Формирование ученического коллектива во внеурочной деятельности младших школьников
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования коллектива младших школьников
1.1. Понятия «коллектив» и «сформированность коллектива» в отечественной и
зарубежной литературе 9
1.2. Формирование коллектива младших школьников в процессе внеурочной
деятельности 23
Глава II. Экспериментальная работа по формированию коллектива младших школьников посредством внеурочной деятельности
2.1. Выявление уровня сформированности коллектива младших школьников 31
2.2 Разработка и реализация комплекса игровых заданий и упражнений по
формированию коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 36
2.3 Выявление динамики уровня сформированности коллектива младших
школьников 43
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?» 59
Приложение Б Анкета по методике «Социометрического изучения
межличностных отношений в детском коллективе» автор Дж.Морено 62
Приложение В Анкета по методике «Солнце, дождик, тучка» автор
А.Н.Спицина 63
Приложение Г Вопросы по диагностической методике «Капитан корабля»
А.А.Романов 64
Приложение Д Упражнения и игровые задания направленные на формирование коллектива младших школьников 65
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования коллектива младших школьников
1.1. Понятия «коллектив» и «сформированность коллектива» в отечественной и
зарубежной литературе 9
1.2. Формирование коллектива младших школьников в процессе внеурочной
деятельности 23
Глава II. Экспериментальная работа по формированию коллектива младших школьников посредством внеурочной деятельности
2.1. Выявление уровня сформированности коллектива младших школьников 31
2.2 Разработка и реализация комплекса игровых заданий и упражнений по
формированию коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 36
2.3 Выявление динамики уровня сформированности коллектива младших
школьников 43
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?» 59
Приложение Б Анкета по методике «Социометрического изучения
межличностных отношений в детском коллективе» автор Дж.Морено 62
Приложение В Анкета по методике «Солнце, дождик, тучка» автор
А.Н.Спицина 63
Приложение Г Вопросы по диагностической методике «Капитан корабля»
А.А.Романов 64
Приложение Д Упражнения и игровые задания направленные на формирование коллектива младших школьников 65
Социальная сообщество, группа, коллектив являются одними из основных феноменов, изучаемых в социологии, политологии, социальной психологии, социальной работе, педагогике и ряде других социогуманитарных дисциплин.
Такое внимание со стороны ученых к данной проблематике объясняется тем, что развитие общества во многом предопределяется уровнем развития его макро- и микроструктурных компонентов, каковым является коллектив. Аристотель отметил: «Человек - существо общественное, только в обществе он может развивать свою природу» [23] эта истина много раз подтверждалась в педагогической практике. Глубокое понимание тенденций, закономерностей и законов развития многочисленного разнообразие социальных групп является одним из основных факторов, предопределяющих эффективность функционирования как отдельных трудовых коллективов, организаций и учреждений, так и развития общества как сложного социального образования.
Одним из видов коллектива является ученический коллектив, становление которого начинается с момента формирования класса. Коллектив учащихся - форма жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно сформированный ученический коллектив - это такая группа, межличностные отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью. Взаимодействуя с детьми, педагог приспосабливается к ним, подключает каждого в активную воспитывающую деятельность. Показателем того, что коллектив действительно сформировался, может быть то, что дети с желанием и активностью занимаются общим трудом, принимают участия в соревнованиях, проводят вместе внеурочное время и др.
Многие выдающиеся педагоги и психологи проводили исследования в области развития и формирования коллектива. Это мы можем увидеть в исследованиях М.Г.Казакиной, А.С.Залужного, А.С. Макаренко, именно они раскрыли вопрос, как влияет коллектив на формирующие личностные качества.
Влияние личности на формирование и развитие коллектива показано в научных работах Л.И. Уманского, Т.Е. Конниковой, Т.Н. Мальковской.
В.А. Сухомлинский, Р.Кричевский, Л.И.Новикова изучали понятие лидерства в коллективе. Во всех исследованиях «сформированность» является основой развития коллектива. В.В.Шпалинский, Л.Я. Карпенко, М.Г. Ярошевский считают, что сформированный коллектив - это результат совместной деятельности людей.
