Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование метода ментальных карт для определения туристского имиджа г.Томска глазами иностранных студентов

Работа №11347

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

туризм

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
986
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1. ИМИДЖ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ: ПОДХОДЫ, ВИДЫ, ЭЛЕМЕНТЫ 10
1.1 Сущностное содержание имиджа дестинации, виды территориального
имиджа 10
1.2 Факторы, влияющие на формирование имиджа дестинации 21
1.3 Ментальные и когнитивные карты городской дестинации: методология и
практика использования 31
2. ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ДЛЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ИМИДЖА ГОРОДА
ТОМСКА 42
2.1 Практика позиционирования Томска как туристской
дестинации 42
2.2 Исследование туристского имиджа Томска методом ментальных карт 56
2.3 Применение результатов исследования, для корректировки туристского
имиджа Томска у иностранных студентов ТПУ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Questionnaire «Tourist Destination Image of
Tomsk» 84


Актуальность дипломной работы состоит в том, что образовательные услуги в Томске являются градообразующими и для того, чтобы привлекать в город все больше и больше студентов, необходимо всегда следить за состоянием имиджа города. Имидж города - это важный инструмент управления его развитием, от него зависит конкурентоспособность города. Томск - уникальный город, где каждый четвертый его житель - это студент. Для того чтобы поддерживать положительный имидж в образовательной сфере, необходимо располагать информацией о сложившемся образе Томска у студентов. Метод ментальных карт в зарубежной практике и практики некоторых российских городов, зарекомендовал себя как перспективный для определения туристского имиджа города. Несмотря на проведение различных исследований имиджа города, метод ментальных карт для Томска не применялся, что послужило основанием для выбора предмета исследования.
Степень теоретической разработанности проблемы: Специфике имиджа города посвящено большое количество исследований зарубежных авторов, таких как Ф. Пирс, Ф. Котлер, Д. Аакер и другие. Особенностям применения ментальных карт в городских исследованиях посвящены работы зарубежных авторов К. Линча, Т. Бьюзена, С. Милграма, Д. Покока, А. Сигела, К. Соини, А. Сона, И. Туана, М. Мэтьюза и отечественных авторов К.П. Глазкова, Н.В. Веселковой.
Объект исследования - туристский имидж дестинации.
Предмет исследования - метод ментальных карт в процессе определения туристского имиджа Томска среди иностранных студентов ТПУ.
Проблему исследования можно сформулировать в вопросе, как при помощи метода ментальных карт определить туристский имидж города Томска, сложившийся у иностранных студентов ТПУ?
Для реализации данной цели необходимы следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты имиджа туристской дестинации;
• охарактеризовать сложившуюся практику позиционирования Томска как туристской дестинации;
• провести исследование туристского имиджа Томска среди иностранных студентов ТПУ методом ментальных карт;
• предложить адаптационные мероприятия по корректировке туристского имиджа города Томска, сложившегося у иностранных студентов ТПУ.
Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым материалом. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе раскрывается понятие имиджа дестинации, его виды и факторы формирования. Описывается методология и практика использования ментальных карт. Во второй главе анализируется имеющийся туристский имидж города Томска. Проводится исследование, при помощи метода ментальных карт, для определения туристского имиджа среди иностранных студентов ТПУ. К проведенному исследованию разрабатываются адаптационные мероприятия.
Для решения обозначенных задач использованы следующие методы: анализ отечественных и иностранных источников информации по проблеме исследования, дескриптивный метод, метод ментальных карт, контент-анализ Интернет-ресурсов, экспертное интервью.
