ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РЕАЛИТИ-ШОУ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА 9
1.1 Возникновение и развитие формата реалити-шоу 9
1.2 Реалити-шоу как формат телепрограммы 12
ГЛАВА 2. РАБОТА НАД РЕАЛИТИ-ШОУ «Я СМОГУ» 34
2.1 Концепция радиопрограммы «Я СМОГУ» 34
2.2 Творческий процесс создания радио-реалити-шоу «Я СМОГУ» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
На сегодняшний день борьба за аудиторию между радиостанциями заставляет их искать наиболее эффективные способы привлечения и удержания слушателей на своей частоте вещания. Одной из тенденций развития радио является увеличение доли развлекательных программ. Сейчас радиостанции постоянно находятся в поиске новых форматов радиопередач. Связано это так же с развитием главного конкурента и поставщика развлекательного контента - телевидения и регулярным появлением на ТВ новых форм подачи информации, которые привлекают аудиторию, но сложно адаптируются под радиоэфир. Например, одним из таких является формат реалити-шоу.
Реалити-шоу на телевидении успешно существует с 2001 года, неизменно принося телеканалам подъем рейтингов. Реалити-шоу - это модель человеческого поведения в предлагаемых обстоятельствах. Специфика реалити-шоу заключена уже и в его названии. Реалити-шоу должно показывать действие, творящееся без сценария, выявляющее и раскрывающее характер персонажей. Однако этот формат не распространён на радио, а если и встречается, то только с наличием одного из самых важных преимуществ телевидения - видеоизображения.
На данный момент реалити-шоу как формат радио почти никак не представлен в научных работах ни в теоретическом, ни в практическом видах. Исключение составляет выпускная квалификационная работа А.Н. Худотепловой «Особенности функционирования развлекательной телепрограммы в радиоэфире» 2011 года, но в данной работе представлено лишь теоретическое осмысление возможности адаптации формата «реалити-шоу» для радиоэфира, никак не воплощённое в жизнь практически. Формат реалити-шоу не распространён в радиоэфире, малоизучена возможность адаптации реалити-шоу для радиоэфира. Подробно в научной литературе исследована лишь телевизионная модель реалити-шоу. Также ни в учебных пособиях, ни в научной литературе, ни в научных работах не встречаются выделенные проблемы адаптации формата реалити-шоу и пути их решения. Однако именно этот аспект научного осмысления представляется весьма актуальным, т.к. позволит использовать данный формат в радиовещании и привлечь аудиторию и спонсоров.
Радиовещание ни раз обращалось к форматам телевидения с целью поиска новых форм радиопрограмм. Так в последние десятилетия в эфире появились утреннее шоу и ток-шоу, а на сайтах видеотрансляции и теле-версии радиопрограмм. Седи них можно отметить «Сетевизор» на сайте радио «Эхо Москвы», телеверсия программы «Пижамная вечеринка» на сайте «Love Radio». Попыткой заимствования формата «реалити-шоу» можно назвать проект «Студия» на «Новом радио». Однако все эти примеры в основе имеют возможность трансляции видеоизображения на сайтах радиостанций. Попыток адаптации реалити-шоу к радиоэфиру на данный момент обнаружено не было.
В марте 2018 года к заведующей кафедрой «Журналистика» ТГУ обратилось руководство радио «СПОРТ FM Тольятти» с просьбой разработать проекта спортивного реалити-шоу «Я СМОГУ» для эфира радиостанции. Появилась реальная возможность для выделения проблем адаптации формата реалити-шоу для радиоэфира, поиска путей их решения и непосредственное практическое применение полученных результатов в работе над проектом для локальной радиостанции. Этим обусловлена актуальность данной работы.
Объект исследования: новые форматы радиопрограмм.
Предмет исследования: реалити-шоу «Я СМОГУ» на радио Спорт FM Тольятти, как пример адаптации формата реалити-шоу к радиоэфиру.
Цель работы заключается в разработке и реализации проекта «Я СМОГУ» в эфире радиостанции «СПОРТ FM Тольятти».
