Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретически основы формирования мотива учения младшего школьника …6
§1.1. Понятие «мотив» в психолого-педагогической литературе……… 6
§1.2 Возрастные особенности учебной деятельности младших школьников ………11
Глава 2. Особенности мотивов учения в успешности школьного обучения младших школьников………17
§2.1. Значение положительных мотивов для успешной учебной деятельности……17
§2.2 Направления психолого-педагогической работы по развитию мотивов учения младших школьников…………………………………...20
§2.3 Рекомендации по формированию мотивов учения младших школьников………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………… 38
Список использованных источников и литературы…………………….. 40
На современном этапе развития общества усиливается внимание к гуманитарным вопросам и формированию человека как высшей ценности. Так происходят изменения в области образования, психологии, усиливается внимание к личностным качествам и мотивации. В современной педагогике сегодня акцент делается на воспитании личности: активной, творческой, мотивированной. Становление гармоничной, социально-деятельной, мотивированной личности сегодня является важным направлением образовательной политики нашего государства. Еще одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Особое внимание ученых к психологическим инструментам и особенностям развития личности не случайно. Вопрос об изучении мотивационной сферы личности остается одним из наиболее актуальных и значимых. Недостаточная теоретическая разработанность вопросов формирования мотивации у младших школьников к успешно учебной деятельности обусловила актуальность данного исследования.
Степень разработанности проблемы.
В психологической науке широко представлены работы по проблемам мотивации личности (К.А. Абульханова-Славская, К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, Е. П. Ильин, В. И. Ковалев, С. Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, А. Маслоу, А. К. Маркова, В. Е. Мильман и др.). Также мотивация личности рассматривается в отечественной психологии и педагогике как личностный ресурс поведения в работах Л. И. Анциферова, Н. Е. Водопьянова, Е. В. Либина, Е. С. Старченкова, К. Муздыбаев, А. Руковишникова.
Проблемой мотивации в обучении занимались такие ученые как: Буйницкая А.П., Бухаркина М. Ю., Вембер В. П., Галишникова Е., Гафурова Н.В., Чурилова Е.Ю., Грейдина Н. Л., И. В. Орлова, В. В. Самсонов и другие. Все они отмечают как преимущества использования отдельных методических и педагогических средств, так и их недостатки.
Цель курсовой работы – проанализировать особенности мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Для выполнения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
− раскрыть сущность понятия «мотив» в психолого-педагогической литературе;
− выделить возрастные особенности учебной деятельности младших школьников;
− определить особенности значения положительных мотивов для успешной учебной деятельности;
− рассмотреть направления психолого-педагогической работы по развитию мотивов учения младших школьников;
− составить рекомендации по формированию мотивов учения младших школьников.
Объект исследования –учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – особенности мотивов в учебной деятельности младших школьников.
Методология и методики исследования. В процессе написания работы были использованы общенаучные методы: анализа, синтеза, дедукции, описании, сравнение.
Теоретическое и практическое значение исследования заключается в компиляции материала и анализе направлений психолого-педагогической работы по развитию мотивов учения младших школьников, а также в подготовке рекомендаций по развитию мотивов учения младших школьников.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обоснован выбор темы исследования, показана актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи, методы, практическое значение исследования. В первой главе систематизированы теоретические вопросы понятия «мотив» в науке. Во второй главе сделан анализ материала по направлениям психолого-педагогической работы по развитию мотивов учения младших школьников, а также подготовлены рекомендации по формированию мотивов учения младших школьников. В заключении содержатся общие выводы, полученные в ходе подготовки курсовой работы. В списке использованной литературы приведены источники, положенные в основу работы.
Таким образом, в курсовой работе были проанализированы особенности мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Для выполнения поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыта сущность понятия «мотив» в психолого-педагогической литературе; выделены возрастные особенности учебной деятельности младших школьников; охарактеризован процесс развития мотивов учения у младших школьников; определено значение положительных мотивов для успешной учебной деятельности; рассмотрены направления психолого-педагогической работы по развитию мотивов учения младших школьников; составлены рекомендации по развитию мотивов учения младших школьников.
Особенно важно сочетание игры с учебной деятельностью в начальных классах, когда сложный переход от дошкольного детства к школе предопределяет постепенное изменение ведущих видов деятельности − игровой на учебную. У учащихся младшего школьного возраста преобладают игровые интересы, произвольное поведение, наглядно-образный характер мышления, практическое отношение к решению задач (направленность внимания на результат, а не способ действия). Положительный психологический климат и положительная мотивация повышают эффективность учебно-воспитательного процесса, создают условия для успешной жизнедеятельности человека. Наличие оптимального, здорового климата в коллективе — один из показателей его зрелости, результат трудной работы педагогов, эффективной управленческой деятельности руководителя учебного учреждения. Значит, одной из основных задач, вставших перед современным руководителем и педагогами, является формирование положительного психологического климата в учебном учреждении и положительной мотивации к учебной деятельности в детском коллективе. Высокая мотивация обучения дает ребёнку чувство уверенности в собственных силах, способствует повышению собственной значимости, признанию учителем и сверстниками, развитию творческих способностей, гордости собой, своими успехами, статусу успешного человека. Педагог должен обращать внимание на комплектование групп, если дети с нейтральной мотивацией к предмету будут работать вместе с теми, у кого мотивация по предмету высокая, то у них после совместной работы существенно повысится интерес к предмету; цель, поставленная на уроке учителем должна стать целью ученика; включать в работу каждого ученика; правильно подбирать задания и формы работы.
В ходе практического исследования для повышения мотивации учеников во время работы были выделены следующие виды занятия с активными методами обучения: 1) Урок – репортаж с выставки; 2) Урок – викторина; 3) Урок – игра; 4) Урок-конкурс; 5) Урок нового материала, 6) Урок-знакомство с различными знаниями, техниками; 7) Урок на природе.
Перспективой исследования может стать проведение опытно-экспериментальной работы с получением результатов первичной и повторной диагностики для оценки эффективность использования разных форм работы формирование положительной мотивации у младших школьников к учебной деятельности на уроках.