Введение. 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 4-5 лет представлений о родном крае посредством экологических проектов 9
1.1 Особенности формирования у детей 4-5 лет представлений о родном крае 9
1.2 Экологические проекты как средство формирования у детей 4-5 лет представлений о родном крае 16
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет представлений о родном крае посредством экологических проектов 22
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о родном крае 22
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о родном крае посредством экологических проектов 34
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о родном крае 48
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей 4-5 лет, участвующих в экспериментальном исследовании 64
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе экспериментальной работы 65
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе экспериментальной работы 66
Аннотация. Введение.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 4-5 лет представлений о
родном крае посредством экологических проектов.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о родном крае.
Предметом исследования: формирование у детей 4-5 лет
представлений о родном крае посредством экологических проектов.
Учитывая цель и гипотезу, нами были определены задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования у детей 4-5 лет представлений о родном крае посредством экологических проектов.
2. Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет представлений о родном крае.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о родном крае посредством экологических проектов.
4. Оценить динамику уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о о родном крае.
Первостепенной задачей нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Формировать чувство патриотизма и любви к своей родине нужно начинать в дошкольном возрасте, так как это период является самым подходящим и благоприятным в плане психологического воздействия на личность детей.
В дошкольный период у детей развиваются эмоции, чувства, логика, мышление, они начинают осознавать себя в этом мире, формируется нравственная основа личности. Образы восприятия действительности для детей в этом возрасте очень яркие и сильные, поэтому, надолго остаются в памяти. Для того чтобы сформировать у детей патриотические чувства к своему родному краю, к своей Родине, их нужно знакомить с историей, культурой, с национальными и географическими особенностями.
Цель патриотического воспитания, которая в настоящее время стоит перед педагогами, воспитать настоящего патриота, который предан, любит, и гордиться своей Родиной, своим родным краем.
Целью сегодняшнего образования является формирование у дошкольников творческих, коммуникативных способностей, воспитание потребности к активной созидательной деятельности. Использование метода проектов способствует развитию личности детей 4-5 лет по всем обозначенным направлениям.
Развитие патриотических чувств напрямую связано с экологической культурой дошкольников, педагог, знакомя детей с природным и растительным миром, должен вызывать в душе у ребенка эмоциональный отклик, а не только сообщать конкретные сведения.
Экологические проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Экологические проекты позволяет развивать опыт общения, деятельность детей, как коллективную , так и индивидуальную, позволяют педагогу найти индивидуальный подход к каждому ребенку, расширить представления детей о родном крае, растительном и животном мире, о природе в целом.
В ходе проведения констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:
- низкий уровень сформированности представлений о родном крае был выявлен у 5 дошкольников (50%) в ЭГ и у 2 дошкольников (20%) в КГ;
- средний уровень сформированности представлений о родном крае выявлен у 5 дошкольников (50%) в ЭГ и 7 дошкольников (70%) в КГ;
- высокий уровень сформированности представлений о родном крае выявлен у 2 дошкольников (20%) в КГ.
Таким образом, проведенная нами диагностика уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о родном крае, показала, что, как в ЭГ, так и в КГ большинство испытуемых имеют средний и низкий уровниь сформированности представлений о родном крае.
Анализ результатов диагностики дал нам возможность говорить о необходимости реализации специально разработанного содержания работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о родном крае посредством экологических проектов.
Исходя их цели и гипотезы исследования, и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание работы по
формированию у детей 4-5 лет представлений о родном крае посредством экологических проектов.
Формирующая работа включала:
- разработку «экологических проектов, тематика которых направлена на формирование у детей 4-5 лет представлений о Сахалинской земл;
- реализацию экологических проектов, направленных на формирование у детей 4-5 лет представлений о родном крае;
- организацию взаимодействия с родителями в ходе реализации экологических проектов.
На первом этапе работы нами были разработаны экологические проекты для детей среднего дошкольного возраста:
- экологический практико-ориентированный среднесрочный проект «Защитники природы»;
- экологический информационно-творческий, краткосрочный проект «Мир природы Сахалина»;
- экологический творческий, информационный, познавательно- исследовательский краткосрочный проект «Спасём Сахалинскую землю от мусора».
На втором этапе работы была обеспечена реализация экологических проектов, направленных на формирование детей 4-5 лет представлений о родном крае - Сахалинской области.
После того, как мы провели формирующий этап эксперимента, нами был проведен контрольный этап, который позволил нам сделать вывод о динамике уровня сформированности у детей 4-5 лет в ЭГ представлений о родном крае:
- низкий уровень сформированости представлений о родном крае в ЭГ снизился на 40% и составил 10%;
- средний уровень сформированности представлений о родном крае увеличился на 20% и составил 70%;
- высокий уровень сформированности представлений о родном крае увеличился на 30% и составил 30%.
В КГ результаты по всем уровням улучшились максимум на 10%.
Таким образом, можно сделать вывод, что специально организованная работа по формированию у детей 4 -5 лет представлений о родном крае посредством экологических проектов оказалась успешной. Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Александрова Е. Ю. Знакомим дошкольников с родным городом. М. : ТЦ сфера. 2014. 112 с.
2. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград : Учитель, 2015. 203 с.
3. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание): конспекты занятий. М. : УЦ Перспектива, 2014. 294 с.
4. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. М. : ЦГЛ, 2013. 111 с.
5. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. : ЦГЛ, 2014. 156 с.
6. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину. М. : АРКТИ, 2013. 168 с.
7. Башарова Л. Я. Консультация для воспитателей : Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2016. 260 с.
8. Бодраченко И. В. Дидактические игры по экологии. // Ребенок в детском саду. 2011. № 1. С. 73–74.
9. Бухаркиной М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/doc35528094_470423050 (дата обращения: 20.01.2022).
10. Волобуева Н. Г., Морозова Ж. В. О формировании знаний и представлений детей средних дошкольного возраста о родном крае. М. : ТЦ Сфера. 2014. 187 с.
11. Гладкова Ю. А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию. М. : ТЦ Сфера. 2008. 250 с.
12. Гусев Д. А. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников. М. : Логос, 2017. 156 с. 62
13. Диканова И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. 2013. № 3. С. 62–64.
14. Дюжакова М. В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника. М. : Мозаика-синтез, 2016. С. 580–583.
15. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М. : Академия, 2014. 192 с.
...