Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Создание и развитие системы дорожного строительства в СССР 16
1.1 Первый период дорожного строительства в СССР 16
1.2 Развитие массового автодорожного строительства с твердым покрытием в послевоенные годы 28
Глава 2 Развитие автодорожной сети в городе Ставрополь-Тольятти 39
2.1 Состояние автодорожной сети в городе Ставрополь (1917-1960) 39
2.2 Влияние строительства АвтоВАЗа на дорожное строительство в городе Тольятти 52
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 68
Приложение А Строительство дороги, ведущей на ВАЗ 74
Приложение Б Строительство корпусов ВАЗа 75
Приложение В Строительство дирекции ВАЗа 76
Приложение Г Начало строительства улиц Свердлова и Революционной 77
Приложение Д Строительство кинотеатра Сатурн, а также улицы Революционная и первого дома на улице Дзержинского 78
Актуальность исследования Автомобильные дороги в России имеют огромное социально-экономическое значение. Их роль особенно возросла во второй половине XX в. в связи с массовой автомобилизацией советской экономики, связанной с появлением новых отраслей производства в народном хозяйстве регионов, общим социально-экономическим развитием СССР. Именно во второй половине XX в. Степенью развитости автодорожной сети во многом были обусловлены вопросы транспортной доступности областей и регионов огромной страны. От состояния и интенсивности создания автодорожных коммуникаций зависело военно-стратегическое положение страны. Поэтому автодорожное строительство приобрело решающее значение в становлении и развитии крупных территориально-производственных комплексов страны и решении стратегических социально-экономических задач советского государства.
Особое значение строительство автомобильных дорог имело для тех регионов страны где проходили масштабные стройки различных проектов связанных со строительством новых предприятий и так же строительство новых городов ведь что бы обеспечить бесперебойное снабжение всеми необходимыми ресурсами на столь значительных объектах просто жизненно необходим иметь развитую автодорожную инфраструктуру. В этом плане город Тольятти является хорошим примером в качестве образца развития автодорожной сети, в связи с началом строительства крупных заводов и других объектов промышленности, начиная с ГЭС и заканчивая АвтоВАЗом. Было просто необходимо наладить развитую систему автодорог.
Объект исследования - развитие автодорожного строительства в СССР на примере города Ставрополь-Тольятти.
Предмет исследования - социально-экономические процессы, протекавшие в развитии автодорожного строительства в СССР в том числе на примере города Ставрополь-Тольятти.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1950х гг. по 1991 г. Нижняя граница определена декретом СНК о создании Волжской ГЭС и как следствие прокладывании первых дорог с твёрдым покрытием. Верхняя граница определена распадом СССР.
Территориальные рамки - территория г. Ставрополя-Тольятти.
Цель дипломной работы - комплексное изучение развития автодорожного строительства в СССР и в городе Ставрополь-Тольятти.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• проанализировать первый период дорожного строительства в СССР.
• уточнить и детализировать пик дорожного строительства в СССР в 1960-1970-е гг. и его дальнейшее развитие.
• изучить развитие автодорожной сети в городе Ставрополь в связи со строительством ГЭС и переносом города.
• рассмотреть строительство дорог в связи со строительством АвтоВАЗа, а также, проследить как город Тольятти соответствует тем тенденциям и степени развития автодорожной сети в СССР.
Степень изученности проблемы. Историография изучаемой проблемы разделяется нами на два основных периода: советский и постсоветский. Историография советского периода характеризуется глубокой проработкой вопроса в области дорожного строительства. Основной акцент в данных работах сделан на глубоком анализе тех технических аспектах и статистических результатах которых достигало советское руководство и различные органы в области автодорожного строительства. Так же в этот период уделялось значительное внимание социалистическому соревнованию между различными бригадами в деле строительства и развития автодорожной сети.
В данном временном периоде интересны глубиной проработки материала такие исследования авторов как А.П. Васильев, В.И. Баловнев, М.Б. Корсунский, Г.В. Бялобжеский, Д.Г. Мепуришвили, С.А. Мусатов, В.А. Ногай, С.П. Субботин, А.Я. Эрастов «Ремонт и содержание автомобильных дорог». В данный период времени активно изучались те методы с помощью которых проводили дорожные работы в этой области наиболее интересны работы интересны для изучения также и технические работы авторов М.И. Вейцман, В.П. Егозов «Краткий справочник дорожного строителя» своими фактами и отдельными отрывками из истории СССР также А.С. Кудрявцева «Очерки истории дорожного строительства в СССР». Интересен анализ В.А. Зарзара в работе «Автомобилизация и дорожное строительство в СССР».
