Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства выражения бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» в романе С. Минаева «Духless»

Работа №113537

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы102
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Бинарная оппозиция «духовность-бездуховность» в русском языке 14
1.1 Бинарная оппозиция как лингвистическая категория 14
1.1.1 Понятие бинарной оппозиции в лингвистике и ее характеристика 14
1.1.2 Примеры функционирования бинарных оппозиций в тексте 20
1.1.3 Характеристика оппозиции «духовность-бездуховность» 26
1.2 Специфика репрезентации БЕЗ (БЕС)-префиксальных языковых конструкций в русской лингвистической традиции: целостный обзор 32
Глава 2 Языковые средства выражения «духовность-бездуховность» в романе С. Минаева «Духless: Повесть о ненастоящем человеке» 38
2.1 Специфика функционирования слов и сочетаний с приставкой БЕЗ (БЕС)- в романе С. Минаева «Духless» 38
2.2 Языковая концептуализация бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» в романе С. Минаева «Духless» 49
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 67
Приложение А Идеограмма смыслового модуля усилительной характеристики (маргиналия) слов с приставкой БЕЗ (БЕС)- в романе С. Минаева «Духless» 72
Приложение Б Оппозиционные лексические единицы, составляющие ядро лексико-семантического поля «духовность» - «бездуховность» 79
Приложение В Внеклассное мероприятие по русскому языку «В чем особенность употребления слов с приставкой без (бес)- в контексте романа С. Минаева «Духless»?» (9 класс) 91

Тема настоящей выпускной бакалаврской работы посвящена проблеме изучения языковых средств реализации бинарной оппозиции «духовность- бездуховность» на примере романа С. Минаева «Дух1езз: Повесть о ненастоящем человеке». В окружающем нас мире, когда активно развиваются процессы реализации искусственного интеллекта, человек XXI века существует в непрерывной амбивалентной борьбе: положительных и отрицательных поступков, духовного пробуждения и забвения, гармонического развития и распада, целостности и раздвоения собственного «я», соблюдения морально-нравственных норм и разрушения общечеловеческих идеалов. Это непосредственным образом находит свое выражение в языке через определенные средства языковой реализации.
Категория бинарной оппозиции в русской лингвистической науке получила расцвет в ХХ веке, однако остается актуальной и на сегодняшний день, известны труды: В.П. Руднева «Бинарная оппозиция»; В.А. Сысоева «Бинарная оппозиция в языке и речи»; А.А. Грицанова, М.А. Можейко «Бинарная оппозиция». Опубликованы статьи, посвященные разновидности функционирования понятия бинарная оппозиция: К.В. Гудкова «К вопросу об антонимических и бинарных оппозициях», Т.В. Григорьева «Метафорическая оппозиция чистый-грязный как способ языковой интерпретации действительности», С.И. Гресь «К вопросу о дихотомии "духовность-бездуховность"». Известна классификация разновидностей понятия бинарной оппозиции: дихотомическое деление, двоичный код, двоичная оппозиция, биполярность, бинаризм, бинарность. Новым явлением в истории русской лингвистики XXI века оказалось введение К.В. Гудковой в бинарную оппозицию понятия «оппозитивность», «оппозиты». Также В.А. Сысоевым обнаружилась необходимость образования новой дисциплины - «дихотомической лингвистики (дихотолингвистики)».
Ученые акцентируют внимание на разновидностях примеров функционирования бинарной оппозиции. E.V. Safonova в статье «The opposition of the concepts «Good» and «Evil» in eastern and western folklore» (2007) рассуждает о концептуальной значимости оппозиционных лексем «Good» and «Evil» в раскрытии доминантной составляющей этносов культур Запада и Востока [Safonova 2007], А.Р. Хайрутдинова в диссертации «Бинарная оппозиция как способ концептуализации художественной картины мира А.А. Кима (на материале произведений «Онлирия», «Близнец», «Посёлок кентавров»)» (2012) анализирует основополагающие языковые оппозиции на основе двойничества, в результате которых наблюдается образование оппозиций диад и триад [Хайрутдинова 2012], Т.В. Григорьева в работе «Метафорическая оппозиция чистый-грязный как способ языковой интерпретации действительности» (2014) иллюстрирует употребление противоположных метафорических понятий диад «чистый» - «грязный» в различных сферах жизнедеятельности человека, которые образуют в языке бинарную оппозицию [Григорьева 2014], А.Э. Рахимова в статье «Лингвистические особенности реализации бинарной оппозиции «Freude» (радость) / «Trauer» (печаль) в современном немецком художественном дискурсе» (2015) указывает на оппозитивные парадигматические отношения инвариантных лексических единиц одного языкового уровня, реализующихся в немецком языковом дискурсе словообразовательными и синонимическими рядами [Рахимова 2015], A.E. Raximova на основе контекстуальных лексем немецкого и английского языков предлагает выделение в «binary opposition» эквивалентных и оппозиционных типов отношений, позволяющих выстроить ряды бинарных синонимических цепочек [Raximova 2018], E.M. Semenova сосредотачивает внимание на трансформации через binary opposition «metaphorical image» в «metaphorical opposition» [Semenova 2018].
