Введение 4
Глава 1 Научно-теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Определение физического качества выносливость 8
1.2 Виды выносливости 10
1.3 Упражнения для воспитания выносливости у лыжников-
гонщиков на этапе НП 16
1.4 Комплекс упражнений на выносливость в условиях
рекреационного туризма 22
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 27
2.1 Задачи исследования 27
2.2 Методы исследования 27
2.3 Организация исследования 31
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1 Организационно-методические особенности ведения тренировок
с применением комплекса на развитие выносливости для групп НП 35
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 38
Заключение 51
Список используемой литературы 55
Приложение А. Результаты тестирования групп 59
Приложение Б. Тренировочный план экспериментальной группы 62
Приложение В. Тренировочный план контрольной группы 67
Актуальность исследования. Лыжные гонки являются одним из самых доступных видов спорта в нашей стране. И после прошедших зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине, где российские лыжники выиграли немало наград, популярность лыжных гонок возросла еще сильнее.
Достижение высоких результатов в спорте напрямую зависит от содержания тренировочного плана, выбранной методики, применяемых комплексов упражнений, условий работы и желаемых результатов. Прошедшая Олимпиада показала, насколько влияет правильный подход, созданная система тренировочного процесса на полученные результаты. Ярким примером правильной системы тренировок взрослой команды лыжников будет впервые за 42 года завоеванная золотая медаль в эстафете у мужчин на Олимпиаде.
Лыжный спорт связан с продолжительной циклической работой. Развитие выносливости является первостепенным фактором будущих высоких результатов в лыжных гонках. Если не начинать систематически заниматься спортом с раннего возраста, то в будущем достигнуть высоких результатов всероссийского и мирового уровня будет невозможно. Также отмечено, что окружающая среда сильно влияет на результативность спортсменов. Анализируя научную литературу, опыт подготовки чемпионов нашего времени, практический тренерский опыт, мы можем отметить зависимость от того, насколько эффективно развивались физические качества в детском и юношеском возрасте.
В связи с возрастающей скоростью преодоления дистанции лыжниками мирового уровня, учащением интенсивности соревнований и омоложением команды требуется поиск новых высокоэффективных методов и средств подготовки спортсменов, основанных на научном подходе. Изучение биографии спортсменов и анализ возрастных характеристик показали, что достичь высоких результатов в лыжных гонках можно в юниорском возрасте.
Большое внимание развитию качеств выносливости уделяется юным лыжникам. При наблюдающейся акселерацией подрастающего поколения важно менять подход к возрастным периодам развития физического качества выносливости, начиная работу в 10-12 лет. Изменение подхода к развитию выносливости, учитывая рост сердечной мышцы у ребенка для недопущения перетренированности, позволяет индивидуально давать нужную нагрузку спортсменам в соответствии с их ростом и физическим развитием внутренних систем.
Начальная подготовка по лыжным гонкам спортсменов начинается с 9 лет. В первый год происходит адаптация организма к повышенным физическим нагрузкам, углубленное изучение техники передвижения на лыжах или техническая работа, изучаются базовые физические упражнения и техника их исполнения, происходит укрепление кора. Основа работы со второго года на этапе начальной подготовки с 10 до 12 лет заключается в общей физической подготовке (ОФП) совмещенной с аэробной работой для правильного физиологического развития спортсмена. Аэробная работа позволяет увеличить максимальное потребление кислорода (МПК) и создать фундамент высокой работоспособности. Также применяются короткие ускорения для развития скоростных качеств [19].
Особенностью исследования является совмещение юного возраста спортсменов, их нетренированной психологической устойчивости при работе и условия рекреационного туризма. Тяжелые для спортсменов тренировки проводились в красивых туристических местах, что значительно сбавляло психологическое напряжение на тренировках.
