Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №113870

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ... 9
1.1 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.2 Характеристика коррекционно-педагогической работы по развитию
наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.2 Реализация коррекционно-педагогической работы по развитию
наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 40
2.3 Определение эффективности коррекционно-педагогической работы 47
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложения

Среди детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья многочисленную группу составляют дошкольники с речевыми нарушениями. Одним из таких нарушений является общее недоразвитие речи. Исследования в области логопедии и специальной психологии доказывают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на развитие мышления и других познавательных психических процессов, а также свойств личности ребенка (И.Т. Власенко, Ю.А. Гаркуша, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Л.И. Тигранова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова,
В.В. Юртайкин и др.). В свою очередь нарушения познавательной деятельности усугубляют речевое недоразвитие. Данная закономерность определяет актуальность коррекционно-педагогическая работы по развитию мышления детей с общим недоразвитием речи.
Ведущей формой мышления в дошкольном возрасте отечественные психологи признают наглядно-образное (Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, B.C. Мухина, H.H. Поддьяков и др.). Данная форма мышления рассматривается как одно из новообразований старшего дошкольного возраста, которое определяет значение дошкольного детства в общем процессе психического развития. Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления, а также имеет существенное значение для всей последующей жизнедеятельности человека. Таким образом, шестой год жизни (рубежный между средним и старшим дошкольным возрастом) считается сензитивным для становление наглядно - образной формы мышления. Это положение отечественной детской психологии определило выбор возраста испытуемых в нашем исследовании - дети шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Данные исследований в области логопедии и специальной психологии свидетельствуют, что обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специальной коррекционно-педагогической помощи с трудом овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением, классификацией (И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.В. Нестерова др.). Специфика мыслительных операций детей с общим недоразвитием речи обусловлена уровнем недоразвития речи, что определяет необходимость дифференцированного подхода в коррекционно-педагогической работе по развитию наглядно-образного мышления у детей с разными уровнями общего недоразвития речи. Однако анализ исследований в области коррекционной дошкольной педагогике, логопедии и специальной психологии показал отсутствие специальных исследований по обозначенной проблеме. Имеются лишь отдельные публикации научно-практического характера (Л.В. Бадретдинова, З.Н. Зайнуллина, Н.Н. Ковязина, Л.Ю. Хуснутдинова).
Таким образом, существует противоречие: между необходимостью специальной дифференцированной работы по развитию наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи и отсутствием научно-методических разработок по развитию наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня в процессе коррекционно-педагогической работы.
Таким образом, актуальность исследования и выявленное противоречие позволили обозначить проблему: определение содержания, методов и приемов коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования - процесс развития наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективной, если:
- направлена на поэтапное формирование основных компонентов наглядно-образного мышления и установлению связи между ними (систематизацию образов-представлений об окружающей действительности, установление взаимосвязи между образом и словом, формирование компонентов наглядно-образного мышления);
- закрепление формируемых компонентов наглядно-образного мышления осуществляется в различных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной).
В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
2) выявить уровень развития наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
3) определить и апробировать содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическую основу исследования составили:
- положение о взаимосвязи мышления и речи (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
- положения о системности речевых нарушений, взаимосвязи речи с другими высшими психическими функциями (P.E. Левина);
- положения о наглядно-образном мышлении как процессе, возникающем и развивающемся во взаимодействии определенных линий психического развития - развития предметных действий, действий замещения, подражания, игровой деятельности, речи (H.H. Поддьяков);
- положение о параллельности развития образных и словесных обобщений ребенка, в котором значения слов представляют собой обобщения, построенные на выделении общих признаков группы предметов (Л.А. Венгер);
- подход к организации коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи (Т.В. Нестерова).
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической литературы, изучение медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы психолого- медико-педагогической комиссии, речевые карты;
- эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимента, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы;
- количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Новизна исследования: определены этапы формирования компонентов наглядно-образного мышления, а также содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: уточнены особенности наглядно-образного мышления детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: материалы исследования могут быть использованы воспитателями ДОО, педагогами-психологами, учителями-логопедами для развития наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 45 «Яблонька» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы (43 источников), приложением.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для процесса развития наглядно-образного мышления.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема коррекции наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является актуальной. Коррекционную работу по развитию наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи следует рассматривать как одну из важнейших задач психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР.
В работе выделены показатели, диагностические методики, уровни (высокий, средний, низкий) развития наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с ОНР III уровня. Констатирующий эксперимент показал, что в среднем у 59% детей шестого года жизни с ОНР III уровня имеют низкий уровень развития наглядно-образного мышления. Данные результаты, подтвердили необходимость коррекционно-развивающей работы по развитию наглядно-образного мышления у детей экспериментальной выборки.
Формирующий эксперимент предполагал осуществление коррекционно-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с ОНР III уровня. Работа была направлена на поэтапное формирование основных компонентов наглядно-образного мышления и установлению связи между ними (систематизацию образов-представлений об окружающей действительности, установление взаимосвязи между образом и словом, формирование компонентов наглядно-образного мышления). Закрепление формируемых компонентов наглядно-образного мышления осуществлялось в различных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной).
Проделанная нами коррекционно-педагогическая работа имела положительные результаты, обеспечила качественное улучшение показателей наглядно-образного мышления детей шестого года жизни с ОНР III уровня, позволила сформировать начальные предпосылки развития анализа, синтеза, обобщения, классификации, умения выделять существенные признаки, осуществлять сериацию. У детей
экспериментальной выборки повысилась познавательная мотивация, что отметили педагоги, работающие с данными дошкольниками. Педагоги, логопеды ДОО дали положительную оценку не только общему, но и речевому развитию детей данной группы: расширился словарный запас, грамматический строй речи и навык словообразования.
Для определения эффективности коррекционно-педагогической работы, был проведен контрольный эксперимент, по результатам которого выявлена, положительная динамика уровня наглядно-образного мышления у детей шестого года жизни с ОНР III уровня.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, решены поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.



