Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 7
1.1 Сущность коммуникативных универсальных учебных действий 7
1.2 Основные приемы, методы и условия формирования
коммуникативных УУД младших школьников с использованием ТРКМ 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных УУД младших школьников средствами ТРКМ 22
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников 22
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию
УУД у младших школьников средствами ТРКМ 28
2.3 Контрольный этап эксперимента 31
Заключение 37
Список используемой литературы 40
Приложение А Тематическое планирование занятий 46
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что преобразования в российском обществе привели к реформам в сфере образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу: предметным, личностным и метапредметным, включающим освоенные учебные универсальные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Среди них - коммуникативные универсальные учебные действия, лежащие в основе социальной компетентности. Благодаря им происходит становление процесса общения: возможен учёт мнения партнеров по взаимодействию, слушание и поддержание диалога; присоединение к коллективному обсуждению задач; включение в группу сверстников и построение результативного взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.
Современный образовательный процесс представляет собой совместную деятельность ребенка и взрослого, в которой отмечается высокая степень познавательной активности, как педагога, так и ученика, являющегося при этом субъектом учебной деятельности. Такая постановка вопроса обуславливает применение учителем инновационных методов и технологий ведения и организации учебных занятий. Коммуникативные УУД являются неотъемлемой частью всего процесса развития, а также совершенствования интеллекта и личности обучающегося.
Большой вклад в освещение вопросов теории и практики формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников внесли А.Г. Асмолов [7], Е.А. Балашова [9], С.Г. Воровщиков [13], И.А. Несмеянова [35] и другие.
Следует отметить, что коммуникативные универсальные учебные действия важны не только в процессе обучения, но и служат основанием практической деятельности в любой сфере жизни человека. Следовательно, стоит задача найти пути формирования человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них и реализовывать.
В этой связи для развития УУД у учеников начальной школы оптимально подходит технология развития критического мышления.
С исследованием формирования критического мышления в школе связано научное творчество следующих педагогов и психологов: Е.Г. Белоусова [11], А.Р. Джиоева [17], И.О. Загашев [20], Д.А. Иванов [23], И.В. Муштавинская [32] и других. В своих работах они подчеркивают, что данная технология обладает большим потенциалом в становлении личности ребенка, где критериальными показателями выступают критическое мышление, открытость новым идеям, наличие своей позиции, а также способность к рефлексии собственных мыслей и поступков. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время степень сформированности реальной коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста довольно далека от желаемой.
Цель исследования: выявить эффективность условий формирования критического мышления в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: процесс использования технологии развития критического мышления в формировании коммуникативных УУД младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников будет эффективным, если:
- использовать технологии развития критического мышления;
- определить и реализовать педагогические условия, способствующие формированию универсальных учебных действий у младших школьников;
- разработать и апробировать комплекс заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий у младших школьников.
На основе поставленной цели решали следующие задачи исследования:
- проанализировать использования технологии критического мышления младших школьников для развития у младших школьников коммуникативных УУД;
- выявить уровень сформированности коммуникативных УУД у младших школьников;
- разработать и реализовать комплекс заданий с использованием технологии развития критического мышления, направленных на формирование у младших школьников коммуникативных УУД;
- обобщить и проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; методики диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников; опытно-экспериментальная работа и качественный анализ её результатов.
В качестве экспериментальной базы исследования была определена ГБОУ ООШ с. Красные Дома Елховского района, Самарской области. Участниками экспериментальной работы стали учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса в количестве 36 человек в возрасте 8-9 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная серия уроков, направленных на развитие коммуникативных УУД младших школьников посредством использования технологии развития критического мышления, может быть использована в практике учителями начальных классов.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Анализ психолого-педагогической литературы показал необходимость поиска современных приемов, методов и условий формирования коммуникативных УУД. Большим потенциалом в данном вопросе обладает технология развития критического мышления (ТРКМ). Современное образование делает ставку на личностно-ориентированный подход в обучении. Формирование «клипового» мышления у обучающихся требует делать подачу материала максимально доступной и увлекательной, при этом сохраняя содержательную часть и приближая материал к практическому применению. Отечественные педагоги-исследователи подчеркивают, что именно критическое мышление позволяет проводить оценочную деятельность и способствует к восприятию не только новых знаний, но и идей, гипотез. И, что самое важное - является основополагающим в формировании собственного позиции и способности к рефлексии своих действий, состояний.
Современный образовательный процесс представляет собой совместную деятельность ребенка и взрослого, в которой отмечается высокая степень познавательной активности, как педагога, так и ученика, являющегося при этом субъектом учебной деятельности. Такая постановка вопроса обуславливает применение учителем инновационных методов и технологий развития критического мышления. Критическое мышление - это интеллектуальная деятельность, характеризующаяся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему миру, это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся, то самое, которое необходимо ученику нового поколения.
Сущность коммуникативных УУД заключается в их многогранности: коммуникации как взаимодействии, коммуникации как кооперации и коммуникации как условии формирования личности ребенка. В структуре данного понятия можно выделить следующее: умение работать в команде как способность действовать по согласованию усилий в процессе сотрудничества; способность к координированию различных точек зрения как готовность учитывать позицию собеседника; коммуникабельность как способность эффективно взаимодействовать с людьми.
