Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Методологические и теоретические аспекты изучения здорового образа жизни 8
1.1. Здоровый образ жизни молодёжи в социологическом дискурсе: теоретические подходы к определению понятия 8
1.2. Специфика формирования здорового образа жизни молодёжи 18
Глава 2. Качественные и количественные показатели представлений молодёжи о здоровом образе жизни 28
2.1. Сравнительный анализ результатов анкетирования Тольятти и Москвы о проблемах здорового образа жизни 28
2.2. Результаты интервью Тольятти и Москвы о проблемах здорового образа жизни 35
Заключение 47
Список используемой литературы и источников 49
Приложение 1 53
Приложение 2 61
Приложение 3 65
Приложение 4 71
Актуальность темы исследования. Здоровый образ жизни молодёжи, который интерпретируется как один из способов вовлечь молодых людей в активную социально-экономическую деятельность, поскольку форма самоорганизации молодого поколения с целью реализации государственных и идеологических интересов утратила свою ценность.
Ориентиры, которые ранее зависели от здорового молодого поколения (морального, политического, социального), утратили свое значение, поскольку молодое поколение сильно зависит от разрешающей морали и в то же время вынуждено действовать в соответствии с логикой адаптации, адаптации к жизни.
В настроении молодежи существует тенденция рассматривать здоровый образ жизни как наиболее предпочтительный в условиях социальной турбулентности, в ситуациях риска. Но понимание здорового образа жизни включает индивидуальный и групповой опыт, обычно основанный на позиции оценки, исходя из обстоятельств жизни, в которых можно следить за здоровым образом жизни.
На самом деле, в позициях современной молодежи, здоровье и образ жизни разделены. Здоровье рассматривается как личный ресурс, а образ жизни воспринимается средней моделью поведения. Чтобы осознать важность этой обновленной проблемы, необходим перевод, оценка ЗОЖ не как данная мода, а долгосрочная социальная тенденция, у которой нет альтернативы в других моделях социального поведения и социального развития.
Степень научной разработки темы. В классической социологии тема здорового образа жизни основана на поведенческом подходе. Характерно, что Э. Дюркгейма1, который по праву можно назвать представителем функционализма, рассматривает молодежь как группу общественного воспроизводства и ЗОЖ, если она анализирует, а затем в связи с образованием неорганического разделения, которое сопровождает работу.
По Дюркгейму2, здоровый образ жизни молодежи в целом связан с пониманием общества как законодателя человеческой деятельности, социальной субстанции, которая влияет на поведение людей и, таким образом, в процессе передачи опыта, навыков, традиций, молодежи принять образ жизни старшего поколения, являются наследниками здоровья как социального капитала.
На системном уровне концепция здорового образа жизни у Т. Парсонса3 приобретает для меня характер. Модернизация, как способ формирования личности для общества4: с одной стороны, государство становится ответственным за создание здоровой социальной среды; с другой стороны, идея о том, что благодаря здоровому образу жизни развивается эффективная интеграция в общество.
Э. Гидденс, П. Бурдье, Дж. Александер5 рассматривают здоровый образ жизни на том основании, что молодые люди, как социальная группа, позиционируют себя как социально перспективный слой. Таким образом, здоровый образ жизни6 может быть демонстрацией преимуществ молодежи для других групп населения и создания творений будущего. Не имея достаточных социальных ресурсов, молодые люди возглавляют молодежный фактор как залог их собственного успеха. Но, как отметил Бурдье7, в социально разделенном обществе образ жизни играет номинирующую роль и может быть инструментом включения в правящее сообщество, действия по логике присоединения или определять тенденции социальной изоляции, выпадать из системы доминирующих общественных отношений.
Работы М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги, А. Г. Здравомыслова8, призваны определить социальное благополучие в контексте здорового образа жизни, отношение молодежи9 к здоровому образу жизни как ценности. Богатый эмпирический материал позволяет нам рассматривать здоровый образ жизни в контексте и в иерархии жизненных целей молодежи. Молодежь среднерусского города рассматривается как подслой молодых людей, ориентированный на здоровый образ жизни, как практику досуга и инструмент для увеличения ресурсного потенциала над молодыми мегаполисами.
Целью работы бакалавра является изучение факторов, влияющих на здоровый образ жизни молодежи двух групп.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить здоровый образ жизни молодежи в социологическом дискурсе: теоретические подходы к определению понятия.
2. Рассмотреть специфику формирования здорового образа жизни молодёжи.
3. Сравнить анализ результатов анкетирования Тольятти и Москвы о проблемах здорового образа жизни.
4. Сравнить результаты интервью Тольятти и Москвы о проблемах здорового образа жизни.
Теоретико-методологическую базу исследования представляют собой функционалистский и структурно-деятельностный подходы, положения и выводы о здоровом образе жизни молодежи, содержащиеся в трудах современной зарубежной и отечественной социологии. В исследовании использовались концепция социального действия Макса Вебера, связанная с целенаправленной ориентацией, как максимизация поведенческих целей, в том числе планирование жизнедеятельности и концепция Карла Мангейма по социальной энергии молодежи, определяемая социокультурной динамикой общества.