Исследователи в своих трудах анализировали проблему эффективного управления ресурсами в области дорожного строительства. В данном направлении особую важность представляют собой труды таких авторов как А.С. Кудрявцев и Б. Рубаненко.
Особенно важную роль в деле изучения строительства дорог в городе Тольятти сыграл труд Б. Рубаненко «Новый Тольятти». В данной работе рассматривалось, как при строительстве нового города и конкретно Автозаводского района развивалась урбанистика данной жилой площади и какие методы были применены строителями городской инфраструктуры, чтобы как можно быстрее проложить все необходимые коммуникации и дороги что бы наладить бесперебойный поток рабочих к АвтоВАЗу.
Что касается постсоветского периода, охватившего временной отрезок с 1991 г. по настоящее время. Основные акценты при изучении темы в современной историографии сместились в сторону большей объективности так современный период позволяет дать более непредвзятую оценку деятельности властей на строительство дорог в СССР, так как над современными исследователями уже не весит идеологический аспект в деле изучения темы. Этот период характеризуется изучением дополнительных ранее более слабо изучаемых аспектов, таких как привлечение неквалифицированного труда на работу по строительству автодорог, а также в историографии данного периода происходит вышедший на новый уровень экономический анализ эффективности развития автодорожной сети в СССР.
В данном временном периоде интересны погруженностью в сферу исследования В.П. Бойко, В.Н. Ефименко, А.П. Кадесников «Очерки истории строительства сухопутных путей сообщения». Строительство дорог в регионах рассмотрены в работах Р.Р. Гареева «Индустриализация дорожного строительства в регионах СССР в годы первой пятилетки (1928-1932 гг.): на примере Башкирской АССР» где, в том числе на примере отдельной области показано данное развитие. Так же важной работой по исследованию дорожного строительства в СССР на наиболее трудных участках А.Г. Заподовникова, А.Д. Колесников, В.Д. Полканов, Н.Г. Якушина. Данные авторы рассматривали строительство историю строительства и обслуживания СибАДИ в своей работе «Очерки истории СибАДИ». В данной работе очень подробно рассказано, с какими трудностями пришлось столкнуться рабочим дорожно-строительной отрасли в момент прокладывания данной трассы, а также как влияют погодные условия на состав тех материалов, которые используются при строительстве автодорог в тяжелых климатических условиях.
Также важный вопрос, который освещает постсоветская историография, - это те методы планировки, которые использовали, дорожные строители в своей работе в этом вопросе особую ценность представляет собой работа Веретенников, Д.Б. Понятие планировочной структуры города. Помимо этого, данным автором написана работа Д.Б. Веретенников Структурное формирование мегаполисов. В которой он провел тщательный анализ того, как влияет развитая дорожная инфраструктура на качество жизни в городе. Так же среди исследователей крайне важную роль в области исследований городского пространства и формирования города Тольятти можно выделить труды Я. Гейл, Л. Гемзо и Ф. Белла.
Так в работе Я. Гейла и Л. Гемзо «Новые городские пространства» крайне подробно раскрыт момент архитектурного городского пространства, подробно раскрыт момент архитектурного формирования современного городского пространства. И того, что необходимо современному городу для наиболее эффективного качества жизни в данном городе в плане легкости перемещения по данному городу. Из данной работы мы смогли почерпнуть, что Тольятти является городом с достаточно высоко проработанной системой транспортных коммуникаций, что позволяет назвать данный город удобным для жизни людей.
Среди зарубежных исследователей можно выделить работу Ф. Белла «Тольятти. Рождение нового города». Французский исследователь в данной работе рассмотрел генезис развития градостроительной и автодорожной сети в городе Тольятти.
Так же ценную информацию о дорожном строительстве в СССР дает статья А.А. Любовь. Пик дорожного строительства в СССР пришелся на 6070-е гг. Статья написана в «Российской газете» в 2010 г. В данной статье представлен подробный анализ строительства дорог на наивысшей точке развития данной сферы деятельности у в Советском союзе, а также было подробно изложено в связи, с какими именно факторами данный период можно назвать пиком строительства автодорог.
