Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление развитием школьных практик профессиональной ориентации в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (Томский государственный педагогический университет)

Работа №113468

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2022
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования профессиональной ориентации учащихся в образовательных организациях 6
1.1. Сущность профессиональной ориентации учащихся в образовательных организациях 7
1.2. Исторические аспекты становления и развития профориентационной работы в России 14
1.3. Особенности профориентационной работы в сфере МЧС 27
2. Организация работ по формирования профессиональной ориентации учащихся в образовательных организациях 37
2.1. Содержание, методы и формы профориентационной работы с учащимися образовательных организаций 37
2.2. Организация профессионально-ориентированной работы с учащимися образовательных организаций 54
3. Управление развитием практик профессиональной ориентации учащихся в образовательных организациях 70
3.1. Исследование особенностей управления процессом профориентации в сфере МЧС в общеобразовательной организации 70
Заключение 85
Список источников и использованной литературы 88

Организация профессиональной ориентации в школе имеет свою специфику. Обусловлена она тем, что на процесс обучения и воспитания школьников оказывают влияние объективные факторы, такие как узкий спектр профессий, ограниченность информации.
Главной задачей при проведении профориентации в сфере МЧС для обучающихся является правильное разъяснение обучающимся информации о работе в органах МЧС, выявление заинтересованности у обучающихся, а также развитие их задатков и способностей.
Все многообразие чрезвычайных ситуаций и условий работы по их ликвидации предъявляют высокие требования к уровню профессиональной подготовленности спасателей, а эффективность их действий напрямую зависит от наличия у них специальных знаний, степени сформированности профессионально важных качеств, умений и навыков.
В практическом аспекте это означает, что необходима такая профессионально-прикладная физическая подготовка у обучающихся, чтобы они имели представление о работе спасателей и пожарных, которое бы надежно и максимально способствовало воспитанию физических качеств для обеспечения высокой работоспособности в условиях лимита времени, как это диктуют возникшие чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия и пожары.
В связи с тем, что в последние десятилетия наблюдается негативная тенденция увеличения количества чрезвычайных ситуаций, рост материального ущерба и людских потерь, именно природные и техногенные катастрофы являются глобальными проблемами для общества, а обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших проблем для всего человечества. В связи с этим, повышается значение в проведении профессиональной ориентации в сфере МЧС среди учащихся.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией профориентации в учебных заведениях в сфере МЧС.
Предметом данной работы является процесс разработки модели профориентационной работы в сфере МЧС в учебных заведениях.
Целью диссертационной работы является обоснованная целесообразность проведения образовательными учреждениями профориентационной работы для оказания помощи учащимся в выборе будущей профессиональной деятельности на примере структуры МЧС России.
Для достижения поставленной цели необходимо постановить и решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность профессиональной ориентации учащихся в образовательных организациях;
2. проанализировать исторические аспекты становления и развития профориентационной работы в России и зарубежом;
3. изучить особенности профориентационной модели в сфере МЧС;
4. организация работ по формирования профессиональной ориентации учащихся в образовательных организациях;
5. управление развитием практик профессиональной ориентации учащихся в образовательных организациях.
Гипотеза исследования состоит в том, что профессиональная ориентация в сфере МЧС будет эффективной, если проводить работу по профориентации обучающихся в образовательных учреждениях в сфере МЧС, знать определенные установки и личностные особенности того или иного ученика, а также если будет разработана модель профориентационной работы в сфере МЧС в образовательной организации.
Для решения поставленных задач были исследованы следующие методы: анализ учебной литературы, статей, психологической литературы; изучение нормативно-правовых актов в сфере образования и МЧС, работ в области профориентации, моделирование, анкетирование, тестирование, наблюдение.
Теоретическую основу данного исследования составили труды таких ученых как, В.Г. Афанасьев, Т.Э. Дусь, О.В. Ярлыкова, Е.А. Климов, Т.Е. Ефимова, С.С. Гриншпун, В.П. Бондарев, С.П. Будникова, Б.С. Волков, Т.Ю. Дубовицких, В.Н. Жирнова, Ю.А. Кустов, А.В. Мордовская, Резапкина Г.В., С.В. Стацук, С.Н. Чистякова и др.
Научная новизна:
- Разработана модель профориентационной работы в сфере МЧС в образовательной организации;
- Определены наиболее эффективные пути и средства профориентационной работы в сфере МЧС в процессе формирования профессиональной направленности обучающихся в образовательных учреждениях.
Структурно магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования обусловлена тем, что организация профориентационной деятельности в сфере МЧС имеет свои особенности. В связи с тем, что в последние десятилетия наблюдается негативная тенденция увеличения количества чрезвычайных ситуаций, рост материального ущерба и людских потерь, именно природные и техногенные катастрофы являются глобальными проблемами для общества, а обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших проблем для всего человечества. В связи с этим, повышается значение в проведении профессиональной ориентации в сфере МЧС среди учащихся.
