Роль прокурора в защите прав несовершеннолетних (Университет Управления "ТИСБИ")
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР» И «ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»: ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ 9
1.1. Особенности правового статуса несовершеннолетнего в соответствии с законодательством Российской Федерации 9
1.2. Место прокурорского надзора в системе защиты прав
несовершеннолетних 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 29
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 58
3.1. Основные проблемы, возникающие при защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей 58
3.2. Направления совершенствования деятельности, связанной с защитой прав несовершеннолетних 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР» И «ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»: ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ 9
1.1. Особенности правового статуса несовершеннолетнего в соответствии с законодательством Российской Федерации 9
1.2. Место прокурорского надзора в системе защиты прав
несовершеннолетних 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 29
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 58
3.1. Основные проблемы, возникающие при защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей 58
3.2. Направления совершенствования деятельности, связанной с защитой прав несовершеннолетних 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
В современном демократическом государстве уделяется значительное влияние соблюдению прав и законных интересов человека и гражданина, поскольку именно человек является высшей ценностью в государстве. Соответственно, уровень защищенности прав и свобод граждан обеспечивает общую стабильность и благонадежность государства.
В настоящий момент Российская Федерация движется на пути
к созданию полноценного социального государства, планомерно концентрируя направленность внутренней политики на реализацию социально-экономических интересов граждан нашей страны. Причем приоритет в этой сфере отдается поддержке и защите материнства и детства.
Положениями ч.4 ст. 67.1 Конституции РФ закреплено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Так, государство должно создавать условия, которые будут способствовать всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности, уважения к старшим.
В сложившейся ситуации особенности актуальным является соблюдение прав ребенка, который является наиболее уязвимым участником правоотношений. В настоящее время права детей закреплены в большом количестве нормативно-правовых актов, что обуславливает необходимость соответствия национального законодательства международным нормам.
Важно отметить, что на сегодняшний день материнство и детство находится под защитой государства в соответствии с Конституцией РФ, при этом сохранение и поддержка института семьи, а также предотвращение противоправного влияния на него является важной задачей любого современного государства.
Органы прокуратуры следует рассматривать как органы, которые обладают особыми властными полномочиями, поскольку к числу их полномочий следует отнести осуществление проверки законности действий представителей любой из ветвей власти. Таким образом, исключительность и актуальность полномочий органов прокуратуры при защите прав несовершеннолетних подчеркивается многими современными авторами и является объектом многих современных научных исследований.
Рассматриваемая тема актуальна и в настоящее время, учитывая широкий круг общественных отношений, которые возникают между различными субъектами, к которым относятся несовершеннолетние, а также существованием отдельных проблем, возникающих в процессе осуществления надзорной деятельности органами прокуратуры за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы защиты прав несовершеннолетних сохраняют свою актуальность в настоящее время, что подтверждается существенным вниманием к рассматриваемому вопросу многих исследователей. Актуальность исследуемой темы состоит в том, что проблемы, которые возникают при применении законодательства, осуществляющего регламентацию защиты прав несовершеннолетних, возникающие проблемы в правоприменительной практики и необходимость дальнейшего продолжения совершенствования законодательных норм обуславливают необходимость продолжения детального изучения исследуемой темы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления защиты прав и законных интересов несовершеннолетних посредством использования механизмов прокурорского надзора.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регламентирующие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления защиты прав и законных интересов несовершеннолетних посредством использования механизмов прокурорского надзора, судебная практика, сложившаяся в результате применения норм законодательства, а также современные теоретические разработки в области реализации защиты прав несовершеннолетних.
Целью исследования является комплексное исследование института защиты прав несовершеннолетних посредством использования средств прокурорского надзора. Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
— выделить особенности правового статуса несовершеннолетнего в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— оценить место прокурорского надзора в системе защиты прав несовершеннолетних;
— исследовать отдельные направления деятельности органов прокуратуры при осуществлении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
— исследовать полномочияпрокурора при осуществлении прокурорского надзора за правами несовершеннолетних;
— определить основные проблемы, возникающие при защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей;
— предложить основные направления совершенствования деятельности, связанной с защитой прав несовершеннолетних.
