Право на информацию в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ 9
Право на информацию: значение и наполнение 9
Основы права на информацию в Конституции и законодательстве 21
Конституционное право на информацию 28
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ В РОССИИ 36
Основные формы регулирования права на информацию 36
Основные принципы регулирования права на информацию 41
Гарантии права на информацию 56
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ ГРАЖДАН О
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 70
Содержание права на информацию и границы ее ограничения 70
Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов 76
Трудности реализации права на информацию о деятельности органов власти 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глава 1. ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ 9
Право на информацию: значение и наполнение 9
Основы права на информацию в Конституции и законодательстве 21
Конституционное право на информацию 28
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ В РОССИИ 36
Основные формы регулирования права на информацию 36
Основные принципы регулирования права на информацию 41
Гарантии права на информацию 56
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ ГРАЖДАН О
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 70
Содержание права на информацию и границы ее ограничения 70
Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов 76
Трудности реализации права на информацию о деятельности органов власти 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
В XXI веке информация и все, что с ней связано приобретает большое значение. Поэтому в настоящее время вопрос о свободе доступа к информации и прав на нее не утратил своей актуальности и занимает важное место среди национальных интересов России.
Одним из основополагающих политических и личных прав человека и гражданина является право на информацию. Любое государство, называющее себя правовым, не может функционировать без механизма реализации права граждан на информацию, обеспечения свободного доступа к общественно значимой информации, а также информационной открытости органов государственной власти.
Если граждане имеют реальную возможность реализовать право на информацию, то это позволяет обеспечить не формальное, а реальное участие их в жизни государства.
Право на информацию имеет важное значение и исключительную ценность, также оно отличается своей многомерностью и многоаспектностью. Более того, это конституционное право является связующим элементом всей системы основных прав и свобод человека и гражданина. Если данное право не соблюдается и игнорируется, то тогда нельзя говорить и о реализации других фундаментальных прав и свобод человека и гражданина (политических, экономических, социальных, экологических, культурных).
Если граждане лишены права свободного доступа к информации, а деятельность органов государственной власти носит «непрозрачный» характер и в стране существует информационный вакуум, то тогда весь набор демократических институтов будет носить лишь имитационно-декоративный характер, а народ (который, как известно, является носителем суверенитета и единственным источником власти) легко превращается в послушный и манипулируемый «электорат».
Нормативной основой работы является международное и российское законодательство, регулирующее право человека на информацию. В их число вошли:
статья 19 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН);
статья № 29 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ;
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Тема исследования: «Право на информацию в Российской Федерации».
Объект исследования: система общественных отношений, возникающих вокруг информации, хранения и обмена ею.
Предметом исследования являются законодательство Российской Федерации и других стран, международные правовые акты и другие документы, регулирующие общественные отношения, возникающих вокруг информации, хранения и обмена ею.
Цель исследования: Цель настоящего диссертационного исследования заключается в изучении существующих теоретических основ правового режима информации и их дальнейшем развитии, формулировании общей концепции правового режима информации и, в итоге, формировании направлений совершенствования правового регулирования общественных отношений, возникающих вокруг информации, хранения и обмена ею.
Задачи исследования:
Рассмотреть право на информацию с точки зрения общественно- правового явления, исследовать наполнение права на информацию, а также основы права на информацию в Конституции и законодательстве.
Изучить особенности регулирования конституционного права на информацию в России, отразить основные формы регулирования права на информацию, включая принципы и гарантии регулирования права на информацию.
Выявить особенности реализации права на информацию о деятельности органов власти и ее проблематики, для чего рассмотреть сложности реализации права на информацию о деятельности органов власти.
