Ориентализм Н. Гумилева (лингвистический аспект)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ РУССКОГО ОРИЕНТАЛИЗМА 9
1.1. Ориентализм как способ познания мира 9
1.2. Ориентализм как явление русской литературы 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Н. ГУМИЛЕВА 22
2.1. Творчество Н. Гумилева в контексте ориентального направления
русской культуры 22
2.2. Экзотизм как лингвистическое понятие 28
2.3. Особенности использования иноязычной лексики в русской
литературе 31
2.4. Функции экзотизмов в поэзии Н. Гумилева 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ. Сценарий проведенного тематического внеклассного мероприятия по русскому языку 61
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ РУССКОГО ОРИЕНТАЛИЗМА 9
1.1. Ориентализм как способ познания мира 9
1.2. Ориентализм как явление русской литературы 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Н. ГУМИЛЕВА 22
2.1. Творчество Н. Гумилева в контексте ориентального направления
русской культуры 22
2.2. Экзотизм как лингвистическое понятие 28
2.3. Особенности использования иноязычной лексики в русской
литературе 31
2.4. Функции экзотизмов в поэзии Н. Гумилева 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ. Сценарий проведенного тематического внеклассного мероприятия по русскому языку 61
Изучение ориентализма имеет длительную историю, проблема осмысления роли Востока в европейской и русской культуре с давних пор находится в центре внимание исследователей и философов, изучается в литературоведческом и лингвистическом плане, в историческом и экономическом аспектах. Впервые восточная тематика нашла отражение в литературе эпохи эллинизма, известен «Роман об Александре» Псевдо Каллисфена, который рассказывает о походе Александра Македонского [Юрченко: электр. ресурс]. Сведения о Востоке содержались в литературе времен крестовых походов: «Путешествие во Святую Землю» Л. ди Никколо Фрескобальди, «Путешествие на гору Синайскую» С. Сиголи, «Путешествие ко Святым Местам» Дж. Гуччи (XIV век) [Словарь средневековой культуры 2003]. Научное востоковедение зарождается лишь в XVII веке, во Франции выходят сказки «1001 ночь», которые вызывают множество подражаний в литературе.
Яркими представителями постколониальных исследований можно считать Эдвард Саид, Анвар Абдель-Малик, Тибави, Зияуддин Сардар, которые рассматривали понятие «ориентализм», как особый образ мышления и систему взглядов, выделяя его как отдельный вид мировоззрения. Книга Эдварда Саида «Ориентализм» [Саид 2006] породила искажение самого понятия и создала огромный резонанс в исследовательских кругах, тем самым подтолкнув многих исследователей углубиться в изучение ориентализма. К числу исторических исследовательских работ, рассматривающих ориентализм критически, относят труды ученых: М. Родинсон, М. Керр и Б. Льюис, а также труды антрополога Дж. Клиффорда и литературоведа А. Ахмеда.
В российском литературоведении В.В. Наумкин исследовал Восток с древнейших времен и до современной истории, известен перевод труда аль-Газали «Воскрешение наук о вере», «Red Wolves of Yemen», «Island of the Phoenix» [Тольц 2013]. В лингвистическом аспекте на материале литературных произведений ориентализм изучали Л.П. Гроссман [Гроссман 1960], В.С. Баевский [Баевский 1994], С.Л. Слободонюк [Слободнюк 1998], а также О.М. Бескин [Бескин 1930], Е.К. Чудинова [Чудинова 1988], Р.Д. Тименчик [Тименчик 2017] и др. Творчество Николая Гумилева в обозначенном аспекте широко изучено, написаны биографические и литературоведческие работы, работы по языкознанию.
В настоящее время известны труды, посвященные творчеству Н. Гумилева: В.К. Лукницкая «Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких» (1990); А. Давидсон «Муза Дальних Странствий» (1992); В.С. Малых «Творчество Николая Гумилева» (2012). С точки зрения стихосложения творчество Н. Гумилева исследовал В.С. Баевский. «Николай Гумилев-мастер стиха» (1990), а поэтический мир - В. Иванов «Звездная вспышка: Поэтический мир Н.С. Гумилева» (1989).
