Конституционные основы природопользования и охраны окружающей среды (Уфимский Университет Науки и Технологий)
|
Введение 3
1 Общая характеристика конституционных положений в сфере природопользования и охраны окружающей среды в России 7
1.1 История развития природоохранного законодательства в России 7
1.2 Конституционные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды 11
2 Основные направления реализации права на благоприятную окружающую среду в РФ 25
2.1 Законодательная основа экологических прав на благоприятную окружающую среду 25
2.2 Деятельность государства в реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду
31
3 Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды 36
3.1 Разграничение полномочий и компетенций между органами власти в области природопользования и охраны окружающей среды 36
3.2 Проблемы разграничения компетенции в сфере охраны окружающей среды в деятельности органов государственной власти 39
4 Актуальные проблемы Конституционных положений в сфере охраны окружающей среды 44
4.1 Проблемы реализации конституционных положений природопользования и охраны окружающей среды 44
4.2 Сравнительный анализ конституционных положений в сфере природопользования России и некоторых зарубежных стран 56
4.3 Анализ поправок внесенных в положения современной Конституции по экологии и природопользованию 63
Заключение 66
Список использованных источников и литературы
1 Общая характеристика конституционных положений в сфере природопользования и охраны окружающей среды в России 7
1.1 История развития природоохранного законодательства в России 7
1.2 Конституционные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды 11
2 Основные направления реализации права на благоприятную окружающую среду в РФ 25
2.1 Законодательная основа экологических прав на благоприятную окружающую среду 25
2.2 Деятельность государства в реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду
31
3 Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды 36
3.1 Разграничение полномочий и компетенций между органами власти в области природопользования и охраны окружающей среды 36
3.2 Проблемы разграничения компетенции в сфере охраны окружающей среды в деятельности органов государственной власти 39
4 Актуальные проблемы Конституционных положений в сфере охраны окружающей среды 44
4.1 Проблемы реализации конституционных положений природопользования и охраны окружающей среды 44
4.2 Сравнительный анализ конституционных положений в сфере природопользования России и некоторых зарубежных стран 56
4.3 Анализ поправок внесенных в положения современной Конституции по экологии и природопользованию 63
Заключение 66
Список использованных источников и литературы
Вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования приобретают все большую актуальность в современных условиях глобализации экологического кризиса, возрастания угроз и вызовов среде обитания. Решение экологических проблем основывается на осознании важности совершенствования международного и национального (федерального, регионального и муниципального) правового регулирования в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, необходимости создания эффективного правового механизма для обеспечения благоприятной окружающей среды для населения.
Несмотря на усилия, предпринимаемые в этом направлении, правительствами разных стран, включая Россию, по-прежнему наблюдается ухудшение состояния окружающей среды. Это приводит в свою очередь к разрушению среды обитания, увеличению частоты возникновения аномальных природных явлений, возрастанию уровня заболеваемости и смертности населения на территориях повышенного негативного воздействия. В этих условиях все большее теоретическое и практическое значение приобретают вопросы роли конституционного законодательства и связанного с ним отраслевого законодательства, судебной практики государств по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования.
Анализ государственного доклада о состояния и загрязнения окружающей среды в РФ за 2021 год показывает, что на отдельных территориях страны сохраняются повышенные уровни загрязнения. Это связанно с поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду от объектов промышленности и энергетики, транспорта, а также в ходе обращения с отходами производства и потребления. Исходя из этого, нарушаются нормы ч.1 ст. 42 Конституции РФ, закрепляющие право каждого на благоприятную окружающую среду, так как нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду влечет за собой нарушение и ряда других конституционных прав и свобод.
Потребительское отношение общества к природе медленно, но постепенно уступает свое место обеспечению рациональности природопользования, устойчивого природоохранного развития. Государство, которое провозглашает себя социальным, заявляет о своей политике, обеспечивающей достойный уровень жизни граждан, не может позаботиться о включении экологических прав в общие обязательные ценности, обеспечиваемые экономикой и политикой.
