Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование пространственных представлений у детей 7-10 лет с нарушением зрения на уроках по рисунку

Работа №113660

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы161
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования пространственных представлений у детей
1.1. Сущность понятия «пространственные представления» 11
1.2. Психолого-педагогическая характеристика формирования
пространственных представлений у детей 7-10 лет 26
1.3. Формирование пространственных представлений у детей с
нарушением зрения 36
1.4. Модель методической системы формирования пространственных
представлений 56
1.5. Уровни формирования и критерии оценивания пространственных
представлений у детей 7-10 лет с нарушением зрения 62
Выводы по I главе 69
Глава II. Формирование пространственных представлений у детей 7-10 лет с нарушением зрения на занятиях по рисунку (средствами архитектурного рельефа)
2.1. Констатирующий эксперимент и его результаты 73
2.2. Экспериментальная проверка формирования пространственных
представлений у детей 7-10 лет с нарушение зрения на занятиях по рисунку. (Формирующий эксперимент) 86
2.3. Анализ и результаты контрольного эксперимента 97
Выводы по II главе 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 113


Развитие и воспитание всесторонне развитой творческой личности невозможно без образовательного блока художественных дисциплин, потому что они наиболее активно развивают композиционное, креативное мышление и образное восприятие.
В котором одну из главных структурных факторов художественного развития обучения ребенка составляет взаимосвязь пространственных представлений с художественно-творческими способностями учащихся.
Максимальное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей в современных условиях возложено на образовательные учреждения.
Особенно такое развитие является актуальным для образовательных учреждений, которые занимаются воспитанием и обучением детей, у которых имеются ограниченные возможности развития и, в частности детей с плохим зрением.
В настоящее время существует точка зрения, при которой общество заботится о людях с ограниченными возможностями, что в свое время является мерилом социального и культурного развития.
Специалисты многих профессий ведут поиск эффективных методик, средств, программ для детей, способствующих гармоничному и духовному развитию, возможности адаптироваться в обществе, социализироваться, принимать активное участие в жизни социума, работать.
Только при условии развития у ребенка способности к ориентировке в пространстве, возможно его гармоничное развитие в целом.
Исходя из этого, пространственные представления имеют большое значение для жизнедеятельности человека, охватывают все стороны его взаимодействия с действительностью.
Отдельная важная роль в получении и освоении социального предметного и пространства в понимании у ребенка полноценной картины мира, осознании своего места, роли в нем раскрывается во многих философских и психолого-педагогических исследованиях.
Как установили исследователи, изучавшие пространственные представления, а также ориентировку в пространстве, что их не сформированность к окончанию дошкольного возраста является одной из немаловажных причин, которые вызывают у детей школьного возраста затруднения при овладении навыками.
Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, имеет большое значение в воспитании и развитии личности. Где основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения предмета, пропорций, размера, масштаба, конструкции формы.
В существующих программах по изобразительному искусству для слепых и слабовидящих акцент делается на выполнение изображений по декоративно-прикладному искусству, где значению рисунка отводится меньше внимания.
Актуальность работы заключается в том, что развитие и формирование пространственных представлений имеет большое значение для правильного решения вопроса о всестороннем умственном развитии учащихся и их подготовки к трудовой деятельности.
Уровень развития пространственных представлений является одним из показателей общего умственного развития учащихся и развития их познавательных способностей. В связи с этим изучение уровней развития пространственных представлений, даст возможность выяснить некоторые возрастные и индивидуальные закономерности умственного развития учащихся, так как существенную роль в умственном развитии имеет как практическое овладение пространством, так и теоретическое усвоение знаний о пространственных свойствах и признаках предметов в процессе обучения в школе.
В свою очередь, проблема формирования пространственных представлений может быть, решена только в связи с решением более общей теоретической проблемы - проблемы представлений.
Для того чтобы решить проблему исследования, мы ориентировались на знания, практику и выводы ученых, которые изучали тему развития пространственных представлений.