Теоретической и методологической основой исследования явились: за основу мы взяли работы таких ученых, как А.А. Златопольского1 и Ю.А. Дмитриева2, право гражданина на информацию является неотъемлемой составной частью свободы слова и печати. А.А. Снытников и Л.В. Туманова3 считают, что свобода информации представляет собой ничто иное, как условное обозначение целой группы прав и свобод, а именно - свободы слова, мнений, печати, а также других СМИ, права на получение информации и свободы распространения информации. В свою очередь В.А. Копылов4 придерживается противоположной позиции и считает, что право на доступ к информации занимает самостоятельное и отдельное место среди иных информационных прав и свобод. Н.О. Травников5 считает, что право на информацию не является нормативно установленным предписанием, а представляет собой условное понятие, которое требуется для удобства.
Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К теоретическим относится изучение и анализ юридической литературы по проблеме исследования, к эмпирическим – изучение федеральных законов, законов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания, включающие принцип объективности, системности, индукции, дедукции и др. Наряду с общенаучными методами применялись частнонаучные методы юриспруденции: сравнительно-правовой, анализ теоретических источников нормативно-правовых источников.
Теоретическая значимость исследования:
1. сделаны выводы о недостаточном уровне реализации доступа к информации в российском законодательстве.
2. обоснована необходимость и целесообразность внесения уточнений в законодательство на тему права на информацию.
Практическая значимость:
• предложены научно-обоснованные рекомендации, позволяющие повысить проработку темы права на информацию в правовом поле.
• материалы работы могут быть использованы также в учебном процессе при подготовке общих и специальных курсов в учебных заведениях юридического, управленческих, а также журналистского профиля, при разработке учебных программ, пособий и методических изданий по темам, посвященным праву на информацию.
Основные положения, выносимые на защиту:
• право на информацию, конечно, является базовым и конституционно закрепленным правом, признаваемым законодательством на различных уровнях. Однако и назвать его проработанным и эффективно работающим тоже пока нельзя, данный инструмент не может возникнуть единомоментно и оказаться отраженным во всех требуемых законах и подзаконных актах, чтобы на полном основании применяться в самых различных ситуациях и контекстах, соответствующих сложным и зачастую непредсказуемым поворотам бытовой практики и реального развития событий.
• проблематика правового регулирования интернета
• рассмотрение общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании реализации права на информацию единое начало официальных понятий, которые используются в информационном направлении.
Во введении обоснована актуальность исследования, тема исследования, цель, задачи, предмет, объект, выдвигается гипотеза исследования, охарактеризованы методы исследования, представлена методологическая основа и источники информации.
В первой главе «Право на информацию как общественно-правовое явление» рассмотрено значение и наполнение права на информацию, а также основы права на информацию в Конституции и законодательстве.
Во второй главе «Регулирование конституционного права на информацию в России» отражены основные формы регулирования права на информацию, а также принципы и гарантии регулирования права на информацию.
В третьей главе «Реализация права на информацию о деятельности органов власти. Проблематика» рассмотрены сложности реализации права на информацию о деятельности органов власти, а также суть и ограничения права на информацию о деятельности органов власти.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит список используемой литературы (105 источников). Основной текст работы изложен на 107 страницах.
Одним из основополагающих политических и личных прав человека и гражданина является право на информацию. Любое государство, называющее себя правовым, не может функционировать без механизма реализации права граждан на информацию, обеспечения свободного доступа к общественно значимой информации, а также информационной открытости органов государственной власти.
Если граждане имеют реальную возможность реализовать право на информацию, то это позволяет обеспечить не формальное, а реальное участие их в жизни государства.
Право на информацию имеет важное значение и исключительную ценность, также оно отличается своей многомерностью и многоаспектностью. Более того, это конституционное право является связующим элементом всей системы основных прав и свобод человека и гражданина. Если данное право не соблюдается и игнорируется, то тогда нельзя говорить и о реализации других фундаментальных прав и свобод человека и гражданина (политических, экономических, социальных, экологических, культурных).
Если граждане лишены права свободного доступа к информации, а деятельность органов государственной власти носит «непрозрачный» характер и в стране существует информационный вакуум, то тогда весь набор демократических институтов будет носить лишь имитационно-декоративный характер, а народ (который, как известно, является носителем суверенитета и единственным источником власти) легко превращается в послушный и манипулируемый «электорат».