Теоретическую базу исследования составляют современные теоретические разработки в области защиты прав несовершеннолетних, а именно научные труды таких ученых как С.С. Алексеева, Ю.Ф. Беспалова, Л.М. Пчелинцевой, А.П. Сергеева и других современных авторов, исследовавших проблемы обеспечения и защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
Нормативную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, а именно: Конституция РФ, семейное, гражданское законодательство РФ, иные нормативно-правовые акты в области регулирования правовых отношений в части защиты прав несовершеннолетних.
Методологией исследования или его философской основой является использование общенаучных методов познания, прежде всего системного подхода к изучению явлений в их взаимодействии и взаимообусловленности. Методикой исследования послужили частно-научные методы - исторический, логико-языковой, сравнительного правоведения, статистический, анализа документов.
Научная новизна исследования состоит в том, что данное исследование является обобщением основным теоретических и практических проблем, которые возникают в процессе обеспечения гарантий прав и законных интересов несовершеннолетних посредством использования средств прокурорского надзора.
Теоретическая и практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что сформированные положения могу быть в дальнейшем использованы с целью совершенствования норм российского законодательства, в том числе в части совершенствования механизма обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних посредством использования средств прокурорского надзора.
В настоящий момент Российская Федерация движется на пути
к созданию полноценного социального государства, планомерно концентрируя направленность внутренней политики на реализацию социально-экономических интересов граждан нашей страны. Причем приоритет в этой сфере отдается поддержке и защите материнства и детства.
Положениями ч.4 ст. 67.1 Конституции РФ закреплено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Так, государство должно создавать условия, которые будут способствовать всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности, уважения к старшим.
В сложившейся ситуации особенности актуальным является соблюдение прав ребенка, который является наиболее уязвимым участником правоотношений. В настоящее время права детей закреплены в большом количестве нормативно-правовых актов, что обуславливает необходимость соответствия национального законодательства международным нормам.
Важно отметить, что на сегодняшний день материнство и детство находится под защитой государства в соответствии с Конституцией РФ, при этом сохранение и поддержка института семьи, а также предотвращение противоправного влияния на него является важной задачей любого современного государства.
Органы прокуратуры следует рассматривать как органы, которые обладают особыми властными полномочиями, поскольку к числу их полномочий следует отнести осуществление проверки законности действий представителей любой из ветвей власти. Таким образом, исключительность и актуальность полномочий органов прокуратуры при защите прав несовершеннолетних подчеркивается многими современными авторами и является объектом многих современных научных исследований.
Рассматриваемая тема актуальна и в настоящее время, учитывая широкий круг общественных отношений, которые возникают между различными субъектами, к которым относятся несовершеннолетние, а также существованием отдельных проблем, возникающих в процессе осуществления надзорной деятельности органами прокуратуры за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы защиты прав несовершеннолетних сохраняют свою актуальность в настоящее время, что подтверждается существенным вниманием к рассматриваемому вопросу многих исследователей. Актуальность исследуемой темы состоит в том, что проблемы, которые возникают при применении законодательства, осуществляющего регламентацию защиты прав несовершеннолетних, возникающие проблемы в правоприменительной практики и необходимость дальнейшего продолжения совершенствования законодательных норм обуславливают необходимость продолжения детального изучения исследуемой темы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления защиты прав и законных интересов несовершеннолетних посредством использования механизмов прокурорского надзора.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регламентирующие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления защиты прав и законных интересов несовершеннолетних посредством использования механизмов прокурорского надзора, судебная практика, сложившаяся в результате применения норм законодательства, а также современные теоретические разработки в области реализации защиты прав несовершеннолетних.
