Формирование коммуникативных УУД у младших школьников средствами ТРКМ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 7
1.1 Сущность коммуникативных универсальных учебных действий 7
1.2 Основные приемы, методы и условия формирования
коммуникативных УУД младших школьников с использованием ТРКМ 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных УУД младших школьников средствами ТРКМ 22
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников 22
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию
УУД у младших школьников средствами ТРКМ 28
2.3 Контрольный этап эксперимента 31
Заключение 37
Список используемой литературы 40
Приложение А Тематическое планирование занятий 46
Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 7
1.1 Сущность коммуникативных универсальных учебных действий 7
1.2 Основные приемы, методы и условия формирования
коммуникативных УУД младших школьников с использованием ТРКМ 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных УУД младших школьников средствами ТРКМ 22
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников 22
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию
УУД у младших школьников средствами ТРКМ 28
2.3 Контрольный этап эксперимента 31
Заключение 37
Список используемой литературы 40
Приложение А Тематическое планирование занятий 46
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что преобразования в российском обществе привели к реформам в сфере образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу: предметным, личностным и метапредметным, включающим освоенные учебные универсальные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Среди них - коммуникативные универсальные учебные действия, лежащие в основе социальной компетентности. Благодаря им происходит становление процесса общения: возможен учёт мнения партнеров по взаимодействию, слушание и поддержание диалога; присоединение к коллективному обсуждению задач; включение в группу сверстников и построение результативного взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.
Современный образовательный процесс представляет собой совместную деятельность ребенка и взрослого, в которой отмечается высокая степень познавательной активности, как педагога, так и ученика, являющегося при этом субъектом учебной деятельности. Такая постановка вопроса обуславливает применение учителем инновационных методов и технологий ведения и организации учебных занятий. Коммуникативные УУД являются неотъемлемой частью всего процесса развития, а также совершенствования интеллекта и личности обучающегося.
Большой вклад в освещение вопросов теории и практики формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников внесли А.Г. Асмолов [7], Е.А. Балашова [9], С.Г. Воровщиков [13], И.А. Несмеянова [35] и другие.
Следует отметить, что коммуникативные универсальные учебные действия важны не только в процессе обучения, но и служат основанием практической деятельности в любой сфере жизни человека. Следовательно, стоит задача найти пути формирования человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них и реализовывать.
В этой связи для развития УУД у учеников начальной школы оптимально подходит технология развития критического мышления.
С исследованием формирования критического мышления в школе связано научное творчество следующих педагогов и психологов: Е.Г. Белоусова [11], А.Р. Джиоева [17], И.О. Загашев [20], Д.А. Иванов [23], И.В. Муштавинская [32] и других. В своих работах они подчеркивают, что данная технология обладает большим потенциалом в становлении личности ребенка, где критериальными показателями выступают критическое мышление, открытость новым идеям, наличие своей позиции, а также способность к рефлексии собственных мыслей и поступков. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время степень сформированности реальной коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста довольно далека от желаемой.
Цель исследования: выявить эффективность условий формирования критического мышления в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: процесс использования технологии развития критического мышления в формировании коммуникативных УУД младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников будет эффективным, если:
- использовать технологии развития критического мышления;
- определить и реализовать педагогические условия, способствующие формированию универсальных учебных действий у младших школьников;
- разработать и апробировать комплекс заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий у младших школьников.
На основе поставленной цели решали следующие задачи исследования:
- проанализировать использования технологии критического мышления младших школьников для развития у младших школьников коммуникативных УУД;
- выявить уровень сформированности коммуникативных УУД у младших школьников;
- разработать и реализовать комплекс заданий с использованием технологии развития критического мышления, направленных на формирование у младших школьников коммуникативных УУД;
- обобщить и проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; методики диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников; опытно-экспериментальная работа и качественный анализ её результатов.
В качестве экспериментальной базы исследования была определена ГБОУ ООШ с. Красные Дома Елховского района, Самарской области. Участниками экспериментальной работы стали учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса в количестве 36 человек в возрасте 8-9 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная серия уроков, направленных на развитие коммуникативных УУД младших школьников посредством использования технологии развития критического мышления, может быть использована в практике учителями начальных классов.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Современный образовательный процесс представляет собой совместную деятельность ребенка и взрослого, в которой отмечается высокая степень познавательной активности, как педагога, так и ученика, являющегося при этом субъектом учебной деятельности. Такая постановка вопроса обуславливает применение учителем инновационных методов и технологий ведения и организации учебных занятий. Коммуникативные УУД являются неотъемлемой частью всего процесса развития, а также совершенствования интеллекта и личности обучающегося.