Изучение положения российских социологов об образе жизни как интегративном уровне развития молодежи, а также концепция социальной интеграции молодежи, предложенной российским социологом Юлией Зубок. Молодежь среднего российского города описывается с использованием теории социальных ориентаций и жизненных путей молодежи.
Эмпирическая база исследования: Анкетный опрос N=200 человек (100 горожан Тольятти и 100 жителей Москвы) и интервью N=8 человек (4 горожанина Тольятти и 4 жителя Москвы).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырёх параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников и приложений.
В заключении хочется отметить, что здоровый образ жизни играет важную роль в формировании человека. В настоящее время вопрос о здоровье и здоровом образе жизни становится все более актуальным, особенно среди молодежи, так как они попадают под пагубное влияние социума, друзей, коллег и тем самым, разрушают себя.
Мы провели анкетирование и интервью, в ходе которых было выявлено, что молодёжь считает здоровый образ жизни важным в сравнении с другими ценностями и за него отвечает никто другой, как сам человек. Но какой парадокс: большинство говорят, что это важно, нужно соблюдать, приводят аргументы, а соблюдают меньшинство. Конечно, мы можем говорить, что у молодёжи недостаточно свободного времени на соблюдение - режима дня, сбалансированного питания и занятия физкультурой. Но тем не менее, проблема есть. Можно отметить, что взгляды на здоровый образ жизни у тольяттинцев и москвичей имеют небольшие отличия. Как жители Тольятти, так и жители Москвы считают, что самое главное - это заниматься физической культурой и спортом, отказаться от вредных привычек.
Гипотезы исследования, выдвигаемые в начале, подтвердились не все. Относительно небольшой процент респондентов курит, из них больше курящих москвичей, чем тольяттинцев, что подтверждает нашу гипотезу. Мы предполагали, что здоровый образ жизни для хорошего внешнего вида ведут больше москвичей, чем тольяттинцев, но это предположение не подтвердилось. Здоровый образ жизни для хорошего внешнего вида ведут 61% жителей Тольятти и 45% жителей Москвы.
А в общем здоровый образ жизни ведут 54% тольяттинцев и 25% москвичей, что подтверждает нашу гипотезу.
Главной задачей в рамках нашего исследования было сравнение взглядов жителей Тольятти и жителей Москвы на здоровый образ жизни. Мы убедились в том, что взгляды у горожан Тольятти и горожан Москвы не сильно расходятся. Различия в ответах несомненно есть, но не по всем показателям и не всегда они и есть вообще.
В заключении хотелось бы сказать, что здоровый образ жизни нужен каждому из нас! И что мы - молодёжь несём ответственность не только за нас самих, но и за формирование ценностей и любви к здоровому образу жизни у наших братьев и сестер, подрастающего поколения, у соседей и просто проходящих мимо детей. Мы все когда-то станем мамами и папами и будем закладывать в сознание нашего ребенка ту информацию, то виденье жизни, которым владеем мы. Конечно, все хотят, чтобы их дети были здоровыми, но для этого нужно подавать правильный пример. Нужно начать с себя. Найти время на зарядку утром, на соблюдение правильного питания, здорового сна и других не мало важных аспектов здорового образа жизни, тогда мы будем довольны качеством нашей жизни.
1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм; пер. с фр. А.Б. Гофмана. - М.: Канон, 1996. - 432 с.
2. Дюркгейм Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. - М.: ИН-ТОР, 1996. - 80 с.
3. Парсонс Т. О. структуре социального действия / Т. Парсонс. - изд. 4-е. - М.: Академический проект, 2014. - 880 с.
4. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - М.: Аспект- Пресс, 1997. - 245 с.
5. Гидденс Э. Социология тела: пер. с англ. / Э. Гидденс, - 4-е изд., полностью перераб. и доп. - М.: Эдиториал УРСС, 2015. - 632 с.
6. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурности / Э. Гидденс. - М.: Академический проект, 2015. - 525 с.
7. Бурдье П. Практический смысл / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 562.
8. Горшков М.К. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги // Гуманитарий Юга России. - 2014. - № 3. - С.23.
9. Горшков М.К. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги // Гуманитарий Юга России. - 2014. - №4. - С.22.
10. Афанасьева И.Ф., Шурыгина Ю.Ю. Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014. С.15-16.
11. Бурдье П. Практический смысл / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя, 2001. С. 66 - 67.
12. Коркюф Ф. Новые социологии / Пер. с фр. Е. Д. Вознесенской, М. В. Федоровой; науч. ред. Н. А. Шматко - М: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2002. С. 72.
13. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007. С.14.
14. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений. // Социологические исследования. 2015. - № 7. - С. 52.
15. Журавлева И. В., Иванова Л. Ю., Ивахненко Г. А. Студенты: поведенческие риски и ценностные ориентации в отношении здоровья // Вестник Института социологии. 2015. № 6. C. 112-129.
...