Поскольку социальной потребностью общества является воспитание творческой личности, то именно в школьной практике необходимо развивать творческий потенциал в учебной деятельности. На это обращают внимание ряд ученых: Б.Г. Ананьев, Л.С.Выгодский, В.К.Лебедко, Б.Ф.Ломов, Е.В.Шорохов, И.С. Якиманская. и др. Они отмечают, что школьники слабо оперируют образами, у них недостаточно развиты пространственные представления.
В области физиологии значительный вклад в понимании процесса восприятия зрительных образов внесли И.П. Павлов, И.М. Сеченов.
Работы Р.Арнхейма, А.В.Бакушинского, Л.А.Венгер, Б.В.Раушенбаха, В.С.Кузина, Т.А.Мусейибовой, Л.Г.Савенковой, Б.П.Юсова имеют большое значение в разработке проблемы формирования пространственных представлений у учащихся.
Но несмотря на множественные исследования в данной теме, назвать исчерпывающими их нельзя. В большей или меньшей степени почти во всех исследованиях развитие пространственных представлений изучается только в границах необходимого условия овладения необходимыми навыками и умениями в школьном обучении, как одно из важнейших профессиональных моментов в подготовительном этапе к творческой деятельности во многих специальностях (И.С.Якиманская, С.М.Василевский, В.П.Зинченко, К.М.Гуревич, И.П.Линькова, Т.В.Кудрявцев, Е.И.Игнатьев).
Решение проблемы развития пространственных представлений в большинстве исследованиях сводится к умению создавать пространственные элементы и читать их на изобразительной плоскости.
Цель - разработка, обоснование и экспериментальная проверка эффективности предлагаемой модели методической системы формирования пространственных представлений у детей 7-10 лет с нарушением зрения на уроках по рисунку.
Объект исследования - процесс художественно-творческой деятельности детей.
Предмет исследования - система педагогических методов, форм и средств, направленных на формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения средствами рисунка.
Гипотеза: успешное формирование пространственных представлений возможно, если будет:
- Разработана модель методической системы, позволяющую достигать оптимальных результатов в формировании пространственных представлений у детей с нарушением зрения средствами рисунка, соответствующих умственным возможностям, и творческим способностям каждого ученика, его жизненным планам, социализации и адаптации в обществе.
- Определена система педагогических методов, средств и форм, направленных на формирование пространственных представлений, позволяющая управлять процессом восприятия, мышления, воспроизведения полученных знаний на практике, базирующаяся на развитии у учащихся конструктивных способов мышления, анализа и художественного восприятия;
- Разработанная модель методической системы позволяет осуществлять системный подход к обучению детей, позволяет анализировать элементы системы, в которой содержание обучения и система заданий, диагностика уровней позволит более эффективно формировать пространственные представления;
- Разработаны критериальные характеристики и уровни сформированности пространственных представлений у детей 7-10 лет с нарушением зрения на уроках рисунка.
Задачи:
- Изучить, проанализировать и систематизировать литературу в области проблемы формирования пространственных представлений у детей с нарушением зрения.
- Определить психолого-педагогические особенности формирования пространственных представлений у детей в процессе рисования натюрморта.
- Обосновать и реализовать систему педагогических условий, средств, форм и методов, способствующих формированию пространственных представлений у детей с нарушением зрения средствами рисунка.
- Разработать критерии и уровни сформированности пространственных представлений у детей с нарушением зрения.
- Разработать модель методической системы и раскрыть содержание её основных структурных компонентов, комплекс заданий, обеспечивающих формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения на уроках по рисунку.
- Апробировать разработанную модель методической системы формирования пространственных представлений у детей с нарушением зрения на уроках по рисунку.
Методы исследования: основные положения философии, теории художественного мышления и познания; ключевые положения педагогики, психологии, физиологии исследования вопросов в области развития и формирования пространственных представлений у детей.
