ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ АДАПТАЦИИ
1.1.Теории пространственных последствий
1.2.Основные факторы, определяющие спортивно-технического
мастерства спортсмена
1.3.Визуальные критерии оценки структуры обучаемого действия,
техники футбола
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Методы и методика исследования
2.2.Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1.Анализ реагирования юных футболистов на тренажере
на ситуации сигнального значения
3.2.Эффективность применения тренажера, как средства
подготовки юных футболистов
3.3.Динамика некоторых зрительных функций у юных
футболистов 13-14 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Современная система спортивной тренировки предполагает применение не только традиционных средств и методов, но и включение в учебно-тренировочный процесс новых нетрадиционных приемов обучения в подготовке спортсменов.
Основной тенденцией развития современного футбола является повышение скорости и точности ведения игры. Все меньший временной интервал остается спортсмену на распознавание быстро меняющихся игровых ситуации на принятие решения и выполнение адекватных действий. По данным М.Е. Амалина 70 - 95 % всех очков в игре выигрывается в ходе единоборств футболистов на поле. В силу этого на одно из первых мест выступает процесс овладения футболистами разнообразными нападающими ударами и навыками индивидуального технического действия как наиболее эффективных средств нападения и защиты. В связи, с чем повышение уровня индивидуального тактического мастерства футболистов в нападении и защите является одним из перспективных направлений в развитии игры [4].
Существенную помощь в этом направлении может оказать разработка и внедрение в учебно-тренировочный процесс футболистов тренажеров и технических средств, отвечающих уровню современного научнотехнического прогресса [1,9,23].
Наиболее важное значение приобретают техническое средства обучения на начальных этапах подготовки футболистов. Известно, что в нашей стране из 15 млн. человек, занимающихся футболом - половина дети школьного возраста, которые являются резервом в подготовке высококвалифицированных спортсменов способных в будущем достойно представлять футбол на международной арене.
Поэтому поиск и обоснование применения нетрадиционных средств и методов для целенаправленного развития у юных футболистов быстроты и точности распознавания игровых ситуации с формированием адекватных действий приобретают актуальность и являются основанием для проведения педагогического исследования.
Объект исследования. Формирование адекватных действий посредством технических устройств.
Предмет исследования. Развитие быстроты и точности распознавания ситуаций сигнального значения.
Целью работы является экспериментальное обоснование процесса развития быстроты и точности распознавания ситуации сигнального значения формированием адекватных действий посредством специального тренажера у юных футболистов 13-14 лет.
Рабочая гипотеза. Приступая к проведению исследования, мы предполагали, что применение специального тренажера со срочной обратной информацией о параметрах выполненного игрового действия в комплексе с традиционными средствами и методами подготовки футболистов будет способствовать более эффективному развитию быстроты и точности распознания ситуаций сигнального значения и формированию адекватных действий у юных футболистов.
В работе были поставлены следующие основные задачи:
1.Сформулировать теоретические и методические основы совершенствования процесса развития быстроты и точности распознавания ситуаций сигнального значения с формированием адекватных действий посредством технических устройств.
2.Исследовать с помощью технического устройства динамику быстроты и точности ответных действий на игровые ситуации у юных футболистов 13-14 лет.
3.Исследовать динамику некоторых зрительных функций у юных футболистов 13-14 лет:
а) объема поля зрения,
б) глубинного бинокулярного зрения,
в) слежения за движущимся объектом.
4.Экспериментально обосновать применение технического устройства в качестве тренажера, как средства развития быстроты и точности распознавания ситуаций сигнального значения в подготовке юных футболистов.
Научная новизна. Было проведено исследование по внедрению в учебно-тренировочный процесс тренажера со срочной обратной информацией для развития быстроты и точности распознавания ситуаций сигнального значения и формирования адекватных действий у юных футболистов. Разработана методика его применения в процессе подготовки молодых футболистов.