1. Белопольская, Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний) [Текст] / Н.Л. Белопольская, Стереотип. М. : 2009. - 53 с.
2. Венгер, Л.А. Игра как вид деятельности [Текст] / Л.А. Венгер // Вопросы психологии. - 1978. - №3. - С. 163-165.
3. Венгер, Л.А. Слово и образ в решении мыслительных задач [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : ИНТОР, 1996. - С. 3-13.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - т. 4. - 432 с.
5. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М. : Педагогика, 1983. - т.3. - С.5-329.
6. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С. 15-26.
7. Гальперин, П.Я. Умственное действие как основа для формирования мысли и образа [Текст] / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1957. - № 6. - С. 58-69.
8. Детская практическая психология [Текст] : учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М. : Гардарики, 2001. - 255 с.
9. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М. : Педагогика, 1978. - 248 с.
10. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1964. - 351 с.
11. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1990. - 187 с.
12. Ковшеков, В.А. Серии сюжетных картинок [Текст] / В.А. Ковшеков. - СПб. : Школьная книга, 2014. - 23 с.
13. Ковшеков, В.А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной («моторной») алалией [Текст] / В.А. Ковшеков // Дефектология. - 1980. - № 2. - С. 14-21.
14. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М. : Сфера, 2007. - 128 с.
15. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] / Ред.-сост. Г.В. Чиркина. - М. : АРКТИ, 2005. - 224 с.
16. Леонтьев, А.Н. Умственное развитие ребенка [Текст] / А.Н. Леотьев. - М. : Правда, 1956. - 360 с.
17. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М. : Просвещение, 1997. - 156 с.
18. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
19. Недоспасова, В.А. Учимся рассуждать: Пособие по дошкольному воспитанию. - Тольятти : МОУ ДО «Центр медиаобразования», 1998. - 76 с.
20. Новоселова, С.Л. Развитие мышления в дошкольном возрасте [Текст] /С.Л. Новоселова. - М. : Педагогика, 1978. - 272 с.
21. Новикова, М.В. Программа коррекционной работы в старшей группе для детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] / М.В. Новикова // Режим доступа:http://d.120-bal.ru/doc/2611/index.html.- Загл . с экрана.
22. Нестерова, Т.В. Коррекционно-педагогическая работа по
формированию наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] : автореф. дис... канд. пед. наук / Т.В. Нестерова. - М., 2005. - 22 с. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat // режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/korrektsionno-pedagogicheskaya-rabota-po-formirovaniyu-naglyadno-obraznogo-myshleniya-u-dosh#ixzz5ID0Lp6OU
23. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Московский университет, 1972. - 152 с.
24. Обухова, Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М., 1981. - 245 с.
25. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребёнка: диагностика и коррекция [Текст] / Т.Н. Овчинникова. - М. : Академический проспект, 1999. - 208 с.
26. Пантина, Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте [Текст] / Н.С. Пантина. - М. : Просвещение, 1996. - 257 с.
27. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже. - СПб. : Союз, 1997. - 256 с.
28. Поддьяков, Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Возрастная и педагогическая психология / Сост. М. Шуаре. - М., 1982. - С. 24-35.
29. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца. - М. : Педагогика, 1964. - 328 с.
30. Психология детей с нарушениями речи [Текст] / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. - М. : Академия, 2002. - 408 с.
31. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Под ред. Н.Н. Подьякова, А.Ф. Говорковой. - М. : Просвещение, 1985. - 356 с.
32. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : АН СССР, 1958. - 147 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : Питер, 2015. - 713 с.
34. Самусикова, Л.А. Игры для развития речи и мышления дошкольников [Текст] / Л.А. Самусикова // Логопед. - 2004. - № 2. - С. 65¬69.
35. Смирнова, Е.О. Психология ребёнка [Текст] / Е.О. Смирнова. - М. : Школа - Пресс, 1997. - 384 с.
36. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей в процессе дидактических игр [Текст] / Е.А. Стреблева. - М. : Гуманит. ВЛАДОС, 2014.
- 256 с.
37. Филичева, Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Т.Б. Филичева. - М. : Эксмо, 2011. - 288 с.
38. Филичева, Т.Б. Дидактические материалы для обследования формирования речи детей [Текст] / Т.Б. Филичева. - М. : Дрофа, 2009. - 96 с.
39. Филичева, Т.Б. Коррекции нарушения речи [Текст] / Т.Б. Филичева.
- М. : Просвещение, 2016. - 207 с.
40. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольников [Текст] / Т.Б. Филичева. - М. : Литур, 2004. - 80 с.
41. Хуснутдинова, Л.Ю. Особенности мышления детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Электронный ресурс] / Л.Ю. Хуснутдинова [и др.] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1(36). - Новосибирск: СибАК, 2014 // режим доступа:
https: //sibac. info/conf/pedago g/xxxvi/36452
42. Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи [Текст] / Г.В. Чиркина. - М. : изд. "Просвещение", 2014. - 206 с.
43. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