Большой вклад в освещение вопросов теории и практики формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников внесли А.Г. Асмолов [7], Е.А. Балашова [9], С.Г. Воровщиков [13], И.А. Несмеянова [35] и другие.
Следует отметить, что коммуникативные универсальные учебные действия важны не только в процессе обучения, но и служат основанием практической деятельности в любой сфере жизни человека. Следовательно, стоит задача найти пути формирования человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них и реализовывать.
В этой связи для развития УУД у учеников начальной школы оптимально подходит технология развития критического мышления.
С исследованием формирования критического мышления в школе связано научное творчество следующих педагогов и психологов: Е.Г. Белоусова [11], А.Р. Джиоева [17], И.О. Загашев [20], Д.А. Иванов [23], И.В. Муштавинская [32] и других. В своих работах они подчеркивают, что данная технология обладает большим потенциалом в становлении личности ребенка, где критериальными показателями выступают критическое мышление, открытость новым идеям, наличие своей позиции, а также способность к рефлексии собственных мыслей и поступков. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время степень сформированности реальной коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста довольно далека от желаемой.
Цель исследования: выявить эффективность условий формирования критического мышления в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: процесс использования технологии развития критического мышления в формировании коммуникативных УУД младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников будет эффективным, если:
- использовать технологии развития критического мышления;
- определить и реализовать педагогические условия, способствующие формированию универсальных учебных действий у младших школьников;
- разработать и апробировать комплекс заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий у младших школьников.
На основе поставленной цели решали следующие задачи исследования:
- проанализировать использования технологии критического мышления младших школьников для развития у младших школьников коммуникативных УУД;
- выявить уровень сформированности коммуникативных УУД у младших школьников;
- разработать и реализовать комплекс заданий с использованием технологии развития критического мышления, направленных на формирование у младших школьников коммуникативных УУД;
- обобщить и проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; методики диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников; опытно-экспериментальная работа и качественный анализ её результатов.
В качестве экспериментальной базы исследования была определена ГБОУ ООШ с. Красные Дома Елховского района, Самарской области. Участниками экспериментальной работы стали учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса в количестве 36 человек в возрасте 8-9 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная серия уроков, направленных на развитие коммуникативных УУД младших школьников посредством использования технологии развития критического мышления, может быть использована в практике учителями начальных классов.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Анализ психолого-педагогической литературы показал необходимость поиска современных приемов, методов и условий формирования коммуникативных УУД. Большим потенциалом в данном вопросе обладает технология развития критического мышления (ТРКМ). Современное образование делает ставку на личностно-ориентированный подход в обучении. Формирование «клипового» мышления у обучающихся требует делать подачу материала максимально доступной и увлекательной, при этом сохраняя содержательную часть и приближая материал к практическому применению. Отечественные педагоги-исследователи подчеркивают, что именно критическое мышление позволяет проводить оценочную деятельность и способствует к восприятию не только новых знаний, но и идей, гипотез. И, что самое важное - является основополагающим в формировании собственного позиции и способности к рефлексии своих действий, состояний.
Современный образовательный процесс представляет собой совместную деятельность ребенка и взрослого, в которой отмечается высокая степень познавательной активности, как педагога, так и ученика, являющегося при этом субъектом учебной деятельности. Такая постановка вопроса обуславливает применение учителем инновационных методов и технологий развития критического мышления. Критическое мышление - это интеллектуальная деятельность, характеризующаяся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему миру, это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся, то самое, которое необходимо ученику нового поколения.
Сущность коммуникативных УУД заключается в их многогранности: коммуникации как взаимодействии, коммуникации как кооперации и коммуникации как условии формирования личности ребенка. В структуре данного понятия можно выделить следующее: умение работать в команде как способность действовать по согласованию усилий в процессе сотрудничества; способность к координированию различных точек зрения как готовность учитывать позицию собеседника; коммуникабельность как способность эффективно взаимодействовать с людьми.
Проведение опытно-экспериментального исследования строилось по результатам диагностического среза уровня развития коммуникативных УУД учащихся начальных классов на этапе констатации фактов. Интерпретация полученных данных показала, что преобладающее количество школьников, экспериментальной и контрольной групп, обладает низким уровнем развития УУД, что выражается в следующем: дети плохо взаимодействуют, либо совсем этого не делают. А также им доставляет затруднение сотрудничество и необходимость согласовывать совместные действия, они стремятся выполнять задания поодиночке.