Как исследователями раскрывается характеристика оппозиции «духовность-бездуховность»? Р.Л. Лившиц в монографии «Духовность и бездуховность личности» (1997) рассматривает «духовность» в неразрывной связи с «бездуховностью» как его основным антиподом, которые проявляются в мироотношении индивида к окружающей действительности [Лившиц 1997], Т.Н. Долотова сосредотачивает внимание на ценностной гиперсеме «духовность-бездуховность», которая составляет бинарную оппозицию, характеризуя деонтологические и онтологические черты художественного мира [Долотова 2003], Т.Д. Стерледева выявляет необходимый компонент оппозиционной категории «духовность- бездуховность», раскрывающейся в инвариантных лексемах «совесть- наглость» [Стерледева 2013], В.В. Байлук в статье «Духовность, бездуховность и самореализация личности» (2015) разграничивает сущностную значимость оппозиционных понятий «духовность- бездуховность» на положительно-отрицательные, вводя классификацию их видов, характеризующихся на основе двух уровней: концептуально (осмысленно) духовный и уровень бытийного сознания [Байлук 2015], С.И. Гресь раскрывает сущностную характеристику оппозиционных понятий «духовность-бездуховность» на основании принципа дихотомичности [Гресь 2016], А.А. Феклисова в статье «Проблема бездуховности в современном мире» (2018) осмысливает характеристику оппозиции «духовность- бездуховность» в общекультурном ключе прогресса социума [Феклисова 2018].
Как учеными отмечается специфика выражения бинарной оппозиции в БЕЗ (БЕС)-префиксальных лексических конструкциях? Е.Ю. Шарихин рассматривает оппозицию слов с приставкой без (бес)- в семантике окказиональных наречий, в корреляции переносного употребления [Шарихин 2015], О.Д. Сурикова в диссертации «Лексические единицы с приставкой и предлогом без в русских народных говорах и фольклоре: семантико-мотивационный и этнолингвистические аспекты» (2016) иллюстрирует оппозицию без (бес)-приставочных лексем в неодинаковой степени их идиоматичности, в классификации производящих доминантных сфер, в дифференциальном мотивационном плане, в воздействии морфо-семантического поля и в нетривиальной семантике слов с приставкой без (бес)- [Сурикова 2016].
В настоящей бакалаврской работе, анализируя роман С. Минаева «Дух1езз: Повесть о ненастоящем человеке» с учетом достижений истории русской лингвистической науки и интерпретации явления бинарной оппозиции, мы обращаемся к рассмотрению деэтимологизации БЕЗ (БЕС)- приставочных лексем, энантиосемии усилительной характеристики (маргиналия) слов с префиксом БЕЗ (БЕС)-, контраста и дифференциации ключевых понятий концептуального лексико-семантического поля «духовность-бездуховность» на основе лингвистической категории бинарной оппозиции. Эта проблема с позиций современной лингвистической науки представляется неизученной, так как языковые средства реализации бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» до сегодняшнего дня не были во внимании ученых-языковедов. Известны мнения исследователей, отмечавших, что бинарная оппозиция «духовность-бездуховность» является философско-психологическим аспектом личностной составляющей [Лившиц 1997], ценностным компонентом художественной системы [Долотова 2003], культурно-историческим процессом в развитии общества [Стерледева 2013], этическим аспектом общечеловеческих традиций [Гресь 2016], религиозным фундаментом в становлении личности [Романов 2017], общекультурной компетенцией развития-падения общества [Феклисова 2018]. Вопрос о возможности языкового анализа дифференциальных средств концептуализации бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» на примере специфики интерпретации БЕЗ (БЕС)-префиксальных лексических конструкций и ключевых семантически инвариантных, полярных, антонимических понятий и будет рассмотрен в бакалаврской работе. Такой подход составил актуальность нашего исследования.
