Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие координационных способностей слабослышащих детей 10-12 лет на основе стабилометрической платформы

Работа №113757

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 9
1.1 Особенности координационных способностей слабослышащих детей 9
1.2 Средства и методы развития координационных способностей слабослышащих детей 15
1.3 Значение подвижных игр для развития координационных способностей слабослышащих детей 23
1.4 Стабилометрические платформы и их виды 35
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1 Методы исследования 39
2.2 Организация исследования 42
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 43
3.1. Методика развития координационных способностей слабослышащих детей 43
3.2 Обсуждение результатов экспериментального исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

Актуальность темы. В настоящее время проблема развития координационных способностей слабослышащих детей очень актуальна, так как частота выявления данной патологии ежегодно возрастает.
Нарушенное слуховое восприятие у детей в той или иной степени оказывает негативное влияние на формирование и гармоничное развитие других органов и систем, а так же приводит к нарушениям психоэмоциональной сферы и снижению познавательной деятельности [1].
У детей с нарушением слуха очень часто можно диагностировать сопутствующую патологию, например, у 62% слабослышащих детей отмечается замедление физического развития, 44% детей страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата, такими как сколиоз и плоскостопие, одним из самых распространенных отклонений, сопровождающих нарушения слуха, является задержка психомоторного развития - заболевание выявляется у 80% детей [23].
У слабослышащих детей наблюдается отставание в физическом развитии: при проведении антропометрии выявляется снижение показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки, кроме того, обнаруживается пониженный мышечный тонус, мышечная слабость и быстрая утомляемость, снижение жизненной ёмкости лёгких [7].
Регулярный контроль деятельности сердечно-сосудистой системы у детей с нарушениями слуха помогает выявить следующие нарушения: учащение пульса, артериальную гипертензию, различные аритмии.
Нарушение слухового восприятия приводит к ослаблению речевой функции и уменьшению объема воспринимаемой информации, искажению работы зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов, что проявляется в следующем:
• Снижение координационной точности движений
• Затруднения при сохранении статического и динамического равновесия
• Нарушение ориентировки в пространстве
• Снижение скорости овладения движением и нарушение реагирующей способности
• Замедленное выполнение упражнений и невозможность сохранения заданного темпа
• Нарушение мелкой моторики
• Несогласованность движений в пространстве и времени
• Замедленное развитие силы, выносливости, скорости и других физических способностей.
Однако некоторые авторы указывают, что основным проявлением нарушения координационной функции является неспособность сохранять статическое и динамическое равновесие. Это нарушение встречается у 89% слабослышащих школьников [20].
Одним из последствий нарушения слуха можно назвать нарушение пространственной ориентировки, встречающейся у 46% детей. Проявление данного нарушения можно наблюдать при ходьбе или беге с закрытыми глазами, а при сохранении зрительного контроля возможно получение результатов, сопоставимых с результатами здоровых школьников.
Некоторые литературные источники утверждают, что слуховые нарушения в большей степени негативно влияют на координационные способности, в то время как выносливость, сила и быстрота страдают меньше [15].
Так, у детей среднего школьного возраста статическая выносливость снижена незначительно, а показатели общей выносливости приравниваются к результатам здоровых детей.
Скоростно-силовые качества значительнее отстают в развитии и это отставание прогрессирует. Например, при выполнении упражнения «прыжок в длину с места» разница показателей у слабослышащих и здоровых детей 10 лет составит 9,0 см, а проведение этого теста в 12 лет выдаст отставание уже на 11,3 см.
Отмечается снижение координационной точности движения, которую можно оценить с помощью челночного бега 3х10 м. В данном случае слабослышащие дети отстают на 2,5 с. [11].
Выявляется отставание в развитии гибкости на 15-20%, при этом отличаются и сенситивные периоды развития пассивной - 9-10 лет и активной гибкости - 14 лет [27].
Невозможность использования слуха для оценки двигательных характеристик, приводит к нарушению ориентировки в пространстве и времени, что сказывается на развитии координационных способностей. Тем не менее, с возрастом возможно улучшение этих навыков за счет активной работы двигательного анализатора, компенсирующего нарушения в работе вестибулярного аппарата.
Детям с нарушением слуха труднее даётся освоение сложных координационных движений, а так же упражнения на статическое и динамическое равновесие. Такое отклонение в развитии координационных способностей связано с нарушениями в работе анализаторов, влияющих на управление движением [6].
Основой развития координации у слабослышащих школьников является двигательный опыт, то есть формирование определённой двигательной базы, поэтому важным элементом развития таких детей становится физическое воспитание. Кроме того, благодаря регулярным физическим упражнениям можно добиться нормализации работы вегетативной нервной системы, повысить уровень развития двигательных и координационных навыков.
Грамотно подобранные комплексы физических упражнений для развития координационных способностей оказывают положительное воздействие на функционирование вестибулярного анализатора, его устойчивость к внешнему воздействию, а так же содействуют укреплению и развитию всех систем организма.
Цель исследования: повышение уровня развития координационных способностей у слабослышащих детей с помощью подвижных игр.
Объект исследования: учебный процесс, направленный на повышение уровня развития координационных способностей у слабослышащих детей 10­12 лет с помощью подвижных игр.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет.
Задачи исследования:
1. Определить изначальный уровень развития координационных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет.
2. Разработать методику, направленную на развитие координационных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет с помощью подвижных игр.
3. Определить эффективность экспериментальной методики, разработанной и внедренной в учебный процесс слабослышащих детей 10-12 лет.
Для решения поставленных нами задач мы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование.
5. Метод математической статистики.
Гипотеза: состояла в том, что использование подвижных игр на занятиях адаптивной физической культуры будет способствовать повышению уровня развития координационных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет.
Практическая значимость работы заключается в том, что методика, разработанная в ходе исследования, имеет практическую ценность для педагогов коррекционных школ для слабослышащих детей и может быть использована при проведении уроков АФВ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Всестороннее физическое воспитание детей, в настоящее время, одна из самых важных задач образовательного процесса. Особенно важно акцентировать внимание на физическом развитии детей с различными нарушениями слуха. Необходимо помогать таким детям осваивать новые движения, тем самым расширяя их двигательный опыт.
При занятиях физической культурой педагог не только развивает физические качества школьника, но и воздействует на психическое состояние ребёнка, способствует укреплению нервной системы, компенсирует нарушение слуха благодаря развитию зрительного, двигательного и других анализаторов. Особое внимание необходимо уделять развитию координационных способностей, пространственной и временной ориентировке и мелкой моторике.
Проанализировав литературные источники, мы пришли к выводу, что у детей с нарушением слуха наблюдается значительное отставание от здоровых сверстников по уровню развития физических качеств, особое отставание отмечается при оценке развития координационных способностей.
Проведенное нами исследование подтверждает данные, полученные из научно-методической литературы. Для оценки координационных способностей слабослышащих детей 10-12 лет мы использовали стабилометрическую платформу.
Показатели недостаточного развития координационных способностей у детей с нарушением слуха указывают на необходимость разработки методики повышения уровня координации движений и оценки её эффективности.
Нами была разработана методика проведения подвижных игр для развития координации. Методика применялась на каждом уроке адаптивной физической культуры для экспериментальной группы.
Проанализировав данные, полученные в ходе исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Проанализировав специальную научно-методическую литературу и проведя самостоятельное изучение изначального уровня координационных способностей слабослышащих детей 10-12 лет с использованием стабилометрической платформы, мы получили данные о недостаточном развитии координации данной категории школьников.
2. Благодаря внедрению в образовательный процесс разработанной нами экспериментальной методики, при оценке развития координации слабослышащих детей 10-12 лет отмечаются положительные изменения, например, при проведении теста «Мишень» разница результатов до и после эксперимента составила 0,2 баллов КГ и 2,5 балов ЭГ.
3. Регулярное использование подвижных игр в учебной деятельности слабослышащих детей 10-12 лет позволяет повысить уровень координационных способностей школьников.