Целью исследования является комплексное исследование института защиты прав несовершеннолетних посредством использования средств прокурорского надзора. Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
— выделить особенности правового статуса несовершеннолетнего в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— оценить место прокурорского надзора в системе защиты прав несовершеннолетних;
— исследовать отдельные направления деятельности органов прокуратуры при осуществлении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
— исследовать полномочияпрокурора при осуществлении прокурорского надзора за правами несовершеннолетних;
— определить основные проблемы, возникающие при защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей;
— предложить основные направления совершенствования деятельности, связанной с защитой прав несовершеннолетних.
Теоретическую базу исследования составляют современные теоретические разработки в области защиты прав несовершеннолетних, а именно научные труды таких ученых как С.С. Алексеева, Ю.Ф. Беспалова, Л.М. Пчелинцевой, А.П. Сергеева и других современных авторов, исследовавших проблемы обеспечения и защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
Нормативную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, а именно: Конституция РФ, семейное, гражданское законодательство РФ, иные нормативно-правовые акты в области регулирования правовых отношений в части защиты прав несовершеннолетних.
Методологией исследования или его философской основой является использование общенаучных методов познания, прежде всего системного подхода к изучению явлений в их взаимодействии и взаимообусловленности. Методикой исследования послужили частно-научные методы - исторический, логико-языковой, сравнительного правоведения, статистический, анализа документов.
Научная новизна исследования состоит в том, что данное исследование является обобщением основным теоретических и практических проблем, которые возникают в процессе обеспечения гарантий прав и законных интересов несовершеннолетних посредством использования средств прокурорского надзора.
Теоретическая и практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что сформированные положения могу быть в дальнейшем использованы с целью совершенствования норм российского законодательства, в том числе в части совершенствования механизма обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних посредством использования средств прокурорского надзора.
Прокуратура в Российской Федерации на сегодняшний день является
государственным органом, осуществляющим полномочия по системному
контролю за иными органами власти, муниципальными органами и их
должностными лицами. Начиная с момента зарождения органов прокуратуры
и на сегодняшний момент главной задачей прокуратуры оставалось
укрепление законности, обеспечение правопорядка и соответственно защита
прав и законных интересов человека и гражданина. Соответственно,
прокурорский надзор следует рассматривать как специфический вид
государственной деятельности, осуществляемый с целью реализации
поставленных перед органами прокуратуры задач. В свою очередь
фактическое выполнение вышеуказанных задач и целей способствует укреплению и развитию демократического общества и формированию
современного правового гражданского общества.
Обеспечению законности в организации деятельности государственных
и иных органов, их должностных лиц способствует осуществление
прокурорского надзора, который признается главным механизмом
государственного управления.
Осуществление предупреждения и пресечения административных правонарушений и уголовных преступлений, которые посягают на общественных порядок следует считать одной из приоритетных задач правоохранительных органов, поскольку именно обеспечение общественного порядка оказывает непосредственное влияние на стабильность общественных отношений.
Конституционно-правовой механизм защиты несовершеннолетних представляет собой сложную и многоуровневую систему, которая состоит из совокупности правовых норм и институтов, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Для его совершенствования на сегодняшний день актуальным остается избежание проблемы «дублирования» полномочий органов исполнительной и законодательной власти, поскольку зачастую государственные органы исполняют аналогичные друг другу полномочия, тем самым снижая эффективность их реализации, поскольку ни один из органов государственной власти, перед которым ни одна из задач не поставлена в качестве приоритетной, не может в полной мере реализовывать объем предоставленных им полномочий.
В настоящее время отмечается особая актуальность, связанная с необходимостью обеспечить защиту института семьи и несовершеннолетних со стороны государства. Так, в настоящее время продолжают сохранять свою актуальность проблемы антиобщественного поведения несовершеннолетних, факты нарушения их прав, в том числе со стороны родителей, что в совокупности приводит к тому, что ребенок на ранних этапах становления своей личности находится под воздействием большого количества психотравмирующих факторов.
Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации существует более чем 100 нормативно-правовых актов, которые в той или иной части затрагивают правовой статус несовершеннолетнего ребенка. Также разработано достаточно большое количество государственных программ и концепций.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый кодифицированный нормативно-правовой акт, который регламентировал бы все права и законные интересы несовершеннолетних. Так, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что отдельные нормы в настоящее время содержатся в положениях гражданского, административного, уголовного, семейного права, а также других отраслей.
Между тем, отсутствие единой системы нормативно-правового регулирования, несмотря на наличие ФЗ «Об основных правах ребенка в РФ», негативно сказывается на эффективность деятельность органов прокуратуры по защиту прав несовершеннолетних. Законодательство в настоящее время продолжает носить бланкетный характер и отличается недостаточной степенью правой эффективности.
Несмотря на положительные черты системы органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, в настоящее время некоторыми авторами отмечается существование проблеме «дублирования» полномочий и отсутствия четко выстроенного взаимодействия государственных органов между собой в части выполнения полномочий, направленных на защиту прав несовершеннолетних.
Существование достаточно большого количество органов, помимо органов прокуратуры, которые не имеют определенный конституционно-правовой статус, приводит к тому, что многие органы выполняют аналогичные полномочия, которые не всегда согласуются между собой.
Рассмотрев отдельные особенности осуществления судебной защиты несовершеннолетних был сделать вывод о том, что данный институт является достаточно сложным и противоречивым, поскольку в настоящее время в положениях процессуального законодательства отсутствуют отдельные нормы, которые регламентировали бы правовой статус несовершеннолетнего, обращающегося в судебные органы за судебной защитой.
В настоящее время достаточно актуальным направлением совершенствования законодательства следует признать необходимость обеспечения обязательного участия независимого адвоката при участии в деле несовершеннолетнего, который обращается за защитой своих нарушенных прав. Кроме того, в настоящее время требуется осуществление обобщения судебной практики Верховным Судом Российской Федерации по вопросам, связанным с особенностями осуществления судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В результате проведенного исследования было установлено, что некоторого совершенствования также требует механизм практической реализации протеста прокурора, поскольку фактически вынесение протеста прокурора не приводит к тому, что нормативно-правовой акт, который фактически содержит в себе положения, которые нарушают закон или приводят к существенным нарушениям прав и законных интересов, не приостанавливают свое действие после вынесения протеста. Фактически с момента вынесения протеста прокурора до момента оспаривания нормативного акта в судебном порядке может пройти значительное количество времени, в течение которого могут произойти существенные нарушения закона.
Соответственно, в данном случае, на наш взгляд, следует предусмотреть возможность создания такого механизма, который позволил бы после вынесения протеста прокурора временно приостановить действие отдельных положения спорного нормативного акта до момента осуществления фактического разбирательства относительно законности или противозаконности тех или иных положения нормативного акта.
государственным органом, осуществляющим полномочия по системному
контролю за иными органами власти, муниципальными органами и их
должностными лицами. Начиная с момента зарождения органов прокуратуры
и на сегодняшний момент главной задачей прокуратуры оставалось
укрепление законности, обеспечение правопорядка и соответственно защита
прав и законных интересов человека и гражданина. Соответственно,
прокурорский надзор следует рассматривать как специфический вид
государственной деятельности, осуществляемый с целью реализации
поставленных перед органами прокуратуры задач. В свою очередь
фактическое выполнение вышеуказанных задач и целей способствует укреплению и развитию демократического общества и формированию
современного правового гражданского общества.
Обеспечению законности в организации деятельности государственных
и иных органов, их должностных лиц способствует осуществление
прокурорского надзора, который признается главным механизмом
государственного управления.
Осуществление предупреждения и пресечения административных правонарушений и уголовных преступлений, которые посягают на общественных порядок следует считать одной из приоритетных задач правоохранительных органов, поскольку именно обеспечение общественного порядка оказывает непосредственное влияние на стабильность общественных отношений.
