Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ученического коллектива во внеурочной деятельности младших школьников

Работа №113695

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
234
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования коллектива младших школьников
1.1. Понятия «коллектив» и «сформированность коллектива» в отечественной и
зарубежной литературе 9
1.2. Формирование коллектива младших школьников в процессе внеурочной
деятельности 23
Глава II. Экспериментальная работа по формированию коллектива младших школьников посредством внеурочной деятельности
2.1. Выявление уровня сформированности коллектива младших школьников 31
2.2 Разработка и реализация комплекса игровых заданий и упражнений по
формированию коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 36
2.3 Выявление динамики уровня сформированности коллектива младших
школьников 43
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?» 59
Приложение Б Анкета по методике «Социометрического изучения
межличностных отношений в детском коллективе» автор Дж.Морено 62
Приложение В Анкета по методике «Солнце, дождик, тучка» автор
А.Н.Спицина 63
Приложение Г Вопросы по диагностической методике «Капитан корабля»
А.А.Романов 64
Приложение Д Упражнения и игровые задания направленные на формирование коллектива младших школьников 65


Социальная сообщество, группа, коллектив являются одними из основных феноменов, изучаемых в социологии, политологии, социальной психологии, социальной работе, педагогике и ряде других социогуманитарных дисциплин.
Такое внимание со стороны ученых к данной проблематике объясняется тем, что развитие общества во многом предопределяется уровнем развития его макро- и микроструктурных компонентов, каковым является коллектив. Аристотель отметил: «Человек - существо общественное, только в обществе он может развивать свою природу» [23] эта истина много раз подтверждалась в педагогической практике. Глубокое понимание тенденций, закономерностей и законов развития многочисленного разнообразие социальных групп является одним из основных факторов, предопределяющих эффективность функционирования как отдельных трудовых коллективов, организаций и учреждений, так и развития общества как сложного социального образования.
Одним из видов коллектива является ученический коллектив, становление которого начинается с момента формирования класса. Коллектив учащихся - форма жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно сформированный ученический коллектив - это такая группа, межличностные отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью. Взаимодействуя с детьми, педагог приспосабливается к ним, подключает каждого в активную воспитывающую деятельность. Показателем того, что коллектив действительно сформировался, может быть то, что дети с желанием и активностью занимаются общим трудом, принимают участия в соревнованиях, проводят вместе внеурочное время и др.
Многие выдающиеся педагоги и психологи проводили исследования в области развития и формирования коллектива. Это мы можем увидеть в исследованиях М.Г.Казакиной, А.С.Залужного, А.С. Макаренко, именно они раскрыли вопрос, как влияет коллектив на формирующие личностные качества.
Влияние личности на формирование и развитие коллектива показано в научных работах Л.И. Уманского, Т.Е. Конниковой, Т.Н. Мальковской.
В.А. Сухомлинский, Р.Кричевский, Л.И.Новикова изучали понятие лидерства в коллективе. Во всех исследованиях «сформированность» является основой развития коллектива. В.В.Шпалинский, Л.Я. Карпенко, М.Г. Ярошевский считают, что сформированный коллектив - это результат совместной деятельности людей.
В целом «Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством» [33]. Коллектив во многом определяет отношение отдельного человека, как к себе - личности, так и к обществу в целом, коллектив может способствовать раскрытию творческих способностей человека.
«Коллектив класса (ученический коллектив) - это группа учеников, которая объединена социально и личностно значимой деятельностью, сознательным участием детей в организации этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях» [6]-
Существенная часть жизни школьника протекает в школьном коллективе, что влияет на сознание школьника и на его моральное и творческое развитие.
На сформированность самого ученического коллектива лучше всего влияет совместная деятельность класса, урочная и внеурочная.
В результате анализа методико - педагогической литературы было выявлено, что сам термин «внеурочная деятельность» появился в 90-х годах XX века [26]. Сегодня внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов начального общего образования. Преимущества: предоставление широкого спектра занятий, направленных на развитие личности учащегося в соответствии с его индивидуальными способностями, формирование познавательной активности, нравственных черт личности, коммуникативные навыки, закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [27].