Нормативной основой работы является международное и российское законодательство, регулирующее право человека на информацию. В их число вошли:
статья 19 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН);
статья № 29 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ;
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Тема исследования: «Право на информацию в Российской Федерации».
Объект исследования: система общественных отношений, возникающих вокруг информации, хранения и обмена ею.
Предметом исследования являются законодательство Российской Федерации и других стран, международные правовые акты и другие документы, регулирующие общественные отношения, возникающих вокруг информации, хранения и обмена ею.
Цель исследования: Цель настоящего диссертационного исследования заключается в изучении существующих теоретических основ правового режима информации и их дальнейшем развитии, формулировании общей концепции правового режима информации и, в итоге, формировании направлений совершенствования правового регулирования общественных отношений, возникающих вокруг информации, хранения и обмена ею.
Задачи исследования:
Рассмотреть право на информацию с точки зрения общественно- правового явления, исследовать наполнение права на информацию, а также основы права на информацию в Конституции и законодательстве.
Изучить особенности регулирования конституционного права на информацию в России, отразить основные формы регулирования права на информацию, включая принципы и гарантии регулирования права на информацию.
Выявить особенности реализации права на информацию о деятельности органов власти и ее проблематики, для чего рассмотреть сложности реализации права на информацию о деятельности органов власти.
Теоретической и методологической основой исследования явились: за основу мы взяли работы таких ученых, как А.А. Златопольского1 и Ю.А. Дмитриева2, право гражданина на информацию является неотъемлемой составной частью свободы слова и печати. А.А. Снытников и Л.В. Туманова3 считают, что свобода информации представляет собой ничто иное, как условное обозначение целой группы прав и свобод, а именно - свободы слова, мнений, печати, а также других СМИ, права на получение информации и свободы распространения информации. В свою очередь В.А. Копылов4 придерживается противоположной позиции и считает, что право на доступ к информации занимает самостоятельное и отдельное место среди иных информационных прав и свобод. Н.О. Травников5 считает, что право на информацию не является нормативно установленным предписанием, а представляет собой условное понятие, которое требуется для удобства.
Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К теоретическим относится изучение и анализ юридической литературы по проблеме исследования, к эмпирическим – изучение федеральных законов, законов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания, включающие принцип объективности, системности, индукции, дедукции и др. Наряду с общенаучными методами применялись частнонаучные методы юриспруденции: сравнительно-правовой, анализ теоретических источников нормативно-правовых источников.
Теоретическая значимость исследования:
1. сделаны выводы о недостаточном уровне реализации доступа к информации в российском законодательстве.
2. обоснована необходимость и целесообразность внесения уточнений в законодательство на тему права на информацию.
Практическая значимость:
• предложены научно-обоснованные рекомендации, позволяющие повысить проработку темы права на информацию в правовом поле.
• материалы работы могут быть использованы также в учебном процессе при подготовке общих и специальных курсов в учебных заведениях юридического, управленческих, а также журналистского профиля, при разработке учебных программ, пособий и методических изданий по темам, посвященным праву на информацию.
Основные положения, выносимые на защиту:
• право на информацию, конечно, является базовым и конституционно закрепленным правом, признаваемым законодательством на различных уровнях. Однако и назвать его проработанным и эффективно работающим тоже пока нельзя, данный инструмент не может возникнуть единомоментно и оказаться отраженным во всех требуемых законах и подзаконных актах, чтобы на полном основании применяться в самых различных ситуациях и контекстах, соответствующих сложным и зачастую непредсказуемым поворотам бытовой практики и реального развития событий.
• проблематика правового регулирования интернета
• рассмотрение общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании реализации права на информацию единое начало официальных понятий, которые используются в информационном направлении.
Во введении обоснована актуальность исследования, тема исследования, цель, задачи, предмет, объект, выдвигается гипотеза исследования, охарактеризованы методы исследования, представлена методологическая основа и источники информации.