Актуальность темы данной работы так же, обусловлена проблемами развития федеративных отношений и их законодательного регулирования в области охраны окружающей среды, характерными для современности. Являясь главной составляющей деятельности государства по реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду, охрана окружающей среды сегодня становится одной из важных и приоритетных направлений развития Российской Федерации.
Анализ и систематизацирование существующих в науке взглядов по ключевым теоретическим и практическим проблемам разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов, законодательства об охране окружающей среды и регулируемых им отношений позволяет не только определить и конкретизировать предметы ведения России и ее субъектов и осуществляемые по ним полномочия, но и в дальнейшем разобраться в актуальных проблемах разграничения компетенции в исследуемой сфере деятельности. Следовательно, что изучение проблем, связанных с разграничением предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в обозначенной сфере, требует дальнейшего углубленного и специализированного развития.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности выбранной темы настоящей выпускной квалификационной работы. Необходимо решать наиболее актуальные проблемы охраны окружающей среды и создать единый механизм конституционно-правового регулирования вопросов экологической безопасности.
Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. В экологическом праве изучению конституционных положений, их недостатков, проблем их реализации уделяется большое внимание. Они являлись предметом исследования таких авторов как: С. А. Боголюбова, Т. Н. Балашова, М. М. Бринчука, А. П. Анисимова и других. Труды указанных авторов, а также некоторых других учёных составляют теоретическую основу данной выпускной квалификационной работы. Однако анализ их работ показал, что до настоящего времени многие проблемы так и остались не решенными.
Объектом выпускной квалификационной работы являются конституционно-правовые отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды в России.
Предмет выпускной квалификационной работы составляют применимые к объекту исследования: 1) нормы российского природоресурсного, экологического и смежного с ним законодательства; 2) материалы праворазъяснительной практики Конституционного и Верховного судов РФ; 3) доктриальные источники по теме исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение комплексного анализа конституционно-правового регулирования вопросов охраны окружающей среды и природопользования, оценка его эффективности и определение основных направлений совершенствования.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- исследовать конституционные положения о природопользовании и охраны окружающей среды;
- проанализировать конституционные гарантии обеспечения экологических прав граждан;
- выявить проблемы реализации конституционных положений о природопользовании и охраны окружающей среды;
- проанализировать проблемы разграничения компетенции в сфере охраны окружающей среды в деятельности органов государственной власти.
Методологическую основу исследования настоящей работы составили совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания, в их числе: диалектический, синтез, статистический, сравнительно-правовой метод.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы.
Некоторые проблемные положения и выводы нашли отражения в научных публикациях: Третьякова Н.А., О.Ю. Хисматуллин. Конституционные основы природопользования и охраны окружающей среды. Проблемы совершенствования экологического законодательства// Международный журнал гуманитарных и естественных наук.2021.№ 2(3). С. 96-100.
Третьякова Н.А., О.Ю. Хисматуллин. Деятельность государства в обеспечении реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Международный журнал гуманитарных и естественных наук.2022.№ 7(1). С. 239-243.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Несмотря на усилия, предпринимаемые в этом направлении, правительствами разных стран, включая Россию, по-прежнему наблюдается ухудшение состояния окружающей среды. Это приводит в свою очередь к разрушению среды обитания, увеличению частоты возникновения аномальных природных явлений, возрастанию уровня заболеваемости и смертности населения на территориях повышенного негативного воздействия. В этих условиях все большее теоретическое и практическое значение приобретают вопросы роли конституционного законодательства и связанного с ним отраслевого законодательства, судебной практики государств по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования.
Анализ государственного доклада о состояния и загрязнения окружающей среды в РФ за 2021 год показывает, что на отдельных территориях страны сохраняются повышенные уровни загрязнения. Это связанно с поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду от объектов промышленности и энергетики, транспорта, а также в ходе обращения с отходами производства и потребления. Исходя из этого, нарушаются нормы ч.1 ст. 42 Конституции РФ, закрепляющие право каждого на благоприятную окружающую среду, так как нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду влечет за собой нарушение и ряда других конституционных прав и свобод.