В целом «Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством» [33]. Коллектив во многом определяет отношение отдельного человека, как к себе - личности, так и к обществу в целом, коллектив может способствовать раскрытию творческих способностей человека.
«Коллектив класса (ученический коллектив) - это группа учеников, которая объединена социально и личностно значимой деятельностью, сознательным участием детей в организации этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях» [6]-
Существенная часть жизни школьника протекает в школьном коллективе, что влияет на сознание школьника и на его моральное и творческое развитие.
На сформированность самого ученического коллектива лучше всего влияет совместная деятельность класса, урочная и внеурочная.
В результате анализа методико - педагогической литературы было выявлено, что сам термин «внеурочная деятельность» появился в 90-х годах XX века [26]. Сегодня внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов начального общего образования. Преимущества: предоставление широкого спектра занятий, направленных на развитие личности учащегося в соответствии с его индивидуальными способностями, формирование познавательной активности, нравственных черт личности, коммуникативные навыки, закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [27].
Внеурочная деятельность по ФГОС НОО в начальной школе позволяет решить ряд важных задач:
- обеспечить адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Основные требования к организации внеурочной деятельности младшего школьника: включение учащихся в разностороннюю деятельность, формирование навыков позитивного коммуникативного общения, развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Большим плюсом во внеурочной деятельности является возможность разработки и реализации широкого спектра занятий, направленных на их развитие и формирование ученического коллектива.
Актуальность исследования. Актуальность данной темы заключается в том, что успешность ребенка в учебе, формирование его как личности во многом зависят от того, как складываются его отношения со сверстниками, в каком коллективе (классе) происходит его личностное становление и осуществляется учебная деятельность. Особенно важно это для обучающихся младшего школьного возраста. Именно в младших классах, утверждал В.А. Сухомлинский, дети учатся не только читать и писать, но и осваивают навыки и способы взаимодействия с окружающими. В современной школе проблема взаимоотношений учащихся младшего школьного возраста в коллективе класса остается одной из первостепенных и актуальных.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве одного из основных результатов обучения в младшей школе называет сформированность личностных характеристик и навыков, способствующих успешной социализации ребенка в современном мире. Процесс социализации будет успешен только при создании навыков группового взаимодействия, навыков сотрудничества со старшими и ровесниками в различных общественных ситуациях.
Правильно организованная внеурочная деятельность позволяет создать условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, сформировать социальную активность, коммуникативные навыки, нравственные черты.
Проблема: каковы возможности внеурочной деятельности на основе игровых методов для формирования коллектива младших школьников?
Противоречие между: необходимостью формирования коллектива младших школьников и не достаточностью разработанности содержания внеурочной деятельности, способствующего формированию ученического коллектива;
необходимостью формирования коллектива во внеурочной деятельности и недостаточным применением игровых методов.
Цель исследования: разработать содержание внеурочной деятельности в начальной школе на основе игровых заданий и упражнений и опытно - экспериментальным путем проверить его эффективность для формирования коллектива младших школьников.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельность в начальной школе.
Предмет исследования: формирование ученического коллектива в начальной школе во внеурочной деятельности при использовании игровых заданий и упражнений.
Гипотеза исследования: процесс формирования ученического коллектива в начальной школе будет более эффективен, если:
- учитывать возрастные характеристики ребёнка младшего школьного возраста;
- использовать во внеурочной деятельности игровые задания и
упражнения, способствующие формированию ученического коллектива;
- создать творческую атмосферу в классе, посредством совместной деятельности, традиций, отличительной атрибутики класса (галстуки, нашивки).
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать методики и провести психолого-педагогическую диагностику уровней сформированности ученического коллектива младших школьников.
3. Разработать содержание игровых заданий и упражнений, направленных на формирование ученического коллектива и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
4. Провести контрольный диагностический срез, сделать выводы о эффективности работы по формированию ученического коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта отечественных и зарубежных педагогов; беседа; наблюдение; анкетирование; социометрия; обработка полученных данных.
