Введение 6
1 Анализ исходных данных проекта 8
1.1 Информация о заказчике 8
1.2 Культурное пространство как средство развития общества 10
1.2.1 Способы формирования культурного пространства 12
1.2.2 Проблема культурного пространства в современном обществе ... 14
1.3 Социокультурный проект: сущность понятия 16
1.3.1 Социокультурные проекты города Тольятти 19
1.4 Творческий кластер: сущность понятия 19
2 Предпроектный анализ и предварительные разработки 22
2.1 Культурное пространство по развитию творческого потенциала
молодежи 22
2.2 Развитие музыкального учреждения 23
2.3 Анализ целевой аудитории 25
2.4 Проведение исследования 30
2.4.1 Интернет-исследование 31
2.5 Анализ аналогов 34
3 Подготовка проектных материалов 39
3.1 Первичные концептуальные предложения 39
3.1.1 Тестирование концептуальных предложений 42
3.1.2 Финальное концептуальное предложение 43
3.2 Программа реализации дизайн-проекта 43
3.2.1 Программа перформанса: дизайн-продукт в реальности 44
3.3 Описание готовых дизайн-продуктов 48
4 Экономическое обоснование проекта 52
4.1 Расчет затрат на выполнение проекта 52
4.1.1 Расчет затрат на реализацию проекта с учетом применяемых технологий и объема выпуска (тиража) 52
4.2 Расчет экономической эффективности 53
Заключение 54
Список используемых источников 56
Приложение А Анализ исходных данных 58
Приложение Б Описание и обоснование проектного предложения 61
Приложение В Эскизы дизайн-продуктов 65
Приложение Г Аналоги 67
Приложение Д Дизайн-продукция
Современный мир обновляется каждый день. Одни технологии сменяются другими, более усовершенствованными, потребности человека растут, меняется мода, музыка, нормы порядка, но одно остается неизменно - это коммуникация.
Современный человек нуждается в общении с самых ранних лет, особенно, если человек занимается творческой деятельностью. В российских городах существует большое количество различных культурных центров, культурных пространств, креативных и творческих кластеров, в которых люди занимаются созданием и развитием различных творческих, социальных, городских проектов. Человек, в таком обществе создает нужные продукты для своего окружения, и развивается сам.
В настоящее время город Тольятти является городом, в котором недостаточно доступных заведений похожих на культурные центры и творческие кластеры, но городское общество имеет потребность в таких местах. Тем самым творческая молодежь города Тольятти не имеет возможность раскрыть свой творческий потенциал.
Целью курсовой работы является проведение теоретического и практического исследования, которые позволят разработать визуальную концепцию творческого кластера на базе музыкальной школы №4 имени Свердлова города Тольятти с помощью визуальных средств и графического дизайна.
Объектом исследования является культурное пространство по развитию творческого потенциала молодежи г.о. Тольятти.
Предмет исследования - социокультурный проект как способ формирования творческой среды.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить сбор информации о потенциальном заказчике;
2) выявить и проанализировать культурный и творческий потенциал города Тольятти;
3) на основе анализа культурного и творческого потенциала выбрать наиболее подходящий способ формирования идентичности творческого кластера;
4) провести исследование с целевой аудиторией проекта;
5) на основе проведенных исследований и анализа разработать визуальную концепцию проекта.
Для решения поставленных задач привлекаются такие общепринятые методы исследования как:
1) анализ специализированной литературы;
2) сбор и анализ текстовой информации городских СМИ;
3) исторический анализ;
4) проектное моделирование;
5) методология сематического дискурсивного моделирования продукта;
6) интернет-исследование;
7) анализ интернет-площадки;
8) SWOT-анализ.
В первом разделе бакалаврской работы подробно рассматриваются понятия культурное пространство и творческий кластер, способы их формирования и факторы, оказывающие на них влияние.
Во втором разделе представлен анализ исходных данных: история возникновения и развития музыкальной школы №4 имени Свердлова, а также приведены выводы проведенного предпроектного исследования, описываются результаты исследований по каждому из выбранных методов.
В третьем разделе представлена концепция дизайн-проекта на основе полученных результатов исследований, а также предполагаемые элементы в рамках данной концепции.
В четвертом заключительном разделе описано экономическое обоснование проекта
Коммуникация действительно является главным сегментом в современной жизни общества и человека в целом. Методы коммуникации бывают разными, и чаще всего общество выбирает такой метод, который будет наиболее эффективен для решения проблем. Так же, не маловажным остается то, в какой среде находиться человек, когда тот учиться коммуникативному языку. Образовывается конкретное культурное пространство, способное повлиять на потенциальное творческое и личностное развитие человека.