Проведение опытно-экспериментального исследования строилось по результатам диагностического среза уровня развития коммуникативных УУД учащихся начальных классов на этапе констатации фактов. Интерпретация полученных данных показала, что преобладающее количество школьников, экспериментальной и контрольной групп, обладает низким уровнем развития УУД, что выражается в следующем: дети плохо взаимодействуют, либо совсем этого не делают. А также им доставляет затруднение сотрудничество и необходимость согласовывать совместные действия, они стремятся выполнять задания поодиночке.
Более благополучно на среднем уровне представлена контрольная группа в отличие от экспериментальной. Высокий уровень коммуникации у учащихся представлен одинаково низкими показателями в обеих группах. Участники этого уровня активно вступали в обсуждение поставленной задачи, вариантов решения, и приходя к согласию, сравнивали способы действия, координировали и останавливались на совместном продукте.
Проведенный анализ подтвердил актуальность эксперимента, организации серии уроков с использованием ТРКМ для развития коммуникативных УУД.
В соответствии с выдвинутой гипотезой на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы осуществили серию уроков структурированных на основе приемов развития критического мышления в заданных педагогических условиях.
На третьем контрольном этапе была реализована повторная диагностика. По результатам контрольного этапа проведен сравнительный анализ, подтверждающий наличие положительной динамики в показателях сформированности коммуникативных УУД у обучающихся экспериментальной группы. Интерпретируя сравнительные показатели, отметим, что коммуникативные УУД участников экспериментального класса значительно повысились в сравнении с контрольным, разница на высоком уровне составила 7% в пользу активных участников эксперимента. Показатели среднего уровня повысились на 12% и уменьшить показатели низкого уровня на 19%. В контрольной группе за этот же период уровень сформированности коммуникативных УУД повысился на 1% на среднем и высоком уровне, низкий уровень понизился на 2%.
Сравнительные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами экспериментальной методики - цикла занятий с использованием ТРКМ, способствующих развитию коммуникативных УУД, подтверждая целесообразность рассмотренных условий.
Серия уроков, направленных на формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования технологии развития критического мышления, может быть использована в практике учителями начальных классов.
1. Агафонова И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений // Управление начальной школой. 2010. № 9. С. 31 -35.
2. Алексеева И. М., Кувырталова М. А. Основные подходы к формированию у учащихся коммуникативных УУД на начальной ступени общего образования: теоретические и практические аспекты // Вестник науки и образования, 2018. №17-2 (53). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osnovnye- podhody-k-formirovaniyu-u-uchaschihsya-kommunikativnyh-uud-na-nachalnoy- stupeni-obschego-obrazovaniya-teoreticheskie-i(дата обращения: 29.04.2022).
3. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. 574 c.
4. Анисимов В.В. Технологии целостного педагогического процесса. М.: Просвещение, 2014. 481 с.
5. Арефьева О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста // Начальное образование, 2010. № 3. С. 24-29.
6. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 2. С. 74-78.
7. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 36 с.
8. Атласова В.Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2021. С. 33 -340.
9. Балашова Е. А. Соотнесенность учебных действий и компетентности //
Проблемы современного образования, 2018 №6. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticle/n/sootnesennost-uchebnyh-deystviy-i-kompetentnosti (дата обращения: 29.04.2022).
10. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Издательский центр «Владос», 2019. 176 с.
11. Белоусова Е.Г., Белоусова М.В. Применение приёмов технологии развития критического мышления в школе // Инновационная наука, 2021. №11 - 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-priyomov-tehnologii-razvitiya- kriticheskogo-myshleniya-v-shkole(дата обращения: 29.04.2022).
12. Божович Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. М.: МПСИ, 1999. 226 с.
13. Воровщиков С.Г., Орлова Е.В. Развитие универсальных учебных действий, 2012. 210 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс. 1999. 536 с.
15. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты). М., 2020. С. 134 -137.
16. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности младшего школьника. М.: Педагогика, 1982. 216 с.
17. Джиоева А.Р., Малиева З.К. Технология развития критического мышления в учебном процессе общеобразовательной школы // МНКО, 2021. №5 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo- myshleniya-v-uchebnom-protsesse-obscheobrazovatelnoy-shkoly(дата обращения: 29.04.2022).
18. Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для читателей и студентов педагогических институтов и университетов. М.: ООО «Издательство Астрель», 2012. 203 с.
19. Дятлова К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности коммуникативных учебных умений школьников средствами тестового контроля // Школьные технологии, 2019. № 4. С. 150-163.
20. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически. Санкт-Петербург: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2013. 192 с.
21. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 268 с.
22. Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления через чтение и письмо: истоки, структура, цели. М: Просвещение, 2004. 236 с.
23. Иванов Д.А. Технология «критическое мышление» в контексте реализации ФГОС // Справочник зам. директора школы. 2019. №12. С.45-47.
