Использование метода ментальных карт для определения туристского имиджа г.Томска глазами иностранных студентов
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ИМИДЖ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ: ПОДХОДЫ, ВИДЫ, ЭЛЕМЕНТЫ 10
1.1 Сущностное содержание имиджа дестинации, виды территориального
имиджа 10
1.2 Факторы, влияющие на формирование имиджа дестинации 21
1.3 Ментальные и когнитивные карты городской дестинации: методология и
практика использования 31
2. ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ДЛЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ИМИДЖА ГОРОДА
ТОМСКА 42
2.1 Практика позиционирования Томска как туристской
дестинации 42
2.2 Исследование туристского имиджа Томска методом ментальных карт 56
2.3 Применение результатов исследования, для корректировки туристского
имиджа Томска у иностранных студентов ТПУ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Questionnaire «Tourist Destination Image of
Tomsk» 84
1. ИМИДЖ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ: ПОДХОДЫ, ВИДЫ, ЭЛЕМЕНТЫ 10
1.1 Сущностное содержание имиджа дестинации, виды территориального
имиджа 10
1.2 Факторы, влияющие на формирование имиджа дестинации 21
1.3 Ментальные и когнитивные карты городской дестинации: методология и
практика использования 31
2. ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ДЛЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ИМИДЖА ГОРОДА
ТОМСКА 42
2.1 Практика позиционирования Томска как туристской
дестинации 42
2.2 Исследование туристского имиджа Томска методом ментальных карт 56
2.3 Применение результатов исследования, для корректировки туристского
имиджа Томска у иностранных студентов ТПУ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Questionnaire «Tourist Destination Image of
Tomsk» 84
Актуальность дипломной работы состоит в том, что образовательные услуги в Томске являются градообразующими и для того, чтобы привлекать в город все больше и больше студентов, необходимо всегда следить за состоянием имиджа города. Имидж города - это важный инструмент управления его развитием, от него зависит конкурентоспособность города. Томск - уникальный город, где каждый четвертый его житель - это студент. Для того чтобы поддерживать положительный имидж в образовательной сфере, необходимо располагать информацией о сложившемся образе Томска у студентов. Метод ментальных карт в зарубежной практике и практики некоторых российских городов, зарекомендовал себя как перспективный для определения туристского имиджа города. Несмотря на проведение различных исследований имиджа города, метод ментальных карт для Томска не применялся, что послужило основанием для выбора предмета исследования.
Степень теоретической разработанности проблемы: Специфике имиджа города посвящено большое количество исследований зарубежных авторов, таких как Ф. Пирс, Ф. Котлер, Д. Аакер и другие. Особенностям применения ментальных карт в городских исследованиях посвящены работы зарубежных авторов К. Линча, Т. Бьюзена, С. Милграма, Д. Покока, А. Сигела, К. Соини, А. Сона, И. Туана, М. Мэтьюза и отечественных авторов К.П. Глазкова, Н.В. Веселковой.
Объект исследования - туристский имидж дестинации.
Предмет исследования - метод ментальных карт в процессе определения туристского имиджа Томска среди иностранных студентов ТПУ.
Проблему исследования можно сформулировать в вопросе, как при помощи метода ментальных карт определить туристский имидж города Томска, сложившийся у иностранных студентов ТПУ?
Для реализации данной цели необходимы следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты имиджа туристской дестинации;
• охарактеризовать сложившуюся практику позиционирования Томска как туристской дестинации;
• провести исследование туристского имиджа Томска среди иностранных студентов ТПУ методом ментальных карт;
• предложить адаптационные мероприятия по корректировке туристского имиджа города Томска, сложившегося у иностранных студентов ТПУ.
Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым материалом. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе раскрывается понятие имиджа дестинации, его виды и факторы формирования. Описывается методология и практика использования ментальных карт. Во второй главе анализируется имеющийся туристский имидж города Томска. Проводится исследование, при помощи метода ментальных карт, для определения туристского имиджа среди иностранных студентов ТПУ. К проведенному исследованию разрабатываются адаптационные мероприятия.
Для решения обозначенных задач использованы следующие методы: анализ отечественных и иностранных источников информации по проблеме исследования, дескриптивный метод, метод ментальных карт, контент-анализ Интернет-ресурсов, экспертное интервью.
