ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в 7-9 классах 6
1.1 Сущность понятия «финансовая грамотность» 6
1.2 Педагогические условия формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в 7-9 классах 11
Глава 2. Практические аспекты обучения основам финансовой грамотности на роках математики в 7-9 классах 18
2.1 Пример заданий по формированию финансовой грамотности на уроках математики в 7-9 классах 18
2.2 Формирование финансовой грамотности у учащихся 7-9 классах во внеурочной деятельности 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
В современном мире, в условиях быстрого развития финансовых инструментов очень важно владеть финансовой грамотностью. Ежедневно мы становимся участниками финансовых отношений и решаем различные финансовые задачи, связанные с покупками в магазинах, которые часто сопровождаются различными акциями и скидками; расчетом и внесением платежей за вывоз мусора, пользование электроэнергией, доставкой воды, покупкой дров и т.д. Каждый человек должен понимать, что он сам несет полную ответственность за свои финансы, за защиту своих интересов от мошенничества, от него самого зависит его будущее финансовое благополучие. Сегодня недостаточно зарабатывать деньги, нужно уметь управлять ими, чтобы не оказаться в долговой яме. Нужно знать, не только что такое деньги, инфляция, риски, доходность, депозит, кредит, но и уметь вычислять их. В связи с вышеизложенным, особое значение приобретает повышение уровня финансовой грамотности современных школьников.
Оценка финансовой грамотности в рамках исследования PISA проводилась в 2018 году в третий раз , в ней приняли участие 20 стран: 13 стран и экономик ОЭСР: Австралия, Испания, Италия, семь провинций Канады (Британская Колумбия, Манитоба, Нью-Брансуик, Ньюфаундленд и Лабрадор, Новая Шотландия, Остров Принца Эдуарда), Латвия, Литва, Польша, Португалия, Словакия, Соединенные Штаты Америки, Финляндия, Чили и Эстония. 7 стран-партнеров, не входящих в ОЭСР: Болгария, Бразилия, Грузия, Индонезия, Перу, Россия и Сербия. Во всех трех циклах оценки финансовой грамотности (2012, 2015 и 2018 годов) приняли участие семь стран: Австралия, Испания, Италия, Польша, Россия, Словакия и США. В 2018 году 15-летние обучающиеся в России показали средний результат 495 баллов, заняв 10-е место из 20 стран, принявших участие в исследовании финансовой грамотности PISA-2018. Таким образом, Россия несколько улучшила свой результат по сравнению с 2012 годом, когда средний балл составил 486 (10-е место из 18 стран) [23, с. 7].
Ссылаясь на Федеральный Закон «Об образовании» [1] и проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017 – 2023 гг.» [3] Министерства финансов РФ, можем говорить, что сегодня в руках общеобразовательной организации наше будущее успешное поколение, которое в стенах образовательного учреждения не только получило знания, умения, но и массу возможностей для применения столь обширной базы теоретического материала, полученного на уроках.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «финансовая грамотность» раскрыта в трудах Г.В. Белеховой, А.В. Зеленцовой, О.А. Французовой и др. Проблемы включения заданий по формированию финансовой грамотности в уроки математики в 7-9 классов рассматривалась А.Г. Веверица, О.В. Кривонос, Н.А. Кузменковой и др. Методы и приемы формирования финансовой грамотности на уроках математики в 7-9 классах определены М.А. Паатовой, Н.М. Никулиной и др.
Цель исследования – изучить методические особенности формирования финансовой грамотности при обучении математике в 7-9-х классах.
Объект исследования – процесс обучения финансовой грамотности на уроках математики в 7-9-х классах.
Предмет исследования – условия формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в 7-9-х классах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к понятию «финансовая грамотность».
2. Проанализировать УМК по математике в 7-9-м классе по проблеме формирования финансовой грамотности.
3. Подобрать задания для формирования финансовой грамотности на уроках математики в 7-9 классах.
4. Подобрать и описать задания по формированию финансовой грамотности во внеурочной деятельности по математике в 7-9 классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов;
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: подобрана система заданий обучения для учащихся 7-9 классов, которая нацелена на эффективное формирование основ финансовой грамотности у школьников данной возрастной группы.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Под финансовой грамотностью понимается способность человека достигать финансового благосостояния и принимать участие в экономической жизни, основанная на наличии одного или нескольких (в разных сочетаниях) элементов: финансовых знаний, финансовых навыков, финансовых установок.
В школьных учебниках и задачниках по математике недостаточно заданий, связанных с планированием семейного бюджета, налогами, доходами, расходами, страхованием и т.п. Так сложилось, что вопросам управления личными денежными средствами школа до сих пор практически не уделяет внимания. Выпускник основной школы сегодня, как правило, не подготовлен к пользованию деньгами при том, что деньги являются важной и неотъемлемой частью взаимоотношений в обществе.
Анализ УМК показал, что больше всего заданий, направленных на формирование основ финансово грамотности на уроках математике в 7-х классах, было выявлено в УМК А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира (128 заданий). В учебнике «Алгебра» для учащихся 8-го класса под ред. И.И. Зубарева, А.Г. Мордковича было выявлено 3 задания по формированию финансовой грамотности. Это задачи, связанные с банковскими операциями. №304, 1091, 1092, так и в задачнике по алгебре 9 класса – №7.49, 7.50, 17.35 и другие. В других УМК заданий по формированию финансовых грамотности на уроках математики в 8-9 классах не вывалено.