Теоретическая база исследования. Лыжные гонки являются тем видом спорта, где успех тренировок лыжника-гонщика во многом зависит от уровня развития выносливости, о чем пишут многие ученые: Алабин В. Г., Камаев О. И., Лях В. И., Менхин Ю. В. [1, 17, 24, 27]. Корейские ученые Хио Дж. В. и Тревин А. Дж. рассказывают в своих работах о новых исследованиях митохондрий - клеточных энергетических станциях [39, 40]. Проблемой развития выносливости, возрастных периодов развития занимались исследователи: Андреев А. П., Баталов А. Г., Гилязов Р. Г., Кудряшов Б. Г. и другие [2, 6, 11, 12, 22]. Важной составляющей работы было исследование влияния рекреационного туризма в спорте, о чем рассказывают Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В., Немытов Д. Н., Дроздов А. В., Николаенко Д. В. [9, 16, 29].
В лыжных гонках существует тенденция отставания теоретической базы от практической базы. Это значит, что тренеры замечают повышенную эффективность определенных комплексов упражнений, обоснование которых еще не зафиксировано в научной литературе. Использовался практический опыт многих тренеров по лыжным гонкам, имеющих спортсменов высокого класса. Данные были проанализированы, что помогло сузить поиски подходящего комплекса упражнений на выносливость. При разработке комплекса мы использовали практический опыт следующих тренеров и специалистов по лыжным гонкам: Бородавко Ю. В., Пирогов Д. В., Шашилов М. В., Кирсанов А. В., Мориловы С. Г., Н. С., Коростелева Н. С., Вяльбе Е. В.
Положительное развитие научной литературы по предложенным различным комплексам упражнений развития физических качеств оставляет ряд вопросов по современной подготовке лыжников-гонщиков с выделением внимания развитию общей и специальной выносливости при акселерации детей, и требует экспериментальной разработки.
Проблема исследования: существует противоречие между существующими теоретическими основами комплекса упражнений на развитие выносливости у юных лыжников-гонщиков, меняющимися особенностями физиологии подростков и психической устойчивостью юных спортсменов при физической нагрузке.
Объект исследования: тренировочный процесс подготовки лыжников- гонщиков 10-12 лет в условиях рекреационного туризма.
Предмет исследования: комплекс упражнений на развитие выносливости лыжников-гонщиков 10-12 лет в условиях рекреационного туризма.
Цель исследования: обоснование эффективности предложенного комплекса упражнений на развитие выносливости лыжников-гонщиков 10-12 лет в условиях рекреационного туризма.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Определить начальный уровень развития выносливости у тестируемых групп;
2. Разработать и внедрить комплекс упражнений на развитие
выносливости лыжников-гонщиков 10-12 лет в условиях рекреационного туризма;
3. Определить эффективность применяемого комплекса упражнений, направленного на повышение выносливости юных лыжников- гонщиков.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применение комплекса упражнений на развитие выносливости юных лыжников-гонщиков 10-12 лет в условиях рекреационного туризма повышает эффективность тренировок.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- педагогическое наблюдение;
- математико-статистические методы.
Для достижения цели курсовой работы на базе МБУ «Федерация биатлона НГО» были выбраны 2 спортивные группы лыжников-гонщиков 10 - 12 лет второго года обучения начальной подготовки по 10 спортсменов.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Содержит 10 таблиц, 6 рисунков, 3 приложения. Список используемой литературы включает в себя 40 источников. Основной текст работы изложен на 71 странице.
Начальный уровень развития выносливости у тестируемых групп по результатам первоначального тестирования различался не значимо. Был разработан и внедрен в подготовку ЭГ комплекс упражнений на развитие выносливости лыжников-гонщиков 10-12 лет в условиях рекреационного туризма. При повторном тестировании через три месяца ЭГ показала более высокие результаты. По итогам проделанной работы можно сделать вывод о том, что применение комплекса на развитие выносливости в условиях рекреационного туризма у групп НП повышает эффективность тренировочного процесса.
Выносливость основывается на способности человека противостоять утомлению. Первостепенно лыжники развивают общую выносливость, повышая МПК, создавая хороший фундамент для дальнейших тренировок.