На сегодняшний момент среди современных исследований по данной теме мы можем выделить работы А.С. Гниломедова «Эволюция плотности и функциональной насыщенности городской среды» и М.В. Солодилова «Формирование системы достопримечательных мест на базе историко-архитектурного наследия г. Тольятти».
Так же важнейшую роль при изучении автодорожной сети и её развития на городском уровне играют материалы периодической печати. Особо важную роль по данной теме сыграл «Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура: научно-технический журнал» журнал выходил с 2011 по 2016 г. Данный журнал во всей полноте освещает научно технический аспект строительства автодорог на территории, как Куйбышевской области, так и отдельно города Тольятти, а именно какими методами пользовались рабочие при строительстве дорог, как на территории области, так и на территории города какими технологическими нововведениями они пользовались при строительстве новых дорог. И как именно менялась сама технология дорожных работ. Во всех этих аспектах данный журнал даёт много полезной для научной деятельности информации.
В данном журнале рассматривали интересующие нас аспекты автодорожного строительства такие авторы как М.В. Солодилов и А.С. Гниломедов.
Следующим материалом периодической печати, которым необходимо было воспользоваться из-за крайне ценных сведений, был «Стройиздат» в нем была опубликована статья А.И. Урбах, М.Т. Лин. «Архитектура городских пешеходных пространств» в которой проведен качественный анализ прокладки и развития пешеходных пространств в городе Тольятти и так же то как именно развитие непосредственно пешеходных пространств влияло на развитие всей транспортной системы города в целом.
Проведенный нами историографический анализ показывает, что в советский период исследователи уделяли внимания этой проблеме. Изучение данной проблемы характеризуется глубокой проработкой вопроса в области дорожного строительства. Основной акцент в данных работах сделан на глубоком анализе различных как технических аспектов, так и статистических результатов, которых достиг Советский союз и различные органы, управляющие процессом в области автодорожного строительства. Так же в этот период уделялось значительное внимание социалистическому соревнованию между различными бригадами в процессе строительства и развития автодорожной сети.
В современный период интерес к данной проблеме не ослаб. Отечественные и зарубежные исследователи уделяют внимание таким аспектам, как использование неквалифицированного и порой подневольного труда на работах по строительству автодорог, и помимо этого историографии периода происходит существенное повышение экономического анализа эффективности развития автодорожной сети в СССР.
Источниковая база исследования включает совокупность большого количества материала, в том числе опубликованного и неопубликованного условно данные источники можно разделить на:
• законодательные источники,
• материалы делопроизводства,
• периодическая печать.
Материалы делопроизводства. Для изучения истории создания и развития автодорожной сети в СССР и в городе Ставрополь-Тольятти нами были использованы материалы Тольяттинского городского архива. Материалы фонда Р-18 протоколы совета народных депутатов позволяют нам выявить общественное мнение граждан о автодорожном строительстве и эксплуатации городской инфраструктуры, а также реакция городских властей на различные претензии которые выражали граждане.
«Тольяттинский архив» (ТГА). Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 490. Постановление совета министров СССР № 119 о мерах по обеспечению строительства Волжского автомобильного завода в 1969 г. 126 л. МКУ «Тольяттинский архив» (ТГА). Ф. Р--8. Оп. 3. Д 279. Решения №384-432 Исполкома и материалы к ним. 89 л. МКУ «Тольяттинский архив» (ТГА). Ф. Р-18. Оп. 3. Д 1. Решения № 384-536 Исполкома и материалы к ним. Из архива АвтоВАЗа были взяты фото, на которых отражены моменты строительства автодорог в городе Тольятти и сопутствующей архитектуры.
Следующую категорию делопроизводственного комплекса источников включает в себя постановления исполнительной власти. Эта группа источников позволят охарактеризовать структурно-организационные изменение в ЦуДорТрансе, организации непосредственно отвечающей за развитее автодорожной сети в Советском союзе. И помимо этого так же позволяет проследить финансовые операции и материально-техническое оснащение организаций, непосредственно отвечающих за развитие автодорожной сети.
