Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комплекс неполноценности: психологические факторы возникновения и проявления (Саратовский государственный технический университет)

Работа №113927

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы20
Год сдачи2023
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер.

Введение ……………………………………………………………………..3
1. Психологическая характеристика комплекса неполноценности………6
1.1. Понятие комплекса неполноценности…6
1.2. Психологические факторы возникновения и проявления комплекса неполноценности.10
2. Основные пути преодоления комплекса неполноценности……………14
2.1. Способы решения проблемы….14
2.2. Как избавиться от комплекса неполноценности………………….....15
Заключение …………………………………………………………………..19
Список использованной литературы……20

Говоря о человеке закомплексованном, имеют в виду того, кто не уверен в себе, робок, застенчив, находится во власти предрассудков и в силу этого не умеет добиваться своего. В то же время в представлении психологов комплексы - это не недостаток, не болезнь, а качество, всем нам в той или иной мере присущее.
Понятие комплекса неполноценности впервые ввел в оборот немецкий психоаналитик Альфред Адлер. Согласно его теории, комплекс неполноценности – это совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение.
В настоящее время все люди в той или иной степени испытывают неуверенность в себе, своих действиях и даже мыслях. Мало кто оценивает себя и свой труд по достоинству, многие не могут избавиться от чувства превосходства всех и каждого над собой и ощущения полной собственной никчемности.
Ощущение комплекса неполноценности имеет крайне негативные последствия. Чувство беспомощности перед миром и обстоятельствами, повышенная тревожность преследует людей, выливаясь в занижение собственного достоинства и низкую самооценку.
Теряется способность к дальнейшей реализации внутреннего потенциала человека. Все это начинает отражаться на личности человека, и отрицательно влиять на дальнейшую жизнь. Впоследствии, такое отношение к себе, перерастает в депрессию и длительные психические расстройства.
Для того, чтобы помочь человеку, страдающему от комплекса неполноценности, необходимо исследовать все аспекты его возникновения.
Проблема комплекса неполноценности постоянно находится в центре внимания психологов, являясь наиболее сложным, дискуссионным вопросом в отечественной психологии. Даже при разрешении некоторых принципиально важных аспектов проблемы, этот вопрос остается актуальным.
Изучение комплекса неполноценности проводились такими видными психологами, как Альфред Адлер, Карл Юнг, Зигмунд Фрейд и др.
Также данным феноменом занимались такие ученые-психологи как М.К. Акимова; Б.М. Кедров; В.Т. Козлов; Г. Ревеж; А.И. Сухарева; И.С. Якиманская, Л. Выготский Р. Немова и др.
Значительным вкладом Адлера в развитие современной психологии является исследование комплекса неполноценности. В своей теории Адлер опирается на философию «фикционализма» разработанную немецким философом-позитивистом Гансом Файхингером. [1] В работе «Философия «Как если бы» Файхингер выдвинул тезис о том, что поведение большинства людей определяется социальными фикциями («Все люди равны в своих возможностях»[19] , «Чтобы добиться успеха, главное — желание»), которые совершенно не соответствуют действительности. [19] «В погоне за такими фикциями, — пишет А.М. Боковиков, - люди понапрасну растрачивают свои силы и энергию, так ничего реально и не добиваясь. [6]
Вместе с тем, в современных исследованиях отсутствует однозначное понимание сущности этого качества, его психологической структуры, условий, факторов и механизмов развития.
Сложность изучаемого феномена состоит в трудности фиксирования «чистого» факта его проявления, а также в неоднозначности трактовки современными исследователями понятия «комплекс неполноценности», что свидетельствует о необходимости дополнительных исследований в данной области.
Все это обуславливает актуальность темы курсовой работы и практическую значимость.
Объектом исследования является комплекс неполноценности.
Предмет исследования - психологические факторы возникновения и появления комплекса неполноценности.
Цель курсовой работы - исследовать психологические факторы возникновения и проявления комплекса неполноценности.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Дать психологическую характеристику комплекса неполноценности, раскрыть понятие данного комплекса.
2. Выявить психологические факторы возникновения и проявления комплекса неполноценности
3. Определить основные пути преодоления комплекса неполноценности, рассмотреть способы решения проблемы от избавления комплекса неполноценности.
Данное исследование проведено с использованием теоретических положений отечественных ученых-психологов и педагогов, раскрывающих основные характеристики и элементы исследуемого явления.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение курсовой работы следует сказать.
Комплекс неполноценности - сильная неуверенность в себе, низкая самооценка, стабильное ощущение полной собственной никчемности, беспомощности, превосходства всех над собой и вере в превосходство окружающих. Комплекс неполноценности возникает, как правило, вследствие дискриминации, душевных травм, своих ошибок и неудач, и пр.
Проявляется неуверенностью, боязнью совершения ошибок, избеганием общения, завистливостью, переживанием собственной неудачливости, неспособности достигать целей. Становится основой для развития депрессии, невроза, тревожного расстройства.
Психологическими факторами комплекса неполноценности являются: физические недостатки, чрезмерная опека и недостаток родительского внимания, негативный опыт и необоснованная критика окружающих.
Многие специалисты считают формирование комплекса неполноценности и процесс выхода из него естественным путем либо при помощи специалиста в этой области
Существует несколько способов, которые помогут забыть о комплексе неполноценности. Это: определить причину комплекса; отпустить все свои обиды; начать думать о себе в противоположном направлении; перестать воспринимать критику болезненно; начать работу над своими недостатками; пересмотреть свое окружение, заводить новые знакомства с успешными людьми; адекватно относиться к комплиментам.
Иногда человеку не хватает сил, он не преодолеть требуется помощь психолога. С помощью специальной терапии и тренинга можно помочь человеку преодолеть все трудности.



