Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей лидерских качеств у студентов 7
1.1 Понятие лидерства в психологических исследованиях 7
1.2 Особенности межличностных взаимоотношений в изучении лидерских качеств у студентов 13
1.3 Анализ подходов к изучению лидерских качеств у студентов 22
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей лидерских качеств у студентов с учётом гендерной принадлежности 27
2.1 Методы психологического исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования по изучению лидерских качеств у студентов 31
Выводы по второй главе 46
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение 54
На протяжение многих лет, отечественные и зарубежные исследователи изучали феномен лидерства, что привело к возникновению целой отрасли- психологии лидерства. Существует множество теорий лидерства и трактовок понятия лидерства, что говорит о внимание к данной проблеме со стороны исследователей.
Мы будем изучать, прежде всего, гендерные особенности лидерства, ведь даже на житейском уровне наблюдаются серьёзные различия в поведение студентов мужчин и женщин, учитывая возрастные особенности. До сих пор многие люди придерживаются определённых стереотипов по поводу женщин (девушек) лидеров и приписывают им преимущественно отрицательные черты, а мужчинам позитивные. Одним из наиболее значимых направлений изучения гендерных особенностей лидерства, является современное поколение студенческой молодёжи, из-за связанной с ней проблемой воспитания, закрепления и удержания лидерских качеств.
Современному обществу нужны организованные, обученные и активные специалисты, которые могут самостоятельно брать на себя ответственность за решения поставленных задач, понимающие цели своей деятельности и умеющие правильно организовывать своё время и деятельность других людей, несмотря на все трудности, проявлять лидерские качества.
Многие высшие учебные заведения профессионального обучения ориентированы на появляющиеся потребности общества. Это выражено в обусловленном переходе к Государственным стандартам обучения третьего поколения, который основывается на профессиональном подходи обучения студентов.
Данные факты вызывают интерес к проблеме лидерских качеств студентов высших учебных заведений. Поэтому вопросы изучения особенностей гендерных различий лидерских качеств требует к себе пристального внимания и является актуальными.
Цель исследования: изучение особенностей лидерских качеств у студентов Тольяттинского Государственного Университета.
Объект исследования: личностные особенности студентов в проявление лидерских качеств.
Предмет исследования: особенности лидерских качеств у студентов с учётом гендерных различий.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что лидерские качества выражены сильнее у студентов мужского пола возрастной категории от семнадцати до двадцати пяти лет, чем у студентов женского пола той же возрастной категории.
В соответствие с целью исследования ставились и решались следующие задачи:
1. Проанализировать проблемы лидерства в психологической литературе с учётом гендерных различий;
2. Выявить степень лидерских качеств у студентов, в зависимости от гендерных различий;
3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Метод исследования: теоретические (анализ психологической литературы по используемой проблеме, систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические методы и методики (анкета «Жизненные ориентиры студентов», опросник С. Бэм (Маскулинность, Фемининность, Андрогинность), методике изучения лидерского стиля Р. Бейлза- К. Шнейера, модификация Т.В. Бендас, опросник «КОС-1» (Коммуникативные и организаторские склонности), опросник «Эффективность лидерства»); методы обработки результатов (количественный и качественный синтез полученных данных).
Теоретическую основу нашего исследования деятельностный подход А.Н. Леонтьева и общепсихологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, С.Л Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
Новизна исследования заключается в том, что изучение особенностей лидерских качеств у студентов Тольяттинского Государственного Университета, даёт возможность в оценке эффективности лидерства в студенческой группе.
Теоретическая значимость исследование состоит в выявление особенностей лидерских качеств, на основе анализа психологической литературы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что её теоретические и эмпирические данные могут быть использованы специалистами в учебных курсах по психологии личности, дифференциальной психологии, гендерной психологии или могут стать основой для разработки спецкурсов по проблеме гендерных проявлений лидерства.
Экспериментальной базой исследования является высшее учебное заведение, Тольяттинский Государственный Университет. В исследовании приняли участие 40 человек: 20 мужчин и 20 женщин.
Лидерство - это способность организовывать людей с учётом их направленностей и предпочтений, так же способность к доминированию, подчинению, влиянию и следованию в системе межличностных отношений группы. Главным условием лидерства является обладание властью в формальных и неформальных группах, независимо от уровней и масштабов. Потому что лидер, всегда имеет эмоциональную, социальную и психологическую опору от участников группы, которые за ним следуют. Проблема лидерства и лидерских качеств достаточно изучена в современной отечественной и зарубежной литературе. Там самым актуальным в данном вопросе, считается выявление качеств и критерий оценки данного явления, поэтому существует множества теорий и методик.
Лидерские качества лучше всего проявляются и закрепляются в период студенческой жизни, так как самореализация в профессиональной деятельности, влечёт за собой максимальную инициативность и активность. Но так же, высшие учебные заведения формируют лидеров, путём предоставления возможностей в занимание студенческих должностей, таких как староста, председатели профсоюзной организаций, члены студенческого отряда.
По результатам эмпирического исследования было выявлено, что в нашей выборки масскулинность присуще всем студентам мужского пола, стиль лидерского поведения ориентированный на задачу, преобладает над стилем лидерского поведения ориентированного на взаимоотношения и в большей степени выражены организаторские способности. Студентам женского пола присуще высокая адаптация и мобильность, что доказывается высокой динамикой типов и стилей лидерского поведения, они могут использовать как маскулинность, фемининность, так и андрогинность и добавлять к ним различные стили, в зависимости от ситуации опираясь на высокий уровень коммуникативных способностей. Благодаря высокой мобильности студентов женского пола в нашей выборки, они показали высокий результаты эффективности лидерства, в отличие от студентов мужского пола.
Анализируя полученные данные в эмпирической части, мы пришли к выводу, что наша гипотеза не подтвердилась, в период студенческой жизни, студенты женского пола лучше проявляют лидерские качества, таким образом, мы видим, что многие гендерные стереотипы не действуют в условиях деятельности студенческой группы. Деятельность учебной группы основана на более демократических принципах, нежели деятельность малой группы. Следовательно, авторитарный стиль лидерства в данном случае неприемлем, а потому у девушек, как обладательниц смежного лидерства, появляется больше шансов стать лидерами.