ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ 9
Право на информацию: значение и наполнение 9
Основы права на информацию в Конституции и законодательстве 21
Конституционное право на информацию 28
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ В РОССИИ 36
Основные формы регулирования права на информацию 36
Основные принципы регулирования права на информацию 41
Гарантии права на информацию 56
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ ГРАЖДАН О
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 70
Содержание права на информацию и границы ее ограничения 70
Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов 76
Трудности реализации права на информацию о деятельности органов власти 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
В XXI веке информация и все, что с ней связано приобретает большое значение. Поэтому в настоящее время вопрос о свободе доступа к информации и прав на нее не утратил своей актуальности и занимает важное место среди национальных интересов России.
Одним из основополагающих политических и личных прав человека и гражданина является право на информацию. Любое государство, называющее себя правовым, не может функционировать без механизма реализации права граждан на информацию, обеспечения свободного доступа к общественно значимой информации, а также информационной открытости органов государственной власти.
Если граждане имеют реальную возможность реализовать право на информацию, то это позволяет обеспечить не формальное, а реальное участие их в жизни государства.
Право на информацию имеет важное значение и исключительную ценность, также оно отличается своей многомерностью и многоаспектностью. Более того, это конституционное право является связующим элементом всей системы основных прав и свобод человека и гражданина. Если данное право не соблюдается и игнорируется, то тогда нельзя говорить и о реализации других фундаментальных прав и свобод человека и гражданина (политических, экономических, социальных, экологических, культурных).
Если граждане лишены права свободного доступа к информации, а деятельность органов государственной власти носит «непрозрачный» характер и в стране существует информационный вакуум, то тогда весь набор демократических институтов будет носить лишь имитационно-декоративный характер, а народ (который, как известно, является носителем суверенитета и единственным источником власти) легко превращается в послушный и манипулируемый «электорат».
Нормативной основой работы является международное и российское законодательство, регулирующее право человека на информацию. В их число вошли:
статья 19 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН);
статья № 29 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ;
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Тема исследования: «Право на информацию в Российской Федерации».
Объект исследования: система общественных отношений, возникающих вокруг информации, хранения и обмена ею.
Предметом исследования являются законодательство Российской Федерации и других стран, международные правовые акты и другие документы, регулирующие общественные отношения, возникающих вокруг информации, хранения и обмена ею.
Цель исследования: Цель настоящего диссертационного исследования заключается в изучении существующих теоретических основ правового режима информации и их дальнейшем развитии, формулировании общей концепции правового режима информации и, в итоге, формировании направлений совершенствования правового регулирования общественных отношений, возникающих вокруг информации, хранения и обмена ею.
Задачи исследования:
Рассмотреть право на информацию с точки зрения общественно- правового явления, исследовать наполнение права на информацию, а также основы права на информацию в Конституции и законодательстве.
Изучить особенности регулирования конституционного права на информацию в России, отразить основные формы регулирования права на информацию, включая принципы и гарантии регулирования права на информацию.
Выявить особенности реализации права на информацию о деятельности органов власти и ее проблематики, для чего рассмотреть сложности реализации права на информацию о деятельности органов власти.
Теоретической и методологической основой исследования явились: за основу мы взяли работы таких ученых, как А.А. Златопольского1 и Ю.А. Дмитриева2, право гражданина на информацию является неотъемлемой составной частью свободы слова и печати. А.А. Снытников и Л.В. Туманова3 считают, что свобода информации представляет собой ничто иное, как условное обозначение целой группы прав и свобод, а именно - свободы слова, мнений, печати, а также других СМИ, права на получение информации и свободы распространения информации. В свою очередь В.А. Копылов4 придерживается противоположной позиции и считает, что право на доступ к информации занимает самостоятельное и отдельное место среди иных информационных прав и свобод. Н.О. Травников5 считает, что право на информацию не является нормативно установленным предписанием, а представляет собой условное понятие, которое требуется для удобства.
Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К теоретическим относится изучение и анализ юридической литературы по проблеме исследования, к эмпирическим – изучение федеральных законов, законов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания, включающие принцип объективности, системности, индукции, дедукции и др. Наряду с общенаучными методами применялись частнонаучные методы юриспруденции: сравнительно-правовой, анализ теоретических источников нормативно-правовых источников.