Изучение, анализ психолого -педагогической, философской, методической литературы зарубежных и отечественных и авторов по теме исследования;
Беседы, методы эмпирического наблюдения, изучение изобразительной деятельности учащихся, проверочные задания;
Анализ результатов творческой деятельности учащихся по оценочным критериям;
Теоретическая значимость заключается в том, что:
Разработаны структура теоретической модели методической системы формирования пространственных представлений, включающей структурные компоненты (содержательный, технологический и результативно-оценочные компоненты), уровни формирования пространственных представлений (высокий (творческий), средний, низкий), критерии и показатели формирования пространственных представлений.
Практическая значимость исследования:
Разработана методическая модель исследования, включающая: задания по рисунку для детей с нарушением зрения; критериальные характеристики и уровни оценивания детских работ учащихся с нарушением зрения, которые помогут корректировать деятельность учителя, направленную на развитие определенных качеств у учащихся в системе общего и дополнительного образования.
Научная новизна исследования:
- Экспериментально проверена модель методической системы, направленная на формирование пространственных представлений у учащихся 7-10 лет с нарушением зрения в рисования с натуры
- Предложена программа, система заданий и комплекс упражнений, методических рекомендации, наглядных пособий к каждому заданию
- Полученные результаты так же могут использоваться в общеобразовательной школе на уроках ИЗО, в школах дополнительного образования, для разработки методических пособий. В дальнейшем исследовании данной проблемы.
- Были выявлены наиболее эффективные формы, методы, средства, способствующие формированию пространственных представлений у детей с нарушением зрения.
- Разработаны уровни и критериальные характеристики формирования пространственных представлений у детей с нарушением зрения на уроках по рисунку в учреждениях дополнительного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
Степень сформированности пространственных представлений раскрывается через критерии:
Диагностика определения уровня сформированности пространственных представлений.
Психолого-педагогические условия, методы, формы и средства, направленные на формирование пространственных представлений у учащихся 7-10 лет с нарушением зрения
Модель методической системы формирования пространственных представлений у учащихся с нарушением зрения в процессе рисования с натуры, которая включает в себя компоненты структуры такие как: принципы построения учебных занятий, этапы, задачи, цели, содержание, комплекс заданий, которые в свою очередь активизируют формирование пространственных представлений.
Организация теоретического и практического исследования.
Исследование осуществлялось в несколько взаимодействующих этапов.
В период первого этапа (2015 - 2016гг.) изучалось состояние вопроса и проблемы, степень ее разработки, исследовалась педагогическая, философская, психологическая литература, были сформулированы гипотеза объект, предмет, цель, задачи исследования. Была обозначена главная идея научно-педагогического изучения, были проработаны основные теоретические положения.
В период второго этапа (2016-2017 гг.) осуществлялось экспериментальное исследование учащимися школы дополнительного образования. Педагогический эксперимент позволил выявить оптимальный комплекс педагогических средств формирования пространственных представлений у детей с нарушением зрения. Определить содержание, методы и средства обучения рисованию с натуры (натюрморт).
В период третьего этапа (2017 г.) была проведена систематизация теоретический и экспериментальный материал по проблеме исследования, подведены итоги экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Результаты исследования несколько раз проверялись и проходили этап корректировки в ходе работы над темой, обговаривались на заседаниях кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на научно-практических конференциях преподавателей и студентов ТГУ, практических семинарах. Результаты исследования используются в преподавании художественной школы им. Репина г.о. Тольятти, Комсомольского района.
Структура диссертации. Весь объем магистерской диссертации составляет 142 страниц набора на компьютере, введение из которых занимают 8 страницы, основная часть, заключение, список литературы, включающий 104 наименования и приложения на 30 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн. человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн. детей.
Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов.
Ограничение зрительных возможностей приводит к снижению уровня перцептивных действий при зрительном дефекте, сказывается на овладении детьми программным материалом по развитию представлений у детей о форме и величине предметов. В связи с этим необходимо проводить специальную коррекционную работу на занятиях и в повседневной жизни.
Говоря об особенностях представлений слепых, можно указать на то, что образы памяти у них менее точны, полны, обобщены, чем у зрячих, однако они могут быть достаточно точными и сложными.
