Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты разработки проблемы формирования общекультурных компетенций студентов посредством корпоративных масс - медиа 11
1.1. Проблема формирования общекультурных компетенций студентов вуза в теории и практике современного образования 11
1.2. Корпоративные масс-медиа как субъект образовательного пространства ВУЗа 19
1.3. Особенности и механизмы влияния корпоративных масс-медиа на формирование общекультурных компетенций студентов вуза 27
Выводы по I главе 36
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению влияния корпоративных масс-медиа на формирование общекультурных компетенций студентов 38
2.1. Методика организации экспериментальной работы 38
2.2. Анализ деятельности корпоративных масс-медиа Тольяттинского государственного университета в аспекте влияния на формирование общекультурных компетенций студентов 52
2.3. Изучение результативности влияния корпоративных масс-медиа на формирование общекультурных компетенций студентов направления «Психолого-педагогическое образование» 68
Выводы по II главе 83
Заключение 85
Список используемой литературы и источников 88
Приложения 98
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы обращается внимание на развитие взаимодействия профессионального образования с рынком труда. Система образования ориентирована на формирование личности, которая способна совершенствовать свою профессиональную деятельность, творчески подходить к решению практических задач. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в системе российского образования высшей школы привела к резкой переориентации оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на такие понятия, как «компетенция», «компетентность», что предполагает ориентацию на компетентностный подход в образовании.
Результатами профессиональной подготовки в вузе является сформированность общекультурных и профессиональных компетенций. Общекультурные компетенции означают базовую компетентность личности, которая обеспечивает самоопределение в мировом пространстве культуры, умения применять знания в профессиональной деятельности, владение нормами речи и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме.
Формирование общекультурных компетенций в образовательной среде вуза анализируется в работах Т.В. Ежова, Е.А. Конопацкой, Д.А. Хорвата, Л.А. Шестаковой и других. Структуру и сущность общекультурных компетенций изучали В.И. Байденко, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедева, С.Л. Троянская, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и другие.
Формирование общекультурных компетенций у студентов бакалавриата происходит в ходе изучения различных дисциплин, а также под влиянием ряда факторов, в том числе и психологических. Большую роль способны сыграть корпоративные масс-медиа. Исследованием влияния корпоративных масс-медиа вуза на социализацию и профессиональное развитие студентов занимались Е.В. Лозовская, Н.П. Муравьева, Т.И. Сидорова, Ю.В. Чемякин и другие. Работы Л.С. Агафонова, Д. Д. Дегтяренко, А.Д. Кривоносова, Е.В. Лапиной, А.А. Морозовой, Д.А. Мурзина, Ю.В. Чемякина подтверждают, что масс-медиа формируют образцы моделей поведения, систему ценностей и жизненных целей, установки, намерения молодёжи.
Однако влияние масс-медиа на процесс профессиональной подготовки студентов в аспекте реализации компетентностного подхода в современных психолого-педагогических исследованиях не изучалось.
Существуют противоречия между:
• возросшей потребностью современного общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточной изученностью воздействия на профессиональную подготовку студентов всех субъектов образовательного пространства, к которым в том числе относятся и корпоративные масс-медиа;
• эффективностью влияния корпоративных масс-медиа на формирование сознание и самореализацию молодёжи и отсутствием рекомендаций по использованию корпоративных масс-медиа в процессе профессиональной подготовки в аспекте компетентностного подхода.
Выявленные противоречия и недостатки способствовали формулировке проблемы: каково влияние корпоративных масс-медиа вуза на формирование общекультурных компетенций у бакалавров психолого-педагогического направления?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и доказать возможность влияния корпоративных масс-медиа на формирование общекультурных компетенций студентов вуза.
Объект исследования - процесс формирования общекультурных компетенций у студентов вуза.
Предмет исследования - влияние корпоративных масс-медиа на формирование общекультурных компетенций у бакалавров психолого- педагогического направления.