Более благополучно на среднем уровне представлена контрольная группа в отличие от экспериментальной. Высокий уровень коммуникации у учащихся представлен одинаково низкими показателями в обеих группах. Участники этого уровня активно вступали в обсуждение поставленной задачи, вариантов решения, и приходя к согласию, сравнивали способы действия, координировали и останавливались на совместном продукте.
Проведенный анализ подтвердил актуальность эксперимента, организации серии уроков с использованием ТРКМ для развития коммуникативных УУД.
В соответствии с выдвинутой гипотезой на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы осуществили серию уроков структурированных на основе приемов развития критического мышления в заданных педагогических условиях.
На третьем контрольном этапе была реализована повторная диагностика. По результатам контрольного этапа проведен сравнительный анализ, подтверждающий наличие положительной динамики в показателях сформированности коммуникативных УУД у обучающихся экспериментальной группы. Интерпретируя сравнительные показатели, отметим, что коммуникативные УУД участников экспериментального класса значительно повысились в сравнении с контрольным, разница на высоком уровне составила 7% в пользу активных участников эксперимента. Показатели среднего уровня повысились на 12% и уменьшить показатели низкого уровня на 19%. В контрольной группе за этот же период уровень сформированности коммуникативных УУД повысился на 1% на среднем и высоком уровне, низкий уровень понизился на 2%.
Сравнительные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами экспериментальной методики - цикла занятий с использованием ТРКМ, способствующих развитию коммуникативных УУД, подтверждая целесообразность рассмотренных условий.
Серия уроков, направленных на формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования технологии развития критического мышления, может быть использована в практике учителями начальных классов.
Современный образовательный процесс представляет собой совместную деятельность ребенка и взрослого, в которой отмечается высокая степень познавательной активности, как педагога, так и ученика, являющегося при этом субъектом учебной деятельности. Такая постановка вопроса обуславливает применение учителем инновационных методов и технологий развития критического мышления. Критическое мышление - это интеллектуальная деятельность, характеризующаяся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему миру, это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся, то самое, которое необходимо ученику нового поколения.
Сущность коммуникативных УУД заключается в их многогранности: коммуникации как взаимодействии, коммуникации как кооперации и коммуникации как условии формирования личности ребенка. В структуре данного понятия можно выделить следующее: умение работать в команде как способность действовать по согласованию усилий в процессе сотрудничества; способность к координированию различных точек зрения как готовность учитывать позицию собеседника; коммуникабельность как способность эффективно взаимодействовать с людьми.
Проведение опытно-экспериментального исследования строилось по результатам диагностического среза уровня развития коммуникативных УУД учащихся начальных классов на этапе констатации фактов. Интерпретация полученных данных показала, что преобладающее количество школьников, экспериментальной и контрольной групп, обладает низким уровнем развития УУД, что выражается в следующем: дети плохо взаимодействуют, либо совсем этого не делают. А также им доставляет затруднение сотрудничество и необходимость согласовывать совместные действия, они стремятся выполнять задания поодиночке.
Более благополучно на среднем уровне представлена контрольная группа в отличие от экспериментальной. Высокий уровень коммуникации у учащихся представлен одинаково низкими показателями в обеих группах. Участники этого уровня активно вступали в обсуждение поставленной задачи, вариантов решения, и приходя к согласию, сравнивали способы действия, координировали и останавливались на совместном продукте.
Проведенный анализ подтвердил актуальность эксперимента, организации серии уроков с использованием ТРКМ для развития коммуникативных УУД.
В соответствии с выдвинутой гипотезой на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы осуществили серию уроков структурированных на основе приемов развития критического мышления в заданных педагогических условиях.
На третьем контрольном этапе была реализована повторная диагностика. По результатам контрольного этапа проведен сравнительный анализ, подтверждающий наличие положительной динамики в показателях сформированности коммуникативных УУД у обучающихся экспериментальной группы. Интерпретируя сравнительные показатели, отметим, что коммуникативные УУД участников экспериментального класса значительно повысились в сравнении с контрольным, разница на высоком уровне составила 7% в пользу активных участников эксперимента. Показатели среднего уровня повысились на 12% и уменьшить показатели низкого уровня на 19%. В контрольной группе за этот же период уровень сформированности коммуникативных УУД повысился на 1% на среднем и высоком уровне, низкий уровень понизился на 2%.
Сравнительные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами экспериментальной методики - цикла занятий с использованием ТРКМ, способствующих развитию коммуникативных УУД, подтверждая целесообразность рассмотренных условий.
Серия уроков, направленных на формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования технологии развития критического мышления, может быть использована в практике учителями начальных классов.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