Усвоение понимания отношений между предметами и объектами в пространстве проходит через несколько этапов, характеризующихся различной степенью осознанности признаков и свойств пространства.
Успешность овладения пространственными категориями во многом определяется состоянием сенсорных функций и в первую очередь состоянием зрения.
У детей с нарушениями зрения, из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта, наблюдается некоторый разрыв между уровнем предметно-практических действий и словесными выводами об этих действиях.
Работа по развитию пространственных представлений должна быть направлена, прежде всего, на развитие глазомера. Сегодня своей работой мы только прикоснулись к этой теме.
Эксперимент показал, что у средних школьников с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими формирование пространственных представлений и, как следствие, развитие пространственной ориентировки протекает медленнее и со значительными трудностями. Связано это с тем, что у таких детей зрительная информация об окружающем сильно ограничена.
Таким образом, выявленные данные свидетельствуют о необходимости проведения адекватной коррекционной работы у представленной категории детей.
Чтобы сформировать у детей с нарушением зрения пространственный образ, необходимо в процессе обучения использовать эффективные формы и методы обучения; сочетание словесных методов обучения с наглядной и практической ориентировкой слабовидящих в пространстве. В основу теоретической модели формирования пространственного образа положен диалектический принцип познания от общего к частному и от частного к общему. Эта модель имеет три этапа. Каждый этап направлен на формирование психологических качеств, определяющих эффективность решения поставленной цели, конкретных задач с использованием системы средств наглядности, методов и форм их использования. Каждый из этапов включает различные уровни психического отражения при формировании пространственного образа. Это сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный. Критерием оценки результата каждого этапа по формированию пространственного образа являются следующие характеристики: устойчивость, полнота, динамичность, адекватность, дифференцированности, яркость. На каждом этапе первоначально образ должен создаваться при опосредовано-чувственном восприятии. Для этого должна использоваться изобразительная наглядность и вербальные средства


1. Андреев, В.А. // Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (Проблемы методологии и теории): Моногр. СПб.: Образование. - 2006, 153 с.
2. Александров, А.Д. Геометрия: учеб. для 10-11кл. общеобразоват. учреждений / А.Д. Александров, A.J1. Вернер, В.И. Рыжик. - М.: Просвещение, 2006. — 240 е.: ил. Алексеев Н.А. Размышления о синергетике в педагогике электронный ресурс. / Алексеев Н.А. // Режим доступа: http://urorao.rsvpu.rn/FileDirectory/l 67/sinergetika-l .doc.
3. Ананьев, Б.Г. Проблема представления в советской психологической науке .// «Филос. зап.», 2012, 5 с.
4. Ананьев, Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. //- М., 2010. -378 с.
5. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / Андреев В.И. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. 568 с.
6. Анисимов, Н.Н. и др. Учебное пособие для техникумов, //3-е изд., 20 с.
7. Артемов, А.К. Состав и методика формирования геометрических умений / Артемов А.К. Пенза: Приволжское книжн. изд-во, 2008. — 366 с.
8. Аршинов, В.И., Свирский, Я.И. Философия самоорганизации. Новые
горизонты Текст. / Аршинов В.И., Свирский Я.И. // Общественные науки и современность. 2003., №3. - С. 59.
9. Аршинов, В.И. Синергетическое познание в контексте проблемы единства двух культур Текст. / Аршинов В.И. // Высшее образование в России. 1994., №4. - С.13-16.
10. Аршинов, В.И., Войцехович, В.Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами Текст. / Аршинов В.И., Войцехович В.Э. // Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов: Сб. статей. — М.: Прогресс- Традиция. 2011. - С. 107-120.
11. Астафьева, О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы / Астафьева О.Н. // М.: Издательство МГИДА, 2002. 295 с.
12. Астафьева, О.Н., Делокаров К. Теория самоорганизации и образование / Астафьева О.Н., Делокаров К. // Лицейское и гимназическое образование: материалы научно-методической конференции «Синергетика и учебный процесс» 2010., №3. -С. 92 - 96.