В первой главе «Право на информацию как общественно-правовое явление» рассмотрено значение и наполнение права на информацию, а также основы права на информацию в Конституции и законодательстве.
Во второй главе «Регулирование конституционного права на информацию в России» отражены основные формы регулирования права на информацию, а также принципы и гарантии регулирования права на информацию.
В третьей главе «Реализация права на информацию о деятельности органов власти. Проблематика» рассмотрены сложности реализации права на информацию о деятельности органов власти, а также суть и ограничения права на информацию о деятельности органов власти.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит список используемой литературы (105 источников). Основной текст работы изложен на 107 страницах.
Граждане являются носителями права получения информации. Данное право отнесено к числу личных. При проведении анализа законодательных положений было установлено отсутствие специального правового акта, которым бы осуществлялось регулирование доступа к информационным данным. Имеется потребность в создании универсального порядка, а также реальных механизмов, при помощи которых граждане смогли бы реализовать свои конституционные права. Нельзя не отметить отсутствие системы, при помощи которой рассматриваемое право получило бы должное нормативное обеспечение.
Те нормы, которые используются для регулирования порядка реализации данного права, наряду с существующими сегодня положениями, являются достаточно рассредоточенными, в результате чего, они размещаются в различных законодательных актах, что создает определенное неудобство в осуществлении их применения. Те положения, которые имеются в законодательных и иных нормативных актах, обладают декларативным или отсылочным статусом. За их счет невозможно определить элементы механизма, позволяющего привлекать нарушителей соответствующего права к ответственности.
Впервые фиксация права на информацию была осуществлена за счет включения такового в положения Конституции 1993 года. Такие нормы содержатся в ч. 2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29 основного закона. В ч. 5 ст. 29 Конституции РФ содержится указание на гарантию, предоставляемую со стороны государства, в части свободы информации и запрета цензуры. Существует ряд правовых положений, закрепленных в рамках законов, за счет которых осуществляется регламентация отдельных направлений, в которых право на информацию может реализовываться со стороны граждан.
Проведенный анализ позволил прийти к ряду выводов.
Наличие у человека требуемой ему информации позволяет обеспечить определенную защиту от власти и бизнеса, со стороны которых осуществляется неправомерное нарушение прав. В случае, если гражданин не обладает требуемой информацией, он может принимать неверные и необоснованные решения, в результате которых могут возникать непредвиденные негативные ситуации.
Своевременность попадания информации к гражданам является основой к тому, чтобы лица, намеренные нарушить их права, отказались от своих противозаконных намерений. С учетом практического опыта можно отметить большое количество ситуаций, при которых в предоставлении гражданам определенной информации выдается отказ. Зачастую это касается ситуаций, связанных с нарушением экологических прав. В большинстве случаев, требуемая информация предоставляется субъекту только тогда, когда факт принятия определенного, негативного для гражданина решения, уже состоялся. Примером может послужить согласование строительства какого- либо объекта, а также начало его возведения без предоставления должных сведений гражданам, чьи права могут быть нарушены. Запоздалое предоставление информации существенно сужает круг правовых возможностей, которые могли бы быть использованы человеком для защиты его правового положения. Фактически, принимать меры, направленные на реализацию собственных прав, гражданин может только тогда, когда облает определенной информацией. Современное законодательство дает возможность использовать конституционное право именно тогда, когда это необходимо субъекту.
Право получать информацию является для гражданина личным правом. Сегодня отсутствует отдельный правовой акт, за счет которого осуществлялось бы регулирование доступа к информационным данным. Имеется потребность в создании универсального порядка, а также реальных механизмов, при помощи которых граждане смогли бы реализовать свои конституционные права. Нельзя не заметить и отсутствия системы, при помощи которой рассматриваемое право получило бы должное нормативное обеспечение.
Нормы, используемые для регулирования порядка реализации данного права, наряду с существующими сегодня положениями, являются достаточно рассредоточенными. Зачастую, они размещаются в различных законодательных актах, что создает определенное неудобство в осуществлении их применения. Те положения, которые имеются в законодательных и иных нормативных актах, обладают декларативным или отсылочным статусом, что не позволяет использовать их при определении мер ответственности, подлежащих применению к нарушителям рассматриваемого права.
