Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования культуры поведения у младших школьников 8
1.1 Особенности культуры поведения у младших школьников 8
1.2 Методы и средства воспитания у младших школьников культуры поведения 14
Глава 2 Экспериментальная работа по воспитанию у младших школьников культуры поведения 21
2.1 Диагностика уровня культуры поведения у младших школьников 21
2.2 Содержание работы по воспитанию у младших школьников культуры поведения 32
2.3 Результаты исследования 38
Заключение 48
Список используемой литературы 52
Приложение А Характеристика выборки исследования 56
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 57
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 59
Приложение Г Тематическое планирование 61
Актуальность проблемы дипломного исследования связана с непрерывно повышающейся ролью коммуникативного и творческого потенциала человека в современном обществе. К важнейшим задачам начального школьного образования, как первой ступени общего образования, относится воспитание личности, способной к эффективному общению.
Главным компонентом успешного общения на личностном уровне является сформированность культуры поведения, длительный путь к овладению которыми начинается в раннем детстве. Согласно ФГОС, воспитание культуры поведения как компонент нравственного воспитания личности в современных общеобразовательных учреждениях - одна из стратегических задач на данной ступени обучения, поскольку постоянно изменяющиеся настроения общества ведут к переоценке нравственных и моральных качеств, вызывая тем самым дуализм сознания и обуславливая тем самым несовместимость множества противоречий.
В традиционной психологии воспитание культуры поведения молодого поколения исследовался в различных аспектах. Культура поведения - это такие навыки и умения, которые обеспечивают правильное и вежливое общение с окружающими людьми. Это обеспечивается усвоением устойчивых форм поведения в повседневной жизни. Основной целью воспитания культуры поведения является переход нравственных норм к убеждениям в личной жизни, гармоничное развитие личности, развитие интеллектуального и материального потенциала. В широком смысле воспитание культуры поведения - это развитие нравственных ценностей ребенка, сохранение единства практических и воспитательных задач, формирование основ нравственности и нравственного развития человечества, расширение нравственных перспектив ребенка; потребности в саморазвитии.
Исследования организации целенаправленного воспитания культуры поведения представлены в трудах многих ученых. Проблему культуры поведения рассматривали Н.С. Александрова, И.Н. Вавилова, Н.К. Ледовских и С.И. Семенака, отмечая, что научно- технический прогресс также способствует постепенному вытеснению необходимых атрибутов нравственного воспитания, как, например, художественные произведения, предлагая более интерактивные варианты - компьютеры, телефоны, планшеты и т.д. - все это существенно ослабляет интерес обучающихся к чтению книг. При этом особый акцент обращен к изучению проблемы становления базиса культуры поведения, было установлено, что сензитивным периодом для ее становления является период младшего школьного возраста. Как подчеркивает Л.М. Гурович, именно внеурочная деятельность представляет одно из средств воспитания культуры поведения и моральных оценок нравственного поведения. К началу младшего школьного возраста завершается переход от эмоционально-непосредственных до опосредованных нравственных критериев, но перед этим он должен усвоить эти нравственные ценности, система которых имеет три базовых элемента: глубокое понимание нравственного смысла поступков; оценка поступков; эмоциональное отношение к этим событиям. Именно в младшем школьном возрасте происходит целенаправленное формирование культуры поведения, хоть обучающиеся и не всегда осознают содержание того или иного действия, что вызывает затруднения в их оценке, однако они могут и умеют подобрать конкретное действие - выслушать, поделиться, подарить и т.д.
Исторический подход к пониманию культуры поведения наиболее полно представлен в работах К. К. Колина, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка и др. Особенности воспитания у младших школьников культуры поведения изучали такие ученые как: Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравпов, Е.Е. Кравпова, Е.О. Смирнова и другие. Проблемами методов и средств воспитания у младших школьников культуры поведения занимались Л.М. Бронникова, А.В. Курило, Д.В. Григорьев, О.В. Зотова, О.В. Лингевич, Ю.В. Ребикова, В.В. Свиридов, П.В. Степанов, Л.В. Фурсова и многие другие
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью воспитания у младших школьников культуры поведения и недостаточной разработанностью методов и средств данного процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы методы и средства воспитания у младших школьников культуры поведения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Воспитание у младших школьников культуры поведения».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания работы по воспитанию у младших школьников культуры поведения.
