Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича: проблематика концепции (Российский Государственный Педагогический Университет)

Работа №113710

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

музыка

Объем работы31
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ……………………………………………………………….………..3
Глава 1. Симфония и симфонизм в творчестве Д. Шостаковича ….……… 6
1.1. Общая характеристика симфоний Д. Шостаковича ……….…………. 6
1.2. Новаторство симфонизма Д. Шостаковича ………………….…………12
Глава 2. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича …………….……….18
2.1. Драматургия Четырнадцатой симфонии композитора ……………… 18
2.2. Концепция Четырнадцатой симфонии Д. Шостаковича .…………….… 23
Заключение …………………………29
Список использованной литературы …… 31

Актуальность темы исследования. Дмитрий Дмитриевич Шостакович – великий русский симфонист ХХ века, внесший огромный вклад на развитие национального симфонизма прошлого века. В его осмыслении симфония предстает областью глубоких рассуждений философского характера о бытии, месте человека в нем, жизни и смерти. Симфоническое творчество композитора выступает некой летописью эпохи со всеми ее потрясениями и проблемами, в симфониях сокрыты и раскрываются (зачастую в гротескной манере) образы войны, и острое «вскрывание» и бичевание язв общества, и нравственно-этические проблемы.
Симфонизм Д. Шостаковича, разработанный последним как категория собственного индивидуального музыкального мышления, раскрывается через различные типы музыкальной драматургии – систему взаимодействующих и/или конфликтных образов, контраста, в котором жанровые, эпические, драматические и лирические элементы взаимодействуют между собой. Несмотря на обращение композитора к различным историческим типам симфонизма, преобладающим в его творчестве является лирико-драматический тип с влиянием эпического. Особенностью лирического изложения является ее философское наполнение и углубленность.
Основная проблема познания симфонического творчества композитора, заключается в неравномерности его изучения, поскольку на протяжении длительного периода времени, начиная с советской эпохи, акцент исследователей делается лишь на базовые и основополагающие произведения композитора.
В рамках нашей работы, мы рассмотрим все симфонические циклы композитора и подробно остановимся на Четырнадцатой симфонии, обратившись к ее особенностями и концепции.
Таким образом, актуальность работы состоит в попытке рассмотреть весь цикл симфоний и симфонизма в творчестве Д. Д. Шостаковича, выявить проблематику концепции зрелого периода в контексте его Четырнадцатой симфонии. Такой ракурс работы способствует постижению общей логики симфонии и анализа новаторства симфонизма Д. Шостаковича, внесшего огромный вклад в развитие русского симфонизма ХХ века.
Степень разработанности темы исследования. Работа над диссертацией обусловила необходимость изучения трудов К. Мейера, С. Хентовой, В. Данилевича, Б. Ярустовского, и пр. Из работ советского периода впечатляют глубокие исследования симфонического творчества Дмитрия Шостаковича такими музыковедами и исследователями, как М. Сабинина, В. Бобровский, В. Фрумкин, В. Задерацкий, Л. Бергер и пр. Среди новых информативных статей, посвященных исследованию симфоний и симфонизма Д. Шостаковича, особо выделяются творческие изыскания Н. Нечаевой, В. Петрова, С. Хентовой и пр.
Объект исследования – симфония и симфонизм в творчестве Д. Д. Шостаковича.
Предмета исследования – Четырнадцатая симфония Д. Д.Шостаковича.
Цель данного исследования – проанализировать особенности и концепцию Четырнадцатой симфонии Д. Д. Шостаковича.
Для достижения поставленной цели нам потребовалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть общую характеристику симфоний Д. Шостаковича;
2. Охарактеризовать новаторство симфонизма Д. Шостаковича;
3.Проанализировать драматургию Четырнадцатой симфонии композитора;
4. Определить основу и проблематику концепции Четырнадцатой симфонии Д. Шостаковича.
Методологической основой исследования являются теоретический, системный, исполнительский, историко-культурологический, структурно-функциональный, сравнительный методы, а также анализ источников.
Теоретическая значимость данной работы определяется, прежде всего, теми знаниями, которые может получить исследователь в процессе самостоятельного поиска. Помимо этого, значимость настоящей работы заключается в анализе симфонизма Д. Шостаковича и его новаторства как композитора-симфониста.
Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности применения результатов исследования в учебном процессе средних профессиональных и высших учебных музыкальных заведений в дисциплинах, связанных с историей русской и отечественной музыки советского периода. Кроме того, настоящая работа может быть использована в качестве основы для проведения дальнейших исследований, посвященных симфонизму Д. Д. Шостаковича и его симфоническому творчеству.
Структура работы: введение (где выявлена актуальность темы, объект и предмет, поставлены цели и задачи работы, обозначены методология, теоретическая и практическая значимость), две главы, в каждой из которых по два параграфа, заключение, список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Русский гениальный композитор Д. Д. Шостакович привел советский симфонизм к зрелости, пройдя тернистый путь трудных исканий, смело откликаясь на лабиринты молодого советского музыкального и не только, искусства, а затем не менее смело отвергая его. В его симфоническом творчестве формировались разнообразные типы симфонизма. От симфонии к симфонии меняется, меняется структура цикла, его внутреннее наполнение, смысловое соотношение частей и разделов формы, также обновляются интонационный состав тематизма, музыкально-выразительные средства – указанное обусловлено изменением образного содержания, коррелирующим эволюцией мышления и мироощущения Д. Шостаковича, не только философски осмысляющего, но и внутренне откликающегося на явления и события реального мира.
Весь период творческой (в том числе симфонической) деятельности композитора связан с работой над сочинениями, различными по своей стилистике, концепции и методам ее реализации. Однако в позднем, зрелом периоде, Д. Шостакович подошел к единому органичному стилю, важнейшей чертой которого является многосоставность.
В Четырнадцатой симфонии нашли отражение мотивы, словно вышедшие из души человека, который, подобно Малеру в мрачной последней трилогии, примиряется с неизбежностью смерти и законченностью человеческого физического существования. Однако во всех симфониях Д. Шостаковича отсутствует даже намек на героику или жалость человека к самому себе. Обращение композитора к всепроникающему мотиву похоронного марша воплощает любимый романтиками и незыблемый образ Danse Macabre (плясок смерти), по-своему осознанный и интерпретированный Д. Шостаковичем.
В Симфонии № 14 композитор раскрывает всю глубину человеческих страданий с одновременным страстным порывом к добру. Указанное свидетельствует об образном и конструктивном единстве идеи – от страданий в «Лорелеи» и «Самоубийце» через протест в «Ответе запорожских казаков» и «В тюрьме Сайте» ко временному просветлению в «О Дельвиг, Дельвиг», чтобы снова вернуться к драматическим и фатальным лирическим образам.
Посыл композитора для слушателя, отраженный в Четырнадцатой симфонии, можно охарактеризовать как мысли о плодотворной жизни во славу движущих и прогрессивных идей социалистического общества, а также философские размышления о смерти, недолговечности, но вместе с тем и подлинной красоте жизни.



