ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Строение зрительного анализатора и его аномалии. Причины нарушений
зрения
1.2.Значение адаптивного физического воспитания для школьников с
нарушениями зрения
Выводы по главе
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Задачи исследования
2.2.Методы исследования
2.3.Организация исследования
Выводы по главе
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Одной из глобальных проблем является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Важно, чтобы дети имели гармоничное развитие, имели хорошее здоровье при отсутствии болезней и каких-либо дефектов. Много времени дети проводят в стенах общеобразовательных учреждений. В среднем это занимает от 9 до 11 лет (с 6-7 лет до 15-18 лет). За этот период времени часто у детей появляются разные заболевания, в том числе и нарушения зрения.
В статистическом сборнике «Здравоохранение в России» [2019] представлены последние показатели, характеризующие состояние здоровья в Российской Федерации. При этом в нём отмечается, что детей в возрасте от 0 до 14 лет, имеющих болезни глаза и его придаточного аппарата, составляет 1475,0 тысяч. При этом на 100 000 детей в возрасте от 0 до 14 лет приходится 5699,6 детей.
По данным Кокаевой И.Ю. [2014] около 10-20% школьников страдают близорукостью (миопией). При этом отмечается, что патологические виды близорукости примерно в 2-4% могут способствовать появлению слабовидения и инвалидности. Установлено, что в большинстве случаев близорукость появляется у первоклассников, которая может прогрессировать до завершения роста, соответственно у девушек до 18 лет и у юношей до 22 лет. Также встречаются такие заболевания глаз, как спазм аккомодации, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, амблиопия.
В своей диссертации Родин М.В. [2014] приводит данные Поспелова В.И. за 2004 год о том, что количество детей, имеющих нарушения зрения увеличивается более чем в два раза от поступления детей в первый класс и перед непосредственным окончанием их школы (с 7,7% до 18,6%).
Ряд авторов обращают внимание, что на развитие нарушения зрения, в частности, близорукости влияют такие факторы, как детские общесоматические и инфекционные заболевания, неправильное питание, плохая освещенность в помещении, зрительная нагрузка на близком расстоянии, малоподвижный образ жизни и др. [Кокаева И.Ю., 2014 и др.].
Горская Л.Ю. [2000] отмечает, что «дети с нарушениями зрения имеют свои специфические особенности деятельности, в общения и психофизическом развитии, такие как, отставание, нарушение и многообразие двигательной сферы, ориентации в пространстве. Также, такие особенности, как формирование представлений и понятий, способах практической деятельности, эмоционально-волевая сферы, коммуникация, трудовая адаптация и др.».
В связи с выше сказанным, адаптивное физическое воспитание играет важную роль для детей с нарушениями зрения, а именно в повышение двигательной активности, укрепления состояния здоровья, повышения уровня физического развития и физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.
В настоящее время недостаточно изучены вопросы по развитию двигательных способностей у слабовидящих детей с использованием средств адаптивного физического воспитания. Таким образом, мы определили актуальность исследовательской работы и сформулировали тему: «Адаптивное физическое воспитание у школьников средних классов с нарушениями зрения».
Теоретическая база исследования:
- научно-теоретические основы строения органа зрения и его нарушений [Куропаткина, М.В., 2010; Апрелев А. Е., Астафьев И. В.,
Никоненко М. А. и др., 2013; Кокаева И.Ю., 2014; Привалова А. Г.,
Говорухина А. А.,
Мальков О. А., 2016; Попова А.И., 2019];
-теоретические и методические аспекты адаптивной физической культуры [Шапкова Л.В., 2004; Евсеев, С.П., 2016; Евсеева О.Э., 2016; Харченко, Л.В., 2016; Налобина, А.Н., 2019; Стоцкая Е.С., 2019 и др.].
-теоретические основы развития двигательных качеств [Горская, И. Ю. и др., 2014; Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2014; Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., Купчинов Р.И., 2016; Германов Г.Н., 2017 и др.].
Объект исследования: педагогический процесс по адаптивному физическому воспитанию у школьников средних классов с нарушениями зрения.
Предмет исследования: средства адаптивного физического
воспитания для развития двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
Цель исследования - улучшение двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1.Определить развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
2.Подобрать средства, направленные на повышение двигательных качеств для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками 11-13 лет, имеющих нарушения зрения.
3.Исследовать влияние средств адаптивного физического воспитания на развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования. Предполагается, что подобранные средства для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками 11-13 лет, имеющих нарушения зрения, будут способствовать улучшению двигательных качеств у данной категории детей.
