ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ УМЕНИЯ СОГЛАСОВЫВАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ С ИНТЕРЕСАМИ СВЕРСТНИКОВ
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников 12
1.1 Формирование у детей с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников как психолого-педагогическая проблема 12
1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в развитии 22
1.3 Характеристика педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями 31
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстниками 39
2.1 Выявление уровня сформированности у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстниками 39
2.2. Содержание педагогического сопровождения формирования у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстниками 52
2.3 Изучение динамики уровня сформированности у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстниками 66
Заключение 76
Список используемой литературы 79
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 85
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в настоящее время достаточно много детей с интеллектуальными нарушениями, и все они нуждаются в квалифицированной помощи, а также дружеской поддержке среди сверстников и общества, в целом. Дошкольники с нарушением интеллекта имеют особенности развития, которые необходимо учитывать в работе. Однако они, как и остальные дети проявляют интерес к сверстникам и хотят общаться. Для дошкольника с нарушением интеллекта общение со сверстником происходит затруднительно. Отношения между детьми складываются достаточно трудно и медленно. Старшим дошкольникам достаточно нелегко понять интересы сверстника и соотнести свои личные с интересами коллектива. Особенности психического и речевого развития затрудняет общение дошкольника, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников и определяет негативное отношение, прежде всего к себе. Для того, чтобы общение между сверстниками у таких детей складывалось гармонично для развития личности и необходимо педагогическое сопровождение. Очень важно, чтобы у дошкольника сложился положительный социальный опыт. В работах Л.Б. Баряева, А. Зарин, А.А. Катаева, Л.М. Саралийская, Е.А. Стребелева, С.Н. Сорокоумова описывается, взаимоотношения дошкольников с нарушениями в развитии, выделают специфику их общения.
Педагогическое же сопровождение выступает проводником в мир общения со сверстником, помогает развивать самостоятельность и инициативность. Реализация процесса педагогического сопровождения подразумевает создания условий, где дошкольник с нарушением интеллекта, при помощи взрослого будет осваивать новые навыки и умения для достижения положительных результатов во взаимодействии со сверстниками.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что в настоящее время повышается процент рождаемости с интеллектуальными нарушениями, и все они нуждаются в квалифицированной помощи, а также дружеской поддержке среди сверстников и общества, в целом. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г.) и «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.) каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Таким образом, возникла необходимость создания условий обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями потому как, данные дети нуждаются в специальных методах, приемах и средствах, которые будут учитывать особенности его развития. Педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена необходимостью выявления возможностей педагогического сопровождения в вопросе формирования умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников у детей с интеллектуальными нарушениями. Во многих работах по педагогическому сопровождению изучаются: что такое «сопровождение», основные принципы педагогического сопровождения, роль педагога в развитии личности ребенка и разработка индивидуального плана для успешного развития дошкольника (М.Р. Битянова, Я.Л Коломинский, Н.М. Рожков, Г.И. Симонова). Главная цель, которую преследует педагогическое сопровождение - это помочь ребенку полноценно реализовать свои способности, знания, умения и навыки для достижения успешности в различных видах деятельности.
Вместе с тем, исследование возможностей педагогического сопровождения в вопросе формирования умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников у детей с интеллектуальными нарушениями, исследованы недостаточно.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью разработки методических аспектов реализации педагогического сопровождения в вопросе формирования умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников у детей с интеллектуальными нарушениями. Вместе с тем использование педагогического сопровождения в вопросе формирования умения соотносить свои интересы с интересами сверстников с интеллектуальными нарушениями недостаточно разработано и реализовано в образовательном процессе.
Из вышесказанного можно выделить противоречие:
• между необходимостью формирования умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников у детей с интеллектуальными нарушениями и недооценкой педагогического сопровождения данного процесса;
• между важностью использования педагогического сопровождения и недостаточным исследованием содержательных и процессуальных аспектов ее реализации в дошкольной образовательной организации.