1. Алехина В.Е. Развитие двигательных качеств у глухих школьников на уроках физической культуры / В.Е. Алехина // «Проблемы физ. воспитания аномальных детей» (1986; Горький). Материалы конференции «Проблемы физ. воспитания аномальных детей», 4-5 июня 1986 г. - М., 1987. - С. 23-26
2. Андрюхина Т.В. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), 2019. — 158 с.
3. Антонюк С. Д. Особенности двигательного развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья / С. Д. Антонюк, М. В. Хватова, А. В. Сычев // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 2001. - № 4. - С. 56-57.
4. Артамонова, Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Физическая культура" / Л.Л. Артамонова. - М.: Владос- Пресс, 2014. - 309 с.
5. Ашмарин Б.А Теория и методики физического воспитания - М.:Просвещение, 1990.— 287 с.
6. Бабенкова, Р.Д. Особенности координации движений у учащихся с дефектами развития (глухих, умственно-отсталых и с церебральным параличом) // Дефектология. М., 1983. - № 5.- С. 129-133.
7. Байкина, Н.Г. Диагностика и коррекция двигательной сферы у лиц с нарушениями слуха Запорожье: ЗГУ - 2003. - 120 с.
8. Байкина Н.Г., Мутьев А.В., Крет Я.В. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков // Адаптивная физическая культура. — СПб., 2002, № 4 (12). - С.14—№.
9. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. — М.: Советский спорт, 1991. — 61 с.
10. Берштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии./ Н.А. Берштейн. - М.: Физкультура и спорт. - 2011.- 228 с.
11. Бессарабов, Н.С. Возрастная динамика двигательных способностей и их формирование на уроках физической культуры у глухих школьников: автореф.дис...канд.пед.наук.М.,1979.28с.
12. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студентов. - М.: ACADEMIA, 2002. - 221 с
13. Бойко Н.А., Бойко В.Н. Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста. Учебно-методическое пособие - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. — 116 с.
14. Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития. /Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М: ЧеРо, 2005, 524 с.
15. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