Адаптивное физическое воспитание у школьников средних классов с нарушениями зрения
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Строение зрительного анализатора и его аномалии. Причины нарушений
зрения
1.2.Значение адаптивного физического воспитания для школьников с
нарушениями зрения
Выводы по главе
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Задачи исследования
2.2.Методы исследования
2.3.Организация исследования
Выводы по главе
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Строение зрительного анализатора и его аномалии. Причины нарушений
зрения
1.2.Значение адаптивного физического воспитания для школьников с
нарушениями зрения
Выводы по главе
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Задачи исследования
2.2.Методы исследования
2.3.Организация исследования
Выводы по главе
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Одной из глобальных проблем является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Важно, чтобы дети имели гармоничное развитие, имели хорошее здоровье при отсутствии болезней и каких-либо дефектов. Много времени дети проводят в стенах общеобразовательных учреждений. В среднем это занимает от 9 до 11 лет (с 6-7 лет до 15-18 лет). За этот период времени часто у детей появляются разные заболевания, в том числе и нарушения зрения.
В статистическом сборнике «Здравоохранение в России» [2019] представлены последние показатели, характеризующие состояние здоровья в Российской Федерации. При этом в нём отмечается, что детей в возрасте от 0 до 14 лет, имеющих болезни глаза и его придаточного аппарата, составляет 1475,0 тысяч. При этом на 100 000 детей в возрасте от 0 до 14 лет приходится 5699,6 детей.
По данным Кокаевой И.Ю. [2014] около 10-20% школьников страдают близорукостью (миопией). При этом отмечается, что патологические виды близорукости примерно в 2-4% могут способствовать появлению слабовидения и инвалидности. Установлено, что в большинстве случаев близорукость появляется у первоклассников, которая может прогрессировать до завершения роста, соответственно у девушек до 18 лет и у юношей до 22 лет. Также встречаются такие заболевания глаз, как спазм аккомодации, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, амблиопия.
В своей диссертации Родин М.В. [2014] приводит данные Поспелова В.И. за 2004 год о том, что количество детей, имеющих нарушения зрения увеличивается более чем в два раза от поступления детей в первый класс и перед непосредственным окончанием их школы (с 7,7% до 18,6%).
Ряд авторов обращают внимание, что на развитие нарушения зрения, в частности, близорукости влияют такие факторы, как детские общесоматические и инфекционные заболевания, неправильное питание, плохая освещенность в помещении, зрительная нагрузка на близком расстоянии, малоподвижный образ жизни и др. [Кокаева И.Ю., 2014 и др.].
Горская Л.Ю. [2000] отмечает, что «дети с нарушениями зрения имеют свои специфические особенности деятельности, в общения и психофизическом развитии, такие как, отставание, нарушение и многообразие двигательной сферы, ориентации в пространстве. Также, такие особенности, как формирование представлений и понятий, способах практической деятельности, эмоционально-волевая сферы, коммуникация, трудовая адаптация и др.».
В связи с выше сказанным, адаптивное физическое воспитание играет важную роль для детей с нарушениями зрения, а именно в повышение двигательной активности, укрепления состояния здоровья, повышения уровня физического развития и физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.
В настоящее время недостаточно изучены вопросы по развитию двигательных способностей у слабовидящих детей с использованием средств адаптивного физического воспитания. Таким образом, мы определили актуальность исследовательской работы и сформулировали тему: «Адаптивное физическое воспитание у школьников средних классов с нарушениями зрения».
Теоретическая база исследования:
- научно-теоретические основы строения органа зрения и его нарушений [Куропаткина, М.В., 2010; Апрелев А. Е., Астафьев И. В.,
Никоненко М. А. и др., 2013; Кокаева И.Ю., 2014; Привалова А. Г.,
Говорухина А. А.,
Мальков О. А., 2016; Попова А.И., 2019];
-теоретические и методические аспекты адаптивной физической культуры [Шапкова Л.В., 2004; Евсеев, С.П., 2016; Евсеева О.Э., 2016; Харченко, Л.В., 2016; Налобина, А.Н., 2019; Стоцкая Е.С., 2019 и др.].
-теоретические основы развития двигательных качеств [Горская, И. Ю. и др., 2014; Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2014; Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., Купчинов Р.И., 2016; Германов Г.Н., 2017 и др.].
Объект исследования: педагогический процесс по адаптивному физическому воспитанию у школьников средних классов с нарушениями зрения.
Предмет исследования: средства адаптивного физического
воспитания для развития двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
Цель исследования - улучшение двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1.Определить развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
2.Подобрать средства, направленные на повышение двигательных качеств для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками 11-13 лет, имеющих нарушения зрения.