Анализ отечественного опыта изучения профориентации показал фрагментарность исследований, разорванность аспектов и отсутствие системности в подходе к рассмотрению такого сложного и многообразного процесса, как профориентация.
Рассматривая столь долгий и сложный путь становления и развития профориентационной работы в стране, мы видим взлеты и падения, проявление интереса к проблеме и исторические отступления от проблемы, но современное социально-экономическое миро построение актуализирует необходимость консолидированного взаимодействия всех заинтересованных сторон системы профориентационной работы путем коренного изменения организационных форм и структуры профориентации в стране.
В начале исследования были определены, цель, объект, предмет и гипотеза исследования. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были решены следующие задачи:
Для достижения поставленной цели необходимо постановить и решить следующие задачи:
1. Рассмотрены сущность профессиональной ориентации учащихся в образовательных организациях;
2. проанализированы исторические аспекты становления и развития профориентационной работы в России и зарубежом;
3.рассмотрены особенности профориентационной модели в сфере МЧС;
4. произведен анализ организации работ по формирования профессиональной ориентации учащихся в образовательных организациях;
5. разработана модель управления процессом профориентационной работы образовательной организации в сфере МЧС.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы «Управление развитием школьных практик профессиональной ориентации в сфере гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий» рассматривалась эффективность работы образовательных учреждений и структуры органов МЧС по данной теме. Был проведен анализ модели управления процессом профоринтационной работы образовательных организаций в сфере МЧС, ведущей идеей которой выступает системная работа по профориентации, которая повышает качество образовательного процесса и интерес обучающегося к сфере МЧС. В работе осуществлен анализ процесса личностно-профессионального самоопределения.
В исследовании проводится анализ определения облика кандидата в сферу МЧС - путем проведения опроса.
Таким образом, образ будущего специалиста в сфере МЧС, представляемый обучающимися школ, значительно отличается от учителей. Из этого следует, что педагогами необходимо проводить работу среди обучающихся о том, какими качествами, умениями должен обладать выпускник в области МЧС.
В настоящее время вопросы профориентационной работы в сфере МЧС принимают особенно актуальное значение. Это связано с:
- привлечением большого количества обучающихся поступить в вузы МЧС;
- набором наиболее подготовленных, заинтересованных в будущей специальности поступающих.
В исследовании была разработана модель управления процессом профориентационной работы образовательной организации в сфере МЧС ориентации. Разработанная модель предоставляет возможность точно обозначить цели, задачи, подходы (системно-деятельный, индивидуальный, проблемный и коммуникативный подходы), а также формы профориентационной деятельности в сфере МЧС.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, полностью доказана, так как профессиональная ориентация в сфере МЧС будет эффективной, если проводить работу по профориентации обучающихся в образовательных учреждениях в сфере МЧС, необходимо знать определенные установки и личностные особенности того или иного ученика. Так же необходимо чтобы аспекты модели управления процессом профессионально ориентированной работы должны быть включены в образовательную программу, программу подготовки и программы развития учреждений.



1. Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 22. Ст. 3089.
2. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 N 1186)
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р)
4. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс] // URL: http://www.mchs.gov.ru/ministry/educational (Дата обращения: 22.06.2022)
5. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление [Текст] / В.Г. Афанасьев. – М. : Политиздат, 1981. – 432 с.
6. Башаричев А. В., Каверзнева Т. Т., Ксенофонтов Ю. Г. Опыт работы преподавательского состава кафедр двух университетов с выпускниками // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: материалы Международной научно-практ. конф., 14 июня 2019 г. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2019. С. 121–125.
7. Болдина, М. А. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении / М. А. Болдина, Е. В. Деева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 22. – № 1(165). – С. 8.
8. Бурнатова Н.П. Формирование готовности педагогов к профориентационному содействию школьникам: дис.канд. пед. наук: 13.00.01/ Н. П. Бурнатова. –Челябинск, 2004. –192с.
9. Горбач Н. А., Вершинская Н. И., Кузьмина О. А Проблемы профессиональной ориентации и профессионально-психологического отбора молодежи // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 4 (35). — 2008. — С. 29–33.
10. Гриншпун, С.С. «Академия Х»: подготовка американских школьников к жизни и труду / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2006. - № 4. - С. 103-108.
11. Гриншпун, С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Ф анции / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2004. - № 7. - С. 85-91.
12. Гриншпун, С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2004. - № 7. - С. 85-91.
13. Гриншпун, С.С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2007. - № 3. - С. 71-78.
14. Гриншпун, С.С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2007. - № 3. - С. 71-78.
15. Гриншпун, С.С. Профессиональная ориентация школьников в США / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2005. - № 9. – 156 с.
16. Гуткин, М.С. Использование Ф-теста для диагностики развития профессионального самосознания школьников / М.С. Гуткин // Психология. - 1999. - № 3. - С. 114-121.
17. Дусь Т.Э. Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии в процессе социальной работы с молодежью: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Э. Дусь. -Омск, 2004. – 255 с.
