ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
ПОД ВЛИЯНИЕМ ТУРИЗМА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие о выносливости и теоретические основы её развития 8
1.2. Выносливость как физическое качество. Виды выносливости,
средства и методы развития выносливости 11
1.3. Туризм как средство оздоровления человека 22
1.4. Возрастные особенности развития выносливости у школьников 25
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 29
2.1. Цель и задачи исследования 29
2.2. Методы исследования 29
2.3. Программа спортивного туризма 33
2.4. Организация исследования 37
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ . 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
На современном этапе жизни общества особенно актуальными являются исследования, связанные со здоровым и правильным образом жизни. По этой причине очень важным является изучение и проверка эффективности разнообразных тренировочных систем и методик. Это связано с тем, что в настоящее время технический прогресс до такой степени облегчил нашу жизнедеятельность, что мы двигаемся в разы меньше, нежели двигались наши предки еще хотя бы век назад.
Абсолютное большинство современных горожан ведут гиподинамичный образ жизни, что связано с необходимостью работы на компьютерах и других устройствах, пользования общественным транспортом для перемещения по городу, а также любовью людей к просмотру телепередач. Вследствие этого показатели физической подготовленности многих людей оставляют желать лучшего.
К сожалению, как отмечают Бондаревский Е.А. и Бочарова Н.И., последствия такого образа жизни проявляются уже в детском возрасте. При сдаче школьных нормативов по физической культуре обнаруживается, что уже младшие школьники не способны показать результаты, соответствующие возрастным нормам [4, 5]. Ситуация усугубляется к среднему и старшему школьному возрасту, и совсем удручающей становится у взрослых. Люди недостаточно развивают в себе силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость.
По мнению Покровского В.М. и Коротько Г.Ф., это диктует необходимость систематических занятий физическим трудом, любительским спортом или просто физической культурой, иначе организм человека станет неспособен справляться с нагрузками, будет более подвержен заболеваниям [20]. Особенно эти занятия важны в подростковом возрасте, когда организм претерпевает значительные изменения, чтобы в будущем человек был гармонично развит и здоров.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что выносливость является необходимым физическим качеством для успешной спортивной деятельности, вследствие чего в большинстве видов спорта, в частности в туризме, её развитию уделяют значительное внимание.
На комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, на физическое развитие ученика, его физическую подготовленность оказывают положительное влияние систематические занятия туризмом.
Для туриста важно грамотное распределение силы в процессе выполнения физических упражнений, технических приемов без особых мышечных напряжений. Весьма благоприятные предпосылки, содействующие развитию силовых способностей, формирует подростковый возраст. В литературе по физической культуре высказываются мнения о необходимости развития силы в подростковом возрасте с целью обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физического потенциала подростка.
Цель исследования: исследование влияния спортивного туризма на развитие выносливости у детей среднего школьного возраста, способствующее сохранению ими здоровья в процессе учебной и трудовой деятельности.
Объект исследования: тренировочный процесс развития выносливости у учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние спортивного туризма на развитие выносливости детей среднего школьного возраста.
Гипотеза: предполагается, что занятия спортивным туризмом способствуют повышению уровня общей выносливости учащихся среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить уровень развития выносливости у школьников.
2) Создать программу, ориентированную на развитие выносливости подростков и внедрить в учебный процесс экспериментальной группы.
3) Апробировать и внедрить в учебно-тренировочные занятия программу спортивного туризма на развитие выносливости у детей.
Научная новизна: разработана программа по спортивному туризму с учащимися среднего школьного возраста; выявлена эффективность предложенного комплекса упражнений, направленного на развитие физических качеств юных спортсменов; представлены количественные значения информативности и надежности основных тестов, используемых в структуре этапного контроля при определении тренированности испытуемых.
Практическая значимость результатов исследования заключается в преимущественном применении программы по спортивному туризму на уроках физической культуры, что способствовало повышению уровня общей выносливости, физической, функциональной подготовленности и улучшению здоровья учащихся. Результаты исследования могут быть применены в процессе обучения учащихся средней школы.
Активно применённые в процессе работы экспериментальные комплексы упражнений позволяют повысить показатели развития выносливости у детей среднего школьного возраста. Сравнительный анализ результатов контрольных испытаний показал существенные различия в индексах развития выносливости контрольной и экспериментальной группы. Испытуемыми экспериментальной группы тесты выполнены с превалированием индекса развития выносливости у респондентов данной группы.
Через решение выдвинутых задач нам удалось добиться поставленной цели и прийти к следующим выводам:
1. На начальном этапе исследования была изучена научно-методическая литература по теме изыскания. Многие авторы выделяют выносливость в туризме как ведущее физическое качество и уделяют значительное внимание её развитию.
Контрольные испытания, проведенные в процессе исследования, позволили выявить уровень развития общей выносливости у участников эксперимента.