1. Адлер А. Комплекс неполноценности (с комментариями Валдиса Эгле) // Impositum. Grīziņkalns 2018, С.32
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. / Пер. с нем. - М.: МПСИ, 2022. С.214
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. / Пер. с нем. - М.: МПСИ, 2022. С.214
4. Алейникова Т.В. Психоанализ. Ростов н./Д.: Феникс, 2019.С.135
5. Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022.С.215
6. Боковиков А. Энциклопедия глубинной психологии. Том 1-4
М.: «Когито-Центр», 2020. С.58
7. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости. // Вопросы психологии. 2019. №5. С. 28
8. Гуревич П.С. Теория и практика психоанализа. М.: МПСИ, 2019. С. 149
9. Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2021. С. 113.
10.Козлов В.И. Формула личности. СПб: Питер, 2021.-290.
11. Леонтьев А.А. Психология общения.-3-е изд.-м.: Смысл,2019.С.254
12. Лестер К. Защитные механизмы человеческой психики. М., 2019.
13. Мейснер Т. Реализованные и нереализованные способности. - Москва: «Крон-пресс», 2021. - 289с
14. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. М.: ВЛАДОС, 2019.
15. Обухова Л. Ф. «Детская психология: теории, факты, проблемы». - М.: Наука, 2019. С.96
16. Петровский А. В., Грушинский А. В., Зинченко В. П. Общая психология. М.: Просвещение, 2021. С.153
17. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. - Москва: «Педагогика», 2020. С.345
18. Рыбакова Г.И. Воспитание ребенка. Учебное пособие. - Москва: «Педагогика», 2019. - 301с
19. Файхингер Г. Философия «как если бы» // Психо Поиск (под ред. Чекардиной Е.Ю.). Пер. с англ. Анучиным Е.Г.2019.
20. Фрейд З. Введение в психоанализ/ Перевод Г.В. Барышниковой. Лекции. М., «Наука», 2019.

Статьи
1. https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalno-volevoy-komponent-v-strukture-kompleksa-nepolnotsennosti-u-podrostkov
2. https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-podrostkov-harakterizuyuschihsya-raznoy-stepenyu-proyavleniya-kompleksa-nepolnotsennosti
3. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-problemy-v-issledovaniyah-alfreda-adlera
4. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-zhiznennyh-stsenariev-v-formirovanie-chuvstva-nepolnotsennosti-u-predtaviteley-yunosheskogo-vozrasta
5. https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vnutrilichnostnogo-konflikta-v-sotsialnom-psihoanalize
6. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-prichin-podrostkovogo-kiberbullinga

Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