Введение 5
1 Теоретические положения объекта разработки 8
1.1 Автомобили на электрической тяге 8
1.2 Устройство гибридных автомобилей 16
1.3 Автомобиль ГАЗель Некст и привязка разрабатываемой конструкции к
нему 24
2 Обоснование выбора схемы и описание конструкции и работы
проектируемого узла 28
2.1 Разработка структурной схемы трансмиссии автомобиля с
использованием вместо заднего моста мотор-колес 28
2.2 Разработка структурной схемы мотор-редуктора 31
3 Конструкторский раздел 33
3.1 Кинематические расчёты мотор-редуктора 33
3.2 Прочностной расчёт тихоходной цилиндрической ступени 36
3.3 Определение геометрических параметров зубчатых зацеплений 42
4 Технологический раздел дипломного проекта 49
5 Безопасность и экологичность объекта дипломного проекта 53
5.1 Описание условий труда 53
5.2 Идентификация вредных производственных факторов 54
5.3 Общие требования по обеспечению безопасности на предприятии 55
5.4 Требования эргономики при работе за компьютером 57
5.5 Расчет вентиляции в помещении 63
6 Экономический раздел дипломного проекта 66
Заключение 73
Список используемых источников 74
«Автомобильный транспорт играет существенную роль в транспортном комплексе страны. Согласно оценкам, вклад автомобильного транспорта в перевозки грузов составляет 75-77%, а пассажиров (без индивидуального легкового) 53-55%. Регулярными автомобильными перевозками (основными в пассажирских перевозках) охвачено 1,3 тыс. городов и 79,8 тыс. населённых пунктов.
Главной задачей автомобильного транспорта является полное, качественное и своевременное удовлетворение потребностей предприятий и населения в перевозках при возможно минимальных материальных затратах.
Поэтому основными задачами являются повышение уровня технического обслуживания, повышение производительности подвижного состава, и снижение затрат на перевозки грузов.» [1]
В процессе эксплуатации в автомобиле появляются различные неисправности, которые снижают эффективность его использования, соответственно своевременное выполнение технического обслуживания или ремонта играет важную роль при эксплуатации подвижного состава, обеспечения безопасности движения, экономии топлива и смазочных материалов. К тому же трудовые и материальные затраты на поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии значительно ниже, чем затраты на его изготовление, а также.
«Внедряя доработки и изменения в конструкцию подвижного состава можно добиться значительного повышения производительности, а также снижения немало важного показателя - себестоимости грузоперевозок.» [1]
«Идея электрического мотор-колеса родилась практически сразу же после того, как появились достаточно мощные и компактные электромоторы.
Первые в истории патенты на подобные механизмы были получены в Америке Веллингтоном Адамсом из Сент-Луиса в 1884 году и еще через шесть лет - Альбертом Парселлом из Бостона. Но «пионером» в деле практического применения мотор-колес стал Фердинанд Порше. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже был показан его электромобиль Lohner- Porsche с передними ведущими электрическими мотор-колесами. В 1906 году патент на силовую установку был продан Daimler, и до начала Первой мировой войны компания выпустила более 300 электромобилей. Впоследствии эта технология не получила развития, и всерьез к ней вернулись лишь после Второй мировой войны в СССР.» [4]
«В рамках советской лунной программы Ленинградский ВНИИтрансмаш создал шасси для планетохода с использованием электрического мотор-колеса. В его герметичном модуле помещались редуктор, электромотор, тормоза и необходимые датчики. Аналогичные проекты разрабатывались NASA. В конце 1970-х в Новосибирске был создан первый прототип колеса-мотора для автомобиля «Жигули». В 1979 году на Волжском автозаводе такие колеса были собраны в металле и тогда же экспонировались на советско-американском симпозиуме по электромобилям.
