ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. 7
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы формирования логического мышления у младших школьников. 7
1.2. Условия формирования логического мышления на уроках математики в начальной школе. 19
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 32
2.1. Выявление уровня сформированности логического мышления у младших школьников 32
2.2 Организация опытно – экспериментальной работы по формированию логического мышления младших школьников на уроках математики 44
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию логического мышления младших школьников на уроках математики . 50
Выводы по первой главе . 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 7
Аннотация. Введение.
Цель исследования - выявить и доказать эффективность формирования логического мышления у младших школьников на уроках математики средствами разработанного содержания дидактических карточек.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - формирование логического мышления у младших школьников на основе разработанного содержания и методики применения дидактических карточек на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования логического мышления у младших школьников на уроках математики.
2. Выявить уровень сформированности логического мышления у младших школьников.
3. Разработать методику применения вариативных дидактических карточек, направленную на формирование на уроках математики логического мышления у младших школьников.
4. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность методики формирования логического мышления средствами комплекса вариативных дидактических карточек на уроках математики.
Исследование проблемы формирования уровня логического мышления у детей младшего школьного возраста свидетельствует о важности и значимости данной работы в теории и практике математического образования младших школьников.
Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с недостаточной разработанностью вопросов, направленных на определение педагогических условий, способов, методов эффективного формирования логического мышления у детей младших классов в процессе занятий математикой. Традиционно обучение математике, как предмету школьного учебного плана, является основной из дисциплин активно формирующих способности к осуществлению логических операций у младших школьников, однако задания на развитие логического мышления на уроках математики занимают в практике работы учителя и детей непропорционально малое место.
Анализ психолого - педагогической литературы позволил установить, что формирование логического мышления является одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов.
В работе выделен ряд особенностей формирования логического мышления младших школьников на уроках математики.
Во-первых, формирование логического мышления младших школьников имеет тесную связь с возрастными психологическими особенностями и возможностями учащихся.
Во-вторых, формирование логического младшего школьника определяется содержанием учебных предметов.
Большая роль при формировании логического мышления младших школьников отводится математике, которая является универсальным и мощным методом познания.
Формирование логического мышления на уроках математики может осуществляться на 4 этапах - вводно-мотивационном, этапе открытия математических знаний, этапе формализации знаний и этапе обобщения и систематизации.
Для того, чтобы эффективно осуществлять процесс формирования логического мышления необходимо включать в основной процесс обучения, задания направленного характера, что было подтверждено опытно - экспериментальным путем.
Проведение экспериментального исследования уровня
сформированности логического мышления младших школьников выявило преимущественно средний уровень, у детей недостаточно сформированы логические действия, знаково-символические познавательные действия, что проявляется в неустойчивой ориентации на речевую действительность, дети при анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста, при создании схемы решения не учитывают все связи между данными условия и требованием, применяют стереотипные способы решения, дети могут выделить ряд смысловых единиц текста задачи, но способны только к нахождению в анализируемых схемах их частей, соответствующих смысловым единицам.
В ходе формирующего эксперимента был реализован ряд педагогических условий по формированию логического мышления: проблемные ситуации; организация совместной деятельности, эвристической беседы, коллективного вывода; применение разноуровневых заданий; информационно-коммуникативные технологии.
Проведение контрольного исследования показало положительную динамику в уровне сформированности логического мышления у школьников экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует об эффективности проведенной педагогической работы по формированию логического мышления младших школьников на уроках математики.
Таким образом, наше исследование подтвердило выдвинутую гипотезу об эффективном формировании логического мышления у младших школьников на уроках математики, если:
- создавать проблемные ситуации (общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы);
- использовать методы педагогики сотрудничества: совместная
деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение.
- использовать комплекс вариативных дидактических карточек.
1. Белошистая, А.Б. Методика о6учения математике в начальной школе: курс лекций: уче6. посо6ие для студентов вузов, о6учающихся по спец. педагогика и методика начального о6разования/ А.Б. Белошистая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС , 2007. - 455с.
2. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: Учеб.пособие / Г.В. Бороздина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 384 с.
3. Веселовская, Е.В. Педагогическая диагностика логического мышления учащихся: Дис... канд. пед. наук / Е. В. Веселовская. - Вологда, 2002. - 172 с.
4. Выготский, Л.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / Л.С. Выготский. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
5. Выготский, Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. – М., 2014. – Т. 4. – 372 с.
6. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии, 1969, №1.
7. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. – М.: Наука, 1966. – 218 с.
8. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М.: Педагогика, 2012. – 264 с.
9. Гафиатулина, Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Роженко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 283с.
10. Горячев, М.Д. Психология и педагогика: учебное пособие / М.Д. Горячев, А.В. Долгополова, О.И. Ферапонтова и др. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2003. – 187 с.
11. Гончарова О.С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах. -Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал № 10 (45),2012.
12. Гуружапов В.А. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / под ред.В. А. Гуружапова. — М. : Издательство Юрайт, 2017 — 493 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
13. Давыдов В,В. Виды обобщения в обучении: (Логикопсихологические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 1972. - 424с.
14. Давыдов В.В. Основные проблемы развития мышления в процессе обучения // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981
15. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. — М. : Педагогика, 2016. – 316 с.
...