Внеурочная деятельность по ФГОС НОО в начальной школе позволяет решить ряд важных задач:
- обеспечить адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Основные требования к организации внеурочной деятельности младшего школьника: включение учащихся в разностороннюю деятельность, формирование навыков позитивного коммуникативного общения, развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Большим плюсом во внеурочной деятельности является возможность разработки и реализации широкого спектра занятий, направленных на их развитие и формирование ученического коллектива.
Актуальность исследования. Актуальность данной темы заключается в том, что успешность ребенка в учебе, формирование его как личности во многом зависят от того, как складываются его отношения со сверстниками, в каком коллективе (классе) происходит его личностное становление и осуществляется учебная деятельность. Особенно важно это для обучающихся младшего школьного возраста. Именно в младших классах, утверждал В.А. Сухомлинский, дети учатся не только читать и писать, но и осваивают навыки и способы взаимодействия с окружающими. В современной школе проблема взаимоотношений учащихся младшего школьного возраста в коллективе класса остается одной из первостепенных и актуальных.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве одного из основных результатов обучения в младшей школе называет сформированность личностных характеристик и навыков, способствующих успешной социализации ребенка в современном мире. Процесс социализации будет успешен только при создании навыков группового взаимодействия, навыков сотрудничества со старшими и ровесниками в различных общественных ситуациях.
Правильно организованная внеурочная деятельность позволяет создать условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, сформировать социальную активность, коммуникативные навыки, нравственные черты.
Проблема: каковы возможности внеурочной деятельности на основе игровых методов для формирования коллектива младших школьников?
Противоречие между: необходимостью формирования коллектива младших школьников и не достаточностью разработанности содержания внеурочной деятельности, способствующего формированию ученического коллектива;
необходимостью формирования коллектива во внеурочной деятельности и недостаточным применением игровых методов.
Цель исследования: разработать содержание внеурочной деятельности в начальной школе на основе игровых заданий и упражнений и опытно - экспериментальным путем проверить его эффективность для формирования коллектива младших школьников.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельность в начальной школе.
Предмет исследования: формирование ученического коллектива в начальной школе во внеурочной деятельности при использовании игровых заданий и упражнений.
Гипотеза исследования: процесс формирования ученического коллектива в начальной школе будет более эффективен, если:
- учитывать возрастные характеристики ребёнка младшего школьного возраста;
- использовать во внеурочной деятельности игровые задания и
упражнения, способствующие формированию ученического коллектива;
- создать творческую атмосферу в классе, посредством совместной деятельности, традиций, отличительной атрибутики класса (галстуки, нашивки).
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать методики и провести психолого-педагогическую диагностику уровней сформированности ученического коллектива младших школьников.
3. Разработать содержание игровых заданий и упражнений, направленных на формирование ученического коллектива и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
4. Провести контрольный диагностический срез, сделать выводы о эффективности работы по формированию ученического коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта отечественных и зарубежных педагогов; беседа; наблюдение; анкетирование; социометрия; обработка полученных данных.
База исследования: ГБОУ СОШ№14 «Центр образования» г.о. Сызрань, 3 «А» экспериментальный класс и 3 «Б» контрольный класс.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение проблемы по формированию коллектива в педагогике п психологии за последние 25 лет сильно сократилось. Это может говорить о том, что интерес к данному вопросу мало актуален в наше время. Но многие сложившиеся обстоятельства доказывают, что без коллективных идей, общество не может развиваться позитивно и полноценно. Это говорит о том, что сформированный коллектив важен не только школе (образовательному учреждению), но и обществу в целом. Поэтому важно коллективизм закладывать и вырабатывать с младшего школьного возраста. Благодаря сформированному классному коллективу учащийся развивается как личность, узнают свои права и обязанности, как в классе, так и в обществе, усваивают нормы, учатся взаимодействовать. Вся деятельность, которая происходит в коллективе младших школьников должна быть совместной, учить избегать или предотвращать конфликты, научить уважительно относиться как к себе, так и к одноклассникам, принимать мнение другого, стремиться помогать окружающим.