Методы исследования:
1)анализ научно-методической литературы;
2)педагогическое наблюдение;
3)тестирование двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения;
4)педагогический эксперимент;
5)методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования способствовала обоснованию подобранных средств для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками средних классов (1113 лет), имеющих нарушения зрения, которые были направлены на улучшение у данной категории детей двигательных качеств.
Практическая значимость предполагала следующее:
1) дополнительные занятия по адаптивному физическому воспитанию улучшили развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения; 2) результаты исследовательской работы могут быть полезны в практической деятельности педагогов, тренеров, учителей и др., которые проводят учебные и учебно-тренировочные занятия с детьми среднего школьного возраста с нарушениями зрения.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 3 таблицы, 12 рисунков, список используемой литературы в количестве 24. Основной текст работы изложен на 52 страницах.
В результате проведенного исследования пришли к следующим выводам:
1.Тестирование, проведенное до начала проведения педагогического эксперимента, позволило судить об одинаково подобранных группах (экспериментальной и контрольной) школьников 11-13 лет не только по возрасту, полу и нарушения зрения, но и по развитию двигательных качеств.
2.Подобрали средства по адаптивному физическому воспитанию, направленных на развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения. Для развития двигательных качеств использовали упражнения из общей физической подготовки с целью развития силы и силовых способностей, а также быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Для коррекции зрения проводили зрительную гимнастику.
3.Сравнение средних показателей после проведения педагогического эксперимента показало достоверность различий (p<0,05) в пользу экспериментальной группы по всем исследуемым тестам, а именно «Поднимание и опускание туловища за 30 сек», «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа», «Кистевая динамометрия правой (или левой) кисти», «Наклон вперёд из положения сидя»; «Бег 30 м», «Аист» и «Метко в цель».
4.Определили достоверный прирост показателей двигательных качеств у школьников 11 -13 лет с нарушениями зрения экспериментальной группы. У контрольной группы также выявили положительное изменение показателей, но оно было не достоверным.
Для повышения интереса к занятиям по адаптивному физическому воспитанию у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения следует использовать игровой и соревновательный метод. При организации и проведения занятий по АФВ с данным контингентом необходимо учитывать их пол, возраст, а также особенности нарушений в состоянии зрительного анализатора.
1.Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста: учебно-методическое пособие. Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / составители Н. А. Бойко, В. Н. Бойко. - Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2016. - 116 с.
2.Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учебно-методическое пособие / составители И. А. Попова. — Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 63 с.
3.Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учебно-методическое пособие. Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) / составители А. Г. Привалова, А. А. Говорухина, О. А. Мальков. — Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2016. — 81 с.
4.Германов, Г.Н. Двигательные способности и навыки. Разделы
теории физической культуры: учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое
образование» / Г. Н. Германов. - Воронеж: Элист, 2017. - 303 с.
5.Горская Л.Ю. Координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография. - Омск: Сиб ГАФК, 2000. - 212с.
6.Губа, В. П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / Губа В.П., Пресняков В. - Москва: Человек, 2015. - 288 с.
7.Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С. П. Евсеев. - Москва: Издательство «Спорт», 2016. - 616 с.
8.Евсеева, О. Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / О. Э. Евсеева, С.
П. Евсеев; под редакцией С. П. Евсеева. — Москва: Спорт-Человек, 2016. — 384 с. — ISBN 978-5-906839-18-3.
9.Здравоохранение в России. 2019: Стат.сб./Росстат. - М., 2019. - 170 с.
10.Клиническая анатомия органа зрения: учебное пособие / А. Е.
Апрелев, И. В. Астафьев, М. А. Никоненко [и др.]. — Оренбург:
Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. — 113 с.
11.Кокаева, И. Ю. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учебное пособие для бакалавров, направления подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» / И. Ю. Кокаева. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2014. — 138 с.
12.Куропаткина, М. В. Лечение болезней глаз: коррекция зрения. Оптика / М. В. Куропаткина. — Москва: РИПОЛ классик, 2010. — 64 с.
13.Литвак А.Г. Эмоциональные состояния ослепших // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 1992. С.48-56.
14.Мингажев М. Б. Адаптивное физическое воспитание слепых и слабовидящих детей: методическое пособие. - М.: Чистые пруды, 2007. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2279733-КХ. - С.30-36.
15.Налобина, А. Н. Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта. Реабилитация и профилактика патологий: учебное пособие для СПО / А. Н. Налобина, Т. Н. Федорова. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 507 с...