Анализируя экспериментальные данные, полученные и зафиксированные в виде протоколов тестирования на начальном этапе эксперимента, мы установили практически одинаковые результаты тестов у участников экспериментальной и контрольной групп, причём эти результаты соответствуют в основном среднему уровню развития выносливости, что указывает на необходимость проведения целенаправленной работы по развитию выносливости у школьников.
2. Нами была разработана программа по спортивному туризму и включена в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы. Регулярные занятия по данной программе проводились со школьниками вышеназванной группы 3 раза в неделю по 1 часу 15 минут.
3. В процессе исследования была экспериментально подтверждена эффективность разработанной программы для развития выносливости учащихся. Программа по спортивному туризму способствовала положительной динамике развития общей выносливости у испытуемых экспериментальной группы. Полученные данные повторных контрольных испытаний свидетельствуют о достоверном повышении уровня развития выносливости в экспериментальной группе до высокого и очень высокого, в то время как у школьников из контрольной группы результаты уровня развития данного физического качества заметно ниже.
Гипотеза данного исследования доказана, так как произошел рост уровня общей выносливости учащихся среднего школьного возраста за период проведения эксперимента.
Установлено благотворное влияние туризма на развитие общей выносливости, а также отмечено улучшение физиологического развития учащихся среднего школьного возраста.
1. Алексеева О.В., Банзаракцаев А.С., Косыгина Л.В. Основы спортивно-оздоровительного туризма : учеб. пособие / О.В. Алексеева, А.С. Банзаракцаев, Л.В. Косыгина. - Улан-Удэ: БГУ, 2009. - 179 с.
2. Асташкин И.А. Спортивный туризм как метод развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста // Проблемы педагогики. - Иваново: ООО «Олимп». - 2018. - №4 (36). - С. 35-40.
3. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков; под общей ред. Г.В. Барчуковой. - 5-е изд., стер. - М. : КноРус, 2017. - 366 с.
4. Бондаревский Е.А. Физическая подготовка подростков / Е.А. Бондаревский. - Минск, 2006. - 172 с.
5. Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников : метод. реком. / Н.И. Бочарова. - М. : ЦДЮТ РФ, 1992. - 44 с.
6. Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников / В.Г. Варламов. - М. : Вектор Бук, 2000. - 21 с.
7. Волков Н.И. Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта / Н.И. Волков. - М. : Совет, 2005. - 128 с.
8. Гилмор Г., Лидьярд А. Бег к вершинам мастерства / Г. Гилмор, А. Лидьярд. - М. : Физкультура и спорт, 2004 - 358 с.
9. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры : учеб. для ин-в физич. культуры / А.А. Гужаловский. - М. : Физическая культура и спорт, 1986. - 352 с.
10. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учеб. пособие / Ю. И. Евсеев. - Изд. 8-е, испр. - Ростов н/Д. : Феникс, 2012. - 446 с.
11. Железняк Ю. Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 243 с
12. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм : учеб. пособие для академии. бакалавриата / Ю.С. Константинов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 455 с.
13. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю.Ф. Курамшин. - 3-е изд. , стеретип. - М. : Советский спорт, 2007. - 464 с.
14. Ланда Б. Х. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся / Б. Х. Ланда // Спорт в школе. - 2007. - №17. - 134 с.
15. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры : учебник. / А М. Максименко. - М. : Физическая культура, 2005. - 533.
16. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры : учебник / О.Ю. Масалова. - М. : Феникс, 2018. - 572 с.
17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для инст-в физ. культуры. / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991.
- 543 с.
18. Мокеев С.В., Белозёров В.В. Внедрение элементов спортивного туризма на уроках физической культуры // Молодой ученый. 2018. - №17 (203). - С.302-304.
19. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин.
- М. : АСТ-Пресс, 2011. - 864 с.
20. Покровский В. М., Коротько Г.Ф. Физиология человека / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько. - М. : Медицина, 2007. - 660 с.
21. Развитие общей выносливости как средства профилактики сердечно-сосудистых заболеваний : пособие для ст-в всех спец-тей / состав.: В. А. Ильков, М. Г. Демиденко, Т. Ф. Торба. - Гомель : ГГТУ им. П.О. Сухого, 2016. - 21 с.
22. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта : учеб. для вузов / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. - М.: Владос-Пресс, 2002. - 605 с.
23. Таймазов В.А., Федотов Ю.Н. Теория и методика спортивного туризма : учебник / В.А. Таймазов, Ю.Н. Федотов. - М. : Советский спорт, 2014. - 424 с.
24. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 11-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 480 с.
25. Шимова О.С. Устойчивый туризм : учеб. метод. пособие /О.С. Шимова. - Минск: РИПО, 2014. - 158 с.
26. Якимов А.М., Ревзон А.С. Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта : учеб.-метод. пособие / А.М. Якимов, А.С. Ревзон. - М. : Спорт, 2018. - 110 с.