По причине противоречия, которую мы выделили ранее, была обозначена проблема исследования: каковы возможности педагогического сопровождения в процессе формирования умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников у детей с интеллектуальными нарушениями.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможности педагогического сопровождения формирования умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Объект исследования: процесс формирования у детей с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение как совокупность условий организации процесса формирования у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников обеспечивается реализацией педагогического сопровождения как совокупности педагогических условий:
• осуществление диагностики субъектного опыта ребенка и учет ее результатов в процессе формирования умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников;
• изменение традиционной позиции педагога на позицию сопровождающего процесс формирования рассматриваемого умения у старших дошкольников;
• взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, подразумевающее гибкость и вариативность позиций ребенка;
• наличие методического обеспечения сопровождения рассматриваемого процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Проанализировать научно-теоретические предпосылки проблемы педагогического сопровождения формирования у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
2. Определить показатели оценки уровня сформированности у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
3. Разработать и апробировать педагогическое сопровождение как совокупность обозначенных условий организации процесса формирования у детей с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
4. Изучить эффективность формирования у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников в условиях педагогического сопровождения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• концепции личностно-ориентированного педагогического процесса и личностно-ориентированного обучения (В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, Н.Ф. Голованова, И.А. Зимняя, Б.Б. Косов, B. В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург);
• концепции педагогической поддержки и помощи (О.С. Газман, C. Н. Лысенков, С.Д. Поляков, Т.А. Строкова, В.Ф. Шатилов);
• исследования в области организации педагогического сопровождения (В.П. Бондарев, А.Г. Гогоберидзе, С.Г. Косарецкий, И.Э. Куликовская);
• исследования в области понимания дошкольника как субъекта различных видов деятельности (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В. Дыбина, М.В. Крулехт, В.И. Логинова);
• исследования в области ознакомления со сверстниками, развития интересов к ним (А.А. Бодалев, В.К. Котырло, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина);
• исследования в области изучения вопроса особенностей общения у детей с интеллектуальными нарушениями (Л.С. Выготский, О.Г. Китина, Е.М. Мастюкова, А.Р. Малер, В.Г. Петрова, Г.А. Процко, Е.О. Смирнова).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретического исследования: анализ специальной, педагогической, психологической и методической, а также общей литературы по проблеме исследования; эмпирического исследования: наблюдение, беседа, опрос, констатирующий, формирующий и контрольные эксперименты.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» №198 «Вишенка» г.о. Тольятти.
В исследовании принимали участие 12 детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический. Заключается в установлении проблемы исследования, уточнении объекта, предмета, задач, цели и понятийного аппарата; формулировании гипотезы исследования; анализе теоретических источников для установления степени научной разработанности у исследуемой проблемы; определение уровня сформированности развития умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников у детей с интеллектуальными нарушениями. Подбираются показатели и диагностические задания для оценки уровня сформированности умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
Второй этап - теоретико-проектировочный. Осуществляется разработка и апробация педагогическое сопровождение как совокупность обозначенных условий организации процесса развития у детей с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников, раскрываются этапы формирующего эксперимента, проводится контрольный этап исследования, оформляются и издаются статьи по результатам исследования.
Третий этап - экспериментально-обобщающий. Обрабатывается полученный материал, анализируются и интерпретируются результаты проведенного эксперимента, описываются выводы по результатам работы, а также систематизация, обобщение и оформление материалов магистерской диссертации. Кроме того, оформляется автореферат по теме магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• определение совокупности педагогических условий формирования у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников;
• раскрытие этапов (логики) работы по формированию у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями умения соотносить свои интересы с интересами сверстников.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «педагогическое сопровождение» как совокупности педагогических условий формирования у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что дает возможность перестроить процесс формирования у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников. В практику работы дошкольных образовательных учреждений могут быть внедрены диагностические задания по выявлению уровня сформированности у старших дошкольников интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений психологии и педагогики; адекватностью и комплексностью методов исследования соответствующих предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов; длительностью исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации диагностического аппарата и содержания образовательной работы с детьми, имеющих интеллектуальные нарушения, Показатели по формированию умения соотносить свои интересы с интересами сверстников.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» ТГУ (2020 г., 2021г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
На защиту выносятся положения
1. Умения детей с интеллектуальными нарушениями согласовывать свои интересы с интересами сверстников определяются элементарными действиями, направленными на участие в беседах со сверстниками и обсуждениях, выслушивание их, учет интересов.
2. Педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями рассматривается как совокупность педагогических условий, включающих осуществление диагностики субъектного опыта ребенка и учет ее результатов в процессе формирования умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников; изменение традиционной позиции педагога на позицию сопровождающего процесс формирования рассматриваемого умения у старших дошкольников; взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, подразумевающее гибкость и вариативность позиций ребенка; наличие методического обеспечения сопровождения рассматриваемого процесса.
3. Этапы (логика) работы с детьми по формированию умения соотносить свои интересы с интересами сверстников (поисково-аналитический, теоретико-проектировочный и экспериментально- обобщающий) определяются сначала теоретической осведомленностью в исследуемом вопросе, затем осуществлением разработки и апробации педагогического сопровождения дошкольников с умственной отсталостью и обработкой полученных данных проведенной работы.
4. Показатели и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями умения согласовывать свои интересы с интересами характеризуются степенью овладения умением выслушивать сверстника, с уважением относиться к его желаниям, интересам, участвовать в коллективных делах, работать с ним вместе, оказывать ему помощь.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (60 наименований), 1 приложения. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц, 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 84 страницах.
Общение важная составляющая жизни любого человека. Ребенок уже с самого раннего возраста учится общаться и взаимодействовать сначала с взрослым, а затем со сверстниками. Процесс общения всегда протекает довольно непросто. Во время общения происходит обмен опыта, приобретение своего личного социального опыта, но и также происходит изучения самого себя.