Объект исследования: процесс воспитания у младших школьников культуры поведения.
Предмет исследования: воспитание у младших школьников культуры поведения во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс воспитания у младших школьников культуры поведения будет эффективным, если:
• разработать и реализовать комплекс занятий по воспитанию у младших школьников культуры поведения во внеурочной деятельности;
• реализовать этапы работы с детьми с учетом логики воспитания у младших школьников культуры поведения, а именно: глубокое понимание нравственного смысла поступков; оценка поступков; эмоциональное отношение к этим событиям;
• комплекс занятий по воспитанию у младших школьников культуры поведения во внеурочной деятельности осуществлять с применением дидактических игр и художественной литературы.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические условия воспитания у младших школьников культуры поведения.
2. Выявить уровень культуры поведения у младших школьников.
3. Разработать и апробировать содержание работы по воспитанию у младших школьников культуры поведения.
4. Определить динамику сформированности культуры поведения у младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования: разработано содержание работы по воспитанию у младших школьников культуры поведения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности воспитания у младших школьников культуры поведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по воспитанию у младших школьников культуры поведения может быть использовано в работе педагогов школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №4. В данном исследовании принимали участие дети в возрасте 7-8 лет в количестве 40 человек.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 9 рисунками.
В ходе теоретического обоснования проблемы формирования культуры поведения у младших школьников нами установлено, что культура поведения - это такие навыки и умения, которые обеспечивают правильное и вежливое общение с окружающими людьми. Это обеспечивается усвоением устойчивых форм поведения в повседневной жизни. Основной целью воспитания культуры поведения является переход нравственных норм к убеждениям в личной жизни, гармоничное развитие личности, развитие интеллектуального и материального потенциала. В младшем школьном возрасте появляются зачатки саморефлексии. Обучающийся начинает активно постигать мир межличностных отношений, открывать законы, согласно которым строится любое взаимодействие людей друг с другом, изучать нормы поведения. С целью быть «взрослым», младший школьник активно подстраивает свои действия под общественные нормы и правила. К началу младшего школьного возраста завершается переход от эмоционально-непосредственных до опосредованных нравственных критериев, но перед этим он должен усвоить эти нравственные ценности, система которых имеет три базовых элемента: глубокое понимание нравственного смысла поступков; оценка поступков; эмоциональное отношение к этим событиям. Именно в младшем школьном возрасте происходит целенаправленное формирование культуры поведения, хоть обучающиеся и не всегда осознают содержание того или иного действия, что вызывает затруднения в их оценке, однако они могут и умеют подобрать конкретное действие - выслушать, поделиться, подарить и т.д. Именно по этой причине необходимо вырабатывать у ребенка представления о нравственных качествах, что тем самым будет формировать нравственные суждения.
В младшем школьном возрасте игра остается ведущим видом деятельности. По этой причине один из основных методов воспитания культуры поведения у детей младшего школьного возраста является игровой метод, который реализуется посредством дидактической игры. Также воспитание культуры поведения младших школьников в образовательном процессе особенно эффективно происходит на уроках литературного чтения. Художественная литература позволяет формировать прочные нравственные суждения, навыки поведения и культурных отношений в обществе. Также она воспитывает понимание дружбы, любви, сопереживания и сострадания, совести. Формирование этих личностных особенностей происходит только благодаря комплексной работе, основанной на единстве требований и воздействий, систематичности и последовательности, индивидуальном подходе и т. д. Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС является неотъемлемой обязательной составляющей образовательного процесса, которая планируется в образовательной программе и организуется регулярно. В ходе внеурочной деятельности по формированию культуры поведения у младших школьников реализуется ряд задач по развитию у обучающихся универсальных учебных действий, развитию личностных качеств, удовлетворению познавательных потребностей. Внеурочная деятельность проводится как одноразово, так и систематически.
