Введение 4
1 Теоретические аспекты и современные подходы к организации процесса
транспортных перевозок организации 7
1.1 Сущность и содержание транспортной логистики и транспортно-экспедиционной деятельности 7
1.2 Логистические подходы к организации и оптимизации процесса
транспортировки в современных условиях 12
2 Анализ организации и эффективности транспортных перевозок ООО ГК
«Флагман» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО ГК «Флагман» .... 19
2.2 Анализ эффективности организации и осуществления транспортных
перевозок в компании 29
3 Направления совершенствования транспортных перевозок ООО ГК
«Флагман» 45
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию транспортных перевозок
в компании 45
3.2 Экономическая эффективность разработанных мероприятий 51
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложения
Транспорт является основой формирования внутренних и международных рынков и обеспечивает полномасштабное развитие любой национальной экономики. Так, в ряде стран транспорт на правительственном уровне рассматривается как один из ключевых видов экономической деятельности. Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный. Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов. В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери к двери», избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок.
Транспортное хозяйство современного предприятия, специализирующегося на транспортном обслуживании, должно решать следующие задачи: своевременное обеспечение нужд заказчика всеми видами транспортных средств и услуг; рациональная организация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование; развитие технической базы и механизация всех трудоемких транспортных процессов. От эффективности транспортного обслуживания и организации своевременной и качественной транспортировки материальных ресурсов во многом зависит не только скорость доставки товара потребителям, но их сохранность, качество, а также затраты по перевозке, которые занимают большой удельный вес в издержках обращения. Высокая оперативность, надежность и стабильность доставки товаров из пунктов производства в пункты распределения и потребления с минимальными затратами, а также без потерь количества и качества этих товаров является первостепенными условием эффективной коммерческой деятельности.
Эффективная организация транспортировки и транспортного обслуживания предприятия несет в себе огромный резерв улучшения результатов его хозяйственной деятельности: при эффективной организации транспортного обслуживания предприятие может снизить транспортные расходы, являющиеся на крупных предприятиях значимой статьей затрат, сократить потребность в персонале, время обслуживания хозяйственных операций.
Учитывая выше изложенные обстоятельства и большую практическую значимость проблемы эффективной организации транспортных перевозок и была выбрана тема исследования, посвященная выработке направлений совершенствования транспортных перевозок на одном из транспортных предприятий страны.
Вопросы организации транспортной деятельности предприятий широко освещены в научных трудах и учебниках таких авторов, как: А. Островский, В, Е. Николайчук, Н. Г. Дзикович, Н. Кудряшов, М. М. Ковалев, Р. Б. Ивуть, И. В. Жук, И. А. Еловой, Г. Б. Дашкевич, А. В. Венгура, Т. Бекенов.
Научная новизна исследования состоит в: систематизации и обобщении существующих логистических подходов к оптимизации процессов транспортировки на современном предприятии; проведении комплексного и всестороннего анализа эффективности транспортной деятельности и транспортных перевозок предприятия и выработке на основе полученных результатов анализа комплексной системы мер по совершенствованию транспортных перевозок конкретного предприятия.
Цель исследования - совершенствование процесса транспортных перевозок организации
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решены следующие задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты и современные подходы к организации процесса транспортных перевозок организации;
- проанализировать организацию и эффективность транспортных перевозок ООО ГК «Флагман»;
- разработать направления совершенствования транспортных перевозок ООО ГК «Флагман».
Объект исследования - ООО ГК «Флагман».
Предмет исследования - процесс транспортных перевозок ООО ГК «Флагман».
При написании работы использованы общенаучные методы исследования: наблюдения, сопоставления и сравнения, вертикального и горизонтального анализа, абсолютных и относительных разниц, дисконтирования, а также логический метод.
Практическая значимость исследования состоит в выработке системы практико-ориентированных мероприятий, направленных на совершенствование транспортных перевозок ООО ГК «Флагман», реализация которых обеспечит для предприятия снижение транспортных и эксплуатационных расходов, позволит ускорить работы на отдельных участках и сократить расходы на услуги сторонних транспортных компаний.