База исследования: ГБОУ СОШ№14 «Центр образования» г.о. Сызрань, 3 «А» экспериментальный класс и 3 «Б» контрольный класс.
Такое внимание со стороны ученых к данной проблематике объясняется тем, что развитие общества во многом предопределяется уровнем развития его макро- и микроструктурных компонентов, каковым является коллектив. Аристотель отметил: «Человек - существо общественное, только в обществе он может развивать свою природу» [23] эта истина много раз подтверждалась в педагогической практике. Глубокое понимание тенденций, закономерностей и законов развития многочисленного разнообразие социальных групп является одним из основных факторов, предопределяющих эффективность функционирования как отдельных трудовых коллективов, организаций и учреждений, так и развития общества как сложного социального образования.
Одним из видов коллектива является ученический коллектив, становление которого начинается с момента формирования класса. Коллектив учащихся - форма жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно сформированный ученический коллектив - это такая группа, межличностные отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью. Взаимодействуя с детьми, педагог приспосабливается к ним, подключает каждого в активную воспитывающую деятельность. Показателем того, что коллектив действительно сформировался, может быть то, что дети с желанием и активностью занимаются общим трудом, принимают участия в соревнованиях, проводят вместе внеурочное время и др.
Многие выдающиеся педагоги и психологи проводили исследования в области развития и формирования коллектива. Это мы можем увидеть в исследованиях М.Г.Казакиной, А.С.Залужного, А.С. Макаренко, именно они раскрыли вопрос, как влияет коллектив на формирующие личностные качества.
Влияние личности на формирование и развитие коллектива показано в научных работах Л.И. Уманского, Т.Е. Конниковой, Т.Н. Мальковской.
В.А. Сухомлинский, Р.Кричевский, Л.И.Новикова изучали понятие лидерства в коллективе. Во всех исследованиях «сформированность» является основой развития коллектива. В.В.Шпалинский, Л.Я. Карпенко, М.Г. Ярошевский считают, что сформированный коллектив - это результат совместной деятельности людей.
В целом «Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством» [33]. Коллектив во многом определяет отношение отдельного человека, как к себе - личности, так и к обществу в целом, коллектив может способствовать раскрытию творческих способностей человека.
«Коллектив класса (ученический коллектив) - это группа учеников, которая объединена социально и личностно значимой деятельностью, сознательным участием детей в организации этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях» [6]-
Существенная часть жизни школьника протекает в школьном коллективе, что влияет на сознание школьника и на его моральное и творческое развитие.
На сформированность самого ученического коллектива лучше всего влияет совместная деятельность класса, урочная и внеурочная.
В результате анализа методико - педагогической литературы было выявлено, что сам термин «внеурочная деятельность» появился в 90-х годах XX века [26]. Сегодня внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов начального общего образования. Преимущества: предоставление широкого спектра занятий, направленных на развитие личности учащегося в соответствии с его индивидуальными способностями, формирование познавательной активности, нравственных черт личности, коммуникативные навыки, закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [27].
Внеурочная деятельность по ФГОС НОО в начальной школе позволяет решить ряд важных задач:
- обеспечить адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Основные требования к организации внеурочной деятельности младшего школьника: включение учащихся в разностороннюю деятельность, формирование навыков позитивного коммуникативного общения, развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Большим плюсом во внеурочной деятельности является возможность разработки и реализации широкого спектра занятий, направленных на их развитие и формирование ученического коллектива.
Актуальность исследования. Актуальность данной темы заключается в том, что успешность ребенка в учебе, формирование его как личности во многом зависят от того, как складываются его отношения со сверстниками, в каком коллективе (классе) происходит его личностное становление и осуществляется учебная деятельность. Особенно важно это для обучающихся младшего школьного возраста. Именно в младших классах, утверждал В.А. Сухомлинский, дети учатся не только читать и писать, но и осваивают навыки и способы взаимодействия с окружающими. В современной школе проблема взаимоотношений учащихся младшего школьного возраста в коллективе класса остается одной из первостепенных и актуальных.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве одного из основных результатов обучения в младшей школе называет сформированность личностных характеристик и навыков, способствующих успешной социализации ребенка в современном мире. Процесс социализации будет успешен только при создании навыков группового взаимодействия, навыков сотрудничества со старшими и ровесниками в различных общественных ситуациях.
