Введение ……………………………………………………………………..3
1. Психологическая характеристика комплекса неполноценности………6
1.1. Понятие комплекса неполноценности…6
1.2. Психологические факторы возникновения и проявления комплекса неполноценности.10
2. Основные пути преодоления комплекса неполноценности……………14
2.1. Способы решения проблемы….14
2.2. Как избавиться от комплекса неполноценности………………….....15
Заключение …………………………………………………………………..19
Список использованной литературы……20
Говоря о человеке закомплексованном, имеют в виду того, кто не уверен в себе, робок, застенчив, находится во власти предрассудков и в силу этого не умеет добиваться своего. В то же время в представлении психологов комплексы - это не недостаток, не болезнь, а качество, всем нам в той или иной мере присущее.
Понятие комплекса неполноценности впервые ввел в оборот немецкий психоаналитик Альфред Адлер. Согласно его теории, комплекс неполноценности – это совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение.
В настоящее время все люди в той или иной степени испытывают неуверенность в себе, своих действиях и даже мыслях. Мало кто оценивает себя и свой труд по достоинству, многие не могут избавиться от чувства превосходства всех и каждого над собой и ощущения полной собственной никчемности.
Ощущение комплекса неполноценности имеет крайне негативные последствия. Чувство беспомощности перед миром и обстоятельствами, повышенная тревожность преследует людей, выливаясь в занижение собственного достоинства и низкую самооценку.
Теряется способность к дальнейшей реализации внутреннего потенциала человека. Все это начинает отражаться на личности человека, и отрицательно влиять на дальнейшую жизнь. Впоследствии, такое отношение к себе, перерастает в депрессию и длительные психические расстройства.
Для того, чтобы помочь человеку, страдающему от комплекса неполноценности, необходимо исследовать все аспекты его возникновения.
Проблема комплекса неполноценности постоянно находится в центре внимания психологов, являясь наиболее сложным, дискуссионным вопросом в отечественной психологии. Даже при разрешении некоторых принципиально важных аспектов проблемы, этот вопрос остается актуальным.
Изучение комплекса неполноценности проводились такими видными психологами, как Альфред Адлер, Карл Юнг, Зигмунд Фрейд и др.
Также данным феноменом занимались такие ученые-психологи как М.К. Акимова; Б.М. Кедров; В.Т. Козлов; Г. Ревеж; А.И. Сухарева; И.С. Якиманская, Л. Выготский Р. Немова и др.
Значительным вкладом Адлера в развитие современной психологии является исследование комплекса неполноценности. В своей теории Адлер опирается на философию «фикционализма» разработанную немецким философом-позитивистом Гансом Файхингером. [1] В работе «Философия «Как если бы» Файхингер выдвинул тезис о том, что поведение большинства людей определяется социальными фикциями («Все люди равны в своих возможностях»[19] , «Чтобы добиться успеха, главное — желание»), которые совершенно не соответствуют действительности. [19] «В погоне за такими фикциями, — пишет А.М. Боковиков, - люди понапрасну растрачивают свои силы и энергию, так ничего реально и не добиваясь. [6]
Вместе с тем, в современных исследованиях отсутствует однозначное понимание сущности этого качества, его психологической структуры, условий, факторов и механизмов развития.
Сложность изучаемого феномена состоит в трудности фиксирования «чистого» факта его проявления, а также в неоднозначности трактовки современными исследователями понятия «комплекс неполноценности», что свидетельствует о необходимости дополнительных исследований в данной области.
Все это обуславливает актуальность темы курсовой работы и практическую значимость.
Объектом исследования является комплекс неполноценности.
Предмет исследования - психологические факторы возникновения и появления комплекса неполноценности.
Цель курсовой работы - исследовать психологические факторы возникновения и проявления комплекса неполноценности.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Дать психологическую характеристику комплекса неполноценности, раскрыть понятие данного комплекса.
2. Выявить психологические факторы возникновения и проявления комплекса неполноценности
3. Определить основные пути преодоления комплекса неполноценности, рассмотреть способы решения проблемы от избавления комплекса неполноценности.
Данное исследование проведено с использованием теоретических положений отечественных ученых-психологов и педагогов, раскрывающих основные характеристики и элементы исследуемого явления.
В заключение курсовой работы следует сказать.
Комплекс неполноценности - сильная неуверенность в себе, низкая самооценка, стабильное ощущение полной собственной никчемности, беспомощности, превосходства всех над собой и вере в превосходство окружающих. Комплекс неполноценности возникает, как правило, вследствие дискриминации, душевных травм, своих ошибок и неудач, и пр.
Проявляется неуверенностью, боязнью совершения ошибок, избеганием общения, завистливостью, переживанием собственной неудачливости, неспособности достигать целей. Становится основой для развития депрессии, невроза, тревожного расстройства.
Психологическими факторами комплекса неполноценности являются: физические недостатки, чрезмерная опека и недостаток родительского внимания, негативный опыт и необоснованная критика окружающих.
Многие специалисты считают формирование комплекса неполноценности и процесс выхода из него естественным путем либо при помощи специалиста в этой области
Существует несколько способов, которые помогут забыть о комплексе неполноценности. Это: определить причину комплекса; отпустить все свои обиды; начать думать о себе в противоположном направлении; перестать воспринимать критику болезненно; начать работу над своими недостатками; пересмотреть свое окружение, заводить новые знакомства с успешными людьми; адекватно относиться к комплиментам.
Иногда человеку не хватает сил, он не преодолеть требуется помощь психолога. С помощью специальной терапии и тренинга можно помочь человеку преодолеть все трудности.
1. Адлер А. Комплекс неполноценности (с комментариями Валдиса Эгле) // Impositum. Grīziņkalns 2018, С.32
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. / Пер. с нем. - М.: МПСИ, 2022. С.214
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. / Пер. с нем. - М.: МПСИ, 2022. С.214
4. Алейникова Т.В. Психоанализ. Ростов н./Д.: Феникс, 2019.С.135
5. Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022.С.215
6. Боковиков А. Энциклопедия глубинной психологии. Том 1-4
М.: «Когито-Центр», 2020. С.58
7. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости. // Вопросы психологии. 2019. №5. С. 28
8. Гуревич П.С. Теория и практика психоанализа. М.: МПСИ, 2019. С. 149
9. Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2021. С. 113.
10.Козлов В.И. Формула личности. СПб: Питер, 2021.-290.
11. Леонтьев А.А. Психология общения.-3-е изд.-м.: Смысл,2019.С.254
12. Лестер К. Защитные механизмы человеческой психики. М., 2019.
13. Мейснер Т. Реализованные и нереализованные способности. - Москва: «Крон-пресс», 2021. - 289с
14. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. М.: ВЛАДОС, 2019.
15. Обухова Л. Ф. «Детская психология: теории, факты, проблемы». - М.: Наука, 2019. С.96
16. Петровский А. В., Грушинский А. В., Зинченко В. П. Общая психология. М.: Просвещение, 2021. С.153
17. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. - Москва: «Педагогика», 2020. С.345
18. Рыбакова Г.И. Воспитание ребенка. Учебное пособие. - Москва: «Педагогика», 2019. - 301с
19. Файхингер Г. Философия «как если бы» // Психо Поиск (под ред. Чекардиной Е.Ю.). Пер. с англ. Анучиным Е.Г.2019.
20. Фрейд З. Введение в психоанализ/ Перевод Г.В. Барышниковой. Лекции. М., «Наука», 2019.