дисциплин «История Новейшего времени», «История России XX век», «Краеведение», а также различных спецкурсов.
Апробация работы проводилась в рамках Студенческих дней науки Тольяттинского государственного университета в 2018 году (Тема доклада: «Разработка генерального плана строительства Ставрополя в первой половине 1950-х гг.»).
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, две главы (четыре параграфа), заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
В послевоенный период в СССР начинается очередной этап индустриализации, который был связан со строительством Волжской ГЭС - крупнейшей гидроэлектростанции Поволжья.
Становление города, как индустриального проходило в несколько этапов и тесно связано со строительной организацией «Куйбышевгидрострой».
Стройка была разделена на районы, не столько территориальные, сколько на «профессиональные». Каждый начальник отвечал за свой участок, специфику и задачи которого знал досконально. Размещение поселков было подчинено желанию приблизить их к основным объектам строительства.
Был разработан план строительства города, который регулярно обновлялся и корректировался не только в направлении количественных показателей, но и требований к внешнему виду.
В обстановке постоянных резких изменений в области политики и переориентации архитектурного направления, которые в совокупности оставили неизгладимый след в облике города, и появился Ставрополь. С одной стороны проекты постоянно изменялись, а с другой хаотично останавливалась их реализация. Поэтому сейчас можно наблюдать соседство красивых и добротных сталинок в Шлюзовом и Комсомольском районах с серыми хрущевками.
Тем не менее, преодолев трудности, город переехал на новое место и похорошел. К концу 1955 года протянулись десятки улиц, выросло около двух тысяч одноэтажных домов и около сорока двухэтажных. Там где раньше был лес, появились новые кварталы перенесенного города.
На начальном этапе основным сырьем строительства была древесина, как экономичная и доступная для использования. В мере расширения строительства, использования современных технологий и стахановского опыта стали создаваться каменные дома.
Следует отметить, что в начале строительства Волжской ГЭС приоритет отдавался решению жилищной проблемы, как первоочередной, то по мере расширения стройки и привлечения широкого круга специалистов и рабочих, ставилась задача по активизации строительства объектов социально - культурной сферы, как необходимого требования для создания благоприятной среды проживания.
Оптимальное функционирование современного промышленного центра невозможно без разветвленной инженерно -технической системы. Именно она обеспечивает не только жизнедеятельность горожан, но и функционирование промышленных предприятий. Вследствие чего, одновременно со строительством жилищного фонда и промышленных объектов происходит разработка и внедрение водопровода, канализации, сети электроснабжения и др.
Именно поэтому в период строительства Волжской ГЭС была поставлена тройная задача - не только возвести гидроэлектростанцию и обеспечить жильем строителей, но и расширить инженерно-техническую базу г. Ставрополя.
Одновременно с процессом строительства Волжской ГЭС происходило расширение инженерно -технического обеспечения. Первоначально были обеспечены приемлемыми условиями жители рабочих поселков. Позже с момента возведения Нового Ставрополя происходит более масштабное установление инженерно-технических объектов. Приходилось строить все с нуля и быстрыми темпами, что было обусловлено задачами, поставленными перед гидростроителями.
За годы строительства ГЭС Куйбышевгидрострой в новых поселках и городах построил разветвленную сеть санитарно -технических коммуникаций: водопроводные и теплофикационные сети, насосные станции, резервуары для воды, водонапорные башни, очистительные сооружения, пожарные депо. Все рабочие поселки были радиофицированы.
Чтобы развернуть крупное строительство требовалось создать разветвленную сеть транспортных коммуникаций, которая бы не только способствовала активизации возведения Волжской ГЭС, но и ускорила расширение социально-культурных и промышленных объектов города Ставрополя.
Строительство автомобильных и железнодорожных дорог происходило в сложных условиях: нехватка комплектующих материалов и климатические условия, ограничивали возведение транспортных коммуникацией.
Трудности с поставками грузов для строительства начались уже в начале возведения ГЭС. Ограниченность транспортной коммуникационной базы, не предназначенной для промышленных целей, замедляла темпы строительства и оставалась одной из самых острых проблем, требующих безотлагательных мер.
Строительство дорог была сложным делом. Требовалось решение ряда вопросов, прежде всего, поиск и доставка требуемого материала, проведение геологических исследований, которые позволили бы определить состав почвы и возможность прокладки шоссейной или железной дорог, но одним из острейших проблем являлись ограниченность кадровых ресурсов.