Констатирующий этап исследования позволил установить, что низкий уровень культуры поведения у младших школьников можно диагностировать у 45% детей. У школьников нет представлений о культурном поведении: они не знают, какое поведение считается культурным, а какое - нет, также не оценивают культурное поведение как правильное. У детей нет положительного эмоционального отношения к культуре поведения, сами вести себя культурно не стремятся, на данную тему общаются не охотно, интереса к ней не проявляют. В их работах нет общих элементов, умения достигать соглашения не наблюдается, каждый отстаивает свое мнение и не «слышит» партнера, мало заинтересованы в достижении совместного результата. Культурное поведение отсутствует, дети не используют вежливые слова.
Средний уровень культуры поведения у младших школьников можно диагностировать у 55% детей данной возрастной группы. У детей частично сформированы представления о культурном поведении: они не всегда знают, какое поведение считается культурным, а какое - нет, однако оценивают культурное поведение как правильное. У школьников частично сформировано положительное эмоциональное отношения к культуре поведения, сами вести себя культурно стремятся, но признают, что это не всегда им удается. На данную тему общаются только после наводящих вопросов педагога, интереса к ней сами не проявляют. В работах школьников можно наблюдать некоторые схожие детали, например, цвет или форма некоторых элементов, но при этом имеются и заметные различия, дети общаются мало и слабо заинтересованы в совместном результате. Культурное поведение иногда присутствует, дети в некоторых ситуациях используют вежливые слова.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено. Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание работы по воспитанию у младших школьников культуры поведения.
Нами было экспериментально доказано, что процесс воспитания у младших школьников культуры поведения будет эффективным, если:
• разработать и реализовать комплекс занятий по воспитанию у младших школьников культуры поведения во внеурочной деятельности;
• реализовать этапы работы с детьми с учетом логики воспитания у младших школьников культуры поведения, а именно: глубокое понимание нравственного смысла поступков; оценка поступков; эмоциональное отношение к этим событиям;
• комплекс занятий по воспитанию у младших школьников культуры поведения во внеурочной деятельности осуществлять с применением дидактических игр и художественной литературы .
Первым шагом нашей работы стала разработка и реализация комплекса занятий по воспитанию у младших школьников культуры поведения во внеурочной деятельности. Всего было разработано и проведено 10 занятий.
Вторым шагом нашей работы стала реализация этапов работы с детьми с учетом логики воспитания у младших школьников культуры поведения, а именно: глубокое понимание нравственного смысла поступков; оценка поступков; эмоциональное отношение к этим событиям.
Третьим шагом нашей работы стало осуществление комплекса занятий по воспитанию у младших школьников культуры поведения во внеурочной деятельности с применением дидактических игр и художественной литературы.
Контрольный этап исследования позволил установить, что в экспериментальной группе уровень культуры поведения у младших школьников существенно повысился: количество детей младшего школьного возраста с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень культуры поведения у младших школьников выявлен у 10%, тогда как ранее этот показатель был равен 0.
Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы. Исходя из данных результатов, мы делаем вывод, что разработанная и апробированная нами работа по воспитанию культуры поведения у младших школьников показывает высокий уровень эффективности.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
1. Агапова И.С. Нравственное воспитание в школе. М.: Айрис-пресс, 2015. 224 с.
2. Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей школьного возраста. М.: Издательство Перспектива, 2019. 248 с.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект - Пресс, 2019. 288 с.
4. Архарова Л.И. Праздники и классные часы на тему нравственности. М.: Просвещение, 2017. 65 с.
5. Баранец Н.А. Формирование ценностных ориентаций старшего дошкольника и младшего школьника в современной информационной среде / // Начальная школа: плюс до и после. 2018. № 7. С.75-78.
6. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам нравственного воспитания. М.: Республика, 2018. 103 с.
7. Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. М.: Педагогическое общество России, 2016. 520 с.
8. Беспятова Н.К. Занятие «Доброта». М.: Эксмо, 2016. 38 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: ЧеРо, 2019. 244 с.
10. Болотина Л.Р. Школьная педагогика. М.: Академия, 2018. 317 с.
11. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка // Этическое воспитание. 2017. - №3. С.35-40.
12. Брушлинский А.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач. М.: Просвещение, 2019. 342 с.
13. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации нравственного воспитания в системе образования детей // Молодой ученый. 2016. №5. С. 405412.
14. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание школьников. Для занятий с детьми 7-9 лет. М.: Мозаика - Синтез, 2017. 80 с.
15. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2019. 365 с.
...