Связи поэзии Н. Гумилева с Востоком посвящены труды Р.Д. Тименчик «Николай Гумилев и Восток» (1987), Е.К. Чудиновой «Об ориентализме Николая Гумилева» (1988), С.Л. Слободнюк «Элементы восточной духовности в поэзии Н. Гумилева» (1999) и др.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что ориенталистика занимает центральное место в творчестве Н. Гумилева, но все же еще не исследована достаточно широко. В настоящей бакалаврской работе лирика Н. Гумилева изучена в лингвистическом аспекте, путем исследования экзотизмов в поэзии Н. Гумилева, как элементов отражения ориентализма в литературе. Приводится частотность использования экзотизмов Н. Гумилевым, их тематика и функциональная составляющая.
Объектом исследования выступили сборники Н. Гумилева: «Путь конквистадора» (1905), «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Фарфоровый павильон» (1918), «Шатер» (1921) и «Огненный столп» (1921).
Предмет исследования составила экзотическая лексика поэта и ее функционирование в поэтических текстах Н. Гумилева.
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы проанализировать использованные Н. Гумилевым (в сборниках стихотворений 1910-1921 гг.) экзотизмы для понимания поэтического мира автора.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) осмыслить понятие ориентализм;
2) изучить творчество Н. Гумилева с точки зрения ориентальной направленности в русской литературе;
3) провести выборку экзотической лексики в лирике Н. Гумилева, распределить ее по тематическим группам и выявить семантическое наполнение;
4) проникнуть в особенности художественного мира Н. Гумилева.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: с помощью метода анализа и синтеза научной литературы был собран и обобщен теоретический материал по обозначенной проблеме, сделаны выводы по проблеме исследования; метод сплошной выборки примеров из стихотворений Н. Гумилева позволил определить объем использованных автором языковых средств, при помощи которых воплощена ориентальная направленность творчества поэта; метод лингвостилистического анализа использовался для определения особенностей употребления экзотизмов в поэзии Н. Гумилева.
Материалом исследования послужили сборники стихотворений 1910-1921 гг., а также фундаментальные работы, посвященные творчеству поэта: В. Белоусов «Иноязычные слова в русском языке» (1972), В. Лукницкая «Николай Гумилев» (1990), А. Давидсон «Муза Дальних Странствий» (1992), В.С. Малых «Творчество Николая Гумилева» (2012) и др.
Новизна исследования заключается в том, что в данной работе производится анализ экзотизмов различной тематической направленности, выявлена активная роль заимствованных слов в создании поэтического пространства и передачи ориентальной картины мира. Были отмечены особенности функционирования экзотизмов в произведениях Н. Гумилева, осмыслен авторский подход к пониманию восточной культуры в художественной картине мира поэта.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты сделанных наблюдений позволят применить их в учебных целях на уроках литературы и русского языка в школе, также при проведении филологического анализа текста в вузе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ориентализм - русский культурный феномен, синтезирующий в себе все виды искусства. Ориентализм представлен в творчестве Н. Гумилева в период его поэтической зрелости.
2. Тема Востока - одна из ключевых в творчестве Н. Гумилева. Ориентализм в поэзии Н. Гумилева можно рассматривать с точки зрения проникновения восточной тематики в европейское мировоззрение.
3. Экзотизмы являются важнейшим языковым средством воплощения поэтического мира Н. Гумилева, они позволяют раскрыть глубину осмысления темы Востока, проявить характерологическую, описательную, изобразительно-выразительную функции.
Апробация научной работы. Результаты проведенного исследования представлены в виде доклада на заседании научного общества «Лингва» (ноябрь 2018 г.); по теме исследования было проведено внеклассное мероприятие (Творческая викторина с целью изучения ориентальной лексики в поэзии Н. Гумилева) в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Самарской области средней общеобразовательной школе с. Русская Борковка имени Героя Советского Союза Д.Н. Голосова муниципального района Ставропольский среди учеников 6 класса (во время учебной практики по русскому языку в период с 04.12.2017 по 17.12.2017 г.).
Материалы исследования опубликованы на научных конференциях и отражены в сборниках научных трудов:
Петрунина А.А. Экзотизмы в поэзии Н. Гумилева // Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты: сборник материалов VI Международной научной конференции. 17-19 апреля 2019 года. Тольятти 2019. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019 (в печати).