В 1980-1990-х годах исследования технологии мотор-колес с разным успехом велись практически всеми крупными автокомпаниями. Интересно, что наибольших успехов на этом поприще вновь добились наши соотечественники Александр Пунтиков и Борис Маслов. В 1998 году они запатентовали оригинальную концепцию мотора, симулирующего работу человеческих мышц (Adaptive motor), а в 2000 году создали в Америке технологическую компанию Wavecrest Laboratories. Идея была успешно осуществлена на практике, и теперь мотор-колеса Пунтикова и Маслова используются в различных отраслях промышленности.» [6]
«Другой россиянин, изобретатель Владимир Шкондин, еще в начале 1990-х разработал мотор-колесо собственной конструкции и запатентовал его в 28 странах мира. Уникальный механизм состоит всего из семи деталей. Стоит отметить еще одну интересную идею, родившуюся в России, - вариоколесо Н.В. Гулиа, М. Ференца и С.А. Юркова. Ученые предложили встроить бесступенчатый вариатор в ступицу колеса совместно с понижающей передачей. При более высокой сложности конструкции такое решение мотор-колеса дает серьезный выигрыш в компактности, массе и КПД.» [1]
«Авто с электрическими мотор-колесами обладают рядом веских преимуществ перед традиционными.
В первую очередь это отсутствие множества сложных и тяжелых передаточных механизмов между двигателем и колесом - сцепления, трансмиссии, приводных валов и дифференциалов.
Во-вторых, отменная динамика: компактные и легкие электрические моторы способны развивать крутящий момент вплоть до 700 Н м даже на самых низких оборотах.
В-третьих, управляемое мотор-колесо делает автомобиль чрезвычайно маневренным - ведь все колеса могут вращаться с разной скоростью и даже в разных направлениях. Машина способна разворачиваться на 360 градусов, парковаться в самых сложных условиях и мгновенно адаптироваться к качеству дорожного покрытия.
В-четвертых, значительно упрощается конструкция важнейшей для электромобилей системы регенерации энергии торможения.
Ну и в-пятых, ничто не сможет сравниться с мотор-колесом в обеспечении активной безопасности движения - все продвинутые электромеханические алгоритмы типа ABS, ESP, Traction Control, Brake Assist и так далее запросто прошиваются в управляющий софт и воздействуют на каждое отдельное колесо.» [6]
Поэтому, в рамках дипломного проекта, мы будем рассматривать конструкцию транспортного средства с гибридной электрической трансмиссией с мотор-колесом в качестве двигателя.
В рамках выполнения дипломного проекта была выполнена разработка конструкции мотор-колеса для грузового автомобиля малого класса.
Разработка и расчет конструкции производилась на основе произведенного поиска аналогов конструкции, как производимых промышленностью, так и существующих в виде патентных образцов.
Был произведен мощностной и прочностной расчет как всей конструкции мотор-колеса для грузового автомобиля малого класса, так и отдельных узлов. На основе выполненных расчетов были выполнены чертежи ответственных узлов конструкции и скомпонованы сборочные чертежи. Были также выполнены чертежи наиболее ответственных деталей, результаты представлены на листах графической части.
Также на лист графической части была вынесена технологическая карта проведения сборочных работ мотор-колеса. Поскольку, по заданию на дипломный проект, мотор-колесо устанавливается на грузовой автомобиль малого класса, был произведен обзор аналогичных конструкций, производимых как во времена СССР, так и современными автопроизводителями.
Был выполнен анализ безопасности работы при проведении опытно-конструкторских работ. Произведен анализ нормативных документов, регламентирующих безопасность работ за компьютерной техникой. Произведен инженерный расчет воздухообмена в помещении.
Были рассчитаны экономические показатели эффективности проекта. Была рассчитана себестоимость изготовления мотор-колеса в условиях опытного производства.
На основании всего изложенного, считаем задачи, поставленные в рамках дипломного проекта полностью выполненными.
1. Анопченко, В. Г. Практикум по теории движения автомобиля [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Г. Анопченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013. - 116 с. - ISBN 978-5-7638-2494-0.
2. Богатырев, А. В. Автомобили : учебник / А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский ; под ред. проф. А.В. Богатырева. - 3-е изд., стереотип. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 655 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi.org/10.12737/2530. - ISBN 978-5-16¬101092-1.
3. Безопасность и экологичность проекта/ Ю.Н. Безбородов [и др.] - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. - 148 с. ISBN 978-5-7638-3176-4.
4. Березина, Е. В. Автомобили: конструкция, теория и расчет: Учебное пособие / Е.В. Березина. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. - 320 с.: ил.; . - (ПРОФИль). ISBN 978-5-98281-309-1. - Текст : электронный.