Потребительское отношение общества к природе медленно, но постепенно уступает свое место обеспечению рациональности природопользования, устойчивого природоохранного развития. Государство, которое провозглашает себя социальным, заявляет о своей политике, обеспечивающей достойный уровень жизни граждан, не может позаботиться о включении экологических прав в общие обязательные ценности, обеспечиваемые экономикой и политикой.
Актуальность темы данной работы так же, обусловлена проблемами развития федеративных отношений и их законодательного регулирования в области охраны окружающей среды, характерными для современности. Являясь главной составляющей деятельности государства по реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду, охрана окружающей среды сегодня становится одной из важных и приоритетных направлений развития Российской Федерации.
Анализ и систематизацирование существующих в науке взглядов по ключевым теоретическим и практическим проблемам разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов, законодательства об охране окружающей среды и регулируемых им отношений позволяет не только определить и конкретизировать предметы ведения России и ее субъектов и осуществляемые по ним полномочия, но и в дальнейшем разобраться в актуальных проблемах разграничения компетенции в исследуемой сфере деятельности. Следовательно, что изучение проблем, связанных с разграничением предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в обозначенной сфере, требует дальнейшего углубленного и специализированного развития.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности выбранной темы настоящей выпускной квалификационной работы. Необходимо решать наиболее актуальные проблемы охраны окружающей среды и создать единый механизм конституционно-правового регулирования вопросов экологической безопасности.
Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. В экологическом праве изучению конституционных положений, их недостатков, проблем их реализации уделяется большое внимание. Они являлись предметом исследования таких авторов как: С. А. Боголюбова, Т. Н. Балашова, М. М. Бринчука, А. П. Анисимова и других. Труды указанных авторов, а также некоторых других учёных составляют теоретическую основу данной выпускной квалификационной работы. Однако анализ их работ показал, что до настоящего времени многие проблемы так и остались не решенными.
Объектом выпускной квалификационной работы являются конституционно-правовые отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды в России.
Предмет выпускной квалификационной работы составляют применимые к объекту исследования: 1) нормы российского природоресурсного, экологического и смежного с ним законодательства; 2) материалы праворазъяснительной практики Конституционного и Верховного судов РФ; 3) доктриальные источники по теме исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение комплексного анализа конституционно-правового регулирования вопросов охраны окружающей среды и природопользования, оценка его эффективности и определение основных направлений совершенствования.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- исследовать конституционные положения о природопользовании и охраны окружающей среды;
- проанализировать конституционные гарантии обеспечения экологических прав граждан;
- выявить проблемы реализации конституционных положений о природопользовании и охраны окружающей среды;
- проанализировать проблемы разграничения компетенции в сфере охраны окружающей среды в деятельности органов государственной власти.
Методологическую основу исследования настоящей работы составили совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания, в их числе: диалектический, синтез, статистический, сравнительно-правовой метод.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы.
Некоторые проблемные положения и выводы нашли отражения в научных публикациях: Третьякова Н.А., О.Ю. Хисматуллин. Конституционные основы природопользования и охраны окружающей среды. Проблемы совершенствования экологического законодательства// Международный журнал гуманитарных и естественных наук.2021.№ 2(3). С. 96-100.
Третьякова Н.А., О.Ю. Хисматуллин. Деятельность государства в обеспечении реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Международный журнал гуманитарных и естественных наук.2022.№ 7(1). С. 239-243.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Право на благоприятную среду – есть естественное и неотъемлемое право любого человека. В наше время вопрос благоприятной окружающей среды стал особенно важен, так как ускоренное развитие всего мира губительно сказывается на природной среде и здоровье человека. Загрязнение гидросферы, атмосферы, истощение лесов, исчезновение видов животных и другие причины подтолкнули страны к закреплению в своем законодательстве права на благоприятную экологическую среду. Россия не стала исключением, хотя она позднее многих на законодательном уровне признала данное право человека, за два десятилетия, что прошли с этого момента, она прошла значительный путь от самых основ права на благоприятную экологическую среду и преимущественно природопользовательского законодательства к системе, существующей и в настоящее время.