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить научные работы, описывающие генезис и функционирование реалити-шоу на телевидении.
2. Выделить и описать проблемы, возникающие при адаптации формата реалити-шоу для радиоэфира, а также необходимые выразительные ресурсы для их решения.
3. Разработать концепцию радиопрограммы «Я СМОГУ» в формате «реалити-шоу» с учетом полученных результатов.
4. Реализовать проект, подготовить и выпустить в эфир радиопрограмму «Я СМОГУ» в формате «реалити-шоу».
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы по теории радиожурналистики: А.А. Шереля1, В.В. Смирнова2 и др. Так же были изучены труды по теории телевидения Л.П. Шестёркиной3, И.Н. Кемарской4, С.Н. Акинфиева5, С.Н. Аносовой6 и др. Так же в ходе работы были использованы научные статьи таких исследователей, как Е.А. Гуцал7, С.Л. Уразова8, и др. посвященные реалити-шоу.
В работе были использованы следующие методы: сравнительно-описательный метод, метод моделирования, метод оценочной аргументации, метод критического осмысления источников. Сравнительно-описательный метод применялся для выявления особенности формата реалити-шоу в телевидении. С помощью метода моделирования создавалась концепция радиопрограммы «Я СМОГУ». Сравнительно-сопоставительный метод позволил определить выразительные средства, методы работы журналиста и формально-содержательные особенности вещательных программ на радио и телевидении. Кроме того, в работе использованы творческие методы работы журналистов при реализации проекта и подготовки выпусков программы в эфир.
Эмпирическую базу исследования составили пять выпусков радиопрограммы «Я СМОГУ», которая выходила в эфир радиостанции «СПОРТ FM Тольятти» с 21 марта 2018 года по 25 апреля 2018 года. Общий хронометраж выпусков составил 32 минуты 6 секунд. Кроме того, в ходе исследования были изучены телепрограммы формата «реалити-шоу» «Большой брат», «Последний герой», «Взвешенные люди», «За стеклом» и др. При работе над программой более тщательно изучались спортивные реалити-шоу «24/7», «Hard Knocks», «Бой в большом городе».
Научная обоснованность и достоверность исследования обеспечивается применением научной методологии, описанной в методах исследования, а также источниками по тематике исследования, представленным в списке использованной литературы в количестве 69 источников.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе были выделены проблемы адаптации телевизионного формата реалити-шоу для радиоэфира, что расширяет границы теоретического осмысления процесса развития новых форматов в радиоэфире.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в описании способов адаптации формата реалити-шоу для радиоэфира, в детальном описании творческого процесса создания радиопрограммы формата реалити-шоу, что, в свою очередь, делает возможным использование полученных результатов в повседневной практике журналистов при создании реалити-шоу на радиостанциях.
Апробация результатов исследования: по теме исследования автором была подготовлена и опубликована статья «Трансформация формата реалити-шоу в радиоэфире» в интернет-журнале «Теория и практика современной науки»9.
Цели и задачи работы определили её структуру. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключений, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, обозначаются объект и предмет исследования, определяются цели и задачи, стоящие перед исследователем, характеризуется методологическая база и методы исследования, обозначается эмпирическая база исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
Основная часть работы состоит из двух глав. Первая глава, «Реалити-шоу в современных медиа», разделена на три части. В первой рассмотрена история становления формата реалити-шоу на телевидении. Во второй выделены особенности формата реалити-шоу. В третьей выделены проблемы адаптации формата реалити-шоу для радиоэфира. Во второй главе в первой части представлены описание и концепция проекта «Я СМОГУ» для радиостанции «Спорт FM Тольятти». Во второй части второй главы подробно и детально описан весь творческий процесс создания проекта.
В заключении делаются выводы по всей творческой работе, включая решение проблем адаптации формата реалити-шоу для радиоэфира.
