ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «конфликтное поведение» 7
1.2. Социально-психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Профилактика конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Программа мероприятий, направленных на профилактику конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Реализация программы 45
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Старший дошкольный возраст является очень значимым периодом в жизни ребёнка в силу того, что он предшествует радикальной смене социальной ситуации развития, связанной с поступлением в школу. К моменту завершения дошкольного возраста у ребёнка должны сформироваться основные навыки конструктивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, полное усвоение общепринятых норм поведения в обществе, способность осуществлять выбор способов поведения, в соответствии с установленными правилами. Всё перечисленное относится к числу личностных результатов дошкольного образования, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который был утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) [55].
Важная задача, которая отражается в ФГОС ДО, − это развитие взаимодействия, развития общения ребенка и взрослого, общение со сверстниками, развитие эмоционального и социального интеллекта, отзывчивости в эмоциональном плане, сопереживания, навыков и умений организаций совместной деятельности. В этой связи значительный интерес представляют вопросы формирования основ социального взаимодействия между воспитанниками дошкольного возраста.
В практическом плане формирование у детей основ социального взаимодействия сопряжено со значительными трудностями. В старшем дошкольном возрасте дети стремятся обрести независимость, проявлять инициативность. Они открыты и общительны, но многие испытывают проблемы при взаимодействии со сверстниками. В частности, они не имеют сформированной нравственной нормы, проявляют эгоистичность, наблюдаются существенные проблемы при регуляции поведения.
При этом взрослыми уделяется большое внимание беседам с детьми о дружбе, о внимательном отношении друг к другу, о недопустимости проявления агрессии по отношению к сверстникам и других окружающим. На занятиях по чтению художественной литературы с детьми анализируются произведения, персонажи которых ссорятся по разным причинам, по-разному ведут себя в ситуациях конфликтного взаимодействия, при этом особое внимание уделяется обсуждению мотивов поведения конфликтующих сторон, последствиям выбора того или иного способа поведения, нравственно-этической оценке персонажей. Однако далеко не всегда выводы, которые сформулированы в ходе занятий непосредственной образовательной деятельностью и воспитательных мероприятий, находят своё применение в повседневной жизни детей и мало влияют на их поведение в непосредственном межличностном взаимодействии.
Таким образом, можно говорить о наличии противоречия между объективной необходимостью достижения детьми старшего дошкольного возраста такого уровня воспитанности, при котором их взаимоотношения можно признать конструктивными, и недостаточной разработанностью подходов к психологической профилактике конфликтности в среде старших дошкольников.
Наличием такого противоречия определяется актуальность темы исследования, его проблема, цель и задачи.
Проблема заключается в поиске эффективных средств психологической профилактики конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста, которые могли бы органично дополнить воспитательную работу педагогов с детьми.
Цель выполнения выпускной квалификационной работы заключается в модификации и реализации программы профилактики конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что реализация программы психологической профилактики конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста будет способствовать уменьшению склонности детей старшего дошкольного возраста к конфликтному поведению.
Объект исследования: конфликтное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогическая профилактика конфликтного поведения старших дошкольников.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятия «конфликтное поведение».
2. Изучить социально-психологические закономерности и особенности развития детей в старшем дошкольном возрасте.
3. Ознакомиться с существующими подходами к профилактике конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста.
4. Адаптировать программу мероприятий, направленных на профилактику конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста.
5. Описать процесс и результаты реализации программы.
При выполнении работы применялись следующие методы:
- теоретические методы исследования (анализ научно-методической литературы, обобщение);
- эмпирические методы исследования (анализ документации, наблюдение, тестирование).
В перечень методик для проведения исследования вошли:
- фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант в адаптации В.В. Доброва);
- методика «Картинки» Е.О. Смирновой.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № …» г. Красноярска. В состав выборки вошли воспитанники подготовительной группы, количество участников исследования – 15 человек от 6 до 6,5 лет.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования содержащихся в ней материалов педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста, их родителями и воспитателями по профилактике конфликтного поведения у детей.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Цель выполнения выпускной квалификационной работы заключалась в модификации и реализации программы профилактики конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Изучение литературных источников по теме исследования позволило конкретизировать понятие «конфликтное поведение», которое обозначает внешнюю активность субъекта, направленную на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами. Конфликтное поведение может быть наступательным, оборонительным и отступательным. Каждому типу конфликтного поведения соответствуют определённые поведенческие стратегии: соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, избегание.
Профилактика конфликтного поведения старших дошкольников представляет собой целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, имеющее целью предотвращение деструктивного развития взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками и взрослыми в конфликтных ситуациях.
В старшем дошкольном возрасте конфликты между детьми чаще всего возникают в ходе игровой деятельности, и предметом противоречий выступают различные аспекты игры. В силу этого обстоятельства, при планировании психопрофилактической работы с детьми предпочтение следует отдавать игровым методам. В научно-методической литературе особо отмечается, что профилактика конфликтного поведения дошкольников должна охватывать всех субъектов образовательного процесса, поэтому соответствующие мероприятия необходимо планировать и проводить не только с детьми, но и с их родителями, и с воспитателями.
Экспериментальная работа по модификации и реализации программы профилактики конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста проводилась в МБДОУ «Детский сад №…» г. Красноярска. Участниками эксперимента стали 15 воспитанников подготовительной группы.
На подготовительном этапе осуществлялась первичная диагностика склонности к конфликтному поведению с применением детского варианта фрустрационного теста С. Розенцвейга и методики «Картинки» Е.О. Смирновой. У большинства детей была выявлена тенденция к применению эго-защитных способов реагирования в ситуациях фрустрации, предпочтение силовых способов разрешения противоречий и ухода от разрешения конфликта с обращением за помощью к взрослому.
Структура программы профилактики конфликтного поведения представлена тремя разделами. Первый раздел – работа психолога с детьми – это серия групповых занятий, содержание которых включает психологические игры и упражнения разной направленности. Работа психолога с воспитателями – серия семинаров-практикумов, предназначенных для повышения уровня конфликтологической компетентности педагогов. Работа с родителями воспитанников состоит в организации и проведении серии тематических родительских собраний с применением активных методов обучения.
Модификация программы осуществлялась на протяжении 8 недель. За это время с детьми было проведено 20 ежедневных групповых занятий, с воспитателями и родителями – по одному из предложенных мероприятий.
По завершении реализации программы проводилась контрольная диагностика склонности к конфликтному поведению. Эмпирические данные, полученные при проведении контрольного диагностического среза, и их сравнительный анализ с данными первичной диагностики, позволяют признать наличие положительной динамики и в восприятии детьми старшего дошкольного возраста конфликтных ситуаций, самих себя и других людей в таких ситуациях, и в выборе моделей поведения в конфликтных ситуациях.
Таким образом, выдвинутую гипотезу можно признать подтверждённой, поставленные задачи решёнными, цель достигнутой.