Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка деловых игр по дисциплине «Оперативное управление в электроэнергетике»

Работа №11362

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

электротехника

Объем работы172
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 14
Глава 1 Организация деловых игр в учебном процессе (на примере дисциплины «Оперативное управление в электроэнергетике») 15
1.1 Требования к профессиональной подготовке студентов-электроэнергетиков 15
1.2 Классификация деловых игр 18
1.3 Процесс организации тренировок оперативного персонала 22
1.4 Программные комплексы, используемые для тренировок и проверки знаний
оперативного персонала электроэнергетических предприятий 28
1.4.1 Тренажеры оперативных переключений 29
1.4.2 Режимные тренажеры диспетчера 36
1.4.3. Программный комплекс «АСОП-Эксперт» 43
1.5 Применение тренажёров оперативного персонала в учебном процессе 46
1.6 Выводы по главе 1 47
Глава 2 Деловые игры по дисциплине «Оперативное управление в электроэнергетике» 49
2.1 Общие вопросы организации деловых игр 49
2.2 Этапы конструирования и проведения деловой игры 51
2.3 Деловая игра «Восстановление нормального режима работы энергосистемы после
аварийного отключения автотрансформатора на подстанции Маяк» 53
2.4 Противоаварийные тренировки 57
2.5 Оценивание результатов деловых игр и противоаварийных тренировок 59
2.6 Выводы по главе 2 66
Глава 3 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 67
3.1 Определение трудоёмкости научно-исследовательской работы 67
3.2 Смета затрат на разработку проекта 71
3.3 Расчет заработной платы 73
3.4 Выводы по главе 3 76
Глава 4 Социальная ответственность. Производственная и экологическая безопасность 77
4.1 Анализ вредных производственных факторов и обоснование мероприятий по их
устранению (производственная санитария) 77
4.2 Микроклимат 77
4.3 Шум и вибрация 78
4.4 Электромагнитные излучения 79
4.5 Ионизирующие излучения 81
4.6 Освещённость 81
4.7 Электробезопасность 84
4.8 Пожарная и взрывная безопасность 86
4.9 Экологическая безопасность 87
4.10 Анализ опасных производственных факторов 88
4.11 Требования пожарной безопасности 90
4.12 Выводы по главе 4 93
Заключение 94
Список используемых источников 96
Приложение А Business Games in the Educational Process 102
Приложение Б Описание схемы для проведения деловых игр 117
Приложение В Оптимальное решение деловой игры 146
Приложение Г Программа противоаварийной тренировки 154
Приложение Д Программа противоаварийной тренировки 163