Тем не менее, в условиях форсированной индустриализации задачи советского руководства ставились во главу угла. В итоге, были достигнуты существенные результаты. За период строительства Волжской ГЭС была создана широкая сеть автомобильных дорог: асфальтовых, щебеночных, бетонных и грунтовых. По автомобильным дорогам перевозилось более 80 % грузов.
Подводя итог, следует выделить, что формирование городской инфраструктуры города Ставрополя в период строительства Волжской ГЭС происходило в два этапа:
1 этап - подготовительный: 1950-1953 гг. - планирование города, строительство жилья и объектов социально-культурной сферы, транспортных коммуникаций, инженерно-технических средств, которые были призваны обеспечить минимальные требования прибывающего населения.
2 этап - дальнейшая реализация и расширение: 1953-1958гг. - уточнение планирования города, расширение процессов формирования городской инфраструктуры.
В целом, к завершению строительства Волжской ГЭС Ставрополь приобрел все необходимое для дальнейшего промышленного развития. Именно ресурсная база, заложенная в 50-е годы XX века, стала стартовой площадкой для превращения г. Ставрополя в крупнейший индустриальный центр Среднего Поволжья.
Архивные источники
1. Государственный архив Российской Федерации
Ф. Р. - 9414. Главное управление мест заключения Министерства внутренних дел СССР
2. Российский государственный архив экономики
Ф. 339. Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР).
3. Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области»
Ф. Р - 4249. Главное управление архитектуры и градостроительства департамента по строительству, архитектуре, жилищно -коммунальному и дорожному хозяйству администрации Самарской области (1944 - 1994)
Ф. Р - 2558. Самарский областной совет народных депутатов (1937 - 1993)
Ф. Р - 1677. Редакция газеты «Строитель гидроузла» - орган политотдела строительства Куйбышевского гидроузла, постройкома и управления Самарского исправительно -трудового лагеря НКВД
4. Федеральное казенное учреждение «Российский государственный архив в г. Самаре»
Ф. Р-249. Энергетический институт им. Кржижановского
5. Управление по делам архивов администрации г. о. Тольятти.
Ф. Р-17. Главное управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области 1952 - 1989 гг.
Ф. Р-18. Производственное ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени строительно -монтажное объединение «Куйбышевгидрострой» (ПСМО КГС) Российского Государственного строительно-промышленного концерна по строительству в южных районах «Росюгстрой» 1949 - 1993 гг.
Ф. Р - 318. Управление строительства Куйбышевской гидроэлектростанции Министерства внутренних дел СССР
Нормативно-правовые источники
6. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. - Т. 4. - М., 1958. - 589с
7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т. 4. - М., 1968. - 896с
Делопроизводственные источники
8. Волжская ГЭС им. Ленина: технический отчет о проектировании и строительстве Волжской ГЭС имени В.И. Ленина, 1950-1958 гг. - М.; Л.: Государственное энергетическое издательство, 1963. Т.1. - 56с
Статистические источники
9. Кокурин, А., Моруков, Ю. Архив. ГУЛАГ: структура и кадры/ А. Кокурин, Ю. Моруков// Свободная мысль XXI. - 2001. - № 3. - С.111-128
Периодическая печать
10. Газета «Волжская коммуна», 1950- 2015 гг.
Источники личного происхождения
11. Де лос Льянос Мас Вирхилио Ты помнишь tovarish? Из архива одного из детей вывезенных в СССР во время гражданской войны в Испании. Пер. с исп./ Де лос Льянос Мас Вирхилио.- М., 2008. - 125с
12. Комзин, И.В. Я верю в мечту./ И.В. Комзин. - М.: Политическая литература, 1973. -258с
13. Паренский, А. Т. Судьба моя - Тольятти: Записки председателя горсовета. / А.Т. Паренский - Тольятти: изд-во Фонда «Развитие через образование», 1997. - 192с.
14. Политические репрессии в Ставрополе на Волге в 1920-е -1950-е гг. / Сост. Нияз Ялымов - Тольятти: Центр информационных технологий, 2005. - 256с
15. Фролов, Н.Р. В Жигулях на перевале века: Записки журналиста./ Н.Р. Фролов - Куйбышев: Кн. изд-во, 1990. - 256с.
...