Среди данной группы источников особо мы можем выделить Постановление ЦИК и СНК СССР от 28 ноября 1928 г. «О дорожном хозяйстве и автомобильном деле в Союзе ССР» С. З. СССР, 1929, № 6, ст. 52, № 21, ст. 184; 1931, № 15, ст. 147; 1933, № 72, ст. 434. В нем приведен список мер и норм, которые были основными для дорожных строителей в СССР при организации дорожных работ и тех мерах, которые должны были предприниматься в деле содержания дорог.
Следующим важнейшим источником в данном вопросе является Постановление Станции технического обслуживания (СТО) от 4 марта 1929 г. «О содержании и ремонте участков шоссейных и грунтовых дорог общесоюзного и республиканского значения в пределах населенных пунктов» С. З. СССР, 1929, № 45, ст. 393; 1931, № 16, ст. 158, и 1932, № 24, ст. 149.Это постановление отражает процессы связанные с изменениями эксплуатации автодорог.
Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 310 от 14 апреля 1980 г. «О мерах по улучшению строительства, ремонта, и содержания автомобильных дорог в стране». Данный документ определял меры, которыми было необходимо руководствоваться при строительстве дорог на заключительном этапе существования СССР в связи с чем благодаря данному источнику мы можем увидеть к чему пришло развитие автодорожной сети в СССР и какие моменты руководство страны считало необходимыми улучшить.
Следующим источником, имеющим важнейшую информацию, является. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 мая 1932 г. «О правах и обязанностях государственных объединений и трестов, производящих добычу золота, в области дорожного, коммунального, школьного и больничного строительства, снабжения населения и регулирования торговли на территории золотопромышленных приисковых районов» С. З. СССР, 1932, № 41, ст. 248. В данном документе мы видим, как предприятия не каким образом не связанное с деятельностью по прокладки дорог было вынуждено тратить на это свои ресурсы, что является характерной чертой многих предприятий страны, когда им приходилось обеспечивать развитие инфраструктуры, хотя это не входило в их прямую компетенцию.
Постановление ЦИК и СНК СССР 7 декабря 1931 г «Об использовании труда граждан, состоящих в тыловом ополчении» разъясняет использование неквалифицированного труда граждан при строительстве дорог и дорожной инфраструктуры Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 марта 1936 г. «О трудовом участии сельского населения в строительстве и ремонте шоссейных и грунтовых дорог» характеризует труд сельских граждан при строительстве дорожной сети.
Следующая группа постановлений регулирует структурно-организационные аспекты автодорожного строительства в Советском союзе. Так Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 июня 1931 г. «Об образовании Всесоюзного центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совете Народных Комиссаров Союза ССР» характеризует деятельность нового органа управления, функции которого связаны с развитием автодорожной сети.
Изменение политической обстановки в государстве во второй половине 1930-х гг. обусловили переход Центрального Управления шоссейных и грунтовых дорог в ведение НКВД, что было закреплено Постановления ЦИК и СНК СССР от 28 октября 1935 г. «О передаче Центрального Управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта в Народный Комиссариат Внутренних Дел Союза ССР» С. З. СССР, 1935, № 56, ст. 452. Данное постановление явилось подтверждением увеличение влияние НКВД в тот период времени и помимо этого, так же показывает, как изменилась в то время система управления в стране. Так как даже такая деятельность как развитие автодорожной сети осуществлялась не гражданским ведомством.
Финансирование дорожного строительства осуществлялось согласно Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 ноября 1930 г. «О порядке финансирования дорожного хозяйства и об организации дорожностроительных контор» С. З. СССР, 1930, № 55, ст. 579. Следующая подгруппа источников- приказы путей сообщения СССР. Благодаря данной группе источников мы можем проследить структурно управленческие изменения автодорожного хозяйства в стране в послевоенный период.
Приказ Министра путей сообщения СССР№ от 21 марта 1946 г. «О преобразовании Народного комиссариата путей сообщения в Министерство путей сообщения СССР». Приказ Министра Путей Сообщения СССР№ от 11 августа 1947 г. «О структуре и штатах центрального аппарата Министерства путей сообщения СССР». Приказ по Министерству автомобильного транспорта СССР № 1 от 5 ноября 1952 г. «Об образовании союзно-республиканского Министерства автомобильного транспорта СССР и назначении А.Н. Куршева министром автомобильного транспорта СССР». Распоряжение Совета Министров РСФСР № 909-р от 26 июля 1980 г. «В связи с упразднением Министерства автомобильного транспорта РСФСР».