5. Вахламов, В. К. Автомобили: Основы конструкции: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ В.К. Вахламов — М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 528 с.
6. Ведущие мосты тракторов и автомобилей: Учебное пособие / Кобозев А.К., Швецов И.И., Койчев В.С. - Москва :СтГАУ - "Агрус", 2016. - 64 с.
7. Волков, В.С. Конструкция автомобиля : учеб. пособие / В.С. Волков. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2019. - 200 с. - ISBN 978-5-9729¬0329-0.
8. Высочкина, Л. И. Автомобили: конструкция, расчет и
потребительские свойства [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие по курсовому проектированию / сост. Л.И. Высочкина, М.В. Данилов, В.Х. Малиев и др. - Ставрополь, 2013. - 68 с.
9. Головин, С. Ф. Технический сервис транспортных машин и оборудования [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. Ф. Головин. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 282 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011135-3
10. Гринцевич, В. И. Техническая эксплуатация автомобилей. Технологические расчеты [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. И. Гринцевич. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011. - 194 с. - ISBN 978-5-7638-2378-3.
11. Карташевич А.Н. «Тракторы и автомобили. Конструкция» / А.Н. Карташевич, А.В. Понталев, А.В. Гордеенко // учебное пособие, Изд-во Инфра-М, 2013 - 313 с.
12. Кибанов, А. Я. Проектирование функциональных взаимосвязей
структурных подразделений производственного объединения
(предприятия) [Электронный ресурс] / А. Я. Кибанов, Т. А. Родкина. - М. : МИУ им. С. Орджоникидзе, 2016
13. Коханов, В. Н. Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Н. Коханов, В.М. Емельянов, П.А. Некрасов. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 400 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi.org/10.12737/2883. - ISBN 978-5-16-100439-5.
14. Корниенко, Евгений. Информационный сайт по безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] / Е. Корниенко. - Электрон. текстовые дан. - Москва: [б.и.], 2018. - Режим доступа http://www.kornienko- ev.ru/teoria_auto/page233/page276/index.html, свободный
15. Лата, В.Н. Основы моделирования управляемого движения автомобиля : учебное пособие / В.Н. Лата. - Тольятти : ТГУ, 2012. - 60 с. [11] : ил.-Библиогр.: с.10-21.
16. Лукаш, Ю. А. Экономические расчеты в бизнесе [Электронный ресурс] : большое практ. справ. пособие / Ю. А. Лукаш. - Москва : Флинта, 2012. - 210 с. - ISBN 978-5-9765-1369-3.
17. Мигаль, В. Д. Методы технической диагностики автомобилей : учебное пособие / В.Д. Мигаль, В.П. Мигаль. - Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. - 417 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978¬5-16-100107-3.
18. Муравьева, А.М., Яковлев Ю.В. Методические указания к выполнению домашнего задания по винтовым устройствам: Харьков, Харьк. авиац. ин-т, 1981;
19. Набоких, В. А. Испытания автомобиля : учебное пособие / В.А. Набоких. - 2-е изд. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. - 224 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-106839-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1087951(дата обращения: 09.06.2020)
20.Огороднов, С.М. Конструкция автомобилей и тракторов : учебник / С.М. Огороднов, Л.Н. Орлов, В.Н. Кравец. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2019. - 284 с. - ISBN 978-5-9729-0364-1.
21. Огороднов С.М. «Конструкция автомобилей и тракторов»/ С.М. Огороднов, Л.Н Орлов, В.Н. Кравец // учебник, Изд-во Инфра Инженерия, 2019 - 284 с
22. Пантелеева, Е. В. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. В. Пантелеева, Д. В. Альжев. - Москва : ФЛИНТА, 2013. - 286 с. - ISBN 978-5-9765-1727-1.
23. Радин, Ю. А. Справочное пособие авторемонтника / Ю. А. Радин, Л. М. Сабуров, Н. И. Малов. - Москва : Транспорт, 2018. - 285 с. : ил. - Библиогр.: с. 277. - Предм. указ.: с. 278-278. - ISBN 5-277-00094-1 : 28-80.