Для написания работы были использованы источники информации: периодическая литература, посвященная теме работы и анализу транспортных хозяйств; работы отечественных и зарубежных авторов по логистике и экономическому анализу деятельности организаций. Информационной базой для написания работы были данные бухгалтерской и статистической отчетности ООО ГК «Флагман» за 2016-2018 гг., данные аналитического учета, раскрывающие отдельные показатели работы предприятия по теме исследования.
Работа состоит из введение, заключения, списка использованных источников, и основной части, включающей теоретический раздел, аналитический и практический, содержащий конкретные направления совершенствования транспортных перевозок ООО ГК «Флагман» и их экономическое обоснование.
Оценка эффективности эксплуатации транспортных хозяйств и организации транспортных перевозок производится путем расчета определенного набора показателей, характеризующих интенсивность и эффективность использования рабочего времени, пробега, грузоподъемности и других параметров. Комплексное использование транспортно-логистических приёмов и методик при условии эффективного планирования процесса перевозки грузов позволяет снизить общую стоимость транспортировки товара на 25-35 %.
Основной транспортной продукцией ООО ГК «Флагман» является перемещение товаров и дополнительные услуги, связанные с этим перемещением.
Основные направления транспортного маркетинга ООО ГК «Флагман» можно сформулировать следующим образом: маркетинговое обследование экономики районов тяготения транспортных предприятий и определение потребительского спроса на транспортные услуги по объему, направлениям, сегментам рынка и качеству транспортного обслуживания.
Анализ экономического развития и конкурентной среды ООО ГК «Флагман» показывает, что предприятие ежегодно увеличивало оборот по оказываемым услугам и сохраняло устойчиво высокий уровень рентабельности работы, однако наблюдалось ее снижение. При этом была повышена производительность труда, увеличивалась фондоотдача и росла оборачиваемость активов предприятия. Сложившаяся конкурентная среда предприятия характеризуется высоким уровнем конкуренции на рынке и наличием крупных, опытных игроков, влияние которых на рынке необходимо обязательно учитывать при разработке стратегических направлений развития организации.
Ключевыми проблемами в организации транспортного обслуживания и транспортных перевозок в ООО ГК «Флагман» являются:
- низкий уровень автоматизации управления транспортным хозяйством и обслуживанием и необходимость внедрения современных автоматизированных систем управления транспортным хозяйством и обслуживанием на предприятии;
- отсутствие рационального управления обратными ездками грузового транспорта на предприятии, что влечет чрезмерный «пустой» пробег и низкий уровень загрузки грузового транспорта;
- высокий уровень морального и физического износа отдельных грузовых автомобилей, что обуславливает большое время их простоев в ремонте и рост эксплуатационных расходов в транспортном хозяйстве;
- снижение уровня экономии топлива из года в год, то есть появление тенденции роста совокупных транспортных затрат на предприятии и, соответственно, общих издержек, связанных с транспортным обслуживанием деятельности предприятия;
- необходимость обновления парка погрузочно-разгрузочного оборудования, так как устойчиво возрастает время погрузки-разгрузки на предприятии и в целом наблюдается низкая эффективность работы на участке погрузки-разгрузки;
Решение выявленных проблем в эффективности управления транспортным обслуживанием и транспортными перевозками на ООО ГК «Флагман», таким образом, обеспечит возможность снижения эксплуатационных расходов в транспортном хозяйстве и в процессе транспортного обслуживания предприятия, а также возможность получения дополнительного дохода для предприятия.
Решение этих задач можно добиться путем стратегического планирования и выработки четко поставленных целей, в том числе - путем разработки дерева целей. Так, стратегическая цель совершенствования логистической системы и совершенствования транспортных для ООО ГК «Флагман» должна быть реализована путем достижения следующих тактических целей: расширение транспортного парка предприятия и развитие новых видов транспортных услуг; развитие дополнительных услуг (аренда) на базе имеющихся незагруженных транспортных средств; внедрение современных программ управления отдельными логистическими бизнес- процессами хозяйством.