Современные исследования указывают на рост доли детей с акселеративным развитием. Это значит, что внутренние органы ребенка формируются в более раннем возрасте. Задача тренера вовремя скорректировать рост организма, давая нужную нагрузку. Учитывая современную физиологию детей, начинать развивать выносливость следует с 10-12 лет при индивидуальном подходе к каждому спортсмену.
Скорости в лыжных гонках растут, как и требования к уровню подготовки спортсмена. В наш век спортсмен, не развивший в юности свой организм, не сможет показывать высокие результаты на мировом уровне. Своевременное развитие сердечно-сосудистой, дыхательной систем, мышц кора, опорно-двигательного аппарата дает возможность человеку развиваться во взрослом профессиональном лыжном спорте.
Следуя научному подходу, на возраст групп НП попадает активное развитие максимальной сократимости мышц, развиваемое с помощью креатин-фосфатных тренировок, что относится к специальной скоростной выносливости.
Особенно важно уделять внимание при развитии спортсмена росту количества митохондрий, позволяющих преобразовывать сахар в организме в АТФ. Сочетание длительных тренировок и коротких ускорений дает данный эффект роста.
Условия рекреационного туризма при проведении тренировок снижают психическую нагрузку, повышают плодотворность физической нагрузки. Мотивация спортсменов к занятиям спортом растет.
Тренировки на развитие выносливости в стандартном виде морально тяжело проходят для детей 10 лет, поэтому длительная работа была скорректирована под них: тренировка была разнообразной, включала в себя разные задачи, проводились игры.
После проведенного исследования мы составили рекомендации для развития скоростных способностей лыжников-гонщиков 10-12 лет:
- тренировки на выносливость должны проводиться в соответствии с уровнем физического развития ребенка;
- длительные тренировки следует разбивать на несколько частей с разным заданием, например: разминочная часть; техническая часть; игровая часть; равномерная часть; техническая часть; скоростная часть; заминочная часть;
- обязательный контроль пульса и нагрузки;
- регулярный медицинский осмотр с ЭКГ 1 -2 раза в год;
- питьевой режим на тренировке должен соблюдаться во избежание перетренированности и обезвоживания;
- можно для разнообразия использовать короткие лыжные походы с соблюдением техники безопасности;
- при тренировках рекомендуется контроль питания, возможен дополнительный прием витаминов по рекомендации врача;
- для разнообразия тренировок полезна смена мест, чего можно достичь с помощью спортивных выездных сборов;
- после длительных тренировок и большого объема пройденных километров может наблюдаться временный спад результатов на время «переваривания» организмом полученной нагрузки;
- необходим тщательный контроль длительной нагрузке и своевременное сбавление интенсивности и объемов тренировок при наблюдении у спортсменов первых признаков перетренированности.
- следует убрать функциональную нагрузку в виде лактатных ускорений до 3 минут из тренировочного плана до взрослого возраста;
- необходимый объем лактатной нагрузки для развития спортсмена набирается на соревнованиях, проходящих 1-2 раза в месяц в соревновательный период;
- для групп НП важно развивать максимальную сократимость мышц с помощью коротких ускорений при максимальной интенсивности до 10 с или при субмаксимальной интенсивности до 30 с;
- общая физическая подготовка должна занимать значительную часть тренировочного времени;
- для развития общей выносливости используются длительные тренировки при умеренном пульсе;
- для развития сократимости мышц используются креатин-фосфатные короткие ускорения без закисления, что влияет на рост специальной выносливости;
- для развития кислородной системы применяются тренировки на ПАНО при достаточной подготовленности спортсмена для развития специальной выносливости;
- для развития МПК в этом возрасте важна длительная умеренная нагрузка.