Теоретическая и практическая значимость работы. Данная работа представляет интерес для тех, кто изучает тему формирования имиджа туристской дестинации и в значительной мере призвана восполнить недостаточность теоретической проработанности проблемы. В процессе написания работы, были использованы оригинальные непереводные публикации зарубежных авторов по методологии ментальных карт. В связи с чем, систематизирована актуальная информация по теме, ранее не переведенная на русский язык. Результаты, полученные с помощью анкетирования иностранных студентов ТПУ, в качестве вторичных данных, могут быть использованы в дальнейшем для изучения вопроса определения имиджа туристской дестинации.
Степень теоретической разработанности проблемы: Специфике имиджа города посвящено большое количество исследований зарубежных авторов, таких как Ф. Пирс, Ф. Котлер, Д. Аакер и другие. Особенностям применения ментальных карт в городских исследованиях посвящены работы зарубежных авторов К. Линча, Т. Бьюзена, С. Милграма, Д. Покока, А. Сигела, К. Соини, А. Сона, И. Туана, М. Мэтьюза и отечественных авторов К.П. Глазкова, Н.В. Веселковой.
Объект исследования - туристский имидж дестинации.
Предмет исследования - метод ментальных карт в процессе определения туристского имиджа Томска среди иностранных студентов ТПУ.
Проблему исследования можно сформулировать в вопросе, как при помощи метода ментальных карт определить туристский имидж города Томска, сложившийся у иностранных студентов ТПУ?
Для реализации данной цели необходимы следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты имиджа туристской дестинации;
• охарактеризовать сложившуюся практику позиционирования Томска как туристской дестинации;
• провести исследование туристского имиджа Томска среди иностранных студентов ТПУ методом ментальных карт;
• предложить адаптационные мероприятия по корректировке туристского имиджа города Томска, сложившегося у иностранных студентов ТПУ.
Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым материалом. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе раскрывается понятие имиджа дестинации, его виды и факторы формирования. Описывается методология и практика использования ментальных карт. Во второй главе анализируется имеющийся туристский имидж города Томска. Проводится исследование, при помощи метода ментальных карт, для определения туристского имиджа среди иностранных студентов ТПУ. К проведенному исследованию разрабатываются адаптационные мероприятия.
Для решения обозначенных задач использованы следующие методы: анализ отечественных и иностранных источников информации по проблеме исследования, дескриптивный метод, метод ментальных карт, контент-анализ Интернет-ресурсов, экспертное интервью.
Теоретическая и практическая значимость работы. Данная работа представляет интерес для тех, кто изучает тему формирования имиджа туристской дестинации и в значительной мере призвана восполнить недостаточность теоретической проработанности проблемы. В процессе написания работы, были использованы оригинальные непереводные публикации зарубежных авторов по методологии ментальных карт. В связи с чем, систематизирована актуальная информация по теме, ранее не переведенная на русский язык. Результаты, полученные с помощью анкетирования иностранных студентов ТПУ, в качестве вторичных данных, могут быть использованы в дальнейшем для изучения вопроса определения имиджа туристской дестинации.
Имидж - образ, создаваемый целенаправленно для того, чтобы произвести благоприятное впечатление в различных областях, обстоятельствах. Имидж это не только внешняя форма, но и внутренне свойство и качество. Понятие имиджа применяется не только к организациям, личностям, но и к городам, регионам, странам, что особенно актуально в условиях экономического кризиса. Городской имидж формируется на информационной базе, различных рейтингов и фактов, дающих толчок к развитию города. В начале ХХ1 века все вопросы культурного развития тесно стали связываться с имиджем города. Причиной этого стали - новые ступени развития общества, где вопросы бренда, образа города, имиджа становятся факторами изменения окружающей реальности. Положительный имидж необходим, для того чтобы привлекать туристов, улучшать социальное положение его горожан, привлечение инвестиций. Имидж влияет на все стороны развития города: культуру, экономику, туризм, образование, миграционные процессы и т.д. Имидж определяется как относительно устойчивая и самовоспроизводящаяся в индивидуальном и массовом сознании совокупность рациональных и эмоциональных представлений о городе, складывающаяся на основе имеющейся информации, которая была получена из разных источников, впечатлений и собственного опыта.
Имидж города в современном виде определяется, в первую очередь, качеством информационной работы с целевыми аудиториями (инвесторами, туристами). Также имидж играет большую роль для тех, кто живет в нем. Процессы по формированию среди местного населения уверенности в будущем, социального оптимизма, доверия к органам местной власти - создают благоприятный имиджа города в сознании его гостей и местного населения. Благодаря средствам массовой информации прививается любовь к городу, забота об экологии в нем, организовывается городское сознание.