Теоретическая значимость исследования:
1. сделаны выводы о недостаточном уровне реализации доступа к информации в российском законодательстве.
2. обоснована необходимость и целесообразность внесения уточнений в законодательство на тему права на информацию.
Практическая значимость:
• предложены научно-обоснованные рекомендации, позволяющие повысить проработку темы права на информацию в правовом поле.
• материалы работы могут быть использованы также в учебном процессе при подготовке общих и специальных курсов в учебных заведениях юридического, управленческих, а также журналистского профиля, при разработке учебных программ, пособий и методических изданий по темам, посвященным праву на информацию.
Основные положения, выносимые на защиту:
• право на информацию, конечно, является базовым и конституционно закрепленным правом, признаваемым законодательством на различных уровнях. Однако и назвать его проработанным и эффективно работающим тоже пока нельзя, данный инструмент не может возникнуть единомоментно и оказаться отраженным во всех требуемых законах и подзаконных актах, чтобы на полном основании применяться в самых различных ситуациях и контекстах, соответствующих сложным и зачастую непредсказуемым поворотам бытовой практики и реального развития событий.
• проблематика правового регулирования интернета
• рассмотрение общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании реализации права на информацию единое начало официальных понятий, которые используются в информационном направлении.
Во введении обоснована актуальность исследования, тема исследования, цель, задачи, предмет, объект, выдвигается гипотеза исследования, охарактеризованы методы исследования, представлена методологическая основа и источники информации.
В первой главе «Право на информацию как общественно-правовое явление» рассмотрено значение и наполнение права на информацию, а также основы права на информацию в Конституции и законодательстве.
Во второй главе «Регулирование конституционного права на информацию в России» отражены основные формы регулирования права на информацию, а также принципы и гарантии регулирования права на информацию.
В третьей главе «Реализация права на информацию о деятельности органов власти. Проблематика» рассмотрены сложности реализации права на информацию о деятельности органов власти, а также суть и ограничения права на информацию о деятельности органов власти.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит список используемой литературы (105 источников). Основной текст работы изложен на 107 страницах.
Граждане являются носителями права получения информации. Данное право отнесено к числу личных. При проведении анализа законодательных положений было установлено отсутствие специального правового акта, которым бы осуществлялось регулирование доступа к информационным данным. Имеется потребность в создании универсального порядка, а также реальных механизмов, при помощи которых граждане смогли бы реализовать свои конституционные права. Нельзя не отметить отсутствие системы, при помощи которой рассматриваемое право получило бы должное нормативное обеспечение.
Те нормы, которые используются для регулирования порядка реализации данного права, наряду с существующими сегодня положениями, являются достаточно рассредоточенными, в результате чего, они размещаются в различных законодательных актах, что создает определенное неудобство в осуществлении их применения. Те положения, которые имеются в законодательных и иных нормативных актах, обладают декларативным или отсылочным статусом. За их счет невозможно определить элементы механизма, позволяющего привлекать нарушителей соответствующего права к ответственности.
Впервые фиксация права на информацию была осуществлена за счет включения такового в положения Конституции 1993 года. Такие нормы содержатся в ч. 2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29 основного закона. В ч. 5 ст. 29 Конституции РФ содержится указание на гарантию, предоставляемую со стороны государства, в части свободы информации и запрета цензуры. Существует ряд правовых положений, закрепленных в рамках законов, за счет которых осуществляется регламентация отдельных направлений, в которых право на информацию может реализовываться со стороны граждан.
Проведенный анализ позволил прийти к ряду выводов.
Наличие у человека требуемой ему информации позволяет обеспечить определенную защиту от власти и бизнеса, со стороны которых осуществляется неправомерное нарушение прав. В случае, если гражданин не обладает требуемой информацией, он может принимать неверные и необоснованные решения, в результате которых могут возникать непредвиденные негативные ситуации.
