Введение 4
Глава 1. Теоретическое изучение основных факторов выбора профессии подростками 7
1.1 Отечественные и зарубежные подходы к изучению проблемы выбора
профессии 7
1.2 Свойства личности как факторы выбора профессии 14
1.3 Проблемы профессионального самоопределения подростков 19
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Эмпирическое изучение основных факторов выбора профессии подростками 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Результаты исследования факторов выбора профессии подростками 14-15
лет 25
2.3 Рекомендации для педагогов по работе с выбором профессии подростками 33
Выводы по второй главе 35
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Актуальность исследования. Сознательный выбор профессии является сложным видом деятельности в подростковом возрасте, и предполагает определенную мотивацию. Осознание субъектом психологических факторов, влияющих на выбор профессии, несомненно, направило бы его к наиболее подходящей и желанной для него профессии.
Выбор профессии - это важный и ответственный шаг в жизни практически каждого человека, поскольку профессия, если она правильно выбрана, приносит человеку ряд положительных аспектов. Такими аспектами могут быть профессиональные достижения, которые приносят удовлетворение, самовыражение через деятельность, которым человек занимается, и многое другое, что в целом приводит к общей удовлетворенности прожитой жизнью.
На сегодняшний день проблема психологической помощи является острой и актуальной. Процесс выбора профессии состоит из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Сложность состоит в том, что на сегодняшний день существует огромное количество профессий - более сорока тысяч, при этом около пятисот профессий исчезают и столько же новых появляется. Также, сложность выбора профессии заключается в том, что на сегодняшний день профориентация не достигла до конца своей цели - формировать у учащихся профессиональное самоопределение, которое будет соответствовать их индивидуальным особенностям и общественным запросам в кадрах.
Цель исследования: Выявить основные факторы выбора профессии у подростков в возрасте 14-15 лет.
Объект исследования: Факторы выбора профессии
Предмет исследования: Факторы выбора профессии подростками в возрасте 14-15 лет.
Гипотеза исследования: У подростков в возрасте 14-15 лет преобладают индивидуально значимые мотивы, познавательные, творческие, что влияет на основной фактор выбора профессии. Основным фактором выбора, на наш взгляд, будет являться субъективный фактор. Подростки стремятся осмыслять свою жизнь, что также влияет на преобладание субъективных факторов.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме факторов выбора профессии.
2. Определить факторы выбора профессии у подростков в возрасте 14-15 лет, а также определить особенности факторов выбора профессии.
3. Провести сравнительный анализ и интерпретацию результатов исследования.
4. Разработать рекомендации для педагогов по работе с выбором профессии подростками.
Практическая значимость исследования заключается в раскрытии особенностей факторов выбора профессии у подростков для дальнейших ценных приращений к сознанию личности и психике школьников педагогами, что в последующем позволит подросткам ставить в приоритеты собственные профессиональные планы, личностные способности и жизненные интересы в выборе профессии.
Методологическая основа исследования:
1. Принцип единства психики и деятельности; деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский и др.).
2. Принцип системного подхода к изучению личности и деятельности; общетеоретические положения общей и социальной психологии личности, (К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Завалишина, В.В. Знаков, Е.А. Климов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).
3. Принцип личностно-ориентированного подхода (Якиманская И.С., Асмолов А.Г., К. Роджерс, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский).
4. Теории профессиональной ориентации и самоопределения личности (М.В. Ретивых, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистякова, В.Ф. Сахаров).
Методы и методики исследования: Для решения поставленных нами задач и проверки нашей гипотезы исследования, были использованы взаимосвязанные методы, соответствующие предмету исследования: методы теоретического анализа, систематизации, обобщения научных источников по теме. Эмпирические методы: тестирование и анкетирование. Также нами были использованы следующие методы обработки данных: качественный анализ, количественный анализ, описательный метод; Применялись следующие диагностические методики: Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчаровой); Методика определения основных мотивов выбора профессии (Павлютенков); «Методика изучения факторов привлекательности профессии» (модификация И. Кузьминой, А. Реана); Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО Д.А. Леонтьев); Авторская анкета.
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения Гимназия №9.
Выборка исследования составляет 69 человек: ученики 8-9 классов (31 мальчик и 38 девочек).