Приведенные нами выше приказы позволяют проследить трансформацию основных учреждений, отвечающих за автодорожное строительство в послевоенный период. Следует отметить, что до создания министерства путей сообщения основные обязанности по эксплуатации автодорожной сети были возложены на республики где непосредственно осуществлялся контроль за процессом развития и строительства новых автодорог.
Периодическая печать. Основным источником периодической печати, использованным нами, является журнал «Стройиздат». Данный журнал выходил с 1932 г., а с 1990 г. был преобразован в издательство «Стройиздат». Наибольший интерес представляют статьи А.И. Урбах и М.Т. Лин «Архитектура городских пешеходных пространств», в которой представлен анализ прокладки и развития пешеходных пространств в городе Тольятти и так же то, прослежено влияние пешеходных пространств на развитие всей транспортной системы города в целом.
Так же ценную информацию о дорожном строительстве в СССР дает статья А.А. Любови. Пик дорожного строительства в СССР пришелся на 6070-е годы ХХ века. Статья написана в «Российской газете» в 2010 г. В данной статье представлен подробный анализ строительства дорог на наивысшей точке развития данной сферы деятельности у в Советском Союзе, а также было подробно изложено в связи, с какими именно факторами данный период можно назвать пиком строительства автодорог.
Теоретико-методологической основой исследования являются принципы историзма, объективности, системности, признание причинно-следственной закономерности событий и явлений.
В рамках нашего исследования мы использовали следующие методы исторического исследования: был использован сравнительно-исторический метод. В исследовании мы проводили сравнение уровней развития автодорожной сети в СССР с городом Ставрополь-Тольятти в различные периоды времени. Синхронический метод направлен на понимание того, как именно происходящие в стране события влияли на уровень развития автодорожной сети и скорости её строительства. Системный метод отвечает за изучение развития системы автодорожного строительства и тех организаций, которые за него отвечали. Также за анализ структуры и функций, внешних и внутренних связей, динамических изменений в тех организациях, которые отвечали за развитие автодорожной сети, как в СССР, так и в городе Ставрополь-Тольятти.
Научная новизна работы заключается в том, что в нашем исследовании предпринята попытка проанализировать соответствие одного отдельно взятого города в области развития автодорожной сети и сопоставление его с аналогичными процессами в целом по стране. И соответственно сравнить является ли отдельно взятый город Тольятти исключением из общей статистики или же он соответствует общему уровню по стране. Следует отметить также то, что в научный оборот были введены неиспользованные источники.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в работе сотрудников государственных учреждений, которые занимаются изучением развития автодорожной сети, на всей территории страны, так и в городе Тольятти. Так же результаты исследования могут быть полезны в учебной деятельности при изучении истории развития автодорожного полотна в стране.
Бакалаврская работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, состоящие из 4 параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников, приложения (фотографии строящихся объектов автодорожной и сопутствующей инфраструктуры города Тольятти).
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты. Во-первых, подводя итоги мы можем сказать, что за весьма малое количество лет в стране с практически отсутствующим твердым дорожным покрытием на большей части территории была создана многотысячная сеть автодорог с твердым покрытием по всей территории страны. Отдельно стоит отметить то, как поднялся технологический уровень строительства автодорог и то, как изменился подход в целом, став более развитым с научной точки зрения так как был построена сеть научных учреждений, занимающаяся обучением профессиональных дорожных строителе. «ЦУДорТранс» сыграл значительную роль в сфере развития автодорожной сети. Таким образом в СССР в первой половине двадцатого века удалось грамотно организовать механизм строительства и развития автодорог.
Во-вторых, в 1960-1970х гг. были завершены основные части системы трасс по всему СССР. Автодорожная сеть в это время активным образом развивалась во всех частях Советского союза, что позволило обеспечить прочную взаимосвязь между различными регионами страны и организовать бесперебойный поток грузов. В данный период гораздо активнее происходило развитие автодорожной сети в восточной части страны, где были обнаружены крупные месторождения нефти, результатом этого стала необходимость прокладки в тех регионах развитой дорожной инфраструктуры, чтобы организовать поставки материалов для строительства, добывающей промышленности. Результатом этого стало появление развитой системы автодорог в крайне сложной для их строительства местности. Так до самого конца существования СССР строительство автодорог не прекращалась, в результате к моменту окончания Советского союза на территории одной только республики РСФСР было проложено 455,4 тысячи километров автодорог. Таким образом, проведенный анализ позволяет утверждать, что за период существования СССР была проведена большая работа по улучшению качества и развития дорог в стране.