В ходе работы нами были изучены теоретические функционирования реалити-шоу на телевидении. В результате анализа теоретических положений можно выделить следующие жанрообразующие факторы:
1) Содержание материала, основанное на идее шоу и драматургии заложенной в основу сюжета;
2) Способы и методы изображения героев проекта, их характера, описания происходящего во время соревновательной части шоу;
3) Авторская позиция по отношению к развивающимся перипетиям в ходе шоу и поведению героев;
4) Изобразительно-выразительные средства, задействованные в отражении происходящего и раскрывающие развитие героев, воздействующие на эмоциональное восприятие шоу;
5) Стилевая манера как изобразительного ряда, так и речи ведущих шоу;
6) Отражение внутреннего и внешнего конфликтов и их развития в сюжете.
Эти факторы позволяют определить основные проблемы, с которыми сталкиваются радиожурналисты в процессе адаптации формата реалити-шоу для радиоэфира. Главное преимущество телевидения (видеоизображение) является ключевым для формата реалити-шоу, что делает сложным его адаптацию для радиоэфира. Для разработки радиопрограммы формата реалити - шоу необходимо решить следующие проблемы:
1) Проблема отображения происходящего. Нужно найти замену видеоизображению для точной и красочной передачи происходящего в шоу при помощи доступных радиовещанию средств выразительности.
2) Проблема телевизионной драматургии реалити-шоу. Необходимо разработать «радийную» драматургию, способную раскрывать характер и развитие конфликта, но построенную на диалоге, как наиболее оптимальной форме для радио. При этом диалог должен быть не утомляющим слушателя.
3) Проблема стилевой манеры. Необходимо учесть особенности радиоречи при создании сценария реалити-шоу, найти наиболее адекватную форму передачи эмоций героев, возникающих внутренних и внешних конфликтов, описания деталей.
4) Проблема сохранения динамичности программы. Разработать приемы, позволяющие сохранить динамику и ритм в реалити-шоу на радио.
Основными направлениями трансформации формата реалити-шоу станет поиск выразительных ресурсов радиовещания, восполняющих отсутствие видеоряда.
Необходим поиск замены одного из главных преимуществ телевидения - видеоизображению, которая может крыться в доступных радиовещанию средствах выразительности. В процессе работы над радиопроектом выяснилось, что визуальное изображение можно заменить звуковыми элементами под названием «интершумы». Журналисту следует записывать все интершумы, которые смогут работать в дальнейшем на раскрытие целей и задач выпуска. Автор задействует своё красноречие, использует всевозможные навыки работы с текстом, чтобы максимально передать атмосферу тренировки участников проекта и создать «эффект присутствия» для слушателя. Так же можно использовать элемент радиорепортажа.
Скорость начитки текста должна быть умеренной, текст должен изобиловать красочным, «репортажным» описанием деталей. Можно в процессе написания сценария добавить в текст ведущего иронию, шутки в тему, интертекстуальные включения. Эти элементы направлены на развлечение слушателя, чтобы:
а) у него не терялся интерес к прослушиванию радиопрограммы;
б) вносился эффект расслабления, снятие напряжённости от прослушивания. Стоит уделить большое внимание образу ведущего.
в) важно сохранить динамику и ритм в реалити-шоу на радио. Следует составить чёткую структуру выпуска. Причём, одни элементы сделать постоянными, а другие - меняющимися. Так же в структуру можно включить анонсирование того, что будет в выпуске, используя при этом игровые заголовки. В анонс стоит вынести неполные версии комментариев, вырезая самые эмоциональные и яркие ответы, порой, имеющие другие смыслы в контексте полной версии комментария. Также немаловажно для сохранения динамики и ритма грамотно подобранное музыкальное сопровождение.
В ходе творческой работы были решены задачи, поставленные. Была разработана концепция для радиопрограммы формата реалити-шоу.
Название: «Я СМОГУ».
Цель программы: Через радиотрансляцию проекта познакомить аудиторию с культурой спортивного бега и приобщить аудиторию к бегу и здоровому образу жизни, к занятию спортом.
Для достижения цели, были сформулированы следующие задачи:
1) В каждом выпуске знакомить слушателя с марафонской историей.
2) Для соответствия формату «реалити-шоу», акцентировать внимание на участниках проекта через присущие формату способы.