Работа состоит из введения, теоретической части (представленной 3- мя параграфами), эмпирического исследования (Глава 2 содержит 2 таблицы, 7 рисунков и интерпретацию полученных результатов), выводов (по первой и второй главам), заключения. Список используемой литературы представлен 49 источниками.
В процессе исследования благодаря теоретическому анализу, мы сделали следующие выводы:
Подростковый возраст является сложным, переходным возрастом в жизни подростка. Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие мечты, и для предотвращения разочарований. К 14-15 годам подросток овладевает умениями самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. Для многих подростков время обучения в 8-9 классах - период интенсивных размышлений о будущем. Одним из ведущих факторов являются ценностные ориентации.
В эмпирической части исследования нам удалось выяснить, что большая часть испытуемых определились с выбором профессии. Ведущими факторами у подростков в возрасте 14-15 выступают субъективные, а объективные и социальные уходят на второй план. То есть, мы можем сказать, что в профессии привлекает самоактуализация, самореализация и личный интерес. Из этого следует вывод, что у учащихся наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются индивидуально значимые мотивы. Данный вид мотивации выбора профессии является оптимальным для дальнейшего успешного профессионального самоопределения.
Также мы выявили, что подростки 14-15 лет стремятся осмыслить свою жизнь. По суммарным результатам мы можем мы можем сказать, что испытуемые имеют цели в будущем, которые в свою очередь придают их жизни осмысленность, направленность и перспективу. Средние показатели по шкалам цель жизни и процесс жизни говорят нам о том, что испытуемые воспринимают свой процесс жизни интересным, осознанным и эмоционально насыщенным.
Также опираясь на результаты исследования, мы видим, что ведущим мотивом выбора профессии и факторами её привлекательности также являются внутренние индивидуально значимые мотивы. Высокие коэффициенты значимости наблюдаются у таких факторов как творчество в работе и самосовершенствование.
Ученики стремятся выбрать профессии, которая будет соответствовать их способностям и характеру. То есть учащиеся предпочитают работу, которая в первую очередь близка им.
В связи с актуальностью нашей работы, мы составили рекомендации для педагогов по работе с выбором профессии подростками, и мы можем сказать, что правильное использование информации о различных сферах профессиональной деятельности, которую ученики могут получать на занятиях по профессиональному самоопределению, смогло бы повлиять на принятие правильного решения в выборе своей будущей профессии.
Мы считаем, что наша гипотеза подтвердилась, так как по результатам исследования подростков в возрасте 14-15 лет ведущим фактором выбора профессии являются именно субъективный. Мы связываем это с тем, что у подростков ведущими мотивами являются индивидуально значимые, познавательные и творческие, которые влияют на преобладание субъективных факторов. Также у подростков сформирована способность соотносить свои идеалы, ценности и возможности с общественными целями выбора профессии, в связи с чем их жизнь является осознанной, интересной и эмоционально насыщенной, что также влияет на преобладание субъективных факторов выбора профессии.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М., 1999.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991.
3. Агеев, Д.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально¬психологические проблемы [Текст] / Д.С. Агеев. - М. 2012. - 112 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна [Текст] /
Л.И. Божович. - М. - Воронеж: Академия педагогических и социальных наук; Московский психолого-социальный институт, 1997.
5. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / Л.И. Божович. - М.- Воронеж, 1998. - С. 120-131.
6. Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект [Текст] / Е.М. Борисова / Дис... докт. психол. наук. - М., 1995. - 420 с.
7. Братусь, Б.С., Сидоров, П.И. Психологическая клиника и профилактика раннего алкоголизма [Текст] / Б.С. Братусь, П.И. Сидоров. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
8. Врублевская, М.М., Зыкова, О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации [Текст] / М.М. Врублевская,
О.В. Зыкова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.
9. Гейжан, Н.Ф. Основные направления профориентационной работы в школе // Методика индивидуальной профконсультации [Текст] /
Н.Ф. Гейжан. - М., 1982. - С. 3-85.
10. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - М., 1994. - № 3. - С. 43-52.
11. Голомошток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника [Текст] / А.Е. Голомошток. - М.: Педагогика, 1979. - 160 с.