Петрунина А.А. Растительный мир в поэзии Н. Гумилева // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие ХХ Кирилло-Мефодиевские чтения Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XX Кирилло- Мефодиевские чтения» 22-24 мая 2019 года. Москва 2019. - М., 2019 (в печати).
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, который насчитывает 72 источника.
Объем бакалаврской работы составил 65 страниц.
Яркими представителями постколониальных исследований можно считать Эдвард Саид, Анвар Абдель-Малик, Тибави, Зияуддин Сардар, которые рассматривали понятие «ориентализм», как особый образ мышления и систему взглядов, выделяя его как отдельный вид мировоззрения. Книга Эдварда Саида «Ориентализм» [Саид 2006] породила искажение самого понятия и создала огромный резонанс в исследовательских кругах, тем самым подтолкнув многих исследователей углубиться в изучение ориентализма. К числу исторических исследовательских работ, рассматривающих ориентализм критически, относят труды ученых: М. Родинсон, М. Керр и Б. Льюис, а также труды антрополога Дж. Клиффорда и литературоведа А. Ахмеда.
В российском литературоведении В.В. Наумкин исследовал Восток с древнейших времен и до современной истории, известен перевод труда аль-Газали «Воскрешение наук о вере», «Red Wolves of Yemen», «Island of the Phoenix» [Тольц 2013]. В лингвистическом аспекте на материале литературных произведений ориентализм изучали Л.П. Гроссман [Гроссман 1960], В.С. Баевский [Баевский 1994], С.Л. Слободонюк [Слободнюк 1998], а также О.М. Бескин [Бескин 1930], Е.К. Чудинова [Чудинова 1988], Р.Д. Тименчик [Тименчик 2017] и др. Творчество Николая Гумилева в обозначенном аспекте широко изучено, написаны биографические и литературоведческие работы, работы по языкознанию.
В настоящее время известны труды, посвященные творчеству Н. Гумилева: В.К. Лукницкая «Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких» (1990); А. Давидсон «Муза Дальних Странствий» (1992); В.С. Малых «Творчество Николая Гумилева» (2012). С точки зрения стихосложения творчество Н. Гумилева исследовал В.С. Баевский. «Николай Гумилев-мастер стиха» (1990), а поэтический мир - В. Иванов «Звездная вспышка: Поэтический мир Н.С. Гумилева» (1989).
Связи поэзии Н. Гумилева с Востоком посвящены труды Р.Д. Тименчик «Николай Гумилев и Восток» (1987), Е.К. Чудиновой «Об ориентализме Николая Гумилева» (1988), С.Л. Слободнюк «Элементы восточной духовности в поэзии Н. Гумилева» (1999) и др.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что ориенталистика занимает центральное место в творчестве Н. Гумилева, но все же еще не исследована достаточно широко. В настоящей бакалаврской работе лирика Н. Гумилева изучена в лингвистическом аспекте, путем исследования экзотизмов в поэзии Н. Гумилева, как элементов отражения ориентализма в литературе. Приводится частотность использования экзотизмов Н. Гумилевым, их тематика и функциональная составляющая.
Объектом исследования выступили сборники Н. Гумилева: «Путь конквистадора» (1905), «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Фарфоровый павильон» (1918), «Шатер» (1921) и «Огненный столп» (1921).
Предмет исследования составила экзотическая лексика поэта и ее функционирование в поэтических текстах Н. Гумилева.
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы проанализировать использованные Н. Гумилевым (в сборниках стихотворений 1910-1921 гг.) экзотизмы для понимания поэтического мира автора.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) осмыслить понятие ориентализм;
2) изучить творчество Н. Гумилева с точки зрения ориентальной направленности в русской литературе;
3) провести выборку экзотической лексики в лирике Н. Гумилева, распределить ее по тематическим группам и выявить семантическое наполнение;
4) проникнуть в особенности художественного мира Н. Гумилева.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: с помощью метода анализа и синтеза научной литературы был собран и обобщен теоретический материал по обозначенной проблеме, сделаны выводы по проблеме исследования; метод сплошной выборки примеров из стихотворений Н. Гумилева позволил определить объем использованных автором языковых средств, при помощи которых воплощена ориентальная направленность творчества поэта; метод лингвостилистического анализа использовался для определения особенностей употребления экзотизмов в поэзии Н. Гумилева.
