ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1.ДЦП этиология
1.2.Особенности и характеристика двигательных способностей при ДЦП
1.3.Описание психоэмоциональных состояний при ДЦП
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2.Методы исследования
2.3.Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ Обсуждение
3.1.Внедрение ТДТ в занятия юношей с ДЦП
3.2.Результаты исследования и их обсуждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. На сегодняшний день наиболее актуальна проблема детских церебральных параличей. С каждым годом возрастает социальная значимость данной проблемы, только за последние пять лет количество детей с ДЦП увеличилось в два раза.
ДЦП относится к заболеваниям центральной нервной системы. Как правило детский церебральный паралич приводит не только к двигательным нарушениям, а также может являться причиной умственной отсталости, ЗРР, нарушений слуха и зрения. Особую актуальность приобретает эта проблема в связи с тем, что она затрагивает детей. Заболеваемость ДЦП составляет 1,88 случая на 1000 детей. В настоящее время более часты случаи рождения детей с ДЦП. Детский церебральный паралич считается тяжелым неврологическим заболеванием, которое характеризуется двигательными, речевыми и психическими нарушениями, отрицательно влияющими на социальную адаптацию больного и снижающими качество его жизни.
Ранее государство не придавало должного значения проблемам детских церебральных параличей. Детям не оказывалась необходимая медицинская помощь, потому что большинство больных оценивались как не поддающиеся восстановлению. Исходя из этой проблемы в стране было очень мало учреждений, в которых осуществлялось лечение и реабилитация детей с тяжелыми формами ДЦП. А раз отсутствовали специальные медицинские учреждения, значит не было спроса на специалистов в данной области. Как правило дети с тяжелыми формами ДЦП отправлялись в государственные социальные учреждения.
Проблемой детей с тяжелыми формами ДЦП начали заниматься относительно недавно, буквально десять-пятнадцать лет назад. Отношение к таким детям изменилось, потому что начали разрабатывать методы лечения, искать новые средства и методы для физической реабилитации.
Исследования показывают, что при систематическом и комплексном лечении детей с тяжелыми формами ДЦП можно восстановить или компенсировать утраченные функции.
Группа авторов Перхурова И.С., Лузинович В.М., Сологубов Е.Г. считает, что «инвалиды с последствиями детского церебрального паралича нуждаются в мероприятиях, направленных на укрепление опорно- двигательного аппарата и повышение уровня двигательной активности. Физическая реабилитация детей-инвалидов с нарушениями опорно- двигательного аппарата на основе выбора эффективных средств оздоровительной и коррекционной направленности способствует целенаправленной коррекции и формированию двигательных навыков детей- инвалидов» [21].
На занятиях для коррекции эмоциональных нарушений педагоги используют различные методы, например, психорегулирующие тренировки, игротерапию. Одной из наиболее эффективных является танцевальная двигательная терапия. Анализ зарубежных литературных источников показывает, что танцевальная двигательная терапия благоприятно влияет на успешную коррекцию эмоционального состояния при ДЦП. В основе танцевальной двигательной терапии лежит осознанное выполнение движений, что помогает лицам с ДЦП понимать и осознавать свое тело. Помимо этого, на занятиях люди общаются и учатся социализироваться в обществе.
Таким образом, в ходе танцевальной терапии для юношей с двигательными нарушениями, танец используется как форма самовыражения и невербального общения с целью развития личности и системы ее отношений.
Цель исследования - исследовать влияние танцевальной двигательной терапии на развитие двигательных способностей и психоэмоционального состояния у юношей с ДЦП.
Объект исследования - процесс развития двигательных способностей и психоэмоционального состояния у юношей с ДЦП.
Предмет исследования - упражнения танцевальной двигательной терапии, направленные на развитие двигательных способностей и психоэмоционального состояния у юношей с ДЦП.
Гипотеза исследования - предполагается, что при регулярном применении упражнений танцевальной двигательной терапии на занятиях, уровень развития двигательных способностей и психоэмоционального состояния у юношей с ДЦП будет расти.