Гипотеза исследования состоит в том, что корпоративные масс-медиа могут оказывать влияние на формирование общекультурных компетенций студентов вуза, если:
• обосновать и раскрыть механизмы влияния корпоративных масс- медиа как субъектов образовательного пространства вуза на результаты профессиональной подготовки студентов;
• поддерживать положительную мотивацию к материалам корпоративных масс-медиа на основе изучения интересов студентов, вовлечения их в работу корпоративных масс-медиа, включения студентов в медиакоммуникацию;
• разработать диагностический инструментарий для проведения мониторинга эффективности работы корпоративных СМИ и соотнести эти показатели с индикаторами формируемых общекультурных компетенций.
На основе проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему формирования общекультурных компетенций студентов вуза в теории и практике современного образования и рассмотреть особенности корпоративных масс-медиа как субъекта образовательного пространства ВУЗа.
2. Выявить особенности и механизмы влияния корпоративных масс- медиа на формирование общекультурных компетенций студентов вуза.
3. Проанализировать деятельность корпоративных масс-медиа Тольяттинского государственного университета в аспекте влияния на формирование общекультурных компетенций студентов.
4. Изучить результативность влияния корпоративных масс-медиа на формирование общекультурных компетенций студентов направления «Психолого-педагогическое образование».
Теоретическую основу диссертационного исследования составили:
• теоретические положения компетентностного (И.А. Зимняя, С.Л. Троянская, А.В. Хуторской); полисубъектного (Л.П. Буева) подходов в профессиональной подготовке студентов высшей школы;
• исследования по изучению значимости формирования общекультурных компетенций в процессе становления современного профессионала Т.В. Ежовой, Е.А. Конопацкой, О.Е. Лебедевой, Д.А. Хорвата, А.В. Хуторского, Л.А. Шестаковой;
• труды по изучению влияния информации на развитие психических процессов и личность в целом (С.В. Бориснев, Л.М. Землянова, Г. Ласуэлл, У. Липпман); культуроформирующей функции масс-медиа (Е.П. Прохоров, В.В. Перевалова, Е.П. Семишова, В.А. Волкова, В.В. Барабаш, Е.Н. Молчанова);
• работы, раскрывающие особенности корпоративных масс-медиа вуза (Е.В. Лозовской, Н.П. Муравьевой, Т.И. Сидоровой, Ю.В. Чемякина); описывающие феномен корпоративной прессы в современной России (Д.Д. Дегтяренко, А.Д. Кривоносова, Е.В. Лапиной); основные подходы к ее классификации (Л.С. Агафонова, Е.В. Григорьева, Д.А. Мурзина); оценке уровня эффективности масс-медиа Л.И. Переславцевой.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ) и экспериментальные (наблюдение, качественный и количественный анализ данных, анкетирование, опрос).
Экспериментальная база исследования. Работа осуществлялась на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Тольяттинский государственный университет на кафедре педагогики и методик преподавания гуманитарно - педагогического института.
Исследование проводилось в три этапа в течение трех лет:
На первом этапе (2015 г.) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, анализ психолого-педагогической литературы, посвященной теме исследования, а также состояние изученности данной проблемы в теории и практике работы высших учебных заведений. Определены научный аппарат и база исследования.
На втором этапе (2016 г.) осуществлялся поиск решения проблемы исследования. Было определено понятие «общекультурная компетенция», ее структура, рассмотрены теоретические аспекты разработки проблемы формирования общекультурных компетенций студентов посредством корпоративных масс-медиа, проведено анкетирование студентов психолого-педагогического направления подготовки с целью изучения охвата интереса к корпоративным масс-медиа вуза, осуществлен анализ полученных данных.
На третьем этапе (2016-2017 г.) проводилась экспериментальная работа; обобщались и описывались результаты исследования; осуществлялась качественная и количественная обработка экспериментальных данных. В течение этого периода публиковались материалы исследования, принималось участие в научно-практических конференциях, формулировались выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем изучены особенности корпоративных масс-медиа как субъекта образовательного пространства вуза и доказана эффективность влияния корпоративных масс- медиа на формирование общекультурных компетенций студентов вуза.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что расширены представления о субъектах образовательной среды вуза как средства влияния на формирование общекультурные компетенции студентов.