Практическая значимость работы. Полученные экспериментальные данные подтвердили возможность совершенствования процесса развития быстроты и точности распознавания игровых ситуаций в футболе с применением тренажера.
Впервые на тренажере получены данные характеризующие динамику быстроты и точности ответных игровых действий и их компонентов у юных футболистов 13-14 лет.
1.Исследование эффективности применения тренажера, как средства обучения юных футболистов в педагогическом эксперименте дало следующие результаты:
а) конечные показатели эффективности блокирования ворот вратарем и нападающих, ударов по сравнению с исходными данными в экспериментальных группах просились более значительно, чем у юных футболистов контрольных групп.
Так эффективность блокирования ворот вратарем в экспериментальных группах составил у полевых игроков 11,4 %, у вратарей 14,9 %. В
контрольных группах эти показатели были соответственно 6,5 % и 9,9 % (Р < 0,05).
При выполнении нападающих ударов показатели эффективности в экспериментальных группах составили у полевых игроков 8,1 %, у вратарей - 12,1 %. В контрольных группах эти показатели были у полевых игроков 4,3 % и 6,4 % у вратарей (Р < 0,05).
б) быстрота и точность реагирования на комплексные раздражители, определяемые по традиционной методике, к окончанию педагогического эксперимента были в экспериментальных группах выше, чем в контрольных. Так в экспериментальной группе полевых игроков они составили, 0,84 сек и 2,3 в группе вратарей - 0,70 сек и 1,4. В контрольных группах показатели быстроты и точности реагирования были соответственно 1,06 сек и 2,7 и 0,79 сек и 1,8 (Р < 0,05).
2.При выполнении контрольных испытаний в конце педагогического эксперимента юные футболисты экспериментальных групп показали результаты, соответствующие и превышающие нормативы действующих в период эксперимента программ для ДЮСШОР по специальной физической подготовке.
3.Динамика некоторых зрительных функций у юных футболистов 1314 лет на протяжении учебно-тренировочного года характеризуется следующими данными:
а) объем поля зрения на белым сигнал (3 мм) увеличивается особенно по верхнему, верхнее - наружному и наружному меридианам;
б) точность глубинного зрения улучшается: увеличивается количество точных оценок, сокращается величина средней ошибки, как при приближении, так и удалении объекта наблюдения;
в) улучшаются показатели слежения за движущимся объектом по количеству совпадающих реакции, а также за счет уменьшения величины средней ошибки, как при запаздывающих, так и при опережающих реакциях.
4.При подготовке юных футболистов наряду с развитием двигательных качеств, освоением технических приемов игры необходимо одновременно усилить внимание развитию специальных сторон интеллекта игрока, связанных с игровым мышлением, быстротой и точностью реагирования на игровые ситуации, включая опережающие реакции.
Для развития у юных футболистов быстроты и точности распознавания ситуаций сигнального значения и формирования адекватных действий предложен специальный тренажер со срочной обратной информацией о параметрах результатов игровых приемов.
5.При анализе быстроты и точности реагирования на ситуации сигнального значения на тренажере установлены следующие закономерности:
а) значительную часть общего времени реагирования на действия условного соперника занимает период распознавания и принятия решения;
б) моторный компонент реагирования, не считая перемещений, составляет сравнительно малую долю общего времени реагирования;
в) при систематических тренировочных занятиях на тренажере у юных футболистов 13-14 лет общее время реагирования на действия условного соперника за учебный год сокращается: у полевых игроков до 15,3 %, у вратарей до 12,5 %;
г) сокращение общего времени реагирования в процессе обучения в первую очередь связано с быстротой распознавания намерений условного соперника и в меньшей мере с укорочением времени двигательных компонентов;
д) наряду с сокращением времени реагирования в процессе обучения на тренажере улучшается и точность реагирования;
е) период распознавания при реагировании, выраженным - блокированием ворот вратарем больше, чем при реагировании, выраженным нападающим ударом.
1.Алексеев С. В. Футбольное право. Учебник для студентов вузов. Юнити-Дана. 