Объектом настоящего исследования является язык романа С. Минаева «Духless: Повесть о ненастоящем человеке» (2006).
Предметом бакалаврской работы выступили языковые средства оппозиции лексем «духовность-бездуховность», позволяющие писателю раскрыть внутренний мир безымянного героя, его мироощущение и миропонимание окружающей действительности, определение им жизненных приоритетов и морально-нравственных традиций.
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы выявить особенности употребления языковых средств выражения лексико-семантического ядра бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» в романе С. Минаева «Духless: Повесть о ненастоящем человеке».
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1) определить понятия «бинарный», «оппозиция», «бинарная оппозиция» «оппозитивность», «дихотомичность», «дихотомическое деление», «двоичный код», «двоичная оппозиция», «биполярность», «бинаризм», «бинарность», раскрыв их черты и наметив классификацию языковых уровней, видов и разновидностей понятия бинарной оппозиции;
2) рассмотреть исследования, посвященные функционированию примеров бинарной оппозиции в тексте;
3) раскрыть особенности различных мировоззренческих характеристик оппозиции «духовность-бездуховность»;
4) охарактеризовать существенные способы репрезентации БЕЗ (БЕС)-префиксальных языковых единиц в русской лингвистической традиции;
5) выявить и проанализировать специфику функционирования БЕЗ (БЕС)-префиксальных лексических единиц в романе С. Минаева «Духless», разработав классификацию семантико-мотивационного модуля слов и сочетаний с приставкой БЕЗ (БЕС)-;
6) исследовать и проанализировать языковую концептуализацию бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» в романе С. Минаева «Духless», разработав классификацию бинарной оппозиции ключевых лексических единиц, составляющих ядро лексико-семантического поля «духовность-бездуховность».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: общетеоретические методы наблюдения, анализа и синтеза позволили собрать и систематизировать материал, посвященный изучению категории бинарной оппозиции; метод сплошной выборки примеров из романа С. Минаева «Духless: Повесть о ненастоящем человеке» дал возможность получить лингвистический и литературоведческий материал для решения задач описания языковых средств реализации лексем «духовность-бездуховность», которыми пользовался писатель для создания портрета амбивалентного героя, антиномизма в языковом сознании безымянного топ-менеджера, колебания в духовно-нравственных ориентирах; метод описания, классификации и семантического анализа позволили выполнить первичную характеристику, распределив отобранные примеры на лексико-семантические группы и семантико-мотивационные модули по ряду параметров; метод филологического анализа текста помог определить взаимосвязь и взаимопротивоположность языковых средств, способов воплощения контраста в языковой картине мира героя потерянного поколения и идейного замысла писателя.
Материалом исследования послужили примеры лексических единиц и конструкций, выражающих языковые средства бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» в романе С. Минаева «Дух1езз: Повесть о ненастоящем человеке» (2006). В результате анализа БЕЗ (БЕС)- приставочных языковых конструкций и оппозиций лексических единиц романа были выявлены 134 примера языковых средств выражения оппозиций слов и сочетаний с префиксом БЕЗ (БЕЗ)-: БЕЗ-префиксальных лексем - 87, а БЕС-префиксальных - 47, а также 206 примеров выражения языковых средств бинарной оппозиции «духовность-бездуховность»: 106 лексических единиц, образующих смысловое поле «духовность» и 100 лексических единиц, образующих смысловое поле «бездуховность».
Новизна исследования и теоретическая значимость бакалаврской работы заключаются в том, что автору удалось проанализировать роль языковых средств реализации бинарной оппозиции «духовность- бездуховность» в романе С. Минаева «Дух1езз: Повесть о ненастоящем человеке», выявить специфику концептуализации ценностной гиперсемы; типологизировать примеры лексических единиц и конструкций бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» по ряду параметров, охарактеризовать функциональное преимущество каждой оппозиции.
Практическая значимость выпускной бакалаврской работы состоит в том, что результаты сделанных наблюдений дают возможность применить полученные материалы на уроках русского языка и литературы в 9-11 классах, также при осуществлении филологического анализа текста в вузе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Языковые средства и методы выражения «бинарной оппозиции» в тексте, описанные в лингвистических работах русских и зарубежных исследователей XXI века нашли отражение в романе С. Минаева «Духless: Повесть о ненастоящем человеке».
