ВВЕДЕНИЕ 4
1 Основные понятия о системе управления охраной труда. Теоретические основы разработки системы управления охраной труда в образовательном учреждении 8
1.1 Общая характеристика системы управления охраной труда в образовательном учреждении 8
1.2 Законодательная правовая и нормативно-техническая основа управления охраной труда 12
1.3 Цели и задачи системы управления охраной труда в образовательном учреждении 16
1.4 Структура системы управления охраной труда и ее функционирование 19
1.5 Оценка и управление профессиональными рисками в системе управления охраной труда 23
2 Объект и методы исследования. Система управления охраной труда в образовательном учреждении на примере ГБОУ ВО НГИЭУ 28
2.1 Характеристика ГБОУ ВО НГИЭУ 28
2.2 Нормативная документация в области охраны труда в ГБОУ ВО НГИЭУ 32
2.3 Описание системы управления охраной труда в ГБОУ ВО НГИЭУ 33
2.4 Проведение специальной оценки условий труда в ГБОУ ВО НГИЭУ 42
2.5 Выбор и обоснование метода оценки риска несчастных случаев 43
3 Анализ профессиональных рисков и состояния системы управления охраной труда в образовательной организации. Предложения по совершенствованию системы управления охраной труда в организации 48
3.1 Моделирование типовых сценариев несчастных случаев в ГБОУ ВО НГИЭУ 48
3.2 Определение рисков возникновения несчастных случаев в ГБОУ ВО НГИЭУ 50
3.3 Построение «дерева событий» для наиболее вероятного происшествия 52
3.4 Разработка карты идентификации опасностей и определения уровня риска 54
3.5 Проведение анкетирования работников ГБОУ ВО НГИЭУ 58
3.6 Исследование состояния системы управления охраной труда в ГБОУ ВО НГИЭУ 58
3.7 Применение принципов «бережливого производства» в области охраны труда 65
3.8 Повышение эффективности работы при выполнении трудоохранных мероприятий в образовательной организации 67
3.9 Предложения по совершенствованию системы управления охраной труда в образовательном учреждении 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 93
Для успешного функционирования образовательного учреждения необходимо обеспечение безопасности и создание условий для снижения травматизма и профессиональных заболевании, как среди работников данного учреждения, так и обучающихся во время образовательного процесса.
В настоящее время в связи со статьей 212 Трудового кодекса [1] и утверждением Министерством труда Российской Федерации 19 августа 2016 года приказа № 438н «Типовое положение о системе управления охраной труда» [2] должна быть внедрена в менеджмент каждой организации система управления охраной труда. Ситуация, сложившаяся в большинстве организаций, не полной мере отвечает данным требованиям. Далеко не в каждой организации работа системы управления охраной труда достаточно эффективна и оптимальна, и не требует совершенствования. Несмотря на то, что наличие системы управления охраной труда способствует формированию ответственного отношения к процессу трудовой деятельности и стремления к безопасному труду, процессы управления и организации охраны труда нуждаются в постоянном совершенствовании и контроле. В настоящий момент в России система управления охраной труда основывается на принципах своевременного реагирования на аварии, несчастные случаи, профзаболевания, а также на мероприятия, направленные на устранение последствий, а не на их предупреждение, несмотря на то, что на законодательном уровне уже имеются попытки совершенствования системы управления охраной труда. Таким образом, для повышения эффективности функционирования системой по охране труда в организациях необходим комплексный, системный и проактивный подход для решения задач, решаемых в области безопасности и охраны труда, основным направлением которого является внедрение и совершенствование уже существующей системы управления охраной труд в организации.
Целью исследования является выявление слабых сторон в системе управления охраной труда в образовательных учреждениях на примере ГБОУ ВО НГИЭУ, а также разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Гипотеза исследования основана на предположении, что система охраны труда будет эффективнее функционировать, если:
• исполняются требования законодательных, нормативно-правовых актов по обеспечению безопасных условий труда и образовательного процесса;
• обеспечена безопасность эксплуатации учебных, бытовых зданий и сооружений, задействованных в образовательном процессе, а также оборудования и приборов;
• организована профилактическая работа по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний;
• проводится обучение работников и студентов по вопросам охраны труда, а также обязательный контроль знаний по данным вопросам;
• проводится выявление угроз и опасностей, а также оценка рисков на рабочих местах сотрудников образовательного учреждения;
• внедрено автоматизированное рабочее место инженера по охране труда;
• в организацию работы учреждения заложены основы бережливого производства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• изучить основные характеристики системы управления охраной труда в организации;
• исследовать и провести анализ международной нормативно - правовой документации по охране труда, а также документации, действующей на территории Российской Федерации;
• исследовать и провести анализ локальной документации по охране труда, действующей в образовательном учреждении;
• исследовать и проанализировать организацию охраны труда в образовательном учреждении;
• выявить и провести анализ опасностей, угроз и рисков на рабочих местах профессорско-преподавательского состава;
• оценить эффективность системы управления охраной труда в образовательном учреждении;
• определить направления и разработать мероприятия по совершенствованию системы управления охраной труда в образовательном учреждении.
Объектом исследования в работе является охрана труда в образовательном учреждении.
Предметом исследования является система управления охраной труда в ГБОУ ВО НГИЭУ.
В основу данной выпускной квалификационной работы были заложены следующие основные нормативно-правовые акты, с помощью которых достигается решение поставленных задач: Конституция РФ п. 3 ст. 37 [3]; Трудовой кодекс РФ ст. 209-231 [1]; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4]; приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда» [2].
