Влияния стиля воспитания ребенка на протекание кризисов развития (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет) (Государственный академический университет гуманитарных наук)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 21 родитель и 21 ребенок в возрасте 2,5 – 3,5 лет.
Введение 3
Глава 1. Анализ стилей воспитания 4
1.2. Характеристика стилей воспитания 9
1.3. Воспитательный процесс в образовательном учреждении 13
Глава 2. Анализ кризисов развития 15
2.1 Характеристика кризисов развития. 15
2.2. Причины возникновения кризисов развития 20
2.3. Психологические особенности протекания кризисов развития 22
Глава 3. Влияние стиля воспитания ребенка на протекание кризисов развития 28
3.1. Выявление актуального стиля воспитания в семье 29
3.2. Диагностика кризиса трех лет 32
3.3. Определение влияния стиля воспитания ребенка на протекание кризисов развития 34
Заключение 36
Список литературы 37
Проблема воспитания детей был актуальна во все времена, актуальна она и в современном обществе. Изменение традиционных семейных устоев, стремительное нарастание количества разводов влияет на детско-родительские отношения. В настоящее время возрастает количество детей, с нарушениями эмоционально-личностного развития, конфликтными отношениями с родителями и сверстниками. Логично предположить, что особенности воспитания оказывают первостепенное воздействие на формирование личности и являются одной из причин развития психического нездоровья. Это определяет актуальность работы.
Цель исследования: изучение влияния стиля родительского воспитания на протекание кризиса развития.
Объект исследования: семья.
Предмет исследования: стили семейного воспитания и особенности развития личности ребенка.
Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания влияет на особенности протекания возрастного кризиса.
Для реализации цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие стиль воспитания, типологию стилей, их характеристики;
2. Изучить понятие возрастных кризисов, раскрыть особенности протекания кризисов 1 года, 3 лет, 7 лет, 13 лет;
3. Провести диагностику ведущего стиля воспитания;
4. Выявить особенности протекания кризиса трех лет;
5. Выявить взаимосвязи между особенностями протекания кризиса 3-х лет в зависимости от стиля воспитания.
Методы, используемые в работе, - теоретический анализ литературы, психологическое тестирование, обобщение и интерпретация полученных результатов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В ходе изучения литературы и анализа результатов проведенного исследования сделан вывод об актуальности исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания и протекания кризиса трех лет.
В работе рассмотрены понятия стилей семейного воспитания и стилей педагогического воздействия. Раскрыто понятие возрастных кризисов, подробно описаны проявления кризисов одного года, трех лет, семи лет, кризис подросткового возраста. Рассмотрена роль воздействия взрослого для преодоления негативных проявлений кризисных периодов.
Подобраны методики и проведено эмпирическое исследование с целью изучения связи между стилями семейного воспитания и проявлениями кризиса трех лет.
Результаты проведенного исследования позволили сделать выводы о том, что в данной выборке испытуемых выявлены:
- тип негармоничного воспитания «эмоциональное отвержение» и «доминирующая гиперпротекция»;
- кризис трех лет у данных детей выражен умеренно, у трети детей кризис не проявляется;
- в группе детей, где у родителей преобладают негармоничные типы развития, более часто проявляются симптомы кризиса трех лет, чем в группе детей с гармоничным стилем воспитания.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о влиянии стиля воспитания ребенка на протекание кризиса трех лет подтвердилась.
1. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребенка//Вестник ОГУ. 2014. – с.10 - 16
2. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию.– М.: Когито-Центр, 2017. – 182 с.
3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие/ О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2014. – 129 с.
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2012. – 134 с.
5. Молчанова Е.В. Психологические аспекты детско-родительских отношений// Психология и педагогика: методика и проблемы 2014. – 58 с.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. – 213 с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. -9-е издание. М.: Академия, 2004. – 243 с.
8. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка// Известия Саратовского Университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. – 10-14 с.
9. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. Учебное пособие – М: Академия, 2000.– 181 с.
10. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. – С.П.: Питер, 2014. - 656 с.