В младшем школьном возрасте происходит первоначальное становление личности, поэтому это очень важный и ответственный период для ребёнка. В данном возрасте на развитие и формирование личности влияют темперамент ребёнка, личностные качества, психологические особенности, взаимоотношения в семье, поэтому всё общение ребёнка имеет не однозначную характеристику. Изучив особенности взаимоотношений в коллективе младших школьников, определив их трудности и страхи, педагогу будет проще работать с данным коллективом и организовывать с ними урочную и внеурочную деятельность. Именно при общении и взаимодействии со сверстниками, создаются все необходимые условия для психологического развития ребёнка младшего школьного возраста. Основной социальной потребностью в данном возрасте становится общение как со сверстниками, так и с социумом. Обращая внимание на общение младшего школьника со сверстниками, необходимо отметить, что данный процесс имеет существенное значение в жизни ребенка. Процесс общения представляет собой условие формирования общественных качеств личности ребенка, участвует в процессах проявления и развития основ коллективных взаимоотношений в начальной школе.
В данной работе были охарактеризованы уровни сформированности коллектива младших школьников. С целью повышения существующего уровня, нами был разработан и апробирован комплекс игровых заданий и упражнений, повышающий уровень сформированности коллектива младших школьников. Представленный комплекс игровых заданий и упражнений проводился во внеурочной деятельности. Каждое упражнение и задание было направлено на формирование группы детей.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что развитие уровня сформированности коллектива возможно при продуманном подходе к упражнениям и игровым заданиям во внеурочной деятельности.
Каждому педагогу начальных классов стоит как можно больше времени уделять проблеме сформированности классного коллектива, особенно в начальных классах. Так как дети только ещё начинают знакомиться и узнавать друг друга. Если у детей будут хорошие дружеские взаимоотношения, то и общий настрой на школу в целом будет позитивным. Дети будут ходить в школу и общаться не «из- под палки», а с удовольствием. Для полноценной социализации в обществе ребёнок должен научиться общаться и взаимодействовать с коллективом.
Из всего вышесказанного делаем вывод, что разработанный комплекс игровых заданий и упражнений позволяет добиться позитивной динамики в развитии и формировании коллектива младших школьников. Все задания и упражнения проводились в игровой не принуждённой форме. Что позволило детям настроиться на позитивный лад, раскрепоститься, перестать стесняться себя и окружающих.
Вся проведённая деятельность положительно сказалась на уровне сформированности класса.
Проведённое исследование подтвердило поставленную гипотезу, цель исследования достигнута.



1. Алмазова И. Г. Педагогические условия формирования эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности : монография / И. Г. Алмазова. 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2019. 242 с.
2. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская // Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома. М.: Аспект Пресс, 2001. С.107-110.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. М.: Наука, 2003.С. 224.
4. Берлинская И.В. Формирование классного коллектива как фактор успешной социализации младших школьников/ И.В. Берлинская, О.Л. Кузина. Непосредственный, электронный// Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2019. №2(27). С.36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-klassnogo-kollektiva-kak-faktora-uspeshnoy-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov/viewer
5. Богданов В.А. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально - психологических понятий / В.А. Богданов, В.С. Агеев, С.П. Безносов. Изд.Ленисдат, 1987. 144с.
6. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. М.: Эксмо, 2015. С.464.
7. Веденеева О.А. Теория и практика работы классного руководителя / О.А. Веденеева, Л.И.Савва, Н.Я.Сайгушев. учебное пособие. Изд-во Мир науки, 2016. 140 с. URL: http://izd-mn.com/PDF/03MNNPU16.pdf
8. Виноградова Н.Ф. Продуктивный диалог - эффективный метод развития младших школьников / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование, 2010. №1. С. 21-26.
9. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В. Ковинько. 4-е изд. М.: Академия, 2000. 288с.
10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие ля учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М:
Просвещение, 2014. 223 с
11. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. М.:МГУ, 2015. 128с.
12. Дуда И.В. Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изо терапии в условиях инклюзивного образования / И.В.Дуда, Н.А. Петрик. Непосредственный, электронный// Молодой учёный, 2018. №22 (208). С. 312-315. иРЕ:йИрз://шо1исй.ги/агсЫуе/208/50850/(дата обращения: 20.04.2020).