3.Исследовать влияние средств адаптивного физического воспитания на развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования. Предполагается, что подобранные средства для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками 11-13 лет, имеющих нарушения зрения, будут способствовать улучшению двигательных качеств у данной категории детей.
Методы исследования:
1)анализ научно-методической литературы;
2)педагогическое наблюдение;
3)тестирование двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения;
4)педагогический эксперимент;
5)методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования способствовала обоснованию подобранных средств для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками средних классов (1113 лет), имеющих нарушения зрения, которые были направлены на улучшение у данной категории детей двигательных качеств.
Практическая значимость предполагала следующее:
1) дополнительные занятия по адаптивному физическому воспитанию улучшили развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения; 2) результаты исследовательской работы могут быть полезны в практической деятельности педагогов, тренеров, учителей и др., которые проводят учебные и учебно-тренировочные занятия с детьми среднего школьного возраста с нарушениями зрения.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 3 таблицы, 12 рисунков, список используемой литературы в количестве 24. Основной текст работы изложен на 52 страницах.
В статистическом сборнике «Здравоохранение в России» [2019] представлены последние показатели, характеризующие состояние здоровья в Российской Федерации. При этом в нём отмечается, что детей в возрасте от 0 до 14 лет, имеющих болезни глаза и его придаточного аппарата, составляет 1475,0 тысяч. При этом на 100 000 детей в возрасте от 0 до 14 лет приходится 5699,6 детей.
По данным Кокаевой И.Ю. [2014] около 10-20% школьников страдают близорукостью (миопией). При этом отмечается, что патологические виды близорукости примерно в 2-4% могут способствовать появлению слабовидения и инвалидности. Установлено, что в большинстве случаев близорукость появляется у первоклассников, которая может прогрессировать до завершения роста, соответственно у девушек до 18 лет и у юношей до 22 лет. Также встречаются такие заболевания глаз, как спазм аккомодации, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, амблиопия.
В своей диссертации Родин М.В. [2014] приводит данные Поспелова В.И. за 2004 год о том, что количество детей, имеющих нарушения зрения увеличивается более чем в два раза от поступления детей в первый класс и перед непосредственным окончанием их школы (с 7,7% до 18,6%).
Ряд авторов обращают внимание, что на развитие нарушения зрения, в частности, близорукости влияют такие факторы, как детские общесоматические и инфекционные заболевания, неправильное питание, плохая освещенность в помещении, зрительная нагрузка на близком расстоянии, малоподвижный образ жизни и др. [Кокаева И.Ю., 2014 и др.].
Горская Л.Ю. [2000] отмечает, что «дети с нарушениями зрения имеют свои специфические особенности деятельности, в общения и психофизическом развитии, такие как, отставание, нарушение и многообразие двигательной сферы, ориентации в пространстве. Также, такие особенности, как формирование представлений и понятий, способах практической деятельности, эмоционально-волевая сферы, коммуникация, трудовая адаптация и др.».
В связи с выше сказанным, адаптивное физическое воспитание играет важную роль для детей с нарушениями зрения, а именно в повышение двигательной активности, укрепления состояния здоровья, повышения уровня физического развития и физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.
В настоящее время недостаточно изучены вопросы по развитию двигательных способностей у слабовидящих детей с использованием средств адаптивного физического воспитания. Таким образом, мы определили актуальность исследовательской работы и сформулировали тему: «Адаптивное физическое воспитание у школьников средних классов с нарушениями зрения».
Теоретическая база исследования:
- научно-теоретические основы строения органа зрения и его нарушений [Куропаткина, М.В., 2010; Апрелев А. Е., Астафьев И. В.,
Никоненко М. А. и др., 2013; Кокаева И.Ю., 2014; Привалова А. Г.,
Говорухина А. А.,
Мальков О. А., 2016; Попова А.И., 2019];
-теоретические и методические аспекты адаптивной физической культуры [Шапкова Л.В., 2004; Евсеев, С.П., 2016; Евсеева О.Э., 2016; Харченко, Л.В., 2016; Налобина, А.Н., 2019; Стоцкая Е.С., 2019 и др.].
-теоретические основы развития двигательных качеств [Горская, И. Ю. и др., 2014; Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2014; Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., Купчинов Р.И., 2016; Германов Г.Н., 2017 и др.].
Объект исследования: педагогический процесс по адаптивному физическому воспитанию у школьников средних классов с нарушениями зрения.
Предмет исследования: средства адаптивного физического
воспитания для развития двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
Цель исследования - улучшение двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1.Определить развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
2.Подобрать средства, направленные на повышение двигательных качеств для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками 11-13 лет, имеющих нарушения зрения.