24. Ремонт автомобилей [Электронный ресурс] - Режим доступа http: //automend.ru/
25. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ 5320, 5410, 55102, 55111, 53212, 53211, 53213, 43114, 65111, 4326, 54155 - М., 2010. - 286 с.
26. Руктешель, О.С. Выбор параметров и оценка тягово-скоростных и топливно-экономических свойств автомобиля / О.С. Руктешель. - Минск : БНТУ, 2015. - 77 с.
27. Савич, Е. Л. Легковые автомобили : учебник / Е.Л. Савич. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2019. - 758 с. : ил. - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-104387-5.
28. Савич, Е. Л. Системы безопасности автомобилей : учебное пособие/ Е.Л. Савич, В.В. Капустин. - Минск: Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2020. - 445 с.: ил. - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16¬104362-2.
29. Сайт торговой компании «Все инструменты» [Электронный ресурс].
- Режим доступа http://tolyatti.vseinstrumenti.ru, свободный
30. Сергеенко, В.А. Проверочный расчет зубчатых передач трансмиссии автомобилей / В.А. Сергеенко. - Минск : БНТУ, 2016. - 61 с.
31. Соломатин, Н.С. Испытания узлов, агрегатов и систем автомобиля : учебное пособие / Н.С. Соломатин. - Тольятти : ТГУ, 2013. - 140 с. [1] : ил.- Библиогр: с. 110-112.
32. Стуканов, В. А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля : учебное пособие / В.А. Стуканов. - Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. - 368 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-101654-1.
33. Тарасик, В. П. Теория автомобилей и двигателей : учебное пособие / В.П. Тарасик, М.П. Бренч. - 2-е изд., испр. - Минск : Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2020. - 448 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978¬5-16-101224-6.
34. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник / В. М. Власов [и др.] ; под ред. В. М. Власова. - Гриф МО. - Москва : Academia, 2003. - 477 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 473. - Прил.: с. 421-472. - ISBN 5-7595-1150-8 : 191-82.
35. Халтурин Д.В., Испытание автомобилей и тракторов : практикум / Д.В. Халтурин, Н.И. Финченко, А.В. Давыдов - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2017. - 172 с. (Серия "Учебники ТГАСУ") - ISBN 978-5- 93057-791-4 - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL :http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785930577914
36.Чернова, Е.В. Детали машин : проектирование станочного и промышленного оборудования : учеб. пособие для вузов / Е. В. Чернова. - Москва : Машиностроение, 2011. - 605 с.
37. Щелчкова, Н. Н. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Часть II : учебно-практическое пособие / Н.Н. Щелчкова, Д.В. Натарова, Е.А. Романова. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 225 с. - ISBN 978-5-16-108275-1.
38. Catalin, Alexandru. Vlad, Totu, Method for the multi-criteria optimization of car wheel mechanisms / Alexandru, Catalin. Totu, Vlad;. - Ingenieria e Investigation, 2016. - 137s
39. Denton, Tom Automobile Mechanical and Electrical Systems: 2nd Edition / Tom Denton: Routledge, 2017 - 378р. - ISBN 9780415725781
40. Duna, Tariq Yaseen, Graphical user interface (GUI) for design of passenger car system using random road profile / Tariq Yaseen, Duna;. - International Journal of Energy and Environment, 2016. - 97s.
41. G. A. Einicke, Smoothing, Filtering and Prediction: Estimating the Past, Present and Future (2nd ed.), Prime Publishing, 2019
42. Haney, Paul. The racing and high-perfomance tire / Paul Haney. - TV MOTORSPORT : Springfield, 2003. - 285 p. [2]. - ISBN 0-9646414-2-9.
43. Jan, Ziobro. Analysis of element car body on the example silentblock / Ziobro Jan;. - Advances in Science and Technology Research Journal, 2015. - 37s.
44. Lucian, Roman, Mathematical model and software simulation of system from opel cars / Roman, Lucian;. - Annals of the Oradea University: Fascicle Management and Technological Engineering, 2014. -77s.
45.Singh, H. Rewat The Automobile: Textbook for Students of Motor Vehicle Mechanics / H. Rewat Singh: S Chand & Co Ltd, 2004 - 532 p..