Проведен анализ статистических данных за 2017-2021 годы.
Введение 3
1. Теоретические основы ценообразования 5
1.1. Понятие цены и виды цен на продукцию 5
1.2 Методы ценообразования и их специфика 8
1.3. Цели и задачи государственного регулирования цен 10
2. Анализ государственного вмешательства в ценообразование 13
2.1. Анализ показателей государственного вмешательства в механизм ценообразования в РФ 13
2.2. Зарубежный опыт государственного вмешательства в механизм ценообразования 25
2.3. Проблемы и перспективы государственного вмешательства в механизм ценообразования 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Актуальность работы обусловлена тем, что вопросы, связанные с изучением цены и механизма регулирования цен в условиях рынка являются предметом множества различных споров и дискуссий современных ученых. Именно поэтому, тематика данной работы актуальна и вызывает интерес у окружающих.
Цены положительно влияют на развитие экономики в условиях конкуренции, которая не позволяет ни одной организации контролировать весь процесс ценообразования. Цены регулируются рынком или, иными словами, образуются только под влиянием спроса и предложения. Конкуренция заставляет товаропроизводителей осуществлять контроль над размером себестоимости производимых товаров, работ или услуг. Одновременно потребитель продукции, зная свои возможности, сравнивает цены товаров на рынке и их потребительскую ценность для себя.
Иными словами, при наличии конкуренции не требуется контроль и вмешательство со стороны государства. Организации в условиях рыночной экономики хотят не работать в условиях совершенной конкуренции, а монополизировать производство своих товаров, работ и услуг.
Объект изучения – цена и ценообразование.
Предмет исследования – изучение особенностей регулирования цен.
Цель работы – рассмотреть отечественный и зарубежный опыт государственного вмешательства в механизм ценообразования Задачами работы являются:
1.Изучить понятие цены и виды цен на продукцию;
2.Исследовать методы ценообразования и их специфику;
3.Рассмотреть цели и задачи государственного регулирования цен;
4.Оценить государственное вмешательство в механизм ценообразования в РФ;
5.Выяснить особенности зарубежного опыта государственного вмешательства в механизм ценообразования.
В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и анализа.
Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды отечественных и зарубежных авторов по исследованию цены и ценообразования в экономике
Структура работы: работа содержит в себе введение, в котором раскрывается предмет, объект, цели и задачи работы, двух глав, отражающих специфику работы, заключения и списка использованной литературы.
В завершении работы подведем итог и сделаем выводы:
Цена представляет собой денежное выражение, которое предлагает продавец за определенный товар покупателю на рынке. Существует несколько видов цен: мировые и внутренние, однако в предпринимательской деятельности, самыми основными принято считать оптовые и розничные цены.
Приято выделять несколько ключевых функций цен и ценообразования
1.Распределтельная
2.Функция спроса и предложения
3. Стимулирующая и тд.
На сегодняшний день, самыми распространенными методами ценообразования на предприятии являются
1. Метод полных издержек («Издержки-плюс»). Определенная сумма, соответствующая норме прибыли, добавляется к полной сумме затрат (постоянных и переменных).
2. Метод стоимости изготовления. Полная сумма затрат на покупное сырье, полуфабрикаты и материалы, увеличивается на процент, который соответствует собственному вкладу в наращивание стоимости товара предприятием.
3. Метод маржинальных издержек, по которому предполагается увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, который покрывает затраты и обеспечивает достаточную прибыль.
4. Метод рентабельности инвестиций основан на таком мнении: проект обеспечивает рентабельность не ниже чем стоимость заемных средств.
5. Методы маркетинговых оценок. Предприятие определяет цену, по которой покупатель определенно берет продукцию.
Особое внимание правительства мировых стран проявляется в ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары путем установления «рекомендательных» цен, закупки в периоды спада цен и распродажи товаров из этих запасов в периоды роста цен. В странах Европейского сообщества наднациональными органами осуществляется наблюдение за ценами на подавляющую часть продукции сельского хозяйства, крупного рогатого скота, молока, сахара-рафинада. Регулирование цен осуществляется путем установления максимальных и минимальных цен, определяемых соответствующей комиссией Европейского сообщества. Окончательное решение по указанному вопросу принимает Совет Министров ЕС на уровне министров сельского хозяйства.