Оперативное управление в электроэнергетике успешно функционирует, благодаря таким операционным процедурам, как сетевые инструменты моделирования энергосистемы.
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы максимально приблизить тренировочную деятельность к реальной деятельности оперативного персонала без оказания воздействия на работающее оборудование. Эффективное оперативное управление в электроэнергетике сейчас является одним из важных аспектов всех успешных предприятий. Режимные тренажеры диспетчера для тренировок персонала используются для обучения в оперативном управлении. В настоящее время одним из используемых программных комплексов стал режимный тренажер диспетчера (РТД) «Финист».
Цель работы заключалась в обосновании, разработке и экспериментальной проверке деловых игр на РТД «Финист» в процессе обучения студентов в вузе.
В результате использования компьютерных учебно-деловых игр повышается способность решать сложные, разнообразные учебные задачи, которые положительно влияют на качество обучения студентов. Пользователи деловых игр активнее включаются в познавательную деятельность, успешнее осваивают учебные дисциплины, быстрее и эффективнее принимают решения в сложных ситуациях, что приводит в дальнейшем к умению прогнозировать и предвидеть ход событий.
Реализм тренировок является основным вкладом для безопасной, надежной и эффективной работы в реальных условиях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в обосновании использования деловых игр в процессе обучения студентов в вузе, позволяющих максимально приблизить тренировочную деятельность к реальной.
В работе выполнен анализ универсальных компьютерных тренажеров, рассмотрены классификации деловых игр, а также этапы конструирования деловой игры.
Практическая ценность диссертационного исследования заключается в разработке деловой игры «Восстановление нормального режима работы энергосистемы после аварийного отключения автотрансформатора на подстанции Маяк» и методических рекомендаций по её применению в процессе обучения студентов, и в системе повышения квалификации.
Деловая игра разработана на примере дисциплины «Оперативное управление в электроэнергетике» и позволяет обучать студентов в процессе тренировки: это в значительной мере способствует приближению процесса и результатов обучения к потребностям работодателей, производства в целом, а также формированию профессионально значимой компетенции будущих специалистов.
Практическая работа исследования проводилась на базе политехнического университета и на энергопредприятии, где было принято участие в разработке двух противоаварийных тренировок: «Выделение на изолированную работу Западной части Морозовской энергосистемы с дефицитом мощности, в результате аварийного отключения ВЛ 220 кВ и систем шин 220 кВ», «Погашение несколько подстанций и ТЭЦ НПЗ с потерей собственных нужд в условной Морозовской энергосистеме».
К созданной деловой игре было разработано оптимальное решение. Представлены программы противоаварийных тренировок и их оптимальные решения, которые рассматривались на энергопредприятии.
Представлены сведения по оценке и анализу результатов проведения деловых игр, предложена методика оценивания разработанной деловой игры.
Определена трудоемкость научно-исследовательской работы.
Рассмотрены вопросы, связанные с организацией рабочего места разработчика в соответствии с нормами промышленной санитарии, техники безопасности, эргономики и пожарной безопасности.
Произведен анализ вредных факторов физического и психофизического характера, которые могут оказывать воздействие на человека в рабочей зоне; выявлены возможные чрезвычайных ситуации, возникновения которых наиболее вероятно в зоне использования объекта исследования ВКР.
Также охарактеризовано влияние компьютерной техники на окружающую среду, так как прохождение электронного курса подразумевает использование персонального компьютера.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Электроэнергетика и электротехника» (проект). - М.: МОиН РФ, 2007. - 31 с.
2. Инструкция по производству переключений на подстанциях ОАО «ФСК ЕЭС». Утв. и введена в действие 12.04.2013 г. ОАО «ФСК ЕЭС».
3. Удотова О.А. Электронные учебно-методические комплексы как средство активизации познавательной деятельности студентов. Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4-1. С. 239-241.
4. Режимный тренажёр диспетчера «Финист». [Электронный ресурс]: Монитор электрик - URL: http://www.monitel.ru.
5. Режимный тренажёр диспетчера «Финист». [Электронный ресурс]
ЗАО «Монитор Электрик»: [сайт]. [2012]. URL:
http: //www.monitel .ru/products/finist/overview. html.
6. Меркурьев Г.В. Оперативно-диспетчерское управление энергосистемами: учеб. пособие. - С.-Пб.: Центр подготовки кадров энергетики, 2002. - 99 с
7. Инструкция по переключениям в электроустановках СО153- 34.20.505-2003. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
8. Инструкция по предотвращению развития и ликвидации технологи
ческих нарушений на объектах ОАО «ФСК ЕЭС». Утв. ОАО «ФСК ЕЭС» от 10.11.2008. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fsk-
ees.ru/upload/docs/sto_59012820.29.020.005-2011.pdf
9. Режимный тренажер диспетчера Финист. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. monitel. ru/files/downloads/products/Bro shyura%20%20Finist. pdf
10. Operator training simulator Finist. Training Session Examples. Demonstration power system, examples and exhibition training session //« Monitor Electric»: [Web site]. [2012].-URL: http://finist-
demo.monitel.com/documents/DemonstrationPowerSystem.pdf
11. Operator training simulator Finist //« Monitor Electric»: [Web site]. [2012]. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.monitel.com/ products/fin- ist/overview.html.
13. Тян Р.Л., Карасев Е.Д. Будовский В.П. Проблемы моделирования энергосистем в режимных тренажёрах диспетчера. [Электронный ресурс]. - URL:
http://cigre.ru/publications/Articles_C2_El_Stations_2015/el_st_1_15_podgot.pdf.
14. Электроэнергетика глазами молодежи: научные труды международной научно-технической конференции: сборник статей. В 3 т. Самара: СамГТУ, 2011. т.1. ISBN 975-5-7964-14699.
15. Карасёв Е.Д., Тян Р.Л. Адаптация расчета режима сети к разно-тем- повости процессов в энергосистеме для режимного тренажера диспетчера Финист. // Оперативное управление в электроэнергетике, 2011, №6.
16. Тян Р.Л., Карасев Е. Д., Будовский В.П.. Расчеты режима в диспетчерских тренажёрах. - Электромеханика, 2012, №4.
