ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. 7
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы формирования логического мышления у младших школьников. 7
1.2. Условия формирования логического мышления на уроках математики в начальной школе. 19
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 32
2.1. Выявление уровня сформированности логического мышления у младших школьников 32
2.2 Организация опытно – экспериментальной работы по формированию логического мышления младших школьников на уроках математики 44
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию логического мышления младших школьников на уроках математики . 50
Выводы по первой главе . 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 7
Аннотация. Введение.
Цель исследования - выявить и доказать эффективность формирования логического мышления у младших школьников на уроках математики средствами разработанного содержания дидактических карточек.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - формирование логического мышления у младших школьников на основе разработанного содержания и методики применения дидактических карточек на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования логического мышления у младших школьников на уроках математики.
2. Выявить уровень сформированности логического мышления у младших школьников.
3. Разработать методику применения вариативных дидактических карточек, направленную на формирование на уроках математики логического мышления у младших школьников.
4. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность методики формирования логического мышления средствами комплекса вариативных дидактических карточек на уроках математики.
Исследование проблемы формирования уровня логического мышления у детей младшего школьного возраста свидетельствует о важности и значимости данной работы в теории и практике математического образования младших школьников.
Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с недостаточной разработанностью вопросов, направленных на определение педагогических условий, способов, методов эффективного формирования логического мышления у детей младших классов в процессе занятий математикой. Традиционно обучение математике, как предмету школьного учебного плана, является основной из дисциплин активно формирующих способности к осуществлению логических операций у младших школьников, однако задания на развитие логического мышления на уроках математики занимают в практике работы учителя и детей непропорционально малое место.
Анализ психолого - педагогической литературы позволил установить, что формирование логического мышления является одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов.
В работе выделен ряд особенностей формирования логического мышления младших школьников на уроках математики.
Во-первых, формирование логического мышления младших школьников имеет тесную связь с возрастными психологическими особенностями и возможностями учащихся.
Во-вторых, формирование логического младшего школьника определяется содержанием учебных предметов.
Большая роль при формировании логического мышления младших школьников отводится математике, которая является универсальным и мощным методом познания.
Формирование логического мышления на уроках математики может осуществляться на 4 этапах - вводно-мотивационном, этапе открытия математических знаний, этапе формализации знаний и этапе обобщения и систематизации.
Для того, чтобы эффективно осуществлять процесс формирования логического мышления необходимо включать в основной процесс обучения, задания направленного характера, что было подтверждено опытно - экспериментальным путем.
Проведение экспериментального исследования уровня
сформированности логического мышления младших школьников выявило преимущественно средний уровень, у детей недостаточно сформированы логические действия, знаково-символические познавательные действия, что проявляется в неустойчивой ориентации на речевую действительность, дети при анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста, при создании схемы решения не учитывают все связи между данными условия и требованием, применяют стереотипные способы решения, дети могут выделить ряд смысловых единиц текста задачи, но способны только к нахождению в анализируемых схемах их частей, соответствующих смысловым единицам.
В ходе формирующего эксперимента был реализован ряд педагогических условий по формированию логического мышления: проблемные ситуации; организация совместной деятельности, эвристической беседы, коллективного вывода; применение разноуровневых заданий; информационно-коммуникативные технологии.
Проведение контрольного исследования показало положительную динамику в уровне сформированности логического мышления у школьников экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует об эффективности проведенной педагогической работы по формированию логического мышления младших школьников на уроках математики.
Таким образом, наше исследование подтвердило выдвинутую гипотезу об эффективном формировании логического мышления у младших школьников на уроках математики, если:
- создавать проблемные ситуации (общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы);
- использовать методы педагогики сотрудничества: совместная
деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение.
- использовать комплекс вариативных дидактических карточек.