Правильно организованная внеурочная деятельность позволяет создать условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, сформировать социальную активность, коммуникативные навыки, нравственные черты.
Проблема: каковы возможности внеурочной деятельности на основе игровых методов для формирования коллектива младших школьников?
Противоречие между: необходимостью формирования коллектива младших школьников и не достаточностью разработанности содержания внеурочной деятельности, способствующего формированию ученического коллектива;
необходимостью формирования коллектива во внеурочной деятельности и недостаточным применением игровых методов.
Цель исследования: разработать содержание внеурочной деятельности в начальной школе на основе игровых заданий и упражнений и опытно - экспериментальным путем проверить его эффективность для формирования коллектива младших школьников.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельность в начальной школе.
Предмет исследования: формирование ученического коллектива в начальной школе во внеурочной деятельности при использовании игровых заданий и упражнений.
Гипотеза исследования: процесс формирования ученического коллектива в начальной школе будет более эффективен, если:
- учитывать возрастные характеристики ребёнка младшего школьного возраста;
- использовать во внеурочной деятельности игровые задания и
упражнения, способствующие формированию ученического коллектива;
- создать творческую атмосферу в классе, посредством совместной деятельности, традиций, отличительной атрибутики класса (галстуки, нашивки).
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать методики и провести психолого-педагогическую диагностику уровней сформированности ученического коллектива младших школьников.
3. Разработать содержание игровых заданий и упражнений, направленных на формирование ученического коллектива и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
4. Провести контрольный диагностический срез, сделать выводы о эффективности работы по формированию ученического коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта отечественных и зарубежных педагогов; беседа; наблюдение; анкетирование; социометрия; обработка полученных данных.
База исследования: ГБОУ СОШ№14 «Центр образования» г.о. Сызрань, 3 «А» экспериментальный класс и 3 «Б» контрольный класс.
Изучение проблемы по формированию коллектива в педагогике п психологии за последние 25 лет сильно сократилось. Это может говорить о том, что интерес к данному вопросу мало актуален в наше время. Но многие сложившиеся обстоятельства доказывают, что без коллективных идей, общество не может развиваться позитивно и полноценно. Это говорит о том, что сформированный коллектив важен не только школе (образовательному учреждению), но и обществу в целом. Поэтому важно коллективизм закладывать и вырабатывать с младшего школьного возраста. Благодаря сформированному классному коллективу учащийся развивается как личность, узнают свои права и обязанности, как в классе, так и в обществе, усваивают нормы, учатся взаимодействовать. Вся деятельность, которая происходит в коллективе младших школьников должна быть совместной, учить избегать или предотвращать конфликты, научить уважительно относиться как к себе, так и к одноклассникам, принимать мнение другого, стремиться помогать окружающим.
В младшем школьном возрасте происходит первоначальное становление личности, поэтому это очень важный и ответственный период для ребёнка. В данном возрасте на развитие и формирование личности влияют темперамент ребёнка, личностные качества, психологические особенности, взаимоотношения в семье, поэтому всё общение ребёнка имеет не однозначную характеристику. Изучив особенности взаимоотношений в коллективе младших школьников, определив их трудности и страхи, педагогу будет проще работать с данным коллективом и организовывать с ними урочную и внеурочную деятельность. Именно при общении и взаимодействии со сверстниками, создаются все необходимые условия для психологического развития ребёнка младшего школьного возраста. Основной социальной потребностью в данном возрасте становится общение как со сверстниками, так и с социумом. Обращая внимание на общение младшего школьника со сверстниками, необходимо отметить, что данный процесс имеет существенное значение в жизни ребенка. Процесс общения представляет собой условие формирования общественных качеств личности ребенка, участвует в процессах проявления и развития основ коллективных взаимоотношений в начальной школе.