24. Калюлина В. А., Минаева Е. В. Формирование познавательного
интереса у младших школьников средствами технологии развития
критического мышления // Economic Consultant, 2018. №4 (24). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-u-mladshih- shkolnikov-sredstvami-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya (дата
обращения: 29.04.2022).
25. Клюева Н.В. Педагогическая психология. М.: Изд -во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. С.68-69.
26. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: ИНФРА-М, 2013. 303 с.
27. Кузнецова Е. Г. Технология развития критического (творческого)
мышления через чтение и письмо // Наука и образование сегодня, 2021. №9 (68). URL: https: ZZcyberleninka. ruZarticleZn/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo -
tvorcheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo-1 (дата обращения: 29.04.2022).
28. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении // Начальная школа. 2010. № 12. С. 4 -9.
29. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа, 2008. № 7. С. 9.
30. Мезенцева С.В. Приёмы (технологии) критического мышления // Вестник науки, 2021. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZpriyomy- tehnologii-kriticheskogo-myshleniya(дата обращения: 29.04.2022).
31. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2013. 249 с.
32. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Санкт-Петербург, 2019. 89 с.
33. Нарыкова Г. В. Особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы // Концепт, 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/nyosobennosti-
formirovaniya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah- russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 29.04.2022).
34. Немов Р.С. Психология образования. М.: Владос, 1995. С. 279-291.
35. Несмеянова И.А. Учебная ситуация как средство формировании УУД (мастер-класс) // Методист, 2020. № 6. С.61-64.
36. Подласый И.П. Методы и формы обучения. М.: Высшее образование, 2013. 394 с.
37. Поздеева С. И. Учебная дискуссия в начальной школе как форма
развития коммуникативных универсальных учебных действий // ЧиО, 2019. №1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7uchebnaya-diskussiya-v-nachalnoy-
shkole-kak-forma-razvitiya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 29.04.2022).
38. Пудовкина Н. В. Методические и экспериментальные исследования
проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе // Вестник КазНацЖенПУ, 2020. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-i-eksperimentalnye-issledovaniya- problemy-formirovaniya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v- nachalnoy(дата обращения: 29.04.2022).
39. Салатаева Р.В. Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе // Начальная школа плюс До и После, 2008. № 7. С. 56-58.
40. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.: ТЦ Сфера, 2018. 128 с.
41. Седова А. С., Ваганова О. И., Кутепов М. М. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования //
Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2019. №2 (36). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie -kriticheskogo-myshleniya- kak-odna-iz-osnovnyh-tseley-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения:
29.04.2022).
42. Ситаров В.А. Дидактика. М.: «Академия», 2014. 368 с.
43. Смирнов С.А. Технологии в сфере образования // Педагогика: теории, системы, технологии. М.: «Академия», 2019. 469 с.
44. Соколова И.Б. Апробация проекта программы «Чтение и письмо для развития критического мышления» // Начальная школа, 2009. №1. С.79-84.
45. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Фаир-пресс, 2004 . С. 236-239.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образовании. М.: Просвещение, 2011. 33 с.
47. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
48. Харисова Э.В., Емельянова Т.В. Технология развития критического
мышления в начальных классах // Вестник науки, 2018. №7 (7). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v- nachalnyh-klassah(дата обращения: 29.04.2022).
49. Цукерман Г.А. Обучение учебному сотрудничеству. Вопросы психологии. М.: Просвещение, 2015. №3. С. 25 -29.
50. Цыганкова Е.Н., Смирнова Г.А., Квашенко Т.А. Из опыта работы
учителей по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в процессе изучения русского языка // Символ науки, 2020. №12 -2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-raboty-uchiteley-po-formirovaniyu-
kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-protsesse-izucheniya- russkogo-yazyka (дата обращения: 29.04.2022).
51. Шаханова Н. Н. Роль инновационных технологий в современном образовании // KHP/S&R, 2022. №1 (9). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-
innovatsionnyh-tehnologiy-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения:
29.04.2022).
52. Шпичка Ю.О. Синквейн как прием технологии развития критического мышления // Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2018. №2. С. 10-13.
53. Шумилина Н.Г., Шумилин В.П. Подготовка бакалавров педагогического образования к формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2021. №3 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-bakalavrov-pedagogicheskogo- obrazovaniya-k-formirovaniyu-i-razvitiyu-kommunikativnyh-universalnyh- uchebnyh-deystviy-uud(дата обращения: 29.04.2022).
54. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1999. № 2. С. 99-103.
55. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.С. 158-193.
56. Эльсиева М. С. Этнопедагогический потенциал проектной
деятельности в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // МНКО, 2019. №5 (78). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogicheskiy-potentsial-proektnoy- deyatelnosti-v-formirovanii-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy- mladshih(дата обращения: 29.04.2022).
57. Юшина Е. В. Организация индивидуально -групповой учебно¬
познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и ее влияние на формирование коммуникативных УУД // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика, 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7organizatsiya-
individualno-gruppovoy-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya- na-urokah-biologii-i-ee-vliyanie-na (дата обращения: 29.04.2022).