Своевременность попадания информации к гражданам является основой к тому, чтобы лица, намеренные нарушить их права, отказались от своих противозаконных намерений. С учетом практического опыта можно отметить большое количество ситуаций, при которых в предоставлении гражданам определенной информации выдается отказ. Зачастую это касается ситуаций, связанных с нарушением экологических прав. В большинстве случаев, требуемая информация предоставляется субъекту только тогда, когда факт принятия определенного, негативного для гражданина решения, уже состоялся. Примером может послужить согласование строительства какого- либо объекта, а также начало его возведения без предоставления должных сведений гражданам, чьи права могут быть нарушены. Запоздалое предоставление информации существенно сужает круг правовых возможностей, которые могли бы быть использованы человеком для защиты его правового положения. Фактически, принимать меры, направленные на реализацию собственных прав, гражданин может только тогда, когда облает определенной информацией. Современное законодательство дает возможность использовать конституционное право именно тогда, когда это необходимо субъекту.
Право получать информацию является для гражданина личным правом. Сегодня отсутствует отдельный правовой акт, за счет которого осуществлялось бы регулирование доступа к информационным данным. Имеется потребность в создании универсального порядка, а также реальных механизмов, при помощи которых граждане смогли бы реализовать свои конституционные права. Нельзя не заметить и отсутствия системы, при помощи которой рассматриваемое право получило бы должное нормативное обеспечение.
Нормы, используемые для регулирования порядка реализации данного права, наряду с существующими сегодня положениями, являются достаточно рассредоточенными. Зачастую, они размещаются в различных законодательных актах, что создает определенное неудобство в осуществлении их применения. Те положения, которые имеются в законодательных и иных нормативных актах, обладают декларативным или отсылочным статусом, что не позволяет использовать их при определении мер ответственности, подлежащих применению к нарушителям рассматриваемого права.
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН № 217 (III) от 10.12.1948 г. // Российская газета.
- 1995. - 5 апреля. - №67
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 . № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
3. Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 (ред. от 01.09.2000) «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1994. - № 2. - Ст. 74.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом
№ 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ.
– 2001 - № 2 – Ст. 163
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. -2014. - № 31. - Ст. 4398.
6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. -2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.
7. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018) «О
государственной тайне» // Российская газета. 1993. №18.
8. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О
государственной тайне» // Российская газета. 1993. 30 сентября; Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3806.
9. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.05.2019) «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. № 32.
10. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 2. - Ст. 133.
11. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. -1999. - № 14. - Ст. 1650.
12. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. - 2006- № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.
13. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 39. – Ст. 4465.
14. Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-X (ред. от 08.12.2003) "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан"
// Ведомости ВС СССР.1983. №32. Ст. 492;
15. Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ,- 29.12.2008. - №52 (ч. 1). - Ст. 6217.
16. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451.
17. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // Собрание законодательства РФ. - 16.02.2009. - №7. - Ст. 776.
18. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (Ч. 1). – Ст. 1.
20. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. -1994. - № 8. - Ст. 801.
21. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 29.05.2017) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ.1996. № 22. Ст. 2663.
22. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016, № 50, ст. 7074.
23. Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-X (ред. от 08.12.2003) "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан"
// Ведомости ВС СССР. - №32. - 10.08.1983. - Ст. 492.
24. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6217.
25. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 24. Ст. 2253.
26. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 19. – Ст. 2060.
27. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 г. № 3612-1) (ред. от 18.07.2019) // Российская газета. – 1992. – 17 ноября. – № 248.
28. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 31. – Ст. 3215.
29. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019)
«Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 20132 - № 53 (Ч. 1). – Ст. 7598.
30. Федеральный закон от 12.05.2009 г. № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 20. – Ст. 2392.
31. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (Ч. 1). – Ст. 3.
32. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (Ч. 1). – Ст. 4921.
33. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 17.10.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 46. – Ст. 4532.
34. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от
24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. – Ст. 3012.
35. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ (ред. от 06.03.2019) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. – Ст. 898.
36. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 2. – Ст. 163.
Научная и учебная литература
37. Андреев В.В., Киркина Н.В. Правовое регулирование информационной сферы // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - № 8. - С. 21-25.
38. Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России.
- М., 1995 г. - С. 117-118.
