Формирование финансовой грамотности при обучении математики 7-9 классов
|
Работа носит методический характер.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в 7-9 классах 6
1.1 Сущность понятия «финансовая грамотность» 6
1.2 Педагогические условия формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в 7-9 классах 11
Глава 2. Практические аспекты обучения основам финансовой грамотности на роках математики в 7-9 классах 18
2.1 Пример заданий по формированию финансовой грамотности на уроках математики в 7-9 классах 18
2.2 Формирование финансовой грамотности у учащихся 7-9 классах во внеурочной деятельности 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в 7-9 классах 6
1.1 Сущность понятия «финансовая грамотность» 6
1.2 Педагогические условия формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в 7-9 классах 11
Глава 2. Практические аспекты обучения основам финансовой грамотности на роках математики в 7-9 классах 18
2.1 Пример заданий по формированию финансовой грамотности на уроках математики в 7-9 классах 18
2.2 Формирование финансовой грамотности у учащихся 7-9 классах во внеурочной деятельности 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
В современном мире, в условиях быстрого развития финансовых инструментов очень важно владеть финансовой грамотностью. Ежедневно мы становимся участниками финансовых отношений и решаем различные финансовые задачи, связанные с покупками в магазинах, которые часто сопровождаются различными акциями и скидками; расчетом и внесением платежей за вывоз мусора, пользование электроэнергией, доставкой воды, покупкой дров и т.д. Каждый человек должен понимать, что он сам несет полную ответственность за свои финансы, за защиту своих интересов от мошенничества, от него самого зависит его будущее финансовое благополучие. Сегодня недостаточно зарабатывать деньги, нужно уметь управлять ими, чтобы не оказаться в долговой яме. Нужно знать, не только что такое деньги, инфляция, риски, доходность, депозит, кредит, но и уметь вычислять их. В связи с вышеизложенным, особое значение приобретает повышение уровня финансовой грамотности современных школьников.
Оценка финансовой грамотности в рамках исследования PISA проводилась в 2018 году в третий раз , в ней приняли участие 20 стран: 13 стран и экономик ОЭСР: Австралия, Испания, Италия, семь провинций Канады (Британская Колумбия, Манитоба, Нью-Брансуик, Ньюфаундленд и Лабрадор, Новая Шотландия, Остров Принца Эдуарда), Латвия, Литва, Польша, Португалия, Словакия, Соединенные Штаты Америки, Финляндия, Чили и Эстония. 7 стран-партнеров, не входящих в ОЭСР: Болгария, Бразилия, Грузия, Индонезия, Перу, Россия и Сербия. Во всех трех циклах оценки финансовой грамотности (2012, 2015 и 2018 годов) приняли участие семь стран: Австралия, Испания, Италия, Польша, Россия, Словакия и США. В 2018 году 15-летние обучающиеся в России показали средний результат 495 баллов, заняв 10-е место из 20 стран, принявших участие в исследовании финансовой грамотности PISA-2018. Таким образом, Россия несколько улучшила свой результат по сравнению с 2012 годом, когда средний балл составил 486 (10-е место из 18 стран) [23, с. 7].
Ссылаясь на Федеральный Закон «Об образовании» [1] и проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017 – 2023 гг.» [3] Министерства финансов РФ, можем говорить, что сегодня в руках общеобразовательной организации наше будущее успешное поколение, которое в стенах образовательного учреждения не только получило знания, умения, но и массу возможностей для применения столь обширной базы теоретического материала, полученного на уроках.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «финансовая грамотность» раскрыта в трудах Г.В. Белеховой, А.В. Зеленцовой, О.А. Французовой и др. Проблемы включения заданий по формированию финансовой грамотности в уроки математики в 7-9 классов рассматривалась А.Г. Веверица, О.В. Кривонос, Н.А. Кузменковой и др. Методы и приемы формирования финансовой грамотности на уроках математики в 7-9 классах определены М.А. Паатовой, Н.М. Никулиной и др.
Цель исследования – изучить методические особенности формирования финансовой грамотности при обучении математике в 7-9-х классах.
Объект исследования – процесс обучения финансовой грамотности на уроках математики в 7-9-х классах.
Предмет исследования – условия формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в 7-9-х классах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к понятию «финансовая грамотность».
2. Проанализировать УМК по математике в 7-9-м классе по проблеме формирования финансовой грамотности.
3. Подобрать задания для формирования финансовой грамотности на уроках математики в 7-9 классах.
4. Подобрать и описать задания по формированию финансовой грамотности во внеурочной деятельности по математике в 7-9 классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов;
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: подобрана система заданий обучения для учащихся 7-9 классов, которая нацелена на эффективное формирование основ финансовой грамотности у школьников данной возрастной группы.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Оценка финансовой грамотности в рамках исследования PISA проводилась в 2018 году в третий раз , в ней приняли участие 20 стран: 13 стран и экономик ОЭСР: Австралия, Испания, Италия, семь провинций Канады (Британская Колумбия, Манитоба, Нью-Брансуик, Ньюфаундленд и Лабрадор, Новая Шотландия, Остров Принца Эдуарда), Латвия, Литва, Польша, Португалия, Словакия, Соединенные Штаты Америки, Финляндия, Чили и Эстония. 7 стран-партнеров, не входящих в ОЭСР: Болгария, Бразилия, Грузия, Индонезия, Перу, Россия и Сербия. Во всех трех циклах оценки финансовой грамотности (2012, 2015 и 2018 годов) приняли участие семь стран: Австралия, Испания, Италия, Польша, Россия, Словакия и США. В 2018 году 15-летние обучающиеся в России показали средний результат 495 баллов, заняв 10-е место из 20 стран, принявших участие в исследовании финансовой грамотности PISA-2018. Таким образом, Россия несколько улучшила свой результат по сравнению с 2012 годом, когда средний балл составил 486 (10-е место из 18 стран) [23, с. 7].