В теоретической части работы было выявлено сущностное содержание имиджа дестинации, какими бывают виды территориального имиджа. А также факторы, которые влияют на формирование имиджа дестинации. Описана методология метода ментальных карт и практика их использования в описании города. Рассмотрены примеры имеющегося опыта, с применением метода ментальных карт зарубежными исследователями, такими как К. Линч, Д. Покок, С. Милграм, С. Мэтьюз.
В практической части работы рассматривался Томск как туристская дестинация. Изучены практики позиционирования Томска, в результате проведенного контент-анализа Интернет-ресурсов. Основными упоминаниями о позиционировании Томска стали: «Город-университетов», «Изумрудный город» и «ИНО Томск». На данный момент единой программы по позиционированию у города нет. Существующие практики позиционирования друг с другом не конфликтуют, формируя неповторимый образ Томска.
Для определения туристского имидж Томска среди иностранных студентов был использован метод ментальных карт. Метод ментальных карт в зарубежной практике и практики некоторых российских городов, зарекомендовал себя как перспективный для определения туристского имиджа города. Несмотря на проведение различных исследований имиджа города, метод ментальных карт для Томска не применялся, что послужило основанием для выбора предмета исследования. Инструментарием исследования стала анкета на английском языке, составленная на основе опросника, предложенного
А. Соном, и адаптированная для города Томска. Анкета состояла из трех основных разделов / блоков, где: первый блок - задание по рисованию городской карты-схемы; второй блок - выявление представлений о Томске, приятных и неприятных мест в городе, описание досуговой деятельности; третий блок - общая информация об участниках исследования. В процессе исследования были определены популярные места среди студентов, чем они занимаются в свободное время и каким для них представляется Томск.
На основании результатов исследования было предложено создание адаптивного мероприятия «один день в любимом городе», совместно со студенческой молодежной организацией Buddy Building Club, которая базируется в центре международных образовательных программ Томского политехнического университета. Для определения актуальности такого мероприятия было проведено экспертное интервью с президентом Buddy Building Club.
Имидж города в современном виде определяется, в первую очередь, качеством информационной работы с целевыми аудиториями (инвесторами, туристами). Также имидж играет большую роль для тех, кто живет в нем. Процессы по формированию среди местного населения уверенности в будущем, социального оптимизма, доверия к органам местной власти - создают благоприятный имиджа города в сознании его гостей и местного населения. Благодаря средствам массовой информации прививается любовь к городу, забота об экологии в нем, организовывается городское сознание.
В теоретической части работы было выявлено сущностное содержание имиджа дестинации, какими бывают виды территориального имиджа. А также факторы, которые влияют на формирование имиджа дестинации. Описана методология метода ментальных карт и практика их использования в описании города. Рассмотрены примеры имеющегося опыта, с применением метода ментальных карт зарубежными исследователями, такими как К. Линч, Д. Покок, С. Милграм, С. Мэтьюз.
В практической части работы рассматривался Томск как туристская дестинация. Изучены практики позиционирования Томска, в результате проведенного контент-анализа Интернет-ресурсов. Основными упоминаниями о позиционировании Томска стали: «Город-университетов», «Изумрудный город» и «ИНО Томск». На данный момент единой программы по позиционированию у города нет. Существующие практики позиционирования друг с другом не конфликтуют, формируя неповторимый образ Томска.
Для определения туристского имидж Томска среди иностранных студентов был использован метод ментальных карт. Метод ментальных карт в зарубежной практике и практики некоторых российских городов, зарекомендовал себя как перспективный для определения туристского имиджа города. Несмотря на проведение различных исследований имиджа города, метод ментальных карт для Томска не применялся, что послужило основанием для выбора предмета исследования. Инструментарием исследования стала анкета на английском языке, составленная на основе опросника, предложенного
А. Соном, и адаптированная для города Томска. Анкета состояла из трех основных разделов / блоков, где: первый блок - задание по рисованию городской карты-схемы; второй блок - выявление представлений о Томске, приятных и неприятных мест в городе, описание досуговой деятельности; третий блок - общая информация об участниках исследования. В процессе исследования были определены популярные места среди студентов, чем они занимаются в свободное время и каким для них представляется Томск.
На основании результатов исследования было предложено создание адаптивного мероприятия «один день в любимом городе», совместно со студенческой молодежной организацией Buddy Building Club, которая базируется в центре международных образовательных программ Томского политехнического университета. Для определения актуальности такого мероприятия было проведено экспертное интервью с президентом Buddy Building Club.