13. Баданова, Т. А. О возможностях синергетического подхода для формирования пространственного мышления учащихся Текст. / Баданова Т.А. // Вестник Поморского университета. — Архангельск. — 2008, №7-С. 127-131.
14. Баданова, Т. А. Психолого-педагогические дисциплины в сфере системно-синергетической парадигмы Текст. / Баданова Т.А. // Научные труды Калужского государственного педагогического университета имени К.Э. Циолковского. — Калуга, 2010. С. 10 — 15.
15. Баданова, Т.А. О возрастных и индивидуальных особенностях пространственного мышления учащихся Текст. / Баданова Т.А. // Среднее профессиональное образование. Москва. - 2009, №2 - С.70 -73.
16. Баданова, Т.А. Пространственное воображение и представление как основа развития пространственного мышления Текст. / Баданова Т.А.
17. Бакушинский, А.В. Линейная перспектива в искусстве и зрительном восприятии реального пространства // Искусство. - 2013. - №1. - С.21
18. Бевз, Г.П., Бевз, В.Г., Владимирова, Н.Г. Геометрия 7-11 класс / Бевз Г.П., Бевз В.Г., Владимирова Н.Г. М.: Просвещение. - 1992. - 352 с.
19. Богуславский М.В. Синергетика и педагогика / Богуславский М.В. // Магистр. 2015., №2. - С.89 - 95.
20. Богуславский, М.В. Страсти по синергетике / Богуславский М.В. // Мир образования. 2006., №5. - С. 17 - 21.
21. Боднар, М.Г. О структуре пространственных
представлений младших школьников Текст. / Боднар М.Г. // Новые исследования в психологии. 973. - С. 3 - 11.
22. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2008. - 1536 с.
23. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. Т.2. М.: Сов. Энциклопедия. — 2011.-351 с.
24. Бордовский, Г.А., Горлицкая, С.И., Извозчиков, В.А. Теоретические предпосылки использования метода проектов для формирования инфоноосферы учащихся и становление педагогики креативной ориентации Текст. / Бордовский Г.А., Горлицкая С.И., Извозчиков
25. Ботвинников, А. Д. Графическая деятельность / Дидактическое исследование процесса формирования графических знаний, умений и навыков у учащихся средней общеобразовательной школы: Автореф., докт. дис. -М.: 1968. 55 с.
26. Бочкарев, А.И. Проектирование синергетической среды в образовании: Автореф. д-ра пед. наук. М., 2012. - 52 с.
27. Бранский, В.П. Теоретические основания социальной синергетики Текст. / Бранский В.П. // Вопросы философии. 2010., № 4. - С. 112129.
28. Брейтер, М. Кружок изобразительного искусства Лигачевской школы Химкинского района / (Материалы 4-ой обл. Конференции по художественному воспитанию детей).// - М., 2012. - С.10
29. Бреус, И.А. Развитие пространственного воображения будущих учителей математики в процессе их геометрической подготовки: Дис. канд. пед. наук: Ростов н/Д, 2002. 243 с.
30. Буданов, В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход Текст. / Буданов В.Г. // Высшее образование в России. — 1994., №4. — С. 16 — 21.
31. Буданов, В.Г. Синергетические стратегии в образовании Текст. / Буданов В.Г. // Философские проблемы образования. Москва. РАГС. 2006. режим доступа: http: //ns. iph.ras .ru/~mifs/stbudan.htm.
32. Буданов, В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики Текст. / Буданов В.Г. // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. Сб. ст. М.: Прогресс-Традиция, 2010. - С.285 - 304.
33. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе / Бычков А.В. // -М.: Изд- во МГУ, 2010. 47 с.
34. Варенцова, Т.А. Педагогические средства развития у студентов
пространственно-образного мышления в процессе графической подготовки (На примере инженерных специальностей): Дис. . канд. пед. наук. Москва, 2012. 237 с.