Ссылаясь на Федеральный Закон «Об образовании» [1] и проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017 – 2023 гг.» [3] Министерства финансов РФ, можем говорить, что сегодня в руках общеобразовательной организации наше будущее успешное поколение, которое в стенах образовательного учреждения не только получило знания, умения, но и массу возможностей для применения столь обширной базы теоретического материала, полученного на уроках.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «финансовая грамотность» раскрыта в трудах Г.В. Белеховой, А.В. Зеленцовой, О.А. Французовой и др. Проблемы включения заданий по формированию финансовой грамотности в уроки математики в 7-9 классов рассматривалась А.Г. Веверица, О.В. Кривонос, Н.А. Кузменковой и др. Методы и приемы формирования финансовой грамотности на уроках математики в 7-9 классах определены М.А. Паатовой, Н.М. Никулиной и др.
Цель исследования – изучить методические особенности формирования финансовой грамотности при обучении математике в 7-9-х классах.
Объект исследования – процесс обучения финансовой грамотности на уроках математики в 7-9-х классах.
Предмет исследования – условия формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в 7-9-х классах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к понятию «финансовая грамотность».
2. Проанализировать УМК по математике в 7-9-м классе по проблеме формирования финансовой грамотности.
3. Подобрать задания для формирования финансовой грамотности на уроках математики в 7-9 классах.
4. Подобрать и описать задания по формированию финансовой грамотности во внеурочной деятельности по математике в 7-9 классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов;
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: подобрана система заданий обучения для учащихся 7-9 классов, которая нацелена на эффективное формирование основ финансовой грамотности у школьников данной возрастной группы.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Под финансовой грамотностью понимается способность человека достигать финансового благосостояния и принимать участие в экономической жизни, основанная на наличии одного или нескольких (в разных сочетаниях) элементов: финансовых знаний, финансовых навыков, финансовых установок.
В школьных учебниках и задачниках по математике недостаточно заданий, связанных с планированием семейного бюджета, налогами, доходами, расходами, страхованием и т.п. Так сложилось, что вопросам управления личными денежными средствами школа до сих пор практически не уделяет внимания. Выпускник основной школы сегодня, как правило, не подготовлен к пользованию деньгами при том, что деньги являются важной и неотъемлемой частью взаимоотношений в обществе.
Анализ УМК показал, что больше всего заданий, направленных на формирование основ финансово грамотности на уроках математике в 7-х классах, было выявлено в УМК А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира (128 заданий). В учебнике «Алгебра» для учащихся 8-го класса под ред. И.И. Зубарева, А.Г. Мордковича было выявлено 3 задания по формированию финансовой грамотности. Это задачи, связанные с банковскими операциями. №304, 1091, 1092, так и в задачнике по алгебре 9 класса – №7.49, 7.50, 17.35 и другие. В других УМК заданий по формированию финансовых грамотности на уроках математики в 8-9 классах не вывалено.
В ходе работы по теме исследования были подобраны задания по финансовой грамотности для включения их в уроки математики в 7-9 классах, а также во внеурочную деятельность по математике в 7-9 классах. Задачи, включенные в параграф 2.2, позволяют научить учащихся разбираться в вопросах управления личными финансами, имеющими большое значение в практической жизни каждого человека. Все задачи объединены в пять разделов. Каждый раздел состоит из разных задач, которые посвящены изучению вопросов по одной теме финансовой грамотности.
В школьных учебниках и задачниках по математике недостаточно заданий, связанных с планированием семейного бюджета, налогами, доходами, расходами, страхованием и т.п. Так сложилось, что вопросам управления личными денежными средствами школа до сих пор практически не уделяет внимания. Выпускник основной школы сегодня, как правило, не подготовлен к пользованию деньгами при том, что деньги являются важной и неотъемлемой частью взаимоотношений в обществе.
Анализ УМК показал, что больше всего заданий, направленных на формирование основ финансово грамотности на уроках математике в 7-х классах, было выявлено в УМК А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира (128 заданий). В учебнике «Алгебра» для учащихся 8-го класса под ред. И.И. Зубарева, А.Г. Мордковича было выявлено 3 задания по формированию финансовой грамотности. Это задачи, связанные с банковскими операциями. №304, 1091, 1092, так и в задачнике по алгебре 9 класса – №7.49, 7.50, 17.35 и другие. В других УМК заданий по формированию финансовых грамотности на уроках математики в 8-9 классах не вывалено.
В ходе работы по теме исследования были подобраны задания по финансовой грамотности для включения их в уроки математики в 7-9 классах, а также во внеурочную деятельность по математике в 7-9 классах. Задачи, включенные в параграф 2.2, позволяют научить учащихся разбираться в вопросах управления личными финансами, имеющими большое значение в практической жизни каждого человека. Все задачи объединены в пять разделов. Каждый раздел состоит из разных задач, которые посвящены изучению вопросов по одной теме финансовой грамотности.
Подобные работы
- Методические особенности формирования финансовой грамотности при обучении математике в 7-ых классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Формирование финансовой грамотности обучающихся 7-9
классов в процессе обучения математике
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Финансовые задачи на уроках математики 5-6 классах
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование финансовой грамотности в процессе обучения математики(Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование финансовой грамотности у обучающихся 9 класса в рамках учебного предмета «География»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках обществознания (Московский педагогический государственный университет (Покровский филиал))
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024