2. Обращение к категории бинарной оппозиции позволяет раскрыть противоречивость двойственной натуры главного героя, показать особенности его мироощущения как языковой личности.
3. В романе С. Минаева «Духless» основу смыслообразующего значения речестилевой системы составляют БЕЗ (БЕС)-префиксальные лексемы и бинарные оппозиции семантических субстанций концептуальной лексической единицы «духовность-бездуховность».
4. Слова и сочетания с приставкой БЕЗ (БЕС)- в романе С. Минаева «Духless» можно объединить типологически путем классификации и распределения по семантико-мотивационным модулям.
5. Роль языковой концептуализации бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» довольно подробно можно выявить, исследуя различные языковые средства: употребление антонимии, индивидуально-авторских контекстуальных антонимов, метафорической оппозиции, семантической оппозиции фразеологизмов, оппозиции перифраз, противоположных индивидуально-авторских синонимов; диад и триад.
Апробация научной работы. Результаты бакалаврской работы были представлены в МБОУ г.о. Тольятти «Школа № 59» имени Г.К. Жукова на внеклассном мероприятии по русскому языку в 9 «А» классе.
Результаты проведенного исследования были представлены и обсуждены на конференциях:
1) научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 3 апреля 2019 г.);
2) всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 5 декабря 2019 г.);
3) научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 6 апреля 2020 г.).
Результаты выпускной квалификационной работы отражены в публикациях:
1) Поиски «настоящего человека» в произведениях Б. Полевого и С. Минаева в сборнике студенческих работ научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019 г.);
2) Интертекстуальный спор о «настоящем человеке» в произведениях Б. Полевого, В. Пелевина, С. Минаева, О. Славниковой в электронном сборнике студенческих работ Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2019 г. Сборник в печати);
3) Специфика функционирования слов с приставками БЕЗ-, БЕС- в романе С. Минаева «Духless» в сборнике студенческих работ научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2020 г. Сборник в печати);
4) Мотив бездуховности в романе С. Минаева «Духless»: семантика приставок БЕЗ-, БЕС- в научном журнале Поволжского православного института имени Святителя Алексия Московского «Поволжский вестник науки» № 1 (15) (РИНЦ) (г. Тольятти, 2020 г.).
Также результаты выпускной квалификационной работы отражены в ряде иных публикаций, где внимание было уделено описанию языковых средств создания портретной характеристики, анализу эффекта «удвоения- добавления» в языковом мировосприятии личностью рекламных текстов.
1) Языковой портрет Вареньки Добросёловой в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» в сборнике студенческих работ научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2018 г.);
2) Эффект удвоения в современном рекламном тексте в сборнике Proceedings of articles the VI International scientific conference, Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, 2019, december, 24-25 «Science, Technology and Life - 2019» (г. Москва, 2019 г.).
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, который насчитывает 44 источника.
Объем бакалаврской работы составил 71 страницу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование в рамках настоящей бакалаврской работы позволяет сделать следующие выводы.
При обращении к лингвистическим словарям, было замечено выделение различных классификаций языковых уровней, видов и разновидностей понятия бинарной оппозиции, позволяющих интерпретировать словесную ткань произведения.
Отечественными и зарубежными учеными бинарные оппозиции исследовались путем использования различных методов и средств: сравнительного анализа оппозиций, антонимии лексических пар, противопоставления диад, определения двуполярности коннотативного компонента, описания оппозиции семантической дублетности, контраста между частями речи одной группы, инвариантности триад, метафорической оппозиции. Благодаря описанным методам и средствам оказалось возможным определить смыслообразующую основу идиостиля текста, открыть его гносеологические и метафорические особенности, отражающие картину целостного образа мира.
В исследованиях, посвященных характеристике оппозиции «духовность-бездуховность» внимание было уделено различным аспектам изучения инвариантных понятий. Одни авторы обращаются к различиям мировоззренческих установок и жизненных приоритетов между людьми; другие показывают индивидуально-авторский подход в интерпретации сущности явлений бытия, которые в структурной ткани художественного произведения раскрывают внутренний мир героя; третьи на первый план выдвигают становление личности индивида и формирование его сознания, контролирующего взаимоотношения как с самим собой, так и с окружающим социумом. Существование многоаспектных трудов дает возможность сформулировать резюмирующие выводы, отражающие целостную концепцию, лежащую в основу бинарной оппозиции «духовность- бездуховность».