Практическая значимость исследования обозначена возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и методических разработок по использованию корпоративных масс-медиа в реальной практике формирования общекультурных компетенций студентов вуза. Предложенные методики по изучению влияния корпоративных масс- медиа на результаты образовательного процесса в вузе могут использоваться в практической работе преподавателями и пополнить фонд оценочных средств рабочих программ дисциплин.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием данных современной психолого-педагогической науки и практики; целесообразным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, взаимодополняющих и проверяющих друг друга; применением методик, адекватных предмету и задачам исследования; значительным объемом экспериментальных данных; использованием научно-обоснованных критериев оценки результатов экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования представлены на Международной научной конференции «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития» (Москва, 2016), V Всероссийской научно-практической конференции «Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве» (Тольятти, 2015); обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методик преподавания ТГУ, опубликованы в 8 научных статьях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Корпоративные масс-медиа вуза (газеты, радио, телевидение и сайты) могут рассматриваться в качестве субъектов образовательного пространства вуза и оказывать влияние на профессиональную подготовку студентов на двух уровнях: личностном (приобретение информации, необходимой для жизнедеятельности; изменение в познавательной активности индивида; приобретение личностью особых морально-нравственных и духовных ориентиров; социализация индивида, приобщение его к жизни в данной социальной среде; осуществление эмоционально- психологической рефлексии) и социальном (изменение общественного мнения и численности аудитории).
2. Механизмы влияния корпоративных масс-медиа на формирование общекультурных компетенций студентов выражаются в воздействии на содержание когнитивной сферы личности, активизацию мотивации к учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающей запуск внутренней мотивации и необходимых ресурсов личности, ценностно-смыслового отношения к учебе и жизни. Это достигается при условиях реализации конструктивных диалоговых отношений, распространения актуальной информации, соответствующей интересам, жизненным и профессиональным перспективам студентов, их позитивной установки на будущее .
3. Проведение постоянного мониторинга интересов студентов, их обращенности к актуальным материалам и тематическим рубрикам, включенности в медиакоммуникацию, изучение мотивации участия студентов в работе корпоративных масс-медиа осуществляется на основе специально разработанного диагностического инструментария. Соотнесение показателей эффективности работы масс-медиа с индикаторами общекультурных компетенций, разработка методик оценивания результатов позволяет выявить роль корпоративных масс-медиа в профессиональной подготовке студентов.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, приложения, содержит 11 таблиц и 2 рисунка.
Результаты теоретического анализа и экспериментальной работы подтвердили верность исходной гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.
1. Проблема формирования общекультурных компетенций у студентов вуза на современном этапе развития высшего образования является актуальной и требует дальнейшего теоретического осмысления на основе полисубъектного подхода. Общекультурные компетенции отражают характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения и отражают метапредметный уровень содержания образования, включая когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно - деятельностные компоненты в своей структуре, независимо от области профессиональной деятельности. Общекультурные компетенции влияют на активную жизнедеятельность человека, его умение ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни. Формирование общекультурных компетенций происходит под влиянием различных субъектов образовательного пространства вуза, к которым относятся и корпоративные масс-медиа. Корпоративные масс-медиа (печатные газеты и журналы, радио и ТВ-вещание, Интернет-ресурсы) обладают широкими возможностями и могут влиять на формирование результатов профессиональной подготовки.
2. Изучение особенностей корпоративных масс-медиа как субъекта образовательного пространства ВУЗа, а также особенностей и механизмов влияния корпоративных масс-медиа на формирование общекультурных компетенций студентов вуза позволило заключить, что корпоративные масс- медиа могут оказывать влияние на формирование отдельных индикаторов общекультурных компетенций. Эти индикаторы в исследовании были отнесены и сгруппированы в когнитивный, коммуникативно-деятельностный и эмоционально-ценностный критерии.
3. К корпоративным средствам ТГУ относятся сетевое издание «Есть talk!», теле и радио студия, газеты «Тольяттинский университет» и «Speech’ka» и официальный портал университета tltsu.ru. Анализ деятельности корпоративных масс-медиа Тольяттинского государственного университета показал, что структура корпоративных масс-медиа ТГУ позволяет охватывать широкую аудиторию благодаря возможности транслировать информацию по всем возможным каналам: через печать, радио, телевидение, электронные ресурсы и социальные сети. Система корпоративных масс-медиа ТГУ в той или иной степени затрагивает все компоненты общекультурных компетенций студентов: дает информацию о жизни общества и достижениях культуры; новые знания, корректирует, дополняет развитие уже имеющихся «образований» у студентов; способствует приобретению особых морально-нравственных и духовных ориентиров и осуществлению эмоционально -психологической рефлексии; меняет познавательную активность индивида и помогает в его социализации.