«Типовое положение о системе управления охраной труда» [2] представляет собой модель по созданию системы управления охраной труда и подразумевает создание в организации такой системы управления, которая была бы направлена не только на эффективное устранение последствий от ошибок, возникающих в результате деятельности организации, но также и на устранение причин, приводящих к возникновению данных ошибок, посредством заблаговременного прогнозирования конечного результата в условиях появления случайных рисков и планирования мероприятий, ликвидирующих возможные сбои.
Научная ценность данной работы заключается в совершенствовании основных элементов системы управления охраной труда в образовательном учреждении высшего образования, а именно разработке системы идентификации опасностей, оценки рисков, а также мероприятий, направленных на повышение безопасности в области охраны труда.
Практическая значимость работы обусловлена разработкой практических рекомендаций по совершенствованию системы управления охраной труда в учреждениях высшего образования, базирующихся на применении системных, комплексных, персонифицированных, а также проактивных мероприятий, ориентированных на сохранение жизни и здоровья работников, а также минимизацию случаев производственного травматизма.
В процессе проведения исследования в первой главе были рассмотрены теоретические основы разработки системы управления охраной труда в образовательном учреждении, а именно дана общая характеристика СУОТ, ее цели, задачи, структура и основные функции, изучена законодательная правовая и нормативно-техническая основа управления охраной труда.
Во второй главе дана характеристика организации, на примере которой рассмотрен процесс построения системы охраной труда, а также приведено описание СУОТ с учетом специфики деятельности организации. В главе также проведено обоснование выбора метода оценки риска несчастных случаев в организации.
Третья глава содержит анализ профессиональных рисков и состояния системы управления охраной труда в образовательной организации, а также предложения по совершенствованию системы. В главе проведено моделирование типовых сценариев несчастных случаев, определены риски несчастных случаев при помощи экспертного метода с применением «опросных листов для определения вероятности происшествий, определяемых факторами риска, и их последствий в образовательной организации», по результатам опроса и экспертных оценок было построено «дерево событий» для наиболее вероятного происшествия. Разработана карта идентификации опасностей и определения уровня риска, в основу расчета риска при этом был положен матричный метод оценки риска в системе координат «вероятность события - последствия события». Кроме этого проведено анкетирование работников организации с целью получения социологической информации об обеспечении безопасных условий труда в организации для принятия решений об улучшении условий труда. Данная глава также содержит оценку состояния СУОТ, в основу которой положен количественный SWOT - анализ состояния системы охраны труда в образовательном учреждении с целью выявления сильных и слабых сторон данной системы, а также потенциальных возможностей и угроз. Глава содержит принципы «бережливого производства» для совершенствования СОУТ в организации, а также сравнительный анализ программного обеспечения, направленного на повышение эффективности работы по проведению трудоохранных мероприятий, и предложения по совершенствованию СУОТ.
В приложении содержится структура образовательной организации, бланки опросных листов, матрица оценки рисков, таблица основных нарушений, выявленных в ходе исследования, блок-схема различных видов сценариев событий, приводящих к несчастному случаю, примерная программа обучения профессорско-преподавательского состава по охране труда.
1. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197 «Трудовой кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 27.01.2019);
2. Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71413730/ (дата обращения: 27.01.2019);
3. Конституция Российской Федерации (ред. от. 22.07.2014). [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.rU/#/document/10103000/ (дата обращения: 27.01.2019);
4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 27.01.2019);
5. Крюков, Н.П. Взаимосвязь системы управления охраной труда, системы управления профессиональными рисками и специальной оценки условий труда / Н.П. Крюков, С.А. Жукова // Охрана и экономика труда. - 2014. - №2(15). - С. 61 - 63;
6. Фрезе, Т.Ю. Экономика безопасности труда: учебно-методическое пособие / Т.Ю. Фрезе. - Тольятти: ТГУ, 2012. - 176 с.;
7. Иванов, Г.С. Охрана труда: от античности к современности / Г.С. Иванов // Науковедение: интернет-журнал. - №3. - 2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN316.pdf (дата обращения: 27.01.2019);
8. Хусаинова, Р. Г. История развития охраны труда / Р.Г. Хусаинова // Научный электронный архив [Электронный ресурс]. - URL: http://econf.rae.ru/article/6080 (дата обращения: 27.01.2019);
9. Шабанова, Д.Н. Аспекты нормативно-правового регулирования и стандартизации в построении системы управления охраной труда в организациях / Д.Н. Шабанова, А.В. Александрова, Ж.П. Соловьева, Н.В. Солонникова // Научный журнал КубГАУ. - 2017. - №131(07). - С. 1 - 13.
10. Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 20182020 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/556255224 (дата обращения: 27.01.2019);
11. ГОСТ 12.0.230-2007. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Общие требования (с изменением № 1) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200052851/ (дата обращения: 27.01.2019);
12. ГОСТ 12.0.230.1-2015. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007. [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200136073/ (дата обращения: 27.01.2019);
13. ГОСТ 12.0.004-2015. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200136072/ (дата обращения: 27.01.2019);
14. ГОСТ 12.0.003-2015. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Опасные и вредные производственные факторы. Классификация [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200136071/ (дата обращения: 27.01.2019);
15. ГОСТ Р 12.0.010-2009. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200080860/ (дата обращения: 27.01.2019);
...