В ходе работы по теме исследования были подобраны задания по финансовой грамотности для включения их в уроки математики в 7-9 классах, а также во внеурочную деятельность по математике в 7-9 классах. Задачи, включенные в параграф 2.2, позволяют научить учащихся разбираться в вопросах управления личными финансами, имеющими большое значение в практической жизни каждого человека. Все задачи объединены в пять разделов. Каждый раздел состоит из разных задач, которые посвящены изучению вопросов по одной теме финансовой грамотности.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // Собр. законодательства РФ. – 2012. – № 42. – Ст. 3215.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
3. Проект Распоряжения Правительства РФ «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017 – 2023 гг.» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/49662.html/ (Дата обращения: 19.12.2022 г.)
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 №2506-р об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://clck.ru/YTqP9 (Дата обращения: 19.12.2022 г.)
5. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinaseleniyarf#_Toc2313584511 (Дата обращения: 19.12.2022 г.)
6. Белехова, Г. В. Финансовая грамотность молодежи (на материалах Вологодской области) / Г. В. Белехова, О. Н. Калачикова // Проблемы развития территории. – 2016. – Вып. 5 (85). – С. 90-105.
7. Борибекова, Ф. Б. Теоретические основы экономического образования / Ф. Б. Борибекова // В сборнике : Современные научные исследования : актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 190-195.
8. Виленкин Н. Я. Алгебра. Учебник для учащихся 7 класса с углубленным изучением математики / Н. Я. Виленкин, Г. С. Сурвилло, А. С. Симонов, А. И. Кудрявцев. – Москва : Просвещение, 2006. – 264 с.
9. Дорофеев, Г. В. Алгебра для учащихся 7-го класса / под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – Москва : Просвещение, 2014. – Ч1 – 287 c.
10. Дорофеев, Г. В. Алгебра для учащихся 7-го класса / под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – Москва : Просвещение, 2014. – Ч2 – 256 c.
11. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова. – Липецк, 2012. – 225 c.
12. Зубарев, И. И. Алгебра» для учащихся 7-го класса под ред. И.И. Зубарева, А.Г. Мордковича. – Москва : Мнемозина, 2009. – 161 с.
13. Ковалева, Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности : международный контекст / Г. С. Ковалева // Педагогические исследования. – 2018. – №4. – С. 87-89.
14. Кривонос, О. В. Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания и математики / О. В. Кривонос // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (8). – С. 142–146.
15. Крылова, И. Учитель и экономическое воспитание школьников / И. Крылова, А. Федоров // Воспитание школьников – 2018. – №1. – С. 41 - 42.
16. Кузменкова, Н. А. Формирование финансовой грамотности на уроках математики в основной школе / н. А. Кузменкова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2019. – № 3 (60). – С. 36-44.
17. Мерзляк, А. Г. Алгебра. 7 класс / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – Москва : Вентана-Граф, 2014. – 324 с.
18. Муравин, Г. К., Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике / Г. К. Муравин, О. В. Муравина. – Москва : Дрофа, 2017. – 210 с.
19. Никулина, М. Н. Развитие финансовой грамотности школьника в семье / М. Н. Никулина // Материалы междунар. научно‐практической конф. «Педагогика и психология : тренды, проблемы, актуальные задачи». – Краснодар : АПРИОРИ, 2014. – С. 106–109.
20. Паатова, М. Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования / М. Э. Паатова, М. Ш. Даурова // Вектор науки ТГУ. – 2018. – № 2 (28). – С. 173-175.
21. Подболотова, М. И. Инновационные технологии для повышения финансовой грамотности детей и молодежи / М. И. Подболотова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Информатизация образования. – 2015. – №4. – С. 83 –91.
22. Седова, Е. А. Вопросы финансовой грамотности в школьном математическом образовании / Е. А. Седова // Педагогика. – 2018. – №2. – С. 112-1126.
23. Смольникова, О. И. Формирование основ финансовой грамотности на уроках математики в основной школе / О. И. Смольникова // В сборнике : Акмеология развития. Методологические и методические проблемы. Сборник статей. Санкт-Петербургская общественная научно-исследовательская организация «Общественная академия акмеологических наук». – Москва, 2022. – С. 91-98.
24. Финансовая грамотность отчет по результатам международного исследования PISA-2018. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%A4%D0%93%20PISA-2018.pdf (Дата обращения: 19.12.2022 г.)
25. Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков / Сборник методических разработок. – Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО. – 2016. – 147 с.
26. Французова, О. А. Финансовая грамотность школьников в условиях активно развивающейся информационной среды / О. А. Французова // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика : Сборник научных статей. Выпуск IV / Под ред. А. А. Сорокина. – Москва : Книгодел, 2017. – С. 43-48.
27. Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности : методические рекомендации : учебное пособие для общеобразовательных организаций / В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. – Москва : Просвещение, 2017. – 81 с.
28. Graham, S. Children’s developing understanding of the motivational role of affect: An attributional analysis // Cognitive Development. 1988. Vol. 3.