39. Арановский К.В., Князев С.Д., Хохлов Е.Б. О правах человека и социальных правах // Сравнительное конституционное обозрение. - 2012 - № 4- С. 54
40. Бартенев Д.Г. Запрет дискриминации: практический обзор подходов Европейского суда по правам человека // Международное правосудие.- 2019. - № 1. - С. 37-39.
41. Бачило И.Л., Копылов В.А. Есть ли основания для создания отрасли "Информационное право" // Информационное общество.1999. № 6. С. 50.
42. Бачило И.Л., Лопатин В.И., Федотов М.А. Информационное право: Учебник. СПб., 2001 г. С. 220.
43. Бачило И.Л. О праве на информацию в Российской Федерации: Учебник. М., 1997. С. 219.
44. Вознесенский И.С. Информационная этика и рынок информационных услуг // Форум политических и деловых коммуникаций. - Терновая Л.О. - М., 2014. С.44.
45. Горлачев Р.Ю., Кошечкина А.А. О правовом равенстве граждан Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 6. С. 54 – 64.
46. Дегтярева Л.Н. Принцип правового равенства в системе конституционных принципов правового статуса личности // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018 - № 2 - С. 2 – 4.
47. Дмитриев Ю.А. О соотношении частных и публичных начал в законодательстве России о средствах массовой информации // Современное право. 2012. № 3. С. 65.
48. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., Манускрипт. 1994. С.31.
49. Дуллуев З.А. Реализация принципа равенства перед законом и судом в современной России: дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2010. – 196 с.
50. Златопольский А.А. Политические права и свободы граждан и механизм их реализации в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. - М., 1993. 22 с.
51. Зубакин В.Ю. Место и значение принципа равенства перед законом и судом в системе принципов правового государства // Ленинградский юридический журнал. - 2014. - № 3 (37). - С. 19.
52. Лазарев В.В. Интеграция права и имплементация интегративных подходов к праву в решении суда // Журнал российского права. - 2017. - № 7. - С. 5 - 18;
53. Умнова (Конюхова) И.А., Алешкова И.А. Применение Конституции Российской Федерации судами общей юрисдикции: актуальные вопросы теории и практики: Монография. - М.: РГУП, 2016. - 184;
54. Шустров Д.Г. Essentia constitutions: Конституция Российской Федерации в фокусе теорий конституции XX - XXI веков // Сравнительное конституционное обозрение. - 2017. - № 4(119). - С. 124 - 140;
55. Невинский В.В. Сущность и универсализация конституционных ценностей в современном обществе // Lex russica. - 2018. - № 11. - С. 106 – 121.
56. Ловцов Д.А. Информационное право. - М.: Российская академия правосудия. - 2016. - 680 с.
57. Конюхова И. А., Алешкова И. А., Андриченко Л. В. Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации. М. 2018. С.84.
58. Копылов В.А. Информационное право. 2-е изд., перераб. и доп. М. 2002. С. 91-100.
59. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд. - М., 2003. - 337 с.
60. Кусова Е.А. Нормативно-правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере // Правовое государство: теория и практика. - 2015. - № 6. - (16). - С. 60-65.
61. Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридической деятельности. - М.: Юрайт. - 2018. - 340 с.
62. Лопатин В.Н. Информационные аспекты национальной безопасности: Учебное пособие. М., 1998 г. - 189 с.
63. Лопатин В.Н. Понятие и структура информационной сферы // Актуальные проблемы права: теория и практика. - 2017. - №26. - С. 64-69.
64. Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. - Т. 20
65. Магомедова П.Р. Равенство в доктрине конституционализма // Административное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 542- 550.
66. Метов Х.О. Принципы правового статуса человека в доктрине конституционного права // Российская юстиция. - 2019. - № 5. - С. 11.
67. Нерсесянц В.С. Философия права. - М.: Издательская группа Норма, Инфра-М, 1998. – 689 с.
68. Осипов М.Ю. Философия права В.С. Нерсесянца в контексте русской и советской философии права // Актуальные проблемы российского права. - 2014 - № 6 - С. 994-1017.
69. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2004. – 620 с.
70. Поливода Я.В. Проблемы соотношения конституционных принципов депутатской неприкосновенности и равенства всех перед законом и судом // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. - 2018. -№ 4. - С. 76-80.