В-третьих, в связи со строительством рядом с маленьким городом Ставрополь Волжской ГЭС, вся его дальнейшая история полностью изменилось. В связи с началом массового строительства крупной инфраструктуры началось, как увеличение населения весьма резкими темпами, так и появление в этом районе крупного индустриального сооружения и строительства предприятий химической промышленности. Все эти процессы затронули так же и автодорожную сеть. Так за весьма короткий срок на территории города возникли крупные многополосные дороги с твёрдым покрытием и вся соответствующая дорожная инфраструктура.
В заключении можно сделать вывод, что работа проведенная, при строительстве инфраструктуры города Тольятти была, очень впечатляющей. О чем мы можем судить по тем результатам, которые были достигнуты в столь сжатые сроки. В области развития автодорожной инфраструктуры город Тольятти может являться прекрасной иллюстрацией того, как происходило развитие в стране автодорожной сети, ведь строительство и развитее ее, как в городе Ставрополь-Тольятти, так и по всей стране происходило в одни и те же годы. Кроме того, это видно и на общем уровне развития города, который из маленького города Ставрополь с неразвитой и даже можно сказать отсутствующей дорожной инфраструктурой. В результате индустриализации появился город Тольятти, в котором с течением времени была создана развитая автодорожная сеть. В итоге к моменту окончания существования СССР в городе Тольятти была построена высокоразвитая автодорожная сеть.
1. Белла Ф. Тольятти. Рождение нового города / пер. с фр. Ю. Горбунова. - Екатеринбург: TATLIN, 2014. 142 с.
2. Бойко В.П., Ефименко В.Н, Колесников А.П. «Очерки истории строительства сухопутных путей сообщения» Томск: издательство Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2010. 136 с.
3. Васильев А.П., Баловнев В.И., Корсунский М.Б., Бялобжеский Г.В., Мепуришвили Д.Г., Мусатов С.А., Ногай В.А., Субботин С.П., Эрастов А.Я. Ремонт и содержание автомобильных дорог. М. : Транспорт, 1989. 289 с.
4. Веретенников Д.Б. Понятие планировочной структуры города. Структурные компоненты и их планировочное воплощение // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура: научно-технический журнал / СГАСУ. Самара, 2014. Вып. № 3(16). С. 6-10.
5. Веретенников Д.Б. Структурное формирование мегаполисов: учебное пособие / М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2016. - 112 с.
6. Вейцман М.И., Егозов В.П. Краткий справочник дорожного строителя. 2-е изд. М. : Транспорт, 1979. 286 с.
7. Гареева Р.Р. Индустриализация дорожного строительства в регионах СССР в годы первой пятилетки (1928-1932 гг.): на примере Башкирской АССР // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, вып. 3-1.
8. Гейл Я., Гемзо Л. Новые городские пространства / М.: Крост, 2012. 254 с.
9. Гниломедов А.С. Эволюция плотности и функциональной насыщенности городской среды // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура: научно-технический журнал / СГАСУ. Самара, 2014. Вып. № 2(15). С 16-20.
10. Градостроительство и архитектура: научно-технический журнал / СГАСУ. Самара. 2012. Вып. III. С. 30-36.
11. Зарзара В.А. Автомобилизация и дорожное строительство в СССР. М : Гос. план.-хоз. изд-во Планхозгиз, 1931 ВЦСПС. 112 с.
12. Кудрявцев А.С. Очерки истории дорожного строительства в СССР : дооктябрьский период. М. : Транспорт и связь. 1951. 332 с.51
13. Из фондов ТКМ. Новый город у плотины Куйбышевской ГЭС (проект планировки и застройки). ГИПРОГОР Ленинградское отделение, 1953. (Машинопись).
14. Из фондов ТКМ. Проект детальной планировки центральной части г. Ставрополя на Волге. Пояснительная записка // Средне-волжский совнархоз государственный проектный институт Куйбышевский промстройпроект. Ставропольский филиал. Г. Ставрополь на Волге: 1963. 100 с.
15. Любовь А.А. Пик дорожного строительства в СССР пришелся на 60-70-е годы // Российская газета.2010. 54 с.
...