При выявлении семантики БЕЗ (БЕС)-приставочных языковых конструкций были выделены и охарактеризованы способы выражения бинарной оппозиции (различная классификация производящей доминантой сферы, варьирование лексико-словообразовательного отношения, неодинаковая степень идиоматичности, дифференциальный мотивационный план, воздействие морфо-семантического поля, нетривиальная семантика слов). Оппозиция, выявленная лингвистами на морфемном уровне, позволила заметить колебания в восприятии окружающей картины мира носителями русского языка и «оппозитивность» авторского сознания.
В настоящей бакалаврской работе в результате исследования особенностей функционирования языковых средств бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» романа С. Минаева «Духless» были выявлены 134 примера слов и сочетаний с префиксом БЕЗ (БЕС)-: БЕЗ-префиксальных лексем - 87, а БЕС-префиксальных - 47, также 206 примеров инвариантных понятий гипероппозиции «духовность-бездуховность»: 106 лексических единиц, образующих смысловое поле «духовность» и 100 лексических единиц, образующих смысловое поле «бездуховность». Мы определили, что доминирование БЕЗ-префиксальных лексем указывает на образ героя, трансформировавшегося в обезличенное существо, обреченное на духовную пустоту, а преобладание в бинарной оппозиции лексической единицы с семой «духовность» показывает стремление к обретению внутренней гармонии.
Мы установили, что специфика репрезентации бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» в тексте романа С. Минаева заключена в деэтимологизации усилительной характеристики («бесперспективняк», «бесперспективность», «безобразие», «бессмертный», «безумный», «безнадежно», «бездуховный», «бесповоротный», «бесподобный», «бездарно», «беспорядочный», «беспредел»'), энантиосемии префиксальной лексемы БЕЗ- («безнадежно»). Мы определили, что автор использует их неслучайно, он стремится подчеркнуть своеобразную символическую и смысловую нагрузку БЕЗ (БЕС)-префиксальных лексем, показывающих амбивалентное положение безымянного героя между положительно-отрицательной характеристикой, конфликтом обретения-потери духовного очага.
Мы установили, что бинарная оппозиция «духовность-бездуховность» образует языковую концептуализацию благодаря употреблению писателем дифференциальных языковых средств: антонимии («желание быть рядом» - «отдалять», «личностное» - «обезличенное»), контраста синонимии («свобода» («воля», «непринужденность») - «рабство» («плен», «подчиненность»)), оппозиции диад («любовь - ревность» - «желание быть рядом - отдалять»), полярности триад («любовь - ревность - отдалять», «вера - неверие - обман»). Мы обнаружили доминирование в использование С. Минаевым в контексте романа «Дух1езз» индивидуально-авторских антонимов («девушка» - «телка», «друг» - «собутыльник»), контрарных синонимов («свобода» («райский отдых», «новая ЭРА», «рай земной») - «рабство» («нацистский концлагерь», «адские мучения», «нечеловеческие условия»)), метафорических оппозиций («распирает от нежности» - «царапает грудь изнутри»), фразеологических противопоставлений («на душе тепло» - «комок в горле»), оппозиций перифраз («честная столичная девушка» - «роковая женщина вамп»). Это объясняется тем, что писатель посредством окказиональных оппозиционных понятий отражает смену ценностных ориентиров людей XXI, стремясь найти точный прозаический язык для передачи ломки традиционного уклада жизни, нравственного упадка, колебания между «настоящим» и «ненастоящим» человеком.
