Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: детский сад №2 «Теремок» компенсирующего вида (г. Москва).
Выборка: 24 человека (12детей – экспериментальная группа, 12 детей –контрольная группа).
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования самооценки у старших дошкольников с недостатками произношения 7
1.1. Самооценка детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников 15
1.3. Самооценка детей старшего дошкольного возраста с недостатками произношения 17
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Исследование самооценки старших дошкольников с недостатками произношения 24
2.1. Организация исследования. Характеристика групп участников. 24
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 36
2.3. Практические рекомендации 45
Выводы по главе 2 59
Заключение 60
Список литературы 62
В отличии от младшего и среднего дошкольного возраста, где самооценка у детей общая, в старшем дошкольном возрасте она становится дифференцированной [2, с.57]. Происходит оценка своих возможностей и недостатков. Именно в старшем дошкольном возрасте происходит осознание ребенком собственного речевого недоразвития, что в будущем может привести к формированию стеснительности, робости, неуверенности в себе, и, как следствие, заниженной самооценки. При отсутствии необходимой помощи, общее или тяжелое недоразвитие речи может сохраняться долгие годы, а низкая самооценка будет являться препятствием в обучении, выборе профессии и в личной жизни человека.
Чтобы избежать этого, необходимо формировать в ребенке правильное отношение к себе еще в том возрасте, когда ребенок только начинает замечать свои успехи и неудачи, сравнивать свои возможности с возможностями сверстников.
Эта проблема является актуальной и ставит своей целью обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, а также, обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека [22, с. 58].
«Большой вклад в изучение личности детей с речевыми нарушениями внесли В.М. Шкловский, В.И. Селивёрстов, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова, Л.Е.Гончарук, Г.А. Волкова и другие. Исследования формирования самооценки детей с недостатками произношения немногочисленны. Многими учёными высказывалась мысль о том, что речевой дефект отрицательно сказывается на развитии личности ребёнка и в том числе на формирование его самооценки и самосознания» [3, с.57]. В работах И.Ю.Левченко и Г.Х. Юсуповой показано, что личность дошкольника с расстройствами произношения характеризуется специфическими особенностями (заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, тревожность и агрессивность разной степени выраженности). «Л.М.Шипицина и Л.С. Волкова при изучении эмоционально-личностных качеств у младших школьников с ОНР, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, установили, что эти школьники оценивают свою общительность значительно ниже, чем их сверстники с нормальной речью. При этом мальчики с речевыми нарушениями меньше, чем девочки, осознают, что причиной их недостаточной общительности является речевой дефект» [9, с.57].
С целью проверки данного утверждения нами были проведены исследования по ряду характеристик: уровень самооценки, оценка нравственных качеств и отношения к своей речи.
Цель: исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Объект: самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: самооценка детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Методы исследования.
Теоретические: анализ научной литературы.
Эмпирические. Диагностические методики:
1. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
2. Методика «Какой я» (О.С.Богданов)
3. Методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте)
Работа посвящена исследованию самооценки детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с недостатками речи формируется заниженная самооценка в силу интериоризации внешней оценки
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и списка литературы.
В теоретической части рассмотрены такие вопросы, как самооценка детей старшего дошкольного возраста и самооценка детей старшего дошкольного возраста с недостатками речи. В практическую часть входит: организация исследования, проведение диагностических методик, их количественная и качественная обработка и формулировка выводов по полученным данным.
Звукопроизносительная сторона речи является важной составляющей как речевого, так и развития ребенка в целом. В исследованиях Р.Е. Левиной, А.Н. Гвоздева, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. доказывается, что становление звукопроизносительной стороны речи завершается к концу дошкольного возраста при нормальном речевом развитии. Однако, как показывают исследования Е.Ф.Архиповой, Е.М. Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и др. количество детей, имеющих речевые нарушения, возрастает с каждым годом.
Самооценка — это сложная составляющая человеческой психики. От уровня самооценки дошкольника напрямую зависит успешность его обучения в школе, длительность и тяжесть адаптационного периода.
В содержание самооценки дошкольников с речевым нарушением входит следующее.