Задачи исследования
1.Оценить исходный уровень развития двигательных способностей и психоэмоционального состояния у юношей с ДЦП.
2.Подобрать упражнения танцевальной двигательной терапии,
направленные на развитие двигательных способностей и
психоэмоционального состояния у юношей с ДЦП и включить их в занятия.
3.Определить эффективность подобранных упражнений танцевальной двигательной терапии на развитие двигательных способностей и психоэмоционального состояния у юношей с ДЦП.
Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения и т.д. Тяжесть инвалидизации от двадцати до тридцати пяти процентов больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются не обучаемыми. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию.
Результаты, полученные в ходе практических исследований и анализа теоретического материала, дали возможность сделать следующие выводы:
1.Перед включением танцевальной двигательной терапии в занятия юношей с ДЦП было проведено предварительное тестирование, с целью определения исходного уровня развития двигательных способностей, также мы определили психоэмоциональное состояние юношей с ДЦП. Полученные результаты показали, что у юношей относительно низкий уровень развития двигательных способностей. Результаты изучения психоэмоционального состояния свидетельствуют о пониженном психоэмоциональном уровне.
2.После анализа научно-методической литературы подобрали упражнения танцевальной двигательной терапии, направленные на развитие двигательных способностей и оптимизации психоэмоционального состояния. В основу методики вошли танцевальные упражнения и танцевальные игры.
3.Исследования уровня развития двигательных способностей юношей с ДЦП до и после эксперимента показало достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе прирост показателей оказался не значительным. Психоэмоциональное состояние юношей экспериментальной группы улучшилось, они стали более стрессоустойчивы. Разница в приросте показателей связана с примененной нами танцевальной двигательной терапией. Таким образом, все вышесказанное, еще раз подтверждает гипотезу о том, что при регулярном применении танцевальной двигательной терапии на занятиях, уровень развития двигательных способностей и психоэмоционального состояния у юношей с ДЦП будет расти.
1.Астахов, В.А. Детский церебральный паралич: понятия,
этиология, симптомы // Здоровье - 2010. - №3 - С. 14-15.
2.Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. — Киев, Здоровье, 2008. - С. 327.
3.Бровицкий, А. С. Виды, симптомы, лечение ДЦП// Здоровье -
2003.- №2-С.15.
4.Брязгунов, И.В. Детский церебральный паралич / Брязгунов, И.В. Здоровье детей. - 2007. - № 1. - С. 8-9.
5.Верхлин, В. Н. Комплекс упражнений для детей с ДЦП / Верхлин, В. Н. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -
2004.- № 4. - С. 68
6.Веселов, А.В. Лечение ДЦП// Здоровье, 2012. - № 12-С 21.
7.Гросс, Н.А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под общей ред. - М.: Советский спорт, 2005. - С. 235.
8.Грец, Г.Н. Педагогические основы применения нетрадиционных технологий в системе физической реабилитации // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 3. - С. 33-34.
9.Головачева Е.А. К вопросу организации процесса физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития /Е.А. Головачева, И.А. Ильченко / материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - 116с.
10.Детская невролгия. Клинические рекомендации / Под. ред. В.И. Гузевой - М.: Спец. Издательство медицинских книг, 2014. - 37с.
11.Дубровский В.Г. Лечебная физическая культура. (кинезотерапия) Учебник. / В. Г. Дубровский. Мед. информ. Агенство, 2001г. - 608с.
12.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник, том 2 / С.П. Евсеев. - М.: Советский спорт, 2007. - 448с.
13.Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в
физической культуре и спорте: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров - М.: Издательский центр
«Академия», 2008. - 272с.
14.Левченко Е.В. Материалы научно - практической конференции, посвященной 150 - летию со дня рождения З. Фрейда - Перьмь, 2008. - 182с.
15.Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192с...