Конституционно-правовой механизм защиты несовершеннолетних представляет собой сложную и многоуровневую систему, которая состоит из совокупности правовых норм и институтов, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Для его совершенствования на сегодняшний день актуальным остается избежание проблемы «дублирования» полномочий органов исполнительной и законодательной власти, поскольку зачастую государственные органы исполняют аналогичные друг другу полномочия, тем самым снижая эффективность их реализации, поскольку ни один из органов государственной власти, перед которым ни одна из задач не поставлена в качестве приоритетной, не может в полной мере реализовывать объем предоставленных им полномочий.
В настоящее время отмечается особая актуальность, связанная с необходимостью обеспечить защиту института семьи и несовершеннолетних со стороны государства. Так, в настоящее время продолжают сохранять свою актуальность проблемы антиобщественного поведения несовершеннолетних, факты нарушения их прав, в том числе со стороны родителей, что в совокупности приводит к тому, что ребенок на ранних этапах становления своей личности находится под воздействием большого количества психотравмирующих факторов.
Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации существует более чем 100 нормативно-правовых актов, которые в той или иной части затрагивают правовой статус несовершеннолетнего ребенка. Также разработано достаточно большое количество государственных программ и концепций.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый кодифицированный нормативно-правовой акт, который регламентировал бы все права и законные интересы несовершеннолетних. Так, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что отдельные нормы в настоящее время содержатся в положениях гражданского, административного, уголовного, семейного права, а также других отраслей.
Между тем, отсутствие единой системы нормативно-правового регулирования, несмотря на наличие ФЗ «Об основных правах ребенка в РФ», негативно сказывается на эффективность деятельность органов прокуратуры по защиту прав несовершеннолетних. Законодательство в настоящее время продолжает носить бланкетный характер и отличается недостаточной степенью правой эффективности.
Несмотря на положительные черты системы органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, в настоящее время некоторыми авторами отмечается существование проблеме «дублирования» полномочий и отсутствия четко выстроенного взаимодействия государственных органов между собой в части выполнения полномочий, направленных на защиту прав несовершеннолетних.
Существование достаточно большого количество органов, помимо органов прокуратуры, которые не имеют определенный конституционно-правовой статус, приводит к тому, что многие органы выполняют аналогичные полномочия, которые не всегда согласуются между собой.
Рассмотрев отдельные особенности осуществления судебной защиты несовершеннолетних был сделать вывод о том, что данный институт является достаточно сложным и противоречивым, поскольку в настоящее время в положениях процессуального законодательства отсутствуют отдельные нормы, которые регламентировали бы правовой статус несовершеннолетнего, обращающегося в судебные органы за судебной защитой.
В настоящее время достаточно актуальным направлением совершенствования законодательства следует признать необходимость обеспечения обязательного участия независимого адвоката при участии в деле несовершеннолетнего, который обращается за защитой своих нарушенных прав. Кроме того, в настоящее время требуется осуществление обобщения судебной практики Верховным Судом Российской Федерации по вопросам, связанным с особенностями осуществления судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В результате проведенного исследования было установлено, что некоторого совершенствования также требует механизм практической реализации протеста прокурора, поскольку фактически вынесение протеста прокурора не приводит к тому, что нормативно-правовой акт, который фактически содержит в себе положения, которые нарушают закон или приводят к существенным нарушениям прав и законных интересов, не приостанавливают свое действие после вынесения протеста. Фактически с момента вынесения протеста прокурора до момента оспаривания нормативного акта в судебном порядке может пройти значительное количество времени, в течение которого могут произойти существенные нарушения закона.
Соответственно, в данном случае, на наш взгляд, следует предусмотреть возможность создания такого механизма, который позволил бы после вынесения протеста прокурора временно приостановить действие отдельных положения спорного нормативного акта до момента осуществления фактического разбирательства относительно законности или противозаконности тех или иных положения нормативного акта.