Те нормы, которые используются для регулирования порядка реализации данного права, наряду с существующими сегодня положениями, являются достаточно рассредоточенными, в результате чего, они размещаются в различных законодательных актах, что создает определенное неудобство в осуществлении их применения. Те положения, которые имеются в законодательных и иных нормативных актах, обладают декларативным или отсылочным статусом. За их счет невозможно определить элементы механизма, позволяющего привлекать нарушителей соответствующего права к ответственности.
Впервые фиксация права на информацию была осуществлена за счет включения такового в положения Конституции 1993 года. Такие нормы содержатся в ч. 2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29 основного закона. В ч. 5 ст. 29 Конституции РФ содержится указание на гарантию, предоставляемую со стороны государства, в части свободы информации и запрета цензуры. Существует ряд правовых положений, закрепленных в рамках законов, за счет которых осуществляется регламентация отдельных направлений, в которых право на информацию может реализовываться со стороны граждан.
Проведенный анализ позволил прийти к ряду выводов.
Наличие у человека требуемой ему информации позволяет обеспечить определенную защиту от власти и бизнеса, со стороны которых осуществляется неправомерное нарушение прав. В случае, если гражданин не обладает требуемой информацией, он может принимать неверные и необоснованные решения, в результате которых могут возникать непредвиденные негативные ситуации.
Своевременность попадания информации к гражданам является основой к тому, чтобы лица, намеренные нарушить их права, отказались от своих противозаконных намерений. С учетом практического опыта можно отметить большое количество ситуаций, при которых в предоставлении гражданам определенной информации выдается отказ. Зачастую это касается ситуаций, связанных с нарушением экологических прав. В большинстве случаев, требуемая информация предоставляется субъекту только тогда, когда факт принятия определенного, негативного для гражданина решения, уже состоялся. Примером может послужить согласование строительства какого- либо объекта, а также начало его возведения без предоставления должных сведений гражданам, чьи права могут быть нарушены. Запоздалое предоставление информации существенно сужает круг правовых возможностей, которые могли бы быть использованы человеком для защиты его правового положения. Фактически, принимать меры, направленные на реализацию собственных прав, гражданин может только тогда, когда облает определенной информацией. Современное законодательство дает возможность использовать конституционное право именно тогда, когда это необходимо субъекту.
Право получать информацию является для гражданина личным правом. Сегодня отсутствует отдельный правовой акт, за счет которого осуществлялось бы регулирование доступа к информационным данным. Имеется потребность в создании универсального порядка, а также реальных механизмов, при помощи которых граждане смогли бы реализовать свои конституционные права. Нельзя не заметить и отсутствия системы, при помощи которой рассматриваемое право получило бы должное нормативное обеспечение.
Нормы, используемые для регулирования порядка реализации данного права, наряду с существующими сегодня положениями, являются достаточно рассредоточенными. Зачастую, они размещаются в различных законодательных актах, что создает определенное неудобство в осуществлении их применения. Те положения, которые имеются в законодательных и иных нормативных актах, обладают декларативным или отсылочным статусом, что не позволяет использовать их при определении мер ответственности, подлежащих применению к нарушителям рассматриваемого права.
Подобные работы
- Право на информацию в Российской Федерации (конституционно - правовое исследование)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Конституционное право на образование в Российской Федерации: понятие, содержание, гарантии, проблемы реализации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Конституционное регулирование права на жизнь
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2023 - Ретроспективный анализ развития системы государственной регистрации прав на недвижимость в Российской Федерации
Бакалаврская работа, жилищное право. Язык работы: Русский. Цена: 2350 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы и перспективы реализации конституционного нрава граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства (региональный и федеральный уровни)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Обеспечение и реализация права на свободу слова и информации в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Право на забастовку в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в
субъектах Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