Представление дошкольника о себе складывается через собственное речевое нарушение. Благодаря разнообразию видов деятельности, контактам со сверстниками и взрослыми, этот процесс формируется постепенно. Через сравнение, сопоставление своей собственной деятельности с деятельностью других детей ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
На отношение дошкольника с нарушением речи, чаще всего, влияет оценка взрослого. Занижение уровня самооценки оказывает отрицательное воздействие на психику ребенка.
Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представления ребенка о результатах своих действий.
Нарушение речи может существенно влиять на процесс социализации ребенка и, как следствие на формирование детской самооценки. Дети с нарушением речевой функции проходят через процесс общения, приобретая вторичные нарушения, такие как страх общения со сверстниками.
Материалы данного исследования могут быть использованы педагогами дошкольных коррекционных образовательных учреждений в работе по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
1. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 2008. С. 122–124.
3. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» методическое пособие в помощь психологам дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 119с.
4. Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка //Психологическая диагностика № 4 2004. С. 58–72.
5. Белобрыкина О.А. Развитие самопознания в детском возрасте. Санкт-Петербург : Речь, 2006. 320 с.
6. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? Психологический журнал. 2005. №4. С. 99–101.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 386–389.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
9. Волкова Л.С. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений 5-е изд. перераб. и доп. М.: Владос, 2006. 703 с.
10. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Академия, 2004. 186 с.
11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методология и методы психологического исследования. 8-е издание. Проспект, 2016 г. 282 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2018. С. 106.
13. Груздева О.В. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста: практикум Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С. 84–85.
14. Денисова О.А., Леханова О.Л., Захарова Т.В. Детская логопсихология. Учебник для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2018. 160 с.
15. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. М.: Асвета, 1993. 100с.
16. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для педагогов и психологов дошкольных учреждения. Веракса А.Н. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. 128 c.
17. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 320 с.
18. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2005. 159 с.
19. Овчарова Р. В.. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 323–333.
20. Общая психология. Учебное пособие. ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». Ярославль: ЯГПУ, 2013. 482 с.
21. Прихожан А. М. Диагностика эмоционально ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог. 1995. (Июль) С. 35.
22. Райгородский, Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2003. 656 с.
23. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум 7-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 704 с.
24. Шипицына Л.M., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи //Дефектология. 1993. (№4) с. 47–51.
25. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2010.
26. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. М.: Академия развития, 1996. С. 112.
27. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2005. 159 с.
28. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Журнал Вопросы психологии (№3), 2006.
29. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи. М.: Прометей, 1991. С. 41–72.
30. Моралова В.Г., Фролова Л.П. «Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста». Череповец, 1995.
31. Плотникова Н.В. «Хочу и могу» Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке. Санкт-Петербург, 2011. 226 с.
32. Котова Е.В. «В мире друзей». Москва, 2007.
33. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия. [Текст] / Т.А. Ткаченко –М.: Издательство Мир книги, 2008. – 220с.
34. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т.А. Ткаченко – М.: Издательство Мир книги, 2008. – 190с.
35. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] Учебно-методическое пособие / Урал, гос. пед, ун-т Екатеринбург. 1998. 51с.
36. Тумакова, Н. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Н. Тумакова.-Дошкольное воспитание. — 2005. — №6. — С. 87—91.
37. Усова, А.П. / Роль игры в воспитании детей. [Текст]: А.П. Усова / под ред. А.В. Запорожца. – М.: «Просвещение»1976. – 96 с.
38. Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития [Текст] / Т. Н. Ушакова. — М.: ПЕР СЭ, 2004. — С. 34
39. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи [Текст] /Л.П.Федоренко.— М.:Просвещение, 1984.
40. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б.Филичева. - . М., 2000
41. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст] Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина —— М.: Просвещение, 1989.— 223 с.
42. Фишман, М. Н. Мозговые механизмы, обуславливающие отклонения в речевой деятельности у детей [Текст] / М. Н. Фишман// Дефектология. —2004. — №3. — С. 3—9.
43. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Текст] / М.Ф.Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.:
44. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. — М. : Педагогика, 1959. — 294 с.
45. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] /Г.С. Швайко. - М.: Просвещение, 1988. – 333с.
46. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин.- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1995. – 384 с.
47. Ярская Е.Р. Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни: пособие для родителей и специалистов. Саратов. Научная книга, 2007.