Музыкальная школа № 4 имени Свердлова имеет большую площадь и возможности для реализации социокультурного проекта. Данная организация занимается детским музыкальным образованием. Это место имеет дух юношества и детского творчества. Данная музыкальная школа имеет все возможности для реализации и развития творческой среды (творческого кластера), где дети могут реализовать свои творческие навыки, где взрослые могут находить между подростками общий контакт. Место, в котором может развиваться будущее нашей молодежи при помощи таких средств как: коммуникация, мастер-классы, мероприятия, совместные развивающие встречи. Место, которое может носить не только развлекательный, но и развивающий характер в сфере дополнительного образования.
В первых двух разделах курсовой работы была дана подробная характеристика понятий «культурное пространство», «социокультурный проект», «творческий кластер», провеет подробный анализ исходных данных.
Далее, были проведены некоторые анализы и исследования для определения общей идеи, а также, был проведен анализ аналогового ряда.
В третьем разделе курсовой работы был проведен проектный процесс, целью которого является создание дизайн-продуктов проекта через методологию сематического дискурсивного моделирования, а также были представлены эскизы возможных дизайн-продуктов.
Четвертый раздел, является разделом подсчета экономического коэффициента, где в ходе работы рассчитывалась фактическая работа дизайнера.
Таким образом, можно сделать вывод, что творческий кластер - это важная организация по развитию культурных и личностных качеств людей. Как и любая творческая единица, кластер способен дать взрослым и молодым людям инструмент, через который они могут реализовать себя через открытие и развитие своего творческого потенциала. Кластер должен иметь свою идентичность, которой могут восхищаться, и которая была бы способна вдохновлять участников кластера.
В данном случае, люди, проживающие в городе Тольятти теперь могут найти такое место и посещать его, развивая себя как личность, и развивая город благодаря совместными проектами с профессионалами творческих направлений, создавая индивидуальные и качественные продукты.
1. Бабаева А.В. Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия «Symposium», выпуск 7. СПб. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С.14-17.
2. Быстрова А.Н. Структура культурного пространства: дис. д-ра филос. наук. Томск, 2004. 407 с.
3. Власова С. В. Образование XXI века: каким ему быть?// Общественные науки и современность. - 1999. - №2. - С. 190.
4. Горяинова О.И. Человек в культурном пространстве // Время культуры и культурное пространство. М., 2000.С. 9-12.
5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
6. Зарубежный опыт функционирования кластеров в экономически развитах странах (Дания, Германия, Австралия, Финляндия, Италия, Франция): научная статья / Мировая экономика и международные экономические отношения; под ред. Ю.Б. Миндлина, 2009 - 5 с.
7. Культурно-образовательное пространство современного человека: коллективная монография / под ред. профессора Ю.Г. Голуба. - Саратов: Саратовский источник, 2010. - 167 с.
8. Культурно-образовательное пространство современного человека: коллективная монография / под ред. профессора Ю.Г. Голуба. - Саратов: Саратовский источник, 2010 - 167 с.
9. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пос. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 480 с.
10. Культурология: Учеб. пос. / Под ред. Г.В. Драча.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 573 с.
11. Культурология: Учеб. пос. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1996. - 400 с.
12. Кургузов В.Л. Культурный потенциал: проблема сущности и понятия// Культурный потенциал Байкальского региона. Улан-Удэ, 2009. 480c.
13. Леонова О.А. Понятие «образовательное пространство» и его региональная интерпретация / О.А. Леонова // Педагогика. - 2008. - № 6
14. Личутин А. Тезисы о культурных кластерах. // Экология культуры №2 (45) 2008: Информационный бюллетень. Продолжающееся издание (издается с 1997 года) / Гл. ред. Л. Е. Ворстяков. - Архангельск: Комитет по культуре Архангельской области, 2008 - 108 с.
15. Лола Г. Н. Дизайн-код: культура креатива [Текст] / Г.Н. Лола // СПб.: Элмор - 2012 - 140 с.
16. Люббе Г. Наука и религия после Просвещения: об утрате культурной значимости научных представлений о мире // Сб.: Наука в культуре. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - С. 278-292.
17. Мурзина И.Я. Концепция развития регионального культурно - образовательного пространства / И.Я. Мурзина // Человек в мире культуры. - 2013. - № 3. [Электронный ресурс]
18. Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее / Р.Флорида; Пер. с англ. - М.: Классика-XXI, 2005 - 430 с.
19. Хоркхаймер М. Адорно Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты / Пер. с нем. М.: Медиум; СПб.: Ювента, 1997 - 312 с.
20. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 640 с.