4. Изучение результативности влияния корпоративных масс-медиа на формирование общекультурных компетенций студентов направления «Психолого-педагогическое образование» показало, что масс-медиа Тольяттинского государственного университета наиболее эффективно воздействуют на когнитивную сферу личности; ценностно-ориентационный критерий общекультурных компетенций. Масс-медиа способствуют «запуску» внутренней мотивации и готовности к новому поведению и сверхнормативной активности в рамках учебной и внеучебной деятельности, необходимых ресурсов личности, ценностно-смыслового отношения к учебе и жизни, осуществлению эмоционально-психологической рефлексии с помощью специальных информационных средств.
Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили заключить, что влияние корпоративных масс-медиа на уровень сформированности общекультурных компетенций возможно при условии положительной мотивации к материалам корпоративных масс-медиа; подбора тематических рубрик, которые интересны студентам; непосредственного участия студентов в работе корпоративных масс-медиа и включении их в медиакоммуникацию.
Разработанные рекомендации по дальнейшей работе корпоративных масс-медиа ТГУ нацеливают на активное использование современных интернет-инструментов для привлечения аудитории ко всем видам корпоративных масс-медиа вуза; осуществление практической работы студентов на протяжении всего обучения с целью расширения тематики и количества публикуемых материалов; развитие корпоративных газет до городского и регионального уровня.
Выводы, полученные в ходе исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по формированию общекультурных компетенций посредством масс-медиа.
1. Алексюк, А.Н. Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста / А.Н. Алексюк, С.А. Кашин. - М.: Высшая школа, 2009. - 56 с.
2. Алиева, Л. В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов [Электронный ресурс] / Л.В.Алиева // КПЖ. 2015. №4-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/nZvospitatelnyy-potentsial-obrazovatelnoy-deyatelnosti-vuza-tsennostnaya-osnova-formirovaniya- obscheprofessionalnyh-kompetentsiy (дата обращения: 03.04.2017).
3. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. - М., 2010. - №4. - С.19-27.
4. Андреев, К.А. Влияние СМИ на сознание современной молодежи [Электронный ресурс] / К.А. Андреев, Л.В. Быкасова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: sibac.info/archive/humanities/11.pdf (дата обращения: 29.04.2017)
5. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учеб.-метод. пособие / С.И. Архангельский. - М.: Высш. школа, 1980. - 368 с.
6. Афанасьева, Т. А. Мотивация как фактор эффективного формирования общекультурных компетенций в образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. №296. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-kak-faktor-effektivnogo-formirovaniya-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-v-informatsionnom- obrazovatelnom (дата обращения: 27.05.2017).
7. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2004. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-v-professionalnom-obrazovanii-k- osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 07.04.2017).
8. Байденко, В. И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. 2015. № 5. - С. 4-9.
9. Барабаш, В.В. Тема культуры в эфире государственного радиовещания постсоветской России: автореф.дис....канд.фил.наук: 10.01.10 / В.В. Барабаш. - Москва, 2006. - 34 с.
10. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400- Педагогика / Е.П. Белозерцев и др.: под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2013. - 368 с.
11. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А.Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». - URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 03.04.2017).
12. Бориснев, С. В. Социология коммуникации / С.В.Бориснев. - Юнити- Дана, 2015. - 270 с.
13. Буева, Л.П. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований: Полисубъектный (диалогический) подход [Электронный ресурс] / Л.П. Буева. - URL http://www.pedpro.ru/basic/6/74.htm (Дата обращения 24.02. 2017).
14. Вилкова, Л.М. Сравнение представлений работодателей и выпускников о ключевых компетенциях [Электронный ресурс] / Л.М. Вилкова, Н.В. Коновалова, Н.А. Савченко. - 2007. - URL http://www.rusnauka.com/12.APSN_2007/Pedagogica/20529.doc.htm (Дата обращения 24.02. 2017).
15. Волков, В.А. Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 913-915.
...