Материалом исследования послужили сборники стихотворений 1910-1921 гг., а также фундаментальные работы, посвященные творчеству поэта: В. Белоусов «Иноязычные слова в русском языке» (1972), В. Лукницкая «Николай Гумилев» (1990), А. Давидсон «Муза Дальних Странствий» (1992), В.С. Малых «Творчество Николая Гумилева» (2012) и др.
Новизна исследования заключается в том, что в данной работе производится анализ экзотизмов различной тематической направленности, выявлена активная роль заимствованных слов в создании поэтического пространства и передачи ориентальной картины мира. Были отмечены особенности функционирования экзотизмов в произведениях Н. Гумилева, осмыслен авторский подход к пониманию восточной культуры в художественной картине мира поэта.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты сделанных наблюдений позволят применить их в учебных целях на уроках литературы и русского языка в школе, также при проведении филологического анализа текста в вузе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ориентализм - русский культурный феномен, синтезирующий в себе все виды искусства. Ориентализм представлен в творчестве Н. Гумилева в период его поэтической зрелости.
2. Тема Востока - одна из ключевых в творчестве Н. Гумилева. Ориентализм в поэзии Н. Гумилева можно рассматривать с точки зрения проникновения восточной тематики в европейское мировоззрение.
3. Экзотизмы являются важнейшим языковым средством воплощения поэтического мира Н. Гумилева, они позволяют раскрыть глубину осмысления темы Востока, проявить характерологическую, описательную, изобразительно-выразительную функции.
Апробация научной работы. Результаты проведенного исследования представлены в виде доклада на заседании научного общества «Лингва» (ноябрь 2018 г.); по теме исследования было проведено внеклассное мероприятие (Творческая викторина с целью изучения ориентальной лексики в поэзии Н. Гумилева) в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Самарской области средней общеобразовательной школе с. Русская Борковка имени Героя Советского Союза Д.Н. Голосова муниципального района Ставропольский среди учеников 6 класса (во время учебной практики по русскому языку в период с 04.12.2017 по 17.12.2017 г.).
Материалы исследования опубликованы на научных конференциях и отражены в сборниках научных трудов:
Петрунина А.А. Экзотизмы в поэзии Н. Гумилева // Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты: сборник материалов VI Международной научной конференции. 17-19 апреля 2019 года. Тольятти 2019. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019 (в печати).
Петрунина А.А. Растительный мир в поэзии Н. Гумилева // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие ХХ Кирилло-Мефодиевские чтения Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XX Кирилло- Мефодиевские чтения» 22-24 мая 2019 года. Москва 2019. - М., 2019 (в печати).
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, который насчитывает 72 источника.
Объем бакалаврской работы составил 65 страниц.
Ориентализм Н. Гумилева, как одно из направлений художественного поиска, представлен в поэзии второй половины 1910-х годов, периода, который принято считать поэтически зрелым. Ориентализм Н. Гумилева можно рассматривать как перерождение экзотической (восточной) тематики в традиционное для русской литературы мировоззрение.
Изначально, ставшая лишь интересом, восточная тематика открыла для поэта целый мир экзотики, который не отпускал его до конца жизни. Обычная тяга к путешествиям стала фундаментом ориентализма Н. Гумилева. В ориентальной поэзии Гумилев смог добиться синтеза двух начал - философского и эстетического. Зарисовки восточных картин постепенно превратились в глубокие размышления о смысле жизни и мироустройстве, покоряющие своей красотой слога и глубиной мысли.
Создавая ориентальную поэзию, Н. Гумилев оставался истинно русским человеком, никогда не прекращал писать стихотворения, обращенные к Родине. Одержимость поэта экзотикой можно рассматривать, как попытку (через чужое) глубже понять человеческую душу, понять путь, по которому пойдет Россия. Внутриполитические события жизни страны, сопровождающие большую часть жизни Н. Гумилева, породили в нем много глубоких вопросов, ответы на которые он пытался найти на дальних берегах и в своей поэзии.