3) В предпоследнем, предшествующем репортажу с марафона выпуске, дать слушателю информацию о месте проведения тольяттинского марафона и возможностях регистрации.
Целевая аудитория: преимущественно образованная мужская аудитория (70%), в возрасте 25-55 лет.
Авторский состав: единственным постоянным автором, журналистом, ведущим радиопрограммы, будет выступать сам создатель радиопрограммы.
Продолжительность: 5-8 минут.
Форма выхода программы: прямой эфир, подкаст.
Структура выпуска: В первом выпуске: 1) «Заход»; 2) Один смысловой блок. «Интервьюирование». Со второго по четвёртый выпуск: 1) «Заход»; 2) Анонс выпуска; 3) Три смысловых блока.
Музыкальное оформление: Начальная заставка. Произносится текст «Это испытание - для сильных! Готовых к новым вызовам! Тех, кто не боится трудностей! Реалити-шоу «Я СМОГУ!» мужским басом с натужно-пафосной интонацией. Длительность - 10 секунд.
Подложки. Музыкальные подложки соответствуют музыкальному контенту радиостанции «СПОРТ FM». Это преимущественно классический рок, рок-фолк, альтернативный рок.
Перебивки. В качестве перебивок использовались интертекстуальные включения в виде вырезок из популярных советских фильмов и песен, а так же отдельные музыкальные фрагменты из подложек.
Образ ведущего: Ведущий должен производить впечатление образованного, эрудированного человека. Начитка текста - размеренная. Образ ведущего можно дополнить небольшой ироничностью, юмором.
Периодичность: Раз в неделю (среда) в рамках локальной программы «ПИТ-СТОП ШОУ» на протяжении 1,5 месяцев.
Объём вещания: один выпуск - 5-8 минут.
Платформы распространения: Заказчик транслирует в радиоэфире на своей частоте 95,5 FM в рамках «ПИТ-СТОП ШОУ» (локальная программа) раз в неделю. А также заказчик размещает уже вышедший в эфир выпуск в своей официальной группе «СПОРТ FM Тольятти» в социальной сети «ВКонтакте».
Территория распространения совпадает с территорией вещания заказчика, ею являются городской округ Тольятти и городской округ Жигулёвск.
В первом выпуске, который вышел 21 марта в эфир радиостанции Спорт FM Тольятти, автор кратко рассказал об идеи реалити-шоу и познакомил слушателей с участниками шоу, немного раскрыв характер каждого героя. Во втором выпуске, который вышел 4 апреля, автор красочно показал процесс физической подготовки участников реалити-шоу, через комментарий от куратора героев проекта, тренера по бегу, познакомил слушателя с краткой историей марафона и наглядно показал необходимость долгих тренировок перед забегом. В третьем выпуске, который вышел 11 апреля, автор привёл примеры зарубежных, самых престижных марафонов, рассказал полную историю марафонского движения, дал слово героям проекта, которые успели пробежать Самарский полумарафон и вывел комментарий заказчика, который эмоционально-ярко поделился своим мнением о том, для чего был создан проект. В четвёртом выпуске, который вышел 18 апреля, автор дал слово родственникам участников проекта, познакомил слушателя с некоторыми фактами и историями из жизни героев реалити-шоу, подвёл слушателя к мысли, что Тольятти «будет бежать на общемировой волне» и дал слово организатору марафона. В пятом выпуске, который вышел 25 апреля, автор вёл своё репортаж непосредственно с марафона, в хронологическом порядке изобразив всё событие, от подготовки, до финиша.
Для точной и красочной подачи происходящего использовался радиорепортаж, использование которого можно услышать в пятом выпуске, посвящённому непосредственно марафону, как финальному испытанию реалити-шоу. Воплощение радийной драматургии воплотилось в комментариях, которые были получены от родственников и близких участников проекта, в которых были отражены противоречивые поступки из прошлого героев или наоборот, факты и примера их мужества и выносливости. Это можно отчётливо услышать в четвёртом выпуске. Проблема стилевой манеры была решена с помощью изобилия красочных, «репортажных» описаний деталей, что можно услышать во всех выпусках радиопрограммы.