Теоретическая и практическая значимость работы. Данная работа представляет интерес для тех, кто изучает тему формирования имиджа туристской дестинации и в значительной мере призвана восполнить недостаточность теоретической проработанности проблемы. В процессе написания работы, были использованы оригинальные непереводные публикации зарубежных авторов по методологии ментальных карт. В связи с чем, систематизирована актуальная информация по теме, ранее не переведенная на русский язык. Результаты, полученные с помощью анкетирования иностранных студентов ТПУ, в качестве вторичных данных, могут быть использованы в дальнейшем для изучения вопроса определения имиджа туристской дестинации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Имидж - образ, создаваемый целенаправленно для того, чтобы произвести благоприятное впечатление в различных областях, обстоятельствах. Имидж это не только внешняя форма, но и внутренне свойство и качество. Понятие имиджа применяется не только к организациям, личностям, но и к городам, регионам, странам, что особенно актуально в условиях экономического кризиса. Городской имидж формируется на информационной базе, различных рейтингов и фактов, дающих толчок к развитию города. В начале ХХ1 века все вопросы культурного развития тесно стали связываться с имиджем города. Причиной этого стали - новые ступени развития общества, где вопросы бренда, образа города, имиджа становятся факторами изменения окружающей реальности. Положительный имидж необходим, для того чтобы привлекать туристов, улучшать социальное положение его горожан, привлечение инвестиций. Имидж влияет на все стороны развития города: культуру, экономику, туризм, образование, миграционные процессы и т.д. Имидж определяется как относительно устойчивая и самовоспроизводящаяся в индивидуальном и массовом сознании совокупность рациональных и эмоциональных представлений о городе, складывающаяся на основе имеющейся информации, которая была получена из разных источников, впечатлений и собственного опыта.
Имидж города в современном виде определяется, в первую очередь, качеством информационной работы с целевыми аудиториями (инвесторами, туристами). Также имидж играет большую роль для тех, кто живет в нем. Процессы по формированию среди местного населения уверенности в будущем, социального оптимизма, доверия к органам местной власти - создают благоприятный имиджа города в сознании его гостей и местного населения. Благодаря средствам массовой информации прививается любовь к городу, забота об экологии в нем, организовывается городское сознание.
В теоретической части работы было выявлено сущностное содержание имиджа дестинации, какими бывают виды территориального имиджа. А также факторы, которые влияют на формирование имиджа дестинации. Описана методология метода ментальных карт и практика их использования в описании города. Рассмотрены примеры имеющегося опыта, с применением метода ментальных карт зарубежными исследователями, такими как К. Линч, Д. Покок, С. Милграм, С. Мэтьюз.
В практической части работы рассматривался Томск как туристская дестинация. Изучены практики позиционирования Томска, в результате проведенного контент-анализа Интернет-ресурсов. Основными упоминаниями о позиционировании Томска стали: «Город-университетов», «Изумрудный город» и «ИНО Томск». На данный момент единой программы по позиционированию у города нет. Существующие практики позиционирования друг с другом не конфликтуют, формируя неповторимый образ Томска.
Для определения туристского имидж Томска среди иностранных студентов был использован метод ментальных карт. Метод ментальных карт в зарубежной практике и практики некоторых российских городов, зарекомендовал себя как перспективный для определения туристского имиджа города. Несмотря на проведение различных исследований имиджа города, метод ментальных карт для Томска не применялся, что послужило основанием для выбора предмета исследования. Инструментарием исследования стала анкета на английском языке, составленная на основе опросника, предложенного
А. Соном, и адаптированная для города Томска. Анкета состояла из трех основных разделов / блоков, где: первый блок - задание по рисованию городской карты-схемы; второй блок - выявление представлений о Томске, приятных и неприятных мест в городе, описание досуговой деятельности; третий блок - общая информация об участниках исследования. В процессе исследования были определены популярные места среди студентов, чем они занимаются в свободное время и каким для них представляется Томск.
На основании результатов исследования было предложено создание адаптивного мероприятия «один день в любимом городе», совместно со студенческой молодежной организацией Buddy Building Club, которая базируется в центре международных образовательных программ Томского политехнического университета. Для определения актуальности такого мероприятия было проведено экспертное интервью с президентом Buddy Building Club.