35. Варнавская, Н.Я. Стандарт геометрической подготовки учащихся 5-6 классов в условиях реализации фузионистского курса геометрии: Дис. канд. пед. наук: Рязань, 2005. 212 с.
36. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации Текст. / Васильев В. // Народное образование. - М., 2000., №9.-с. 177-180.
37. Василькова В.В., Яковлев И.П., Барыгин И.Н. Волновые процессы в общественном развитии / Василькова В.В., Яковлев И.П., Барыгин И.Н. Новосибирск, 2002. - 227 с.
38. Веккер, JT.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Веккер JI.M. Москва: Смысл; Perse, 2013. - 685с.
39. Веккер, Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов / Под общ.ред. А.В. Либина. - М.: Смысл; PerSe, 2010. - С.685
40. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. // М., 2014.-С .365 с.
41. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9.-С.17
42. Вернер,А.Л. Геометрия: Учебн. для 7кл. общеобразовательных. учреждений/
А.Л. Вернер, В.И. Рыжик, Т.Г. Ходот. М.: Просвещение, 2003. - 176 е.: ил.
43. Вернер, А.Л. Геометрия: Учебн. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.Л. Вернер, В.И. Рыжик, Т.Г. Ходот. М.: Просвещение, 2011. - 192 е.: ил.
44. Вернер, А.Л. Стереометрия: учебное пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / А. Л.Вернер, Т.Г.Ходот. М.: Просвещение, 2006.
— 128 е.: ил.
45. Весна, М.А. Педагогическая синергетика: Монография / Весна М.А. — Курган: Изд-во КГУ, 2001. 405с.
46. Виненко, В.Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога: Дисс. д-ра пед. наук. Саратов, 2001.-322 с.
47. Виненко, В.Г. Синергетика в школе Текст. / Виненко В.Г. // Педагогика. 1997., №2. - С.55 - 60.
48. Виноградова, Г.Г. Изобразительное искусство в школе. // М.: Просвещение, 2008.-С .173
49. Владимирский, Г.А. Наглядные изображения в параллельных проекциях / Владимирский Г.А. М. Учпедгиз 2004. - 132с
50. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. М.: Педагогика 2009.,224 с.
51. Выгодский, Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте / Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 2006.
- С.449
52. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. // Под ред.
В.В.Давыдова. М.: Педагогика-пресс, 1999. - 536 с.
53. Геометрия, для 10-11 классов: Учеб. Пособие для учащихся шк. и классов с углуб. изучением математики / Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. 5-е изд. - М.: Просвещение, 1995. - 464 с.
54. Геометрия. 10 кл. Задачник для общеобразоват. учреждений с углубл. и профильным изучением математики / Е.В.Потоскуев, Л.И.Звавич. М.: Дрофа, 2013. - 256 с.
55. Геометрия. Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов,
С.Б.Кадомцев и др. — 2-ое изд. М.: Просвещение, 2013. - 207 с.
56. Герович В. А. Проблема самоорганизации в исследованиях по кибернетике и искусственному интеллекту / Герович В.А. // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. — М.: Наука, 2014. — С.125- 145.
57. Гинулис, Э.Ж. Развитие математических способностей учащихся Текст. / Гинулис Э.Ж. // Математика в школе. 1990., № 1. с. 5 - 9.
58. Глейзер Г.Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии / Глейзер Г.Д. -М.: Педагогика, 1978. -104 с.
59. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов / Гмурман В.Е. М.: Высш.шк., 2004.- 497 с.
60. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М., 2013.
61. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова / Громыко Ю.В. Изв. Рос. акад. образования. - 2000., № 2. - С. 36-43.
62. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения Текст. / Гузеев В.В. // Директор школы. М., 1995., № 6. С.34 - 47.
63. Деглин В.Л., Ивашина Г.Г., Николаенко И.Н. Роль доминантного и недоминантного полушарий мозга в изображении пространства // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д.Хомской. - М.: Наука, 2006 г. - С. 58 - 70.