В Российской Федерации предусмотрены возможности для реализации права на благоприятную окружающую среду. Гражданин может отстаивать свои права как лично, так и в составе экологических общественных организаций, которым предоставлены дополнительные права в области контроля, надзора. Подкрепляет это все система законодательных актов, охватывающая все уровни: от международных договоров и Конституции РФ до нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Но из практики видно, что граждане России плохо знают свои права на благоприятную окружающую среду и существующие обязанности. В виду плохой осведомленности в вопросах экологии и природопользования.
Изучая и анализируя законодательство в сфере охраны окружающей среды можно заметить, что нормативная правовая база Российской Федерации характеризуется отсутствием комплексного подхода в правовом регулировании экологических отношений, что создаёт препятствие для защиты общественных и государственных экологических интересов. В зарубежных странах наблюдается более развитое экологическое законодательство. В действительности, как показывает практика, решение экологических проблем в России, не всегда реализуется, так как отсутствуют слаженные механизмы по их реализации, не установлены гарантии их обеспечения.
Так же, на сегодняшний день в Российской Федерации процесс распределения полномочий в области охраны окружающей среды носит не незавершенный, а несовершенный характер. Следует обратить внимание на то, что на практике в основу перераспределения полномочий обычно ложится не достигнутый положительный результат, а возникающие в связи с осуществлением государственной власти проблемы (например, дублирование смежных полномочий, неэффективность государственного аппарата и др.). Несмотря на то, что полномочия в исследуемой области общественных отношений на протяжении двадцати лет с условной периодичностью перераспределялись и "как бы" ставились цели и "как бы" решались задачи, эффекта от реализации полномочий, определенных за каждым уровнем государственной власти, не наблюдается. Собственно, до сих пор не совсем ясна логика недавно перераспределенных полномочий в области охраны окружающей среды между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральной службой в сфере природопользования (Росприроднадзор). Несмотря на то, что все функции и полномочия как в области охраны окружающей среды, так и в области природопользования окончательно закрепляются за Росприроднадзором, в наименовании Ростехнадзора до сих пор фигурирует выражение "экологический надзор", стоящее на первом месте, а в наименовании Росприроднадзора - только выражение "природопользование".
Российская практика перераспределения полномочий в сфере охраны окружающей среды показала, что зачастую существенное их перераспределение влечет изменение как системы государственного управления, так и механизма взаимодействия. Еще чаще - полномочия подгоняются под вновь утвержденную систему и структуру органов государственной власти. Вместе с тем вполне приемлемым и допустимым является перераспределение исследуемых полномочий между уже существующими органами государственной власти.
Таким образом, являясь одной из важных составляющих федеративного устройства, разграничение предметов ведения и полномочий в Российской Федерации, тем не менее, остается далеко не решенной проблемой. Это, в частности, подтверждается и практикой регулирования отношений России с ее субъектами в области охраны окружающей среды.
Существует, немало проблем, связанных с разграничением компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды. Они актуальны и достаточно сложны. Но без решения этих проблем трудно представить дальнейшее развитие общества и государства.
При рассмотрении судебной практики по защите прав граждан на благоприятную окружающую среду можно сделать вывод, что конституционные права в Российской Федерации редко становятся объектами правовой защиты, судебная практика содержит малый объем исков и судебных решений, связанных с экологическими правами.
Во-первых, это несовершенство природоохранного законодательства, не проработанность некоторых правовых категорий;
Второе, это самостоятельное доказывание фактов нарушения данного права, которое в большинстве случаев невозможно;
С каждым годом всё больше времени уделяется вопросам экологии, например 2017 год был посвящен Экологии. Российское законодательство не прекращает развиваться, вводятся новые меры для сохранения или создания благоприятной окружающей среды. Будем надеяться, что в будущем она станет более отлаженной и эффективной, что позволит добиться на самом деле благоприятной окружающей среды.