В старшем дошкольном возрасте детям свойственно проявлять интерес к сверстникам, внимательно наблюдать за их действиями и даже радоваться или наоборот печалится вместе с ним. Однако у дошкольников с интеллектуальными нарушениями общение происходит достаточно затруднительно, а главное, с наибольшим опозданием. Для преодоления трудностей в общении выступает педагогическое сопровождение. Особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями отрицательно сказываются на взаимодействии со сверстником, а главная трудность представляется в согласовании своих интересов с интересами сверстников. Для того, чтобы опыт взаимодействия со сверстниками произошло максимально успешно возможно педагогическое сопровождение данного процесса.
Анализ констатирующего эксперимента показал о недостаточном уровне сформированности умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников у старших дошкольников с умственной отсталостью, так как у детей с умственной отсталостью изначально несвойственно интересоваться сверстникам и им не характерно общение между собой, так как не развиты коллективные виды деятельности. Детям с умственной отсталостью характерна слабость речевых контактов, а именно замедленное развитие коммуникативных умений, что в свою очередь достаточно серьезно ухудшает возможность общения не только со сверстниками, но и с другими людьми. Недоразвитие коммуникации у дошкольников с умственной отсталостью не одна из трудностей общения, у таких детей маскообразное лицо, которое не выражает никаких эмоций и нарушение воспроизведения жестов. Соответственно, отсутствует полная ответная реакция на активность другого ребенка, что достаточно сильно усложняет становление общения между детьми.
Формирующий эксперимент показал возможность использования педагогического сопровождения в вопросе формирования умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников у старших дошкольников с умственной отсталостью. Было принято решение о проведение специально организованной работы по повышению уровня сформированности умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников у умственно отсталых детей в три этапа: поисково-аналитический этап, где была проведена работа по ознакомлению родителей и педагогический персонал по интересующей нас проблеме, далее этап теоретико-проектировочный, где разработали методический комплекс для воспитателей, третий этап - экспериментально-обобщающий, где методический комплекс был реализован в исследуемой группе. Формирование умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников считается успешным, если у дошкольников с интеллектуальными нарушениями усвоены следующие умения: выслушать другого человека, с уважением относится к его интересам; спокойно отстаивать свое мнение, договариваться и работать в парах, переживать или распознавать, что чувствует другой человек, решать конфликтные ситуации, взаимодействовать с другими детьми (соотносить свои желания, стремления с интересами других детей), принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что имеется положительная динамика формирования умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников у детей с интеллектуальной недостаточностью. Появилась динамика работы детей в парах и коллективе. Необходимо отметить, что процесс формирования умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников достигается педагогическим сопровождением при соблюдении совокупности определенных условий, а именно, осуществление диагностики субъектного опыта ребенка и учет ее результатов в процессе формирования умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников, изменение традиционной позиции педагога на позицию сопровождающего процесс формирования рассматриваемого умения у старших дошкольников, взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, подразумевающее гибкость и вариативность позиций ребенка, наличие методического обеспечения сопровождения рассматриваемого процесса.
Изменилась позиция педагогов, которые стали большое внимание уделять проблеме формирования умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Таким образом, цель магистерской диссертации достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
1. Айператова В. А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дис. . ..канд.пед . 2005. С. 78-110.
2. Бакиева Н. З. Клиника интеллектуальных нарушений: Курс лекций. М. : Владос, 2017. 280 с.
3. Битянова М. Р. Социальная психология: учебное пособие. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. 106 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды; Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. М. : Московский Психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001. 352 с.
5. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! : психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб. : ВИРТ, 1993. 91 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология; Под ред. Д.Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1984. 432 с.
7. Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте: Психология развития человека. М. : Смысл, 2005. 1136 с.
8. Демор, Жан. Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе / Jean Demoor, проф. Мед. фак. ... в Брюсселе; Пер. д-ра Раисы Б. Певзнер; Под ред. и с примеч. прив.-доц. Моск. ун-та д-ра мед. Г.И. Россолимо; [Предисл. издателя нем. пер.: Уфер]. - Москва: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1909. - XX, 371 с.: нот.; 19. - (Вопросы педагогической психологии; Вып. 1). (Вопросы педагогической психологии; Вып. 1)
9. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью: ФГОС ОВЗ. М. : Просвещение, 2021. 349 с.
10. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М. : Педагогика, 1990. 424 с.
11. Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. Психология аномального развития ребенка. М. : МГУ, 2002. Т. 2. 818 с.
12. Запорожец А. В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Вопросы психологии: дис. ...канд. Москва, 1974. С. 34-52.
13. Залысина И. А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками. Вопросы психологии. 2002. №5. С.167-168.
14. Защиринская О. В. Коммуникативная дезадаптация учащихся с нарушением интеллекта // Историческая психология и ментальность. Конфликт. Риск. Дезадаптация. Спб. : Речь, 2002. 201 с.
15. Изотова Е. И. Особенности идентификации эмоций у детей дошкольного возраста // Научные труды МГЛУ. М. : Просвещение, 2003. 510 с.
...