В заключение проделанной работы мы сделали следующие выводы:
- комплекс упражнений на развитие выносливости у лыжников- гонщиков 10-12 лет оказался эффективным по результатам педагогического эксперимента. Результаты тестирования после эксперимента у экспериментальной группы были значительно выше;
- для лыжников 10-12 лет важно развивать общую выносливость и специальную скоростную выносливость на коротких отрезках времени, уделять внимание силовым тренировкам с укреплением кора;
- развитие системы митохондрий, связанных с выработкой АТФ, оказывает положительное влияние на результативность спортсменов;
- разнообразие составных частей длительных тренировок на развитие общей выносливости помогает положительно «впитывать» нагрузку спортсменам, уменьшать воздействие морально-психологической усталости;
- правильно разработанный комплекс упражнений для развития выносливости позволяет своевременно создать «фундамент» для дальнейшей работы в профессиональном лыжном спорте;
- общая физическая подготовка должна занимать значительную часть тренировочного времени;
- условия рекреационного туризма повышают эффективность физической нагрузки и снижают психическое утомление;
- повышение уровня МКП положительно влияет на работоспособность организма.
1. Алабин, В. Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов [Текст] / В. Г. Алабин. - Харьков: Основа, 2018. - 243 с.
2. Андреев, А. П. Построение структуры и содержания тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков с учетом основных факторов, определяющих спортивный результат [Текст] / А. П. Андреев. - Малаховка, 2019.- 245 с.
3. Андриенко, Г. М. Особенности подготовки юных лыжников- гонщиков в условиях кратковременной зимы [Текст] / Г. М. Андриенко. - М., 2017.- 151с.
4. Антонов, М. Ф. Дозирование тренировочных нагрузок лыжников- гонщиков старших разрядов [Текст] / М. Ф. Антонов // Проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва. - Минск, 2017. - 178c.
5. Ахметов, С. М. Методика физической подготовленности школьников в зависимости от уровня их физического развития [Текст] / С. М. Ахметов. - Краснодар, 2019. - 124 с.
6. Баталов, А. Г. Контроль спортивной нагрузки в лыжных гонках / А. Г. Баталов. - М., 2018. - 137 с.
7. Булатова, М. М. Теоретико-методические аспекты реализации функциональных резервов спортсмена высшей квалификации [Текст] / М. М. Булатова. - Киев, 2019. - 44 с.
8. Бутин, И. М. Лыжный спорт [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / И.М. Бутин. - М.: Издательский центр «Академия», 2021.- 368 с.
9. Вяткин, Л. А. Туризм и спортивное ориентирование [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук, Д. Н. Немытов. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 208 с.
10. Власенко, С. А. Возрастные аспекты морфофункционального развития организма юных лыжников-гонщиков [Текст] / С. А. Власенко - Харьков, 2021. - 180 с.
11. Гилязов, Р. Г. Методика тренировки лыжников-гонщиков [Текст] / Р. Г. Гильязов// Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. - Коломна, 2018. - 210 с.
12. Гилязов, Р. Г. Особенности развития силы и выносливости лыжников-гонщиков в структуре многолетней подготовки [текст] / Р. Г. Гилязов // Лыжный спорт : сб. ст. - Москва, 2017. - Вып. 7. - С. 18-20.
13. Головачев, А. И. Возрастные особенности физической подготовленности лыжников-гонщиков [Текст] / А. И. Головачев// Теория и практика физ. культуры. - 2021.- № 13. - С. 20-21.
14. Головина, Л. Л. Физиологические эффекты тренировки выносливости у детей младшего школьного возраста/ Л. Л. Головина //Теория и практика физ. культ. - 2019.- № 14 - С. 30-31.
15. Гречко, А. С. Программы по физической культуре [Текст] : Базовая часть / А. С. Гречко // Физической образование Сибири. - 2017.- №22 - С. 15¬16.
16. Дроздов, А. В. Основы экологического туризма [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. В. Дроздов. - М.: Гардарики, 2018. - 271 с.