1. Аакер Д. Создание сильных брендов. - М.: «ИД Гребенникова», 2003. -
140с.
2. Богомолов А.В. Позиционирование Томска как университетского города
// Вестник Томского государственного университета. - 2015. - №28. - С. 106
- 108.
3. Бьюзен Т. Супермышление. - М.: «ИД Попурри», 2003. - 180 с.
4. Веселкова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования // Социология: методология, методы и математическое моделирование. - 2010. - №31. - С. 5-29.
5. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. - М.: Известия, 2003. - 450с.
6. Глазков К.П. Ментальные карты: способы анализа, погрешность и пространственная метрика // Социология власти. - 2014. - № 3. - С. 3956.
7. Граф Н.С. Город стал студенческой столицей России // Российская газета. - 2015. -№6860. - С.289.
8. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
9. Каталог путешествий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.turizm.ru/ratings/articles/desvat gorodov mira udachno smenivsh ix imidzh/ (дата обращения 05.04.2016).
10. Кирьянова Л.Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций: учебное пособие / Л.Г. Кирьянова; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 264с.
11. Котлер Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. - СПб.: Изд-во Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 384с.
12. Линч К. Образ города. - М.: Стройиздат, 1982. - 328с.
13. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 335с.
14. Михайлов В.С. Город, который стал прототипом // Эксперт Сибирь. - 2015. - №28. - С. 457.
15. Официальный сайт Научного общества Кавказоведов [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.kavkazoved.info/news/2014/01/09/brend-i-imidzh-olimpii sko go- sochi.html (дата обращения 05.04.2016).
16. Региональное информационное агентство РИА Томск [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.riatomsk.ru/article/20160523/20160523/audioekskursii-o-tomske- poezd/ (дата обращения 25.05.2016).
17. Региональное информационное агентство РИА Томск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.riatomsk.ru/article/20160510/tomsk- taksi-ekskursovodi/ (дата обращения 25.05.2016).
18. Рожков И.Я. Имидж России. Ресурсы. Опыт. Приоритеты / И.Я. Рожков,
В.М. Кисмерешкин. — М. : РИПОЛ классик, 2008. — 366 с.
19. Сайт «ИНО Томск» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ino- tomsk.ru/ (дата обращения 09.06.2016).
20. Сайт «Наука о рекламе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advertology.ru/print103835.htm (дата обращения 10.04.2016).
21. Севостьянов А.В. Внешнее позиционирование инновационного города как муниципальная стратегия // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2011. - №3. -
С. 54 - 58.
22. Социальная сеть «Вконтакте». Открытая группа Туристского информационного центра Томска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vk.com/tic tomsk?w=wall-111946234 310 (дата обращения 23.05.2016).
23. Туристский информационный центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tic-tomsk.ru/ (дата обращения 29.05.2016).
24. Туристский информационный центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tic-tomsk.ru/node/894 (дата обращения 29.05.2016).
25. Центр международных образовательных программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portal.tpu.ru/ciap/student/buddy (дата обращения 28.05.2016).
26. Шевченко А.В., Соболева И.В. Адаптация иностранных студентов: проблемы и возможные пути их решения // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - №16. - С. 150 - 159.
27.Электронный официальный портал МО «Город Томск» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admin.tomsk.ru/db3/docs/2015060909 (дата обращения 21.05.2016).
28. Электронный официальный портал МО «Город Томск» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.admin.tomsk.ru/ntsk/00 (дата обращения 29.05.2016).
29. Электронный портал Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.mid.ru/maps/ru/ru-tom/- /asset publisher/dOBrAZYOv577/content/id/2134453/pop up? 101 INSTAN CE dOBrAZYQy577 viewMode=print& 101 INSTANCE dOBrAZYQy577 qrIndex=0 (дата обращения 15.05.2016).
30. Aram Son. The Measurement of Tourist Destination Image: Applying a Sketch Map Technique // International Journal of Tourism Research. - 2005. - Vol. 7. - P. 279-294.
31. Leiper N. Tourism management / N. Leiper. - 3rd edn. - Sidney: Pearson Education Australia, 2004. - 326 p.
32. Matthews M. H. Environmental Cognition of Young Children: Images of Journey to School and Home Area // Transactions of the Institute of British Geogra- phers, New Series. - 1984. - No. 1. - P. 89-105.
33. Pearce Philip L. Tourist Behaviour. Themes and conceptual schemes. - Channel View Publication, 2008. - 241p.
34. Plaut D.C. Cognitive Maps // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. - 2001. - Vol. 15. - P. 2120-2124.
35. Pocock D.C.D. Some Characteristics of Mental Maps: an Empirical Study // Transactions of the Institute of British Geographers, New Series. - 1976. - Vol. 1. - No. 4. - P. 493-512.
36. Siegel A.W., White Sh.H. The Development of Spatial Representations of Large-scale Environments // Advances in Child Development and Behavior / Ed. by H.W. Reese. N.Y.: San Francisco; L: Academic Press. -1975. - Vol.
10. - P. 9-55.
37.Soini K. Exploring Human Dimensions of Multifunctional Landscapes through Mapping and Map-making//Landscape and Urban Planning. - 2001. - Vol. 57. - P. 225-239.
38. Tuan Y.-F.Images and Mental Maps // Annals of the Association of American Geographers. - 1975. - Vol. 25. - P. 205-213.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