Следует отметить, что экзотическая лексика встречается в каждом сборнике стихотворений поэта, восточная тематика охватывает все поэтическое пространство Н. Гумилева. Ведь Восток и связанные с ним путешествия в далекие страны, необычные, порой даже мифические герои всегда жили в сознании Н. Гумилева. Экзотизмы являются важнейшим языковым средством воплощения поэтического мира Н. Гумилева, средством создания и отражения внутреннего мира лирического героя. Лексика иноязычного происхождения стала одним из главных пластов творчества Н. Гумилева, отразив в его произведениях национальный колорит, духовно-эстетические ценности народов Востока. Экзотизмы явились средством для создания художественного пространства, они передавали реалии жизни народа и его культурное сознание.
В ходе исследования экзотизмы были распределены по тематическим группам: имена людей; наименование профессий, должностей; группы лиц, объединенные общим признаком; наименования представителей флоры и фауны; географические названия; наименования предметов одежды, быта, орудий труда; мифические герои.
В ходе работы было проанализировано около 300 экзотизмов, вычлененных из текстов Н. Гумилева. Большая часть экзотической лексики поэзии Н. Гумилева является хорошо освоенной и активно употребляемой в русском языке. Отмечена плохо освоенная заимствованная лексика: туберозы, чубук, ашкер, чепрак и др.
В целом, экзотизмы являются основным элементов для понимания ориентализма поэзии Н. Гумилева. Творчество Н. Гумилева развивалось от многоцветных красочных образов и декоративности картин к глубоким философским размышлениям о жизни, ее смысле, о судьбе и о себе. В более поздние периоды творчества экзотика становится лишь фоном для передачи мысли, средством для этого служила экзотическая лексика и ориентальный подход к жизни.
Изначально, ставшая лишь интересом, восточная тематика открыла для поэта целый мир экзотики, который не отпускал его до конца жизни. Обычная тяга к путешествиям стала фундаментом ориентализма Н. Гумилева. В ориентальной поэзии Гумилев смог добиться синтеза двух начал - философского и эстетического. Зарисовки восточных картин постепенно превратились в глубокие размышления о смысле жизни и мироустройстве, покоряющие своей красотой слога и глубиной мысли.
Создавая ориентальную поэзию, Н. Гумилев оставался истинно русским человеком, никогда не прекращал писать стихотворения, обращенные к Родине. Одержимость поэта экзотикой можно рассматривать, как попытку (через чужое) глубже понять человеческую душу, понять путь, по которому пойдет Россия. Внутриполитические события жизни страны, сопровождающие большую часть жизни Н. Гумилева, породили в нем много глубоких вопросов, ответы на которые он пытался найти на дальних берегах и в своей поэзии.
Следует отметить, что экзотическая лексика встречается в каждом сборнике стихотворений поэта, восточная тематика охватывает все поэтическое пространство Н. Гумилева. Ведь Восток и связанные с ним путешествия в далекие страны, необычные, порой даже мифические герои всегда жили в сознании Н. Гумилева. Экзотизмы являются важнейшим языковым средством воплощения поэтического мира Н. Гумилева, средством создания и отражения внутреннего мира лирического героя. Лексика иноязычного происхождения стала одним из главных пластов творчества Н. Гумилева, отразив в его произведениях национальный колорит, духовно-эстетические ценности народов Востока. Экзотизмы явились средством для создания художественного пространства, они передавали реалии жизни народа и его культурное сознание.
В ходе исследования экзотизмы были распределены по тематическим группам: имена людей; наименование профессий, должностей; группы лиц, объединенные общим признаком; наименования представителей флоры и фауны; географические названия; наименования предметов одежды, быта, орудий труда; мифические герои.
В ходе работы было проанализировано около 300 экзотизмов, вычлененных из текстов Н. Гумилева. Большая часть экзотической лексики поэзии Н. Гумилева является хорошо освоенной и активно употребляемой в русском языке. Отмечена плохо освоенная заимствованная лексика: туберозы, чубук, ашкер, чепрак и др.
В целом, экзотизмы являются основным элементов для понимания ориентализма поэзии Н. Гумилева. Творчество Н. Гумилева развивалось от многоцветных красочных образов и декоративности картин к глубоким философским размышлениям о жизни, ее смысле, о судьбе и о себе. В более поздние периоды творчества экзотика становится лишь фоном для передачи мысли, средством для этого служила экзотическая лексика и ориентальный подход к жизни.