18. Еременко С.П., Медеведева Л.В., Крюкова М.С. Структурная модель учебнометодического комплекса «Математика для инженеров пожарной безопасности», 2017. С. 68-72.
19. Ефимова Т.Е. Формирование готовности старшеклассников подросткового возраста к профессиональному самоопределению: дис....канд. пед.наук: 13.00.01 /Т.Е. Ефимова.–Челябинск, 2003.–188 с.
20. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
21. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
22. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособ. для студ. выс. уч. заведений / Е.А. Климов. - М.: изд. центр «Академия» —2007. — 217 – 218 с.
23. Князькина, Е. А. Инновационные методы в профориентационной деятельности вузов / Е. А. Князькина, Е. В. Муравьева // Профессиональное и высшее образование: взаимодействие традиций и новаций: Сборник материалов I Международных педагогических чтений, посвященных научным школам Института педагогики, психологии и социальных проблем, Казань, 19 сентября 2019 года. – Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2019. – С. 129.
24. Ксенофонтов Ю. Г. Особенности подготовки сотрудников МЧС России к осуществлению ими профессиональной деятельности в условиях повышенного риска // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: сб. науч. ст. по итогам работы четвертого круглого стола со всероссийским и международным участием. 29–30 апреля 2020 г. Шахты: Конверт, 2020. Ч. 3. С. 107–109.
25. Ксенофонтов Ю. Г. Психологические аспекты процесса профессиональной подготовки курсантов в вузах МЧС России // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: сб. науч. ст. по итогам работы четвертого круглого стола со всероссийским и международным участием. 29–30 апреля 2020 г. Шахты: Конверт, 2020. Ч. 3. С. 110–112.
26. Кузнецов, В. Зарубежный опыт организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования / В. Кузнецов // Народное образование. - 2007. - № 1. - С. 194-199.
27. Кузьмина Т.А., Петрова Н.В., Скодтаев С.В. Технологии педагогического дизайна как инструмент учебного интерактива // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2017. № 4 (37). С. 42-46.
28. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного самоопределения школьников. М.: УЦ «Перспектива», 2002.
29. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации".
30. Ситак Л.А., Жукова Ю.Н. Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями// в сборнике: Научная интеграция Сборник научных трудов. 2016. -783 с.
31. Скрипник И. Л., Воронин С. В., Балабанов В. А. Проведение объектовых занятий в интерактивной форме // Актуальные вопросы естествознания: сб. материалов II Межвузовской научно-практ. конф., Иваново, 12 апреля 2017 г. Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. С. 142–143.
32. Скрипник И.Л., Воронин С.В. Использование виртуальных лабораторных работ для повышения эффективности образовательного процесса // Актуальные вопросы естествознания: материалы II Межвуз. науч.-практ. конф. 12 апр. 2017 г. Иваново: Ивановская пож.-спас. акад. ГПС МЧС России, 2017. С. 103–105.
33. Феоктистова, Т.В. Профориентация как средство обеспечения основ трудовой социализации школьников: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Феоктистова. - Казань, 2005. - 188 с.
34. Чистякова С. Н., Ходусов А. Н., Антопольская Т. А., Сарычев С. В. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — № 3 (31). — 2014. С. 26–
35. Шамсутдинова, И.Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции / И.Г. Шамсутдинова, О.И. Павлова // Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 101-111.
36. Ярлыкова О.В., Левченко В.А. Комплексные подходы к изучению проблем профориентации // Профессиональная ориентация. 2017. №1.
37. Шамова Т.И. Педагогическая технология как средство активизации образовательного процесса. – М., 1997.
38. Чумиков А. Н. Связи с общественностью теория и практика : учеб. для вузов / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: Дело, 2008.
39. Форд, Г. Моя жизнь. Мои достижения. – М.: Издательство АСТ, 2020.
40. Хилфер, Т. Мой путь к мечте: автобиография великого модельера. – М.: Эксмо, 2019.
41. Шайнбергер, Ф. Рождение иллюстратора. Про творчество, выгорание, совместные проекты, продвижение, гонорары и авторские права. – М.: Манн, Иванов и Фабер, 2020.
42. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2017.
43. Шевцов М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников» -Санкт-Петербург: Речь, 2006.
44. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. - 175 с.
45. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. - Москва: Сфера, 2006. – 119 с.
46. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / Чистякова С.Н. - М.: Академия, 2007. - 123 с.
47. Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности школьников кпрофессиональному самоопределению. М. - 1997.
48. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с.
49. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.- 2006. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. 1990.
50. Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
51. Столяренко, Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – М.: Проспект, 2016.
52. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. - Феникс, 2005.
53. Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. - Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. - 108 с.
54. Сорокина И.Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования //Педагогическое образование в России. – 2013. -№5.
55. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис, 2007.
56. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2007.
57. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. - М.: Генезис, 2007.
58. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. - 2-е изд.. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. - 460 с.
59. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
60. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007. - 128 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