В частности, для ООО ГК «Флагман» с учетом наличия спроса на рынке, имеющегося потенциала в виде неиспользованного фонда рабочего времени и возможности формирования более конкурентоспособных тарифов на аренду предложено развивать услугу по сдаче в аренду прицепного оборудования и незанятых в основной деятельности предприятия грузовиков. С учетом произведенных расчетов, основанных на уже имеющихся по информации за 2018 год данных о спросе на аренду, прирост прибыли от реализации ООО ГК «Флагман» от сдачи в аренду прицепного оборудования и грузовиков может составить не менее 626,2 тыс. руб.
Для расчета экономической эффективности предложенного мероприятия по приобретению цистерны и осуществлению перевозок жидких грузов произведен расчет прироста выручки и прибыли от реализации с учетом стоимости перевозки 1 тонны жидкого груза, планируемого объема перевозок и фактически сложившегося в ООО ГК «Флагман» уровня рентабельности продаж.
Как показали произведенные расчеты, реализация предложенной системы мероприятий в рамках поставленных задач обеспечит для предприятия экономический эффект на сумму 1 570,5 тыс. руб.
1. Батырканов М. Ш. Задачи многооператорных процессов в логистическом управлении транспортными перевозками / М. Ш. Батырканов // Инновационное управление персоналом: Сборник трудов IX Всероссийского межвузовского Кадрового форума. 2018. С. 55-59.
2. Бекенов Т. Эффективность логистических систем / Т. Бекенов // Прикладная логистика. 2013. №10. С. 54-55.
3. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник / Ю.М. Беляев. - М.: Дашков и К, 2013. 220 с.
4. Витвицкий Е. Е. Проблематика теории и практики грузовых
автомобильных перевозок, транспортной логистики / Е. Е. Витвицкий // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации: Сборник материалов III
Международной НПК. 2019. С. 158-163.
5. Галстян А. А. Исследование основных типовых моделей транспортной задачи для перевозок грузов / А. А. Галстян // Аллея науки. 2019. № 1. С. 193-202.
6. Горфинкель В.Я. Инновационный менеджмент: учебник / В.Я.
Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. - М.: Вузовский учебник,
ИНФРА-М, 2012. 461 с.
7. Горяев Н. К. Основы логистики: учебное пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. 78 с.
8. Дашкевич Г.Б. Международные автомобильные перевозки грузов: учебное пособие / под редакцией Н. И. Борового: Центр повышения квалификации «БАМАП-ВЕДЫ». - Минск: Парадокс, 2014. 480 с.
9. Дудник А. И. Роль и место различных методов управления транспортными перевозками и концепция их развития / А. И Дудник // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: Сборник материалов V Международной НПК. 2017. С. 149-151.
10. Есенина В. С. Анализ процессов планирования перевозок, как составляющей системы управления транспортными потоками / В. С. Есенина // Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сборник статей XVII Международной НПК. 2019. С. 54-58.
11. Журнал «Международные Автомобильные Перевозки» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.map.asmap.ru/.- Дата доступа: 20.05.2019.
12. Ивуть Р. Б. Организационно-экономический механизм управления логистическими системами на транспорте и в дорожном хозяйстве: моно-графия / Р. Б. Ивуть, В. В. Равино, П. А. Бабошкина, Н. Е. Гаврилина, О. А. Куличева, Н. П. Янцохина. - Минск, 2015. 264 с.
13. Климов А. А. Цифровые транспортные кордиоры для перевозок грузов и пассажиров / А. А. Климов // Вестник транспорта. 2017. № 10. С. 8¬10.
14. Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие / В. Г. Когденко. - М.: Юнити, 2015. 471 с.
15. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2013. 605 с.
16. Коротков Э.М. Основы менеджмента: учеб. пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. 272 с.
