Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

Работа №113540

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи посредством пластилинографии 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований проблемы развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 9
1.2 Пластилинография как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством пластилинографии 24
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитие речи III уровня 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством пластилинографии 34
2.3 Динамика развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 47
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Список детей, принимавших участие в исследовании 61
Приложение Б Результаты исследования уровня развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с ОНР III уровня 62
Приложение В Тематическое планирование по пластилинографии для детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 63

Проблема развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной в современном мире. Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи оказывает положительное воздействие на работу речевых зон головного мозга. Благодаря этому формируется зрительно-двигательная координация пальцев рук, развивается речевая деятельность и графические навыки.
Зарубежные и отечественные психологи и педагоги отмечали зависимость между речью и мелкой моторикой. В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова исследовали особенности развития мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи. Ученые заметили, что у детей с нарушениями речи снижен уровень развития координации движений пальцев рук. В пальцах каждой руки ребенка находится большое количество рецепторов, которые посылают импульсы в центры мозга, контролирующие речевое развитие и согласованность движений пальцев рук. Поэтому дошкольники с недостаточно развитой мелкой моторикой испытывают трудности в простых, даже примитивных действиях, которые доступны для остальных детей.
Развитие мелкой моторики пальцев рук - это один из главных показателей готовности детей к поступлению в школу. У детей с нарушением речи возникают трудности при письме. Для техники письма требуется работа всех мышц кисти руки и координации движений пальцев. Недостаточно развитая мелкая моторика пальцев рук ведет к проблемам в игровой, а далее в учебной деятельности, к переутомлению и повышенной отвлекаемости детей, к ошибкам при выполнении поставленных целей и задач.
Следовательно, у детей с нарушением мелкой моторики возникает негативное отношение к учебному процессу из-за несформированности графических умений.
Одной из эффективных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики пальцев рук является пластилинография. Рисование пластилином способствует эффективной мышечной нагрузке пальцев рук детей. Такая продуктивная деятельность положительно влияет на развитие ручных умений. Таким образом, если мелкая моторика пальцев рук сформирована на высоком уровне, то это обеспечивает достаточное развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и подготавливает руку дошкольника к письму.
В ходе изучения темы данной исследовательской работы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием пластилинографии в данном процессе.
Проблема исследования: каковы возможности пластилинографии как средства развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из актуальности проблемы была сформулирована тема исследования: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством пластилинографии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством пластилинографии.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: пластилинография как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: мы предположили, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством пластилинографии будет возможно, если:
• определено содержание сюжетов по пластилинографии в соответствии с лексическими темами календарно-тематического планирования коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе;
• организована совместная деятельность педагога и детей по пластилинографии, направленная на развитие умений дифференцировать и контролировать усилия пальцев рук;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы материалами по пластилинографии (разные виды пластилина, природные материалы, инструменты).
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи посредством пластилинографии.
2. Подобрать диагностические методики и выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством пластилинографии.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая основа исследования:
• исследования о взаимосвязи у детей дошкольного возраста движений руки с речью (В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, И.М. Сеченова);
• исследования о закономерностях речевого развития детей с разной речевой патологией (Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной);
• исследования о прямой зависимости мелкой моторики от степени сформированности тонких движений пальцев рук (О.В. Правдина, И.И. Панченко, М.Ф. Фомичева);
• исследования влияния эффективной работы с пластилином на тонкую двигательную координацию у детей (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина).
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством пластилинографии.
Теоретическая значимость исследования: выявлены показатели и описаны уровни развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями дошкольных образовательных организаций на этапе развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством пластилинографии.
Экспериментальная база исследования. АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 203 «Алиса». В исследовании принимали участие 10 детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 3 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 1 рисунком.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


У детей седьмого года жизни активно развиваются механизмы движения пальцев рук. Это очень нелегкий процесс, он требует от ребенка волевых усилий и стойкой концентрации. Для достижения высоких результатов в речевой деятельности детей, необходимо уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Но в этом возрасте не всегда достаточно сформированы мелкие мышцы пальцев и кистей рук, а также только развивается нервно-мышечная регуляция.
Благодаря тренировке пальцев рук улучшается двигательная деятельность, психические и речевые функции. Так совершенствуется пространственная ориентировка, координация движений и развиваются разные виды чувствительности. Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова и Е.М. Мастюкова разработали полезные приемы для совершенствования моторики пальцев для детей с нарушениями мелкой моторики. Для правильного ее формирования может использоваться нетрадиционная техника - пластилинография.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития мелкой моторики рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи. Применялись диагностические методики на определенные свойства мелкой моторики: умение координировать движения в системе «глаз-рука», умение проводить прямые и зигзагообразные линии, умение ориентироваться в двухмерном пространстве, умение дифференцировать усилия пальцев рук, умение проводить прямые линии, контролируя нажим карандаша.
По результатам проведенных диагностических методик по выявлению уровня развития мелкой моторики рук у детей седьмого года жизни с ОНР III уровня, можно сделать вывод о том, что у детей нарушена координация в системе «глаз-рука»; им трудно проводить прямые и зигзагообразные линии; детям нелегко ориентироваться в двухмерном пространстве; они не могут дифференцировать усилия пальцев рук; не способны проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги.
В соответствии с анализом полученных результатов констатирующего этапа и на основе теоретического исследования развития мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством пластилинографии, определена логика формирующего этапа эксперимента:
• определено содержание сюжетов по пластилинографии в соответствии с лексическими темами календарно-тематического планирования коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе;
• организована совместная деятельность педагога и детей по пластилинографии, направленная на развитие умений дифференцировать и контролировать усилия пальцев рук;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы материалами по пластилинографии (разные виды пластилина, природные материалы, инструменты).
По результатам контрольного этапа было выявлено, что количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики пальцев рук достигло 60%. Средний уровень увеличился до 30%. Уменьшилось количество детей с низким уровнем развития мелкой моторики пальцев рук до 10%.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной нами работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством пластилинографии.
Таким образом, мы справились с поставленными целью и задачи, осуществив исследование и подтвердив выдвинутую гипотезу.


1. Беззубцева Г. В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. М. : Академия, 2016. 125 с.
2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с общим недоразвитием речи. М. : ЭНАС, 2018. 136 с.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М. : ТЦ Сфера, 2016. 76 с.
4. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи. М.: Дефектология, 2018. 99 с.
5. Гаврина С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2017. 158 с.
6. Горфункель З. И. Роль зрительных представлений формировании элементарных навыков письма. М. : Просвещение, 2019. 125 с.
7. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. Формирование грамматических навыков письма. М. : Просвещение, 2019. 189 с.
8. Джеймс Мэй «Пластилиновый рай» [Электронный ресурс] : Ярмарка Мастеров. URL: http://www.nicolaspark.ru/pages5-a.html (дата обращения: 19.04.2020).
9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М. : Просвещение, 2014. 112 с.
10. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. М. : Академия, 2014. 320 с.
11. Иванникова О. С. О формировании графических навыков // Дошкольное воспитание. 2017. № 12. С. 23-27.
12. Казакова Р. Г. Лепка в ДОУ // Дошкольное воспитание. 2017. № 4. С. 15-23.
13. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. М. : ВЛАДОС, 2017. 173 с.
14. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников. М. : Просвещение, 2019. 158 с.
15. Коссаковская Е. А. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателей. М. : Академия, 2018. 71 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