71. Просвирин Ю.Г. Правовое регулирование информационной сферы
// Международно-правовые чтения. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2017, Вып. 2. - С. 114-123.
72. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. - Лондон и др.: Панпринт, 1998. –720 с.
73. Травников Н.О. Соотношение права на информацию со смежными конституционными правами // Современное право. 2015. № 3. С. 58.
74. Туликов А.В. Информационная безопасность и права человека в условиях постиндустриального развития (теоретико-правовой анализ): автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2017. - 24 с.
75. Травников Н.О. Конституционно-правовой анализ понятия "право на информацию" // Российский юридический журнал. - 2014. - № 4 (97). - С. 58-22.
76. Туманова Л.В., Снытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. М., 2002. - С.12.
77. Туманова Л.В. Информатизация и эффективность административного судопроизводства / В сборнике: Развитие права в информационном обществе. - Тверской государственный университет. Тверь, 2018. С. 6-16.
78. Фатьянов А.Л. Правовое обеспечение безопасности информации в РФ: Учебное пособие. М., 2001 г. С.89-90.
79. Хижняк В.С. Право человека на информацию: механизм реализации. - Саратов, 1998. С.9.
80. Хижняк B.C. Право человека на информацию: Механизм реализации / Под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 2014. С.112.
81. Шапиро И.М. Юридическое равенство, ограничения, льготы и привилегии в правовом регулировании // Ленинградский юридический журнал.- 2010. - № 1. - С. 152.
82. Savović T. Influence of mass media on realization of gender equality and leadership in Serbia // Общество. Среда. Развитие. - 2017. - № 2 (43). - С. 34-41
83. Levy M. Prison Health Services. Should be as Good as Those for the General Community / M. Levy // BMJ. – 1997. – Vol. 315(7120). – P. 1115–1127.
84. Encyclopedia of Materials: Science and Technology. 12. - 2001. No. 2. - P. 151-152.
85. Pascall G., Manning N. Gender and Social Policy: Comparing Welfare States in Central and Eastern Europe and the Former Soviet Union // Journal of European Social Policy. Vol. 10. - 2000. No. 3. - P. 200 - 237.
86. Women, business and the law 2019: a decade of reform // https://openknowledge.worldbank.org. (Дата обращения: 15.11.2019 г.).
Материалы судебной практики
87. Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. -1998. - № 35. - Ст. 4407.
88. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 23.05.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 18 (часть II). - Ст. 2159.
89. Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 г. № 617-О-О [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
90. Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 г. № 550-О-О
// ВКС РФ. – 2011. - № 6.
91. Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2011 г. № 545- [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
92. Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 г. № 1085-О-О [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
93. Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 г. № 1488-О-О [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
Электронные ресурсы
94. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13.01.1995 № 7-ФЗ // Справочная информационная система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.11.2019 г.).
95. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 (ред. от 20.04.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (вместе с «Требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет») // Справочная информационная система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.11.2019 г.).
96. Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29.12.1994 № 78-ФЗ // Справочная информационная система «Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.11.2019 г.).
97. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Справочная информационная система
«Консультант Плюс». – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.11.2019 г.).
98. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3- П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре РФ" в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана" // Справочная информационная система «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.11.2019 г.).
99. Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ, 31.08.1998, № 35, ст. 4407.
100. Рекомендательный законодательный акт "О принципах регулирования информационных отношений в государствах - участниках Межпарламентской Ассамблеи" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств) (Санкт-Петербург, 23 мая 1993 г.) – http://base.garant.ru/2568923 (дата обращения: 30.11.2019 г.).
101. Федеральный закон №149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Справочная информационная система «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.11.2019 г.).
102. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // Справочная информационная система «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.11.2019 г.).
103. Указ Президента РФ от 23.04.1993 № 477 (ред. от 22.03.2005) «О мерах по ускорению создания центров правовой информации» // Справочная информационная система «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.11.2019 г.).
104. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // Справочная информационная система «Консультант Плюс». - http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.11.2019 г.).
105. Шустров Д.Г. Essentia constitutions: Конституция Российской Федерации в фокусе теорий конституции XX - XXI веков // Сравнительное конституционное обозрение. - 2017. - № 4(119). - С. 124 – 140.