17. Курочкин Д.В. Транспортная логистика. Оптимизация затрат: справочник экономиста / Д.В. Курочкин. - Минск: ООО «Промкомплекс»,
2017. 112 с.
18. Курочкин Д. В. Логистика и управление цепями поставок: практическое пособие / Д. В. Курочкин. - Минск: Альфа-книга, 2016. 783 с.
19. Курочкин Д.В. Транспортно-логистические центры как объекты логистической инфраструктуры в Республике Беларусь / Д.В. Курочкин // Экономика и управление. 2015. № 4. С. 28-33.
20. Лаврентьева М. С. Порядок лицензирования деятельности, связанной с транспортными перевозками / М. С. Лаврентьева // Научные исследования в частном праве России: Сборник трудов. - М., 2018. С. 100¬106.
21. Мачерет Д. А. Объемы перевозок - ключевой фактор эффективности развития транспортной инфраструктуры / Д. А. Мачерет // Экономика железных дорог. 2019. № 4. С. 28-38.
22. Николайчук В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. - М.: Дашков и К°, 2012. 978 с.
23. Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. - М.: КноРус, 2013. 575 с.
24. Официальный сайт компании «Asstra» [Электронный ресурс] // Asstra. - Режим доступа: https://www.asstra.ru/. - Дата доступа: 20.05.2019.
25. Официальный сайт ООО «Логус Восток» [Электронный ресурс] // ООО «Логус Восток». -Режим доступа: http://www.logus.ru/. - Дата доступа: 20.05.2019.
26. Официальный сайт ЧП «Глас-Логистик» [Электронный ресурс] // ЧП «Глас-Логистик». - Минск, 2018. - Режим доступа: http://glas.ru/. - Дата доступа: 20.05.2019.
27. Сергеев В.И. Общие тенденции развития логистических центров за рубежом / В.И. Сергеев // Логистика и управление цепями поставок. 2013. № 5. С. 7-18.
28. Состояние автомобильного транспорта в Едином экономическом
пространстве / Электронный ресурс // Международный союз автомобильного транспорта. - Режим доступа: http://www.iru-
eapd.org/detail_publications/id.145. - Дата доступа: 20.05.2019.
29. Трансъевропейские транспортные коридоры [Электронный ресурс]
// Ассоциация международных автомобильных перевозчиков БАМАП. - Минск, 2018. - Режим доступа:
http://www.bamap.org/information/news/2007/06/04/4641/. - Дата доступа:
20.05.2019.
30. Ценина Т. Уровень логистического сервиса / Т. Ценина // Прикладная логистика. 2013. № 8. С. 55-56.
31. Шуклина З. Н. Современные тенденции развития рынка логистических услуг / З. Н. Шуклина // Вектор экономики. 2018. № 10. С. 9¬12.
32. Эффективность логистического управления: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Л.Б. Миротина. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. 368 с.
33. Country and Economy of The World Bank [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldbank.org/. - Дата доступа: 20.05.2019.
34. Kerry Logistics Network Limited [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.kerrylogistics.com/eng/IN VESTOR / analyst / images / 20140122_Kerry%20Logistics %20Network%20CIMB%20Research.pdf. - Date of Access: 20.05.2019.
35. NATO Logistics Handbook [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.dtic.mil /docs /citations /ADA479915. - Date of Access: 20.05.2019.
36. KPMG [Electronic Resource]. - Mode of Access: http://www.kpmg.com /Global/en/IssuesAndInsights/Articl esPublications/Documents/transport-logistics- insights.pdf. - Date of Access: 20.05.2019.
37. Kochadze T.P. Peculiarities of customs logistics in the case of transportation in the limited space and time / T. P. Kochadze // Juvenis scientia.
2018. № 1. С. 6-8.
38. Tonkonog, V. V. Features of the transport of goods incontainers by sea transpot / V. V. Tonkonog // Труд и социальные отношения. 2019. № 1. С. 184-201.