17. Тян Р.Л., Будовский В.П.. Особенности режимных тренажеров диспетчера энергосистем, разработанных в России, Европе и США ЗАО «Монитор Электрик» - ОАО «СО ЕЭС».
18. Приказ РАО «ЕЭС. России» №2 538 "О проведении соревнований персонала энергопредприятий".
19. Постановление 4 - Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики. Москва, 2004 г. [Электронный ресурс]. -
URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_97378/
20. Файбисович Д.Л. и др. "Справочник по проектированию электрических сетей" .
21. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждено указом Президента Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271.
22. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. Правительство Российской Федерации. [Текст] / Распоряжение от 15 мая 2013 г. № 792-р.
23. Закон «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.assessor.ru/zakon/273-fzzakon-ob-obrazovanii-2013/16/.
24. Карауылбаев, С.К. Организация компьютерного учебно-игрового обучения в подготовке бакалавров [Текст] / С. К. Карауылбаев //Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2; [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.science-education.ru/116-12453.
25. Peter Blanchfield, Kamal Basha Madarsha, Mohd. Syarqawy Ham-zah: The Use of Computer Games in Training Spatial Reasoning. [Электронный ресурс]. - URL: http://dblp.unitrier.de/pers/hd/b/Blanchfield:Peter.html.
26. Г айсаров Р.В., Акулов П.А., Тренажер «Оперативные переключения в электроустановках» [Электронный ресурс]. - URL: http://dspace.susu.ac.ru/bitstream/handle/0001.74/71/13.pdf?sequence= 1.
27. РД 34.12.201-88 Правила проведения противоаварийных тренировок персонала электрических станций и сетей Минэнерго.
28. СТО 59012820.27010.002-2011 «Подготовка и проведение противоаварийных тренировок с диспетчерским персоналом».
29. Будовский В.П. Обеспечение надежной работы операторов субъектов оперативно-диспетчерского управления при аварийных ситуациях в энергосистеме// Оперативное управление в электроэнергетике. Подготовка персонала и поддержание его квалификации: журнал. 2006. №4.
30. Тренажёр оперативных переключений «Модус» [Электронный ре-
сурс]//Компания Модус [сайт]. [2012]. URL:
http://swman.ru/content/blogcategory/20/48/.
31. Особенности режимных тренажеров диспетчера энергосистем, разработанных в России, Европе и США. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.monitel .ru.
32. Режимный тренажёр диспетчера «Феникс» [Электронный ре-
сурс]//ЗАО «Монитор Электрик»: [сайт]. [2012]. URL:
http://www.monitel.ru/files/downloads/products/Broshyura%20%20Finist.pdf
33. Н.А. Гаврикова, Л.Р. Тухватулина, И.Г. Видяев, Г.Н. Серикова, Н.В. Шаповалова. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение: учебно-методическое пособие: Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во ТПУ, 2014. - 73 с.
34. Безопасность жизнедеятельности: Учебник // Под ред. проф. Э. А. Арустамова. - М.: Изд. «Дом Дашков и К», 2000. - 678 с.
35. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». - М.: Минюст России, 2003.
36. ГОСТ 12.1.019-79 «ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты». - М.: Госстандарт России, 1985.
37. ГОСТ 12.1.038-82. «ССБТ. Электробезопасность. Предельно допустимые уровни напряжений прикосновения и токов». - М.: Госстандарт России, 1987.
38. ГОСТ 12.1.030 -81. Защитное заземление, зануление.
39. Охрана окружающей среды/Под редакцией С.В. Белова. - М.: Высшая школа, 1991.
40. НПБ 105-95 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной безопасности», ГУГПС МВД РФ, 1995.
41. Бобылев С. Н., Гирусов Э. В., Перелет Р. А. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. Изд-во Ступени, Москва, 2004, Миркин Б. М., Наумова Л.Г. Устойчивое развитие. Учебное пособие. Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2009
42. ГОСТ 12.1.003-83 (1999) ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.
43. Правила устройства электроустановок. 6-е изд. с изм. и дополн. - СПб, 1999. - 123 с.
44. Инструкция по предотвращению развития и ликвидации технологических нарушений на объектах ОАО «ФСК ЕЭС». Утв. ОАО «ФСК ЕЭС» от 10.11.2008.
45. Чудинский Р.М. Структура современного учебно-методического комплекса. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 82. № 2. С. 127-133.
46. Расчет искусственного освещения. Методические указания к выполнению индивидуальных заданий для студентов дневного и заочного обучения всех специальностей. - Томск: Изд. ТПУ, 2004. - 15 с.
47. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 - 03. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий. М.: Минздрав России, 2003.
48. Федорова Л.И. «Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем». [Электронный ресурс]. - URL: http: //artl ib. o su.ru/web/bo oks/content_all/3608.pdf
49. Змиевская Е. В. Учебная деловая игра в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов [Электронный ресурс]. - URL: http: //dlib .rsl .ru/01002614350
50. Управление персоналом организации. Учебник/ под редакцией А.Я. Кибанова 2-е издание, дополнено и переработано - М.: - ИНФРА - М. 2002 г. 636 стр.
51. Yury Khrushchev, Natalia Batseva, Natalia Fix, Irina Chesnokova, Valer- iya Khar’kovskaya. Business Games in Training Engineering Students// XVth International Conference “Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations” Pro- cedia - Social and Behavioral Sciences, 9-11 November 2015, Tomsk, Russia.
52. Dolzhenko, О. V., & Shatunovskiy, V.L. (1990). Sovremennye metody i tekhnologiya obucheniya v tekhnicheskom vuze [Modern teaching methods and technologies in polytechnic universities]. Moscow: Vysshaya shkola.
53. Barinov, К. А., et al. (2011). Formal’nye modeli predstavleniya i organi- zatsii delovykh igr [Formal models of business games presentation and design]. Nauka i obrazovanie [Science and education].
[Web site]. URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/207391.html.
54. Kalentionok, Е. V., et al. (2007). Operativnoe upravlenie v energosiste- makh [Operating control in electric energy systems]. Minsk: Vysheyshaya shkola.
52. Tyan, R.L., & Budovskiy, V.P. (2013). Osobennosti rezhimnykh trena- zherov dispetchera energosistem, razrab-otannykh v Rossii, Evrope i SshA [Features of Dispatcher Training Simulators developed in Russia, Europe and the USA].
[Web site]. - URL: http://www.monitel.ru/files/downloads/articles/Osoben-
nosti%20rezhimnyh%20trenazherov%20dispetchera%20energosistem%20razrabo- tannyh%20v%20Rossii%20Evrope%20i%20 S SHA.pdf.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