В основу упорядочения выделенных нами ключевых лексических единиц и конструкций бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» был положен ряд параметров, способствующих их классификации. Так, БЕЗ (БЕС)-приставочные слова и сочетания, исходя из семантической характеристики номинаций, были сгруппированы по конкретным семантико-мотивационным модулям: отрицательная характеристика личности («безумцы», «бездарные», «бездельники»); время и упорядоченность бытия («бесконечность», «безжизненно», «бессрочность»); благоприятные/неблагоприятные условия существования («бездомность», «безбедный»); выражение уверенности («безусловно», «безусловный»); семантика отсутствия (лишенности) («безудержный», «безделье», «беззаботность»); категория безрезультатности/нецелесообразности («бесполезно», «бесцельный», «бессмысленный»); негативная оценка («бестолковый», «безумие»); специфика внутреннего состояния («безразличие», «не беспокоят», «безразлично-устало»); категория непредельности («бескрайний», «безграничный», «беспредел»); физическое состояние («обессилено», «безмятежно»); категория долженствования («бездельничать», «беззаботность»); эмоциональное состояние («безысходность», «безумно»); категория оценочности («безвкусно», «безумно»); количественная неопределенность («бесчисленный»); усилительная характеристика (маргиналий) («безумный», «бездарно», «безнадежно», «бездуховный»). Ключевые лексические единицы на базе семантического компонента были распределены на оппозиционные пары: «щедрость» - «жадность», «жизненность» - «мертвенность», «вера» - «неверие», «вежливость» - «хамство», «реалист» - «романтик», «деятельность» - «бездельничанье» и так далее. Данный способ систематизации языковых единиц дал возможность обнаружить новые качества и значения оценочных понятий, инвариантных пар, которые, тесно взаимодействуя между собой, раскрыли двоичный характер мировосприятия безымянного героя С. Минаева.
Такой лингвистический подход к осмыслению роли языковых средств реализации бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» в романе С. Минаева «Духless» позволил нам сделать следующие выводы: категория бинарной оппозиции выступила смыслообразующей в создании художественного текста романа, показав борьбу трагического распада внутреннего «я», колебания в языковом сознании героя. БЕЗ (БЕС)- префиксальные лексические единицы с усилительной коннотацией, характеризуясь экспрессивностью, энантиосемией свидетельствуют об утрате литературным героем чувства ответственности, смирении с тщетностью бытия. Сопоставления лексических единиц концепта «духовность- бездуховность» с дифференциальными частями речи и средствами языковой выразительности позволили нам обнаружить, что основной формой отражения бинарной оппозиции, выступила антонимия, проявляющаяся в сложной системе окказиональных противопоставлений.


1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка : Практический справочник : около 11 000 синонимических рядов. 11-е изд., перераб. и доп. М. : «Русский язык», 2001. 568 с.
2. Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. Выпуск 10 (галочка I - глЫча). М. : Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова, Новосибирск : Ин-т филологии сибирского отделения РАН ; СПб. : Нестор-История, 2016. 368 с.
3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд., стер. М. : Советская Энциклопедия, 1969. 608 с.
4. Байлук В. В. Духовность, бездуховность и самореализация личности // Самореализация личности в современном социуме : сб. науч. тр. по мат. IV международного форума «Духовная самореализация личности в современном социуме» / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. В. В. Байлука. Екб. : УрГПУ, 2015. С. 9-15.
5. Бинарная оппозиция / сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск : Интерпрессервис ; Книжный Дом, 2001. С. 55.
6. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб. : Норинт, 2000. 1536 с.
7. Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка : Около 500 антонимических гнёзд. М. : Астрель : АСТ, 2003. 445 с.
8. Гаврилова А. С. Словарь синонимов и антонимов современного русского языка : 50 000 синонимов, 600 антонимических пар / под ред. А. С. Гавриловой. М. : «Аделант», 2014. 800 с.
9. Грачев М. А. Словарь современного молодежного жаргона : Более 6000 жаргонизмов. М. : Эксмо, 2006. 672 с.
10. Григорьева Т. В. Метафорическая оппозиция чистый-грязный как способ языковой интерпретации действительности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 1-1 (31). С. 56-58.
11. Гудкова К. В. К вопросу об антонимических и бинарных оппозициях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. Серия 9. 2012. Вып. 3. С. 68-71.
12. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : [в 4 томах] / В. И. Даль ; под ред. проф. И. А. Бодуэна-де-Куртенэ. 3-е изд., испр. и знач. доп. СПб., М. : Товарищества М. О. Вольфъ, 1903. 1 т. : А-З. 1724 с.
13. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : [в 4 томах] / В. И. Даль ; под ред. А. Н. Филиппова. М. : РИПОЛ классик, 2006. 1 т. : А-З. 752 с.
14. Долотова Т. Н. Семантическое поле эмоциональности и оценочности и его реализация в публицистике В. М. Шукшина : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01. Ставрополь, 2003. 24 с.
15. Елистратов В. С. Словарь русского арго (материалы 1980­1990 гг.) : около 9 000 слов, 3 000 идиоматических выражений. М. : «Русские словари», 2000. 694 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