Проблема динамики и ритма в реалити-шоу была устранена с помощью составления чёткой структуры выпуска с немного изменяемыми элементами, чтобы каждый следующий выпуск немного отличался от предыдущего. Так же в структуру можно включить анонсирование того, что будет в выпуске, используя при этом игровые заголовки. В анонс стоит вынести неполные версии комментариев, вырезая самые эмоциональные и яркие ответы, порой, имеющие другие смыслы в контексте полной версии комментария. Также немаловажно для сохранения динамики и ритма грамотно подобранное музыкальное сопровождение, что можно услышать во всех пяти выпусках радиопрограммы.
Проект программы реалити-шоу «Я СМОГУ» был разработан, реализован и выпущен в радиоэфир, о чём свидетельствует эфирная справка (см. Приложение №2). Программа соответствовала основным форматным требованиям радиостанции и удовлетворила заказчика как по форме, так и по содержанию конечного продукта, о чём свидетельствует отзыв заказчика (см. Приложение №3). Таким образом, поставленная цель была полностью выполнена.
1. Alternatives on Media Content, Journalism, and Regulations: The grassroots discussion panels at the 2007 ICA Conference [Текст] / ed. by Seeta Pena Gangadharan, Benjamin De Cleen, Nico Carpentier. Tartu University Press, 2007. 125 p.
2. Emerson, C. All the Same the Words Don't Go Away: Essays on Authors, Heroes, Aesthetics, and Stage Adaptations from the Russian Tradition [Электронный ресурс] / C. Emerson. - Brighton, 2017. - 451 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/104240 (дата обращения: 12.10.2017)
3. Gibson, D. The Art of Mixing : A visual Guide to Recording, Engineering, and Production. [Текст] Boston: Course Technology PTR, 2005. - 344 p.
4. Levitt, M. Early Modern Russian Letters: Texts and Contexts [Электронный ресурс] / M. Levitt. - Brighton, 2017. - 447 с. - Режим доступа: https://eJanbook.com/book/104238 (дата обращения: 14.11.2017)
5. Wodak R. Critical Linguistics and Critical Discourse Analysis [Текст] // Handbook of Pragmatics. — Amsterdam ; Philadelphia : Benjamins, 1994. 95 p.
6. Александрова, Т. А. Записки радиота [Текст] / Т. А. Александрова. - М.: АПАРТ, 2008. - 104 с.
7. Асмус, Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства [Текст] / Н. Г. Асмус : Дис. на соиск. уч. степ. канд. филолог. наук. Челябинск, 2005. 120 с.
8. Бабяшкина, А. Как устроено реалити-шоу [Текст] / А. Бабяшкина // Вестник Пермского государственного университета Acta Diurna. 2005. №2(2). С.76-85
9. Барабаш, Н. С. Ведущий радиопередач: творческая типология [Текст] / Н. С. Барабаш. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2003. - 100 с.
10. Вартанова, Е. Л. О необходимости модернизации концепций журналистики и СМИ [Текст] / Е. Л. Вартанова // Вестник Московского университета (Серия 10.Журналистика). - 2012. - № 1.
11. Болотова, Л. Д. Радиовещание времен перестройки и гласности [Электронный ресурс] / Л. Д. Болотова. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru.
12. Бубукин, А. Форматы радиостанций. Как определить свой формат [Электронный ресурс] / А. Бубукин // Радиовещательные технологии. - Режим доступа: http: //www.radiostation.ru/music/format.html.
13. Гаймакова, Б. Д. Мастерство эфирного выступления [Текст] / Б. Д. Гаймакова, С. К. Макарова, В. И. Новикова, М. П. Оссовская. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 283 с.
14. Гаспарян, В. В. Работа радиожурналиста: технология творчества [Текст] / В. В. Гаспарян. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. - 37 с.
15. Гулидов, Р. Форматы радиостанций [Электронный ресурс] / Р. Гулидов // Клуб радио. - Режим доступа: http: //www. guzei. com/radio/j ournal/article/format.php
...