Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках технологии 8
1.1 Понятие творческой активности и специфика ее развития у младших школьников 8
1.2 Возможности уроков технологии в развитии творческой активности детей младшего школьного возраста 15
Глава 2 Эмпирическое изучение развития творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках технологии 24
2.1 Диагностика уровня развития творческой активности детей младшего школьного возраста 24
2.2 Содержание работы по развитию творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках технологии 36
2.3 Результаты исследования 43
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования уровня развития творческой активности младших школьников на этапе констатации 57
Приложение Б Тематическое планирование основного этапа творческого проекта 58
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования уровня развития творческой активности младших школьников на этапе контроля 63
Приложение Г Конспекты занятий 64
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные ситуация характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В этой связи развитие творческой активности младших школьников приобретает особое значение. Осуществление этой задачи справедливо требует отлично нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Современная ситуация в обществе определяет необходимость формирования творчески активной личности уже на этапе младшего школьного детства, поскольку именно в этом возрасте имеются возможности наиболее продуктивно и эффективно воздействовать на личность ребенка, используя различные методы педагогического воздействия.
Младший школьный возраст, с психологической точки зрения, является самым благоприятным для развития творческой активности, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, о чем писали в своих работах Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, и др. В работах исследователей творческая активность рассматривается как условие творческого развития личности, как путь к саморазвитию, что, в конечном итоге определяет результативность продуктивной деятельности личности.
Развивая творческую активность младшего школьника на уроках технологии, учитель должен осознавать принципиальную важность единства эстетического познания и художественной практики детей. Без эстетического развития, конечно, нельзя представить и начало художественного развития, хотя границу между ними все труднее и труднее найти. К сожалению, бывают случаи, когда сначала пытаются развивать умственную сторону личности ребенка, а уже потом деятельное. Хотя настоящий успех приходит только тогда, когда обеспечивается гармоничное сочетание.
В начальной школе на уроках технологии творческая активность детей младшего школьного возраста развивается активнее, чем на остальных предметах. Этому способствует тот факт, что на уроках технологии развитие творческой активности происходит через исследовательскую работу и коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. Работая над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало.
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме развития у детей младшего школьного возраста творческой активности позволил выявить противоречие: между необходимостью развития творческой активности у детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием в данном процессе уроков технологии.
Выявленные противоречия помогли нам обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности уроков технологии в развитии творческой активности детей младшего школьного возраста?
Значимость проблемы развития творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках технологии в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках технологии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния уроков технологии на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования - развитие творческой активности учащихся младшей школы на уроках технологии.
Гипотеза исследования - процесс развития творческой активности младших школьников на уроках технологии будет более эффективным, если:
• применять на уроках технологии современные методы обучения, такие, как творческий проект;
• содержание уроков технологии с использованием творческих проектов разрабатывать в соответствии с возрастными особенностями развития обучающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, проанализировать теоретические аспекты развития творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
2. Подобрать диагностические методики и выявить уровни развития творческой активности детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и апробировать содержание уроков технологии, направленное по развитию творческой активности детей младшего школьного возраста.
4. Выявить динамику в развитии творческой активности детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
- работы по развитию творческой активности детей младшего школьного возраста (Л.И. Беляева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, А.М. Виноградова);
- методика развития творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках технологии (И.М. Туревская, В.П. Филина, Н.А. Фомина).
Новизна исследования: уточнено и конкретизировано понятие «творческая активность», определены специфика и содержание процесса развития творческой активности у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках технологии может быть использовано в образовательном процессе других школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Саракташская средняя общеобразовательная школа №2» п. Саракташ Оренбургской области. В данном исследовании испытуемые - 40 детей в возрасте 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 4 приложения. Текст работы иллюстрирован 5 таблицами, 10 рисунками.
Творческая активность - это такое отношение индивида к окружающей действительности, которое предполагает постоянные преобразования духовной и материальной сфер жизни. Младший школьный возраст является благоприятным возрастом для формирования и развития умений и навыков, способствующих ознакомлению детей с окружающей средой, ознакомлению с предметами и явлениями, а также с различными видами художественного деятельности, искусства. Воображение приобретает активный характер, начинает проявляться зарождение творчества в действиях ребенка.
Проведенное исследование позволило установить, что одним из самых эффективных методов формирования творческой активности на уроках технологии является метод проектов. одним из самых эффективных методов формирования творческой активности на уроках технологии является метод проектов. Мы предлагаем в качестве метода развития творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках технологии использовать творческие проекты по пластилинографии. Пластилинография - создание из пластилина выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности. На этих занятиях младшие школьники самостоятельно воплощают мысленный образ в реальный предмет. Ребенок часто называет изображение, не задумываясь, и название имеет очень далекое сходство с изображением изделия. Идеи детей педагог должен поддерживать и также находить сходство этих идей и их воплощения в произведениях творческой деятельности. При этом следует учитывать, что возникшие у ребенка ассоциации не исчезают, а со временем расширяются и укрепляются. Богатую фантазию детей, стремление превратить один предмет в другой воспитатель должен рассматривать как очень важный этап для дальнейшего творчества, содержательной деятельности ребенка.
После проведения диагностики на констатирующем этапе исследования мы установили, что в экспериментальной группе творческая активность на низком уровне наблюдается у 45% детей, на среднем уровне - у 55%, детей с высоким уровнем не установлено. В контрольной группе творческая активность на низком уровне наблюдается у 45% детей, у 55% детей был выявлен средний уровень и высокого уровня не выявлено. Полученные результаты исследования обосновали необходимость проведения работы по развитию творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс развития творческой активности младших школьников на уроках технологии будет более эффективным, если:
• применять на уроках технологии современные методы обучения, такие, как творческий проект;
• содержание уроков технологии с использованием творческих проектов разрабатывать в соответствии с возрастными особенностями развития обучающихся.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня развития творческой активности младших школьников.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2017. 318 с.
2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2018. 175 с.
3. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. М. : Просвещение, 2018. 212 с.
4. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. 256 с.
5. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2018. 317 с.
6. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса. Самара : Издательство «Учебная литература», издательский дом «Федоров», 2016. 118 с.
7. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М. : Народное образование, 2018. 240 с.
8. Ерофеева Т.И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей школьного возраста. М. : Проф. образование, 2016. 296 с.
9. Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка школьного возраста. М. : Педагогика, 2015. 321 с.
10. Иванова М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. 2017. № 4. С.3-7.
11. Карачёв А.А. Метод проектов и развитие учащихся // Школа и производство. 2017. №2. С.50-55.
12. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средний педагогических заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: ACADEMIA, 2001. 174 с.
13. Кроткова, Г.Н. Формы и методы технического творчества и объекты технической деятельности детей : методическое пособие / Г. Н. Кроткова, А.А. Погребняк. Ростов -на - Дону, 2018. 48 с.
14. Кругликова Г.И. Методика преподавания с практикумом. М. : «Академия», 2017. 480 с.
15. Крутецкий, В. А. Психология : учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. М. : Просвещение, 1980. 352 с.
...