3.Исследовать влияние средств адаптивного физического воспитания на развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования. Предполагается, что подобранные средства для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками 11-13 лет, имеющих нарушения зрения, будут способствовать улучшению двигательных качеств у данной категории детей.
Методы исследования:
1)анализ научно-методической литературы;
2)педагогическое наблюдение;
3)тестирование двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения;
4)педагогический эксперимент;
5)методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования способствовала обоснованию подобранных средств для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками средних классов (1113 лет), имеющих нарушения зрения, которые были направлены на улучшение у данной категории детей двигательных качеств.
Практическая значимость предполагала следующее:
1) дополнительные занятия по адаптивному физическому воспитанию улучшили развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения; 2) результаты исследовательской работы могут быть полезны в практической деятельности педагогов, тренеров, учителей и др., которые проводят учебные и учебно-тренировочные занятия с детьми среднего школьного возраста с нарушениями зрения.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 3 таблицы, 12 рисунков, список используемой литературы в количестве 24. Основной текст работы изложен на 52 страницах.
В результате проведенного исследования пришли к следующим выводам:
1.Тестирование, проведенное до начала проведения педагогического эксперимента, позволило судить об одинаково подобранных группах (экспериментальной и контрольной) школьников 11-13 лет не только по возрасту, полу и нарушения зрения, но и по развитию двигательных качеств.
2.Подобрали средства по адаптивному физическому воспитанию, направленных на развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения. Для развития двигательных качеств использовали упражнения из общей физической подготовки с целью развития силы и силовых способностей, а также быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Для коррекции зрения проводили зрительную гимнастику.
3.Сравнение средних показателей после проведения педагогического эксперимента показало достоверность различий (p<0,05) в пользу экспериментальной группы по всем исследуемым тестам, а именно «Поднимание и опускание туловища за 30 сек», «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа», «Кистевая динамометрия правой (или левой) кисти», «Наклон вперёд из положения сидя»; «Бег 30 м», «Аист» и «Метко в цель».
4.Определили достоверный прирост показателей двигательных качеств у школьников 11 -13 лет с нарушениями зрения экспериментальной группы. У контрольной группы также выявили положительное изменение показателей, но оно было не достоверным.
Для повышения интереса к занятиям по адаптивному физическому воспитанию у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения следует использовать игровой и соревновательный метод. При организации и проведения занятий по АФВ с данным контингентом необходимо учитывать их пол, возраст, а также особенности нарушений в состоянии зрительного анализатора.
1.Тестирование, проведенное до начала проведения педагогического эксперимента, позволило судить об одинаково подобранных группах (экспериментальной и контрольной) школьников 11-13 лет не только по возрасту, полу и нарушения зрения, но и по развитию двигательных качеств.
2.Подобрали средства по адаптивному физическому воспитанию, направленных на развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения. Для развития двигательных качеств использовали упражнения из общей физической подготовки с целью развития силы и силовых способностей, а также быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Для коррекции зрения проводили зрительную гимнастику.
3.Сравнение средних показателей после проведения педагогического эксперимента показало достоверность различий (p<0,05) в пользу экспериментальной группы по всем исследуемым тестам, а именно «Поднимание и опускание туловища за 30 сек», «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа», «Кистевая динамометрия правой (или левой) кисти», «Наклон вперёд из положения сидя»; «Бег 30 м», «Аист» и «Метко в цель».
4.Определили достоверный прирост показателей двигательных качеств у школьников 11 -13 лет с нарушениями зрения экспериментальной группы. У контрольной группы также выявили положительное изменение показателей, но оно было не достоверным.
Для повышения интереса к занятиям по адаптивному физическому воспитанию у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения следует использовать игровой и соревновательный метод. При организации и проведения занятий по АФВ с данным контингентом необходимо учитывать их пол, возраст, а также особенности нарушений в состоянии зрительного анализатора.
Подобные работы
- Адаптивное физическое воспитание у школьников средних классов с нарушениями зрения
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
МИОПИЕЙ СЛАБОЙ СТЕПЕНИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДИКИ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ,
ПРОВОДИМЫХ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Влияние подвижных игр на физическую подготовленность слабовидящих школьников
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Содержание и направленность средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в условиях дополнительного образования (Адаптивное физическое воспитание, Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Здоровьесберегающая функция физической культуры в образовательном процессе учащихся специального медицинского отделения
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Реализация и перспективы внедрения адаптивной физической культуры в условиях частной гимназии «Пеленг»
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2025 - Развитие физических качеств у старшеклассников с отклонениями в состоянии здоровья средствами баскетбола
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020