12. Гриншпун, С.С. Определение критериев трудового становления школьников на этапе выбора профессии [Текст] / С.С. Гриншпун / Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1978. - 122 с.
13. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер: учебное пособие для студентов вузов - М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.
14. Зеер, Э.Ф. Профориентология. Теория и практика [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М., 2004.
15. Зейгарник, Б.В., Братусь, Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности [Текст] / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
16. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002.
17. Капрала, Дж. Психология личности [Текст] / Дж. Капрала. - СПб., 2003.
18. Климов, E.A. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. - М., 1990.
19. Климов, Е.А. Личность, профессии и научно-практическая
профконсультация [Текст] / Е.А. Климов. - М., 1970. - С. 68-71.
20. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения
[Текст] / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону, 1996.
21. Ковалев, А.Г., Мясищев, В.Н. Психические особенности человека [Текст] / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. - СПб., 1957.
22. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон / Хрестоматия по возрастной психологии - М.-Воронеж, 1998. - С. 309-317.
23. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. - М., 1984.
24. Кондаков, И.М. Диагностика профессиональных установок подростков [Текст] / И.М. Кондаков // Вопросы психологии. - М. - 1997. - №2. - С. 12-27.
25. Корнелиус, Х., Фейр, Ш. Знакомство с понятием конфликт [Текст] /
Х. Корнелиус, Ш. Фейр / Хрестоматия по социальной психологии. - M.: Международная педагогическая академия, 1994. - 321 с.
26. Корниенко, Н.А. Личность и индивидуальные различия [Текст] / Н.А. Корниенко. - Новосибирск, 1998.
27. Кухарчук, A.M., Ценципер, А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся [Текст] / А.М. Кухарчук, А.Б. Ценципер. - Минск, 1976. - С. 127.
28. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
29. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Просвещение, 1996.
30. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред.
И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
31. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное определение [Текст] / Н.С. Пряжников. - Воронеж, 1996.
32. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников, Н.С. Профориентация: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.Ю. Пряжникова,
Н.С. Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
33. Райе, Ф. Психология в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / Ф. Райе - СПб., 2000. - С. 69-75.
34. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002.
35. Русалов, В.М., Манолова, О.Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности [Текст] / В.М. Русалов, О.Н. Манолова. // Психологический журнал. - М. - 2005. - № 3. - С. 65-73.
36. Сазанов, П.С. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / П.С. Сазанов. - М., 1988. - 216 с.
37. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности [Текст] / В.Ф. Сафин. - Свердловск, 1986. - С. 19, 142.
38. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 1997.
39. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] /
Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 2000.
40. Сухарев, А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения [Текст] / А.В. Сахарев / Дисс. канд. психол. наук. - М., 1987. - 130 с.
41. Фельдштейн, Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.-Воронеж, 1998. - С. 298-309.
42. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование в профориентации [Текст] / А.П. Чернявская. - М., 2002. - С. 202.
43. Чистякова, С.Н., Захаров, Н.М. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление [Текст] / С.Н. Чистякова,
Н.М. Захаров. - М., 1987. - 179 с.
44. Шеховцова, Л.Ф. Психологическое обеспечение в школе выбора профессии [Текст] / Л.Ф. Шеховцова. - СПб.: Изд-во гос. ун-та педагогического мастерства, 2000. - 98 с.
45. McNeil, M., Sherif M., 1976. Norm change over subject generations as a fiction of arbitarities of prescribed norm/ M. McNeil, M. Sherif - J. Personality and Social Psychology. Vol.34. - 773 p.
46. Sherif, M. Experiments in Group Conflict. Scientific American / M. Sherif. Vol. 195, No 5, 1956. - 198 p.
47. Sherif, M. The Psychology of social norms. Harper and Brothers / M. Sherif. Vol. 195, No 5, 1966. - 249 p.
48. Jacobson, A. The Psychology of choosing profession. Scientific / A.Jacobson. - American, Vol. 211, No 9, 2015. - 227 p.
49. Edwards, K. & Quinter, M. Factors Influencing Students Career Choices among Secondary School students in Kisumu Municipality / K. Edwards,
M .Quinter-Kenya, Journal of Emerging Trends in Educational Research and Policy Studies, vol. 02, no. 02, 2011. - 354 p.