В Российской Федерации предусмотрены возможности для реализации права на благоприятную окружающую среду. Гражданин может отстаивать свои права как лично, так и в составе экологических общественных организаций, которым предоставлены дополнительные права в области контроля, надзора. Подкрепляет это все система законодательных актов, охватывающая все уровни: от международных договоров и Конституции РФ до нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Но из практики видно, что граждане России плохо знают свои права на благоприятную окружающую среду и существующие обязанности. В виду плохой осведомленности в вопросах экологии и природопользования.
Изучая и анализируя законодательство в сфере охраны окружающей среды можно заметить, что нормативная правовая база Российской Федерации характеризуется отсутствием комплексного подхода в правовом регулировании экологических отношений, что создаёт препятствие для защиты общественных и государственных экологических интересов. В зарубежных странах наблюдается более развитое экологическое законодательство. В действительности, как показывает практика, решение экологических проблем в России, не всегда реализуется, так как отсутствуют слаженные механизмы по их реализации, не установлены гарантии их обеспечения.
Так же, на сегодняшний день в Российской Федерации процесс распределения полномочий в области охраны окружающей среды носит не незавершенный, а несовершенный характер. Следует обратить внимание на то, что на практике в основу перераспределения полномочий обычно ложится не достигнутый положительный результат, а возникающие в связи с осуществлением государственной власти проблемы (например, дублирование смежных полномочий, неэффективность государственного аппарата и др.). Несмотря на то, что полномочия в исследуемой области общественных отношений на протяжении двадцати лет с условной периодичностью перераспределялись и "как бы" ставились цели и "как бы" решались задачи, эффекта от реализации полномочий, определенных за каждым уровнем государственной власти, не наблюдается. Собственно, до сих пор не совсем ясна логика недавно перераспределенных полномочий в области охраны окружающей среды между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральной службой в сфере природопользования (Росприроднадзор). Несмотря на то, что все функции и полномочия как в области охраны окружающей среды, так и в области природопользования окончательно закрепляются за Росприроднадзором, в наименовании Ростехнадзора до сих пор фигурирует выражение "экологический надзор", стоящее на первом месте, а в наименовании Росприроднадзора - только выражение "природопользование".
Российская практика перераспределения полномочий в сфере охраны окружающей среды показала, что зачастую существенное их перераспределение влечет изменение как системы государственного управления, так и механизма взаимодействия. Еще чаще - полномочия подгоняются под вновь утвержденную систему и структуру органов государственной власти. Вместе с тем вполне приемлемым и допустимым является перераспределение исследуемых полномочий между уже существующими органами государственной власти.
Таким образом, являясь одной из важных составляющих федеративного устройства, разграничение предметов ведения и полномочий в Российской Федерации, тем не менее, остается далеко не решенной проблемой. Это, в частности, подтверждается и практикой регулирования отношений России с ее субъектами в области охраны окружающей среды.
Существует, немало проблем, связанных с разграничением компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды. Они актуальны и достаточно сложны. Но без решения этих проблем трудно представить дальнейшее развитие общества и государства.
При рассмотрении судебной практики по защите прав граждан на благоприятную окружающую среду можно сделать вывод, что конституционные права в Российской Федерации редко становятся объектами правовой защиты, судебная практика содержит малый объем исков и судебных решений, связанных с экологическими правами.
Во-первых, это несовершенство природоохранного законодательства, не проработанность некоторых правовых категорий;
Второе, это самостоятельное доказывание фактов нарушения данного права, которое в большинстве случаев невозможно;
С каждым годом всё больше времени уделяется вопросам экологии, например 2017 год был посвящен Экологии. Российское законодательство не прекращает развиваться, вводятся новые меры для сохранения или создания благоприятной окружающей среды. Будем надеяться, что в будущем она станет более отлаженной и эффективной, что позволит добиться на самом деле благоприятной окружающей среды.