17. Камаев, О. И. Теоретические и методические основы оптимизации системы многолетней подготовки юных лыжников-гонщиков [Текст] / О. И. Камаева. - Харьков, 2020. - 401 с.
18. Капланский, В. Е. Тренировка юного лыжника-гонщика: Подготовительный период. Соревновательный и переходный периоды [Текст] / В. Е. Капланский// Физ. культура в школе. - 2021.- № 12. - С. 50-51.
19. Квашук, П. В. Программа «Лыжные гонки»: для ДЮСШ и СДЮШОР [Текст] / П. В. Квашук. - М.: «Просвещение», 2018. - 47 с.
20. Кобзев, В. А. Возрастные морфофункциональные модели 9-18¬летних спортсменов, адаптированных к физическим нагрузкам максимальной, субмаксимальной и большой мощности [Текст] /В. А. Кабзеев.- С-Пб., 2018. - 86 с.
21. Ковязин, В. М. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта. / В. М. Ковязин. - Тюмень: ТГУ, 2017. - 180 с.
22. Кудряшов, Б. В. Энциклопедия выносливости [Текст] /Б. В. Кудряшов. - Кубань, 2019. - 384 с.
23. Людсков, П. Н. Лыжные гонки [Текст] : Учебно-метод. пособ. для тренеров и спортсменов коллективов физ. культуры / П. Н. Людсков. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 199с.
24. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] /В. И. Лях. - М.: Терра спорт, 2021. - 192 с.
25. Мартынов, B.C. Динамика тренировочных нагрузок и спортивных результатов лыжников-гонщиков при использовании различных средств подготовки [Текст] / В. С. Мартынова // Тенденции развития спорта высших достижений: Сб. науч. тр. - М., 2019. - 210 с.
26. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] /Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 331 с.
27. Менхин, Ю. В. Дескриптивно конструктивный подход в обеспечении результативности физических упражнений [текст] / Ю. В. Менхин // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №34 - С. 10-11.
28. Милашюс, К. М. Влияние различных физических нагрузок, развивающих выносливость, на биохимические показатели крови у высококвалифицированных спортсменок [Текст] / К. М. Милашюс// Физиология человека. - 2019. - №12 - С. 110-112.
29. Николаенко, Д. В. Рекреационная география [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Д. В. Николаенко - М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2019. - 288 с.
30. Пилоян, Р. А. Физкультура и спорт: пути перестройки [Текст] / Р. А. Пилояна// Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 31 - С. 7-9.
31. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте [Текст] / В. Н. Платонова. - Киев: Олимпийская литература, 2019. - 500 с.
32. Ратов, И.П. К состоянию проблемы выносливости и перспективы новых подходов к её решению [Текст] / И. П. Ратов// Теория и практика физ. культ. - 2017. - №32 - С. 9-11.
33. Суслов, Ф. П. Соревновательная подготовка и календарь соревнований / Ф. П. Суслов // Современная система спортивной подготовки.
- 2018. - №32. - С. 79-81.
34. Фарфель, B. C. Управление движениями в спорте [Текст] /В. С. Фарфель. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 206 с.
35. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта [Текст] /В. П. Филина. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 128 с.
36. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Ж. К. Холодова. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 480 с.
37. Чернышов, Г. Г. Комплексное и раздельное развитие силы и выносливости лыжников-гонщиков высокой квалификации в микроциклах подготовительного периода [Текст] / Г. Г. Чернова. - М., 2020. - 125 с.
38. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость [Текст] / П. Янсен. - Мурманск : издательство «Тулома», 2017. - 160с.
39. Heo, J. W. Effects of exercise on obesity-induced mitochondrial dysfunction in skeletal muscle [Текст] / J. W. Heo // Korean J Physiol Pharmacol.
- 2017. - № 21(6) - С. 567-577.
40. Trewin, A. J. Exercise and Mitochondrial Dynamics: Keeping in Shape with ROS and AMPK [Текст] / A. J. Trewin // Antioxidants (Basel). - 2018. - № 7(1) - С. 7.