В данной работе были охарактеризованы уровни сформированности коллектива младших школьников. С целью повышения существующего уровня, нами был разработан и апробирован комплекс игровых заданий и упражнений, повышающий уровень сформированности коллектива младших школьников. Представленный комплекс игровых заданий и упражнений проводился во внеурочной деятельности. Каждое упражнение и задание было направлено на формирование группы детей.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что развитие уровня сформированности коллектива возможно при продуманном подходе к упражнениям и игровым заданиям во внеурочной деятельности.
Каждому педагогу начальных классов стоит как можно больше времени уделять проблеме сформированности классного коллектива, особенно в начальных классах. Так как дети только ещё начинают знакомиться и узнавать друг друга. Если у детей будут хорошие дружеские взаимоотношения, то и общий настрой на школу в целом будет позитивным. Дети будут ходить в школу и общаться не «из- под палки», а с удовольствием. Для полноценной социализации в обществе ребёнок должен научиться общаться и взаимодействовать с коллективом.
Из всего вышесказанного делаем вывод, что разработанный комплекс игровых заданий и упражнений позволяет добиться позитивной динамики в развитии и формировании коллектива младших школьников. Все задания и упражнения проводились в игровой не принуждённой форме. Что позволило детям настроиться на позитивный лад, раскрепоститься, перестать стесняться себя и окружающих.
Вся проведённая деятельность положительно сказалась на уровне сформированности класса.
Проведённое исследование подтвердило поставленную гипотезу, цель исследования достигнута.
В младшем школьном возрасте происходит первоначальное становление личности, поэтому это очень важный и ответственный период для ребёнка. В данном возрасте на развитие и формирование личности влияют темперамент ребёнка, личностные качества, психологические особенности, взаимоотношения в семье, поэтому всё общение ребёнка имеет не однозначную характеристику. Изучив особенности взаимоотношений в коллективе младших школьников, определив их трудности и страхи, педагогу будет проще работать с данным коллективом и организовывать с ними урочную и внеурочную деятельность. Именно при общении и взаимодействии со сверстниками, создаются все необходимые условия для психологического развития ребёнка младшего школьного возраста. Основной социальной потребностью в данном возрасте становится общение как со сверстниками, так и с социумом. Обращая внимание на общение младшего школьника со сверстниками, необходимо отметить, что данный процесс имеет существенное значение в жизни ребенка. Процесс общения представляет собой условие формирования общественных качеств личности ребенка, участвует в процессах проявления и развития основ коллективных взаимоотношений в начальной школе.
В данной работе были охарактеризованы уровни сформированности коллектива младших школьников. С целью повышения существующего уровня, нами был разработан и апробирован комплекс игровых заданий и упражнений, повышающий уровень сформированности коллектива младших школьников. Представленный комплекс игровых заданий и упражнений проводился во внеурочной деятельности. Каждое упражнение и задание было направлено на формирование группы детей.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что развитие уровня сформированности коллектива возможно при продуманном подходе к упражнениям и игровым заданиям во внеурочной деятельности.
Каждому педагогу начальных классов стоит как можно больше времени уделять проблеме сформированности классного коллектива, особенно в начальных классах. Так как дети только ещё начинают знакомиться и узнавать друг друга. Если у детей будут хорошие дружеские взаимоотношения, то и общий настрой на школу в целом будет позитивным. Дети будут ходить в школу и общаться не «из- под палки», а с удовольствием. Для полноценной социализации в обществе ребёнок должен научиться общаться и взаимодействовать с коллективом.
Из всего вышесказанного делаем вывод, что разработанный комплекс игровых заданий и упражнений позволяет добиться позитивной динамики в развитии и формировании коллектива младших школьников. Все задания и упражнения проводились в игровой не принуждённой форме. Что позволило детям настроиться на позитивный лад, раскрепоститься, перестать стесняться себя и окружающих.
Вся проведённая деятельность положительно сказалась на уровне сформированности класса.
Проведённое исследование подтвердило поставленную гипотезу, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Клубная работа как форма организации внеурочной деятельности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование ученического коллектива в начальной школе во внеурочной деятельности младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Формирование ученического коллектива младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - КРУЖОК КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие у младших школьников навыков самоуправления
во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Организация социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коллективизма у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