В рамках сообщества на наднациональном уровне устанавливается до 15% цен. В странах ЕС наднациональный контроль цен на уголь, сталь и прокат осуществляется в рамках европейского общества угля и стали. Кроме прямого регулирования объемов производств (квот) европейское общество угля и стали проводит мероприятия по поддержанию цен на продукцию черной металлургии на определенном уровне путем установления твердых минимальных базисных цен с учетом базисного размера и качества продукции. Базисные цены публикуются в прейскурантах ведущих монополий, где указываются также приплаты и скидки с базисной цены. Фактические цены устанавливаются фирмами на основе этих прейскурантов с возможным отклонением не более 5%.
Считается, что в рыночной экономике главными должны быть косвенный метод государственного регулирования цен. Прямое вмешательство органов государственного управления следует применять при стабилизации действующих цен или их незначительном росте. Главной целью ценовой политики, денежно-кредитной политики в предстоящем году и в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции
1.Баздникин А. С. Цены и ценообразование; Юрайт, Высшее образование – Москва - 2014. - 384 c.
2.Баздникин А. С. Цены и ценообразование; Юрайт – Москва - 2015 - 384 c.
3.Борисова О. В. Ценообразование в коммерческой деятельности; Академия – Москва - 2015. - 176 c.
4.Газман В. Д. Ценообразование лизинга; ГУ ВШЭ – Москва - 2014. - 544 c.
5.Герасименко В. В. Ценообразование; Инфра-М - , 2014. - 422 c.
6.Герасимова Б.И., Воронкова О.В. Цены и ценообразование. - М.: Форум - 2014. - 208 с.
7.Горина Г. А. Ценообразование; Юнити-Дана – Москва - 2014. - 128 c.
8.Емельянова Т. В., Бабушкина Е. П., Приходько В. В., Скорик Н. Я., Тишковская Т. М. Ценообразование в организации. Практикум; Вышэйшая школа – Москва - 2014. - 336 c.
9.Колпакова Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. пособие для бакалавров / Г. М. Колпакова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт - 2014. – 538 с.
10. Лев М. Ю. Ценообразование; Юнити-Дана – Москва - 2014. - 720 c.
11.Липсиц И. В. Ценообразование; Юрайт - Москва - 2015. - 400 c.
12.Липсиц И. В. Ценообразование; Юрайт – Москва - 2014. - 376 c
13.Мальков А.О Структурирование и ценообразование; Альпина Бизнес Букс – Москва - 2015. - 224 c.
14.Маховикова Г. А., Желтякова И. А., Пузыня Н. Ю. Цены и ценообразование; Книга по Требованию – Москва - 2014. - 176 c.
15.Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы: Учебник, 10-е изд. — М.: ИТК «Дашков и К°» - 2014. — 528 с.
16.Орлова В.В. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент оптимизации бюджетного процесса / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т менеджмента. Каф. антикризис. упр. - М. - 2015. - 144 с
17.Рубцов Б. Б.Современные тенденции развития и антикризисного регулирования финансово-экономической системы: Монография/ Б.Б.Рубцов, Б.Б.Рубцов, П.С.Селезнев - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2015. - 180 с.
18.Сараев А.Л., Сараев Л.А. К расчету эффективной равновесной цены неоднородно распределенного конкурентного рынка // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - № 10 - С.129–135
19.Соснаускене О. И., Шармин Д. В., Шерстнева Г. С. Ценообразование в розничной торговле; Дашков и Ко – Москва - 2016. - 272 c.
20.Тимурзиев А.М. К вопросу о финансово-правовой ответственности ауди- торов / А.М. Тимурзиев, И.В. Бит-Шабо // NovaInfo.Ru. – 2014. – №27. – С. 224–225.
21.Федорова Е.А. Аудиторская деятельность как вид финансового контроля / Е.А Федорова // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – №2. – 2015. – С. 117–121.
22.Финансы и кредит : учеб. пособие / под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС - 2015. – 315 с.
23.Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. для бакалавров / под ред. Л. А. Чалдаевой. – М. : Юрайт - 2015. – 540 с.
24.Ценообразование в сфере государственных закупок; Инфра-М - 2015. - 320 c.
25.Ценообразование. Учебник и практикум; Юрайт – Москва - 2014. - 464 c.
26.Цены и ценообразование. Шпаргалка; Норматика – Москва - 2015. - 946 c.
27.Шамахов В. А., Богданова Е. Л., Никитина Е. В. Внешнеторговое ценообразование; Техническая книга – Москва - 2016. - 320 c.
28.Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций : [учеб. пособие] / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. – 9-е изд. – М. : Дашков и К - 2013. – 543 с.
29.Шаховская Л.С., Чигиринская Н.В., Чигиринский Ю.Л. Ценообразование. - М.: КноРус - 2014. - 258 с.