1. Арановский М. Г. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики / М. Г. Арановский // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15. – Л., 1977. – С. 95–99.
2. Арановский М. Г. Симфонические искания: проблема жанра симфонии в советской музыки 1960–1975 годов: исследовательские очерки. – Л.: Советский композитор, 1979. – 287 с.
3. Бергер Л. О выразительности музыки Шостаковича / Л. Бергер // Черты стиля Шостаковича. – М., 1962. – С. 373–384.
4. Бобровский В. О двух методах тематического развития в симфониях и квартетах Шостаковича / В. Бобровский. – М., 1967. – 209 с.
5. Бобровский В. Эволюция тематизма Шостаковича / В. Бобровский. – М.: Советский композитор, 1990. – С. 159–178.
6. Данилевич Л. В. Наш современник: творчество Шостаковича / Л. В. Данилевич. – М.: Музыка, 1965. – 330 с.
7. Задерацкий В. Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича / В. Задерацкий. – М. : Музыка, 1969. – 287 с.
8. Лейе Т. Д. Д. Шостакович / Т. Лейе; ред.-сост. Е. Дурандина // Отечественная музыкальная литература. Вып. 2. – М.: Музыка, 2002. – 308 с.
9. Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Н. В. Лукьянова. – М.: Музыка, 1980. – 176 с.
10. Мазель Л. Заметки о музыкальном языке Шостаковича / Л. Мазель // Дмитрий Шостакович: сборник статей. – М. : Музыка, 1967. – С. 307–359.
11. Мазель Л. Этюды о Шостаковиче / Л. Мазель. – М.: Советский композитор, 1986. – 174 с.
12. Михеева Л., Кенигсберг А. 111 симфоний : справочник-путеводитель / Л. Михеева. – СПб. : КультИнформПресс, 2000. – 671 с.
13. Нечаева Н. Л. Симфония и симфонизм Шостаковича в контексте эпохи / Н. Л. Нечаева // Ярославский педагогический вестник. – 2006. – С. 38–42.
14. Николаева Н. Симфонизм // Музыкальная энциклопедия / Под ред. Келдыша. Т. 5. М., 1981.
15. Петров В. О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века / В. О. Петров. – Астрахань: Изд–во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. – 186 с.
16. Сабинина, М. Шостакович – симфонист: драматургия, эстетика, стиль / М. Сабинина. – М. : Музыка, 1976. – 477 с.
17. Фрумкин В. Особенности сонатной формы в симфониях Шостаковича / В. Фрумкин // Черты стиля Шостаковича. – М., 1962. – С. 126–194.
18. Хентова С. Шостакович: тринадцатая симфония / С. Хентова // Музыкальная жизнь. – 1991. – № 15–16.
19. Черты стиля Д. Шостаковича: сборник теорет. статей / под ред. Л. Бергер. – М.: Советский композитор, 1962. – 385 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