64. Ермолаева-Томина, Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей / Л. Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии / Ред. А. А. Смирнов, О. А. Конопкин. - 1977. - № 4 июль-август 2012. - с. 74-84.
65. Ермолаева-Томина, Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) / Л. Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии / Ред. А. А. Смирнов, О. А. Конопкин. - 1975. - № 5 сентябрь-октябрь 2015. - С. 166-177.
66. Ермолаева-Томина, Л. Б. Развитие креативности на занятиях изобразительным искусством. // Сб. научно-методических трудов. Совершенствование методики преподавания художественно-творческих дисциплин.- М., 2012.- С.65.
67. Земцова, М.И. Пути компенсации слепоты. - М., 2006.
68. Зимина, А. М. Формирование объемно-пространственных представлений на основе архитектурных элементов / А. М. Зимина // Искусство и образование. -
2009 . - N 4 (60). - С. 121-125
69. Игнатьев, Е. И. Возрастные особенности формирования зрительного образа у детей.// Ученые записки: восприятие и воображение. МПГИ, 2013.- С. 5-36
70. Игнатьев, Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Известия АПН РСФСР, 2006. С- 256.
71. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей.// М., 2011.-
С.223
72. Кринский, В. Ф. Объемно-пространственная композиция в архитектуре / Под ред. А. В. Степанова. М.: Стройиздат, 2003. - 193 с.
73. Кулагин, ЮЛ. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. — М., 2009.
74. Лебёдко, В. К. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком в начальной стадии обучения: автореф. //М., 2005. - С.78
75. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2х томах. // Под.ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. //¬М.: Педагогика.2013.-С. 67-78.
76. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М., 2012. - 425 с.
77. Мусейибова, Т. Ориентировка в пространстве. // Дошк. Воспитание. - 2008. - № 8. С-7-8
78. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. // М.:
Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт
школ, 2008.-С. 89-91
79. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное
искусство и художественный труд: с краткими методическими
рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. // 3-е изд. - М.:Просвещение, 2007. - 141 с. - (Программы общеобразовательных
учреждений).
80. Образование в XXI веке. Материалы всероссийской научной заочной конференции. Тверь: ООО «Буквица», 2007. - С. 123 - 125.
81. Пекина, О.И. Метод конструктивного анализа в развитии объёмно-пространственного мышления студентов на начальной стадии обучения рисунку // Методическая и художественно-профессиональная подготовка студентов факультета изобразительных искусств. Сб. науч. трудов. Выпуск 1.// - Самара: СГПУ, 2007.-(0,Зп.л.).
82. Раушенбах, Б. В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 2010. С-176
83. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М. 2005. // Электронная библиотека - yanko/lib/ru/.
84. Савенкова, Л.Г. Особенности интегрированного обучения. // Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений. Сб. науч. Статей/ Ред. - сост. Е.П.Кабкова М.:ИХО РАО; 2015.-С.34.
85. Сакулина, Н.П. Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005.- С. 100- 135.
86. Семаго, М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. / (Библиотека психолога-практика) // М.: АРКТИ, 2005. С-27-31
87. Сеченов, И.М. Элементы мысли //Избранные произведения. -М.,2008.-С.275
88. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей
дошкольного возраста. - М., 2015.
89. Флёрина, Е.А. Детский рисунок / Е.А. Флерина. - М., 2004. - С. 37.
90. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурных факторов в формировании современного художественно мышления учителя образовательной области «Искусство». // М.,2014.- С.93
91. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников. // М.: Педагогика, 1990. - С.240
92. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1635/4/urgu0638s...
93. http://inclusive-edu.1 gb.ru/texti/strukture/grc/sotru..
94. http://sadik.books-pdf.ru/tags/?6?.+?6?.+?4??4??4??4?..
95. http://superinf.ru/view article.php?id=57
96. http://topref.ru/referat/125243.html
97. http://www.anypsy.ru/glossary/perspektiva.
98. http://www.anypsy.ru/glossary/prostranstvennye-predstavleniya
99. http://www.knigi-psychologia.com/article info.php?art..


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