13. Дурнева Т. В. Педагогические условия формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности / Т. В. Дурнева. Текст : электронный // Поволжский педагогический поиск, 2016.
14. Журавский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Г.Е.Журавский. М.: изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1998. 360 с.
15. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе / М.Г. Казакина. СПб.: ЛЕПИ им. А.И. Герцена, 2001. 115с.
16. Иванов В. Г. Активизация детских и взрослых сообществ в условиях культурной среды школы. Школьное планирование / В.Г.Иванов, 2012. №5.
17. Классному руководителю о воспитательной системе класса.: сб. ст. / под ред. Е.Н. Степанова. М.: Владос, 2000. 147с.
18. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. М.: Проспект, 2001. 279 с.
19. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ. об-го учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. М.: ВЛАДОС, 2003. 352 с.
20. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломенский. М.: Просвещение, 2004. 268 с.
21. Конникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе / Л.И.
Божович, Т.Е. Конникова. М.: изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1957. 402 с.
22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средний педагогических заведений / Г.М.Коджаспирова,
A. Ю. Коджаспиров. М.: ACADEMIA, 2001. 174 с.
23. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. ин-тов. / М.: Просвещение, 1983. 224с. (Б-ка учителя по общ. пробл. теории обучения и воспитания).
24. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник / Л.П.Крившенко,М.Е.Вайндорф - Сысоева. М.: Проспект, 2004. 432 с
25. Лабунская В.А. Субъект зависти как субъект затрудненного общения /
B. А. Лабунская // Северо - Кавказский психологический вестник, 2004. №2. С. 138 - 143.
26. Лазарев М.А. Формирование коллектива первоклассников в учебной деятельности/ М.А. Лазарев, А.С. Москвина, Н.В. Курбатова. Научный журнал, электронный // Современные наукоёмкие технологии, 2018. №7 С. 199 - 203. URL:https://www.toptechnologies.ru/ru/article/view?id=37104
27. Лебедева И.С. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС/ И.С.Лебедева. электронное пособие // Инфоурок, 2014. URL: https://infourok.ru/material.htmHmidM86849
28. Лебедева С.Ю. Использование игровых технологий в организации внеурочной деятельности младших школьников / С.Ю. Лебедева, И.И. Николаева. Текст: электронный // Международный студенческий научный вестник, 2017. №6. C. 135 - 140.
29. Лепнева О.А. Классный коллектив технология формирования /О.А. Лепнева, Е.А. Тимошенко. М.: ООО «ЦГЛ», 2005. 128 с.
30. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. / М., «Просвещение», 1978. 159 с.
31. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко. М.: Знание, 1984. 400с.
32. Марцинковская Г.Д. Диагностика психического развития детей пособие по практической психологии / Г.Д. Марцинковская. М.: Линка- Пресс, 1998. 176с.
33. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Мир и образование, 2016.
34. Подласый И.П. Педагогика: 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 365 с.
35. Почебут Л.Г., Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут Чикер В.А. СПб.: Речь, 2002. 298 с.
36. Пидкасистый П.И. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. 608 с.
37. Рогов Е.И. Психология группы / Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2007. 430с.
38. Рязанцева А.Г., Микерова Г.Г. Лидерство в коллективе класса и его влияние на адаптацию первоклассников к школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 34. С. 85-91. URL:http://e-koncept.ru/2017/771154.htm
39. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. / М.: Просвещение, 2000. 53 c.
40. Терещук И.Н. Сплочение детского коллектива в начальной школе во
внеурочной деятельности. / И.Н Терещук. Текст: электронный Interaktiv plusp-ISSN 2414-9411, e-ISSN 2500-2686. 2019. UR https://interactive-
science.media/ru/keyword/17462/articles (дата обращения : 20.04.2020). Режим
доступа: Интерактивная наука электронный журнал.
41. Фархшатова И.А. Воспитание ученического коллектива: результаты исследования // Интернет-журнал «Мир науки», 2016, Том 4 (№ 2). http://mir- nauki.com/PDF/32PDMN216.pdf(доступ свободный)
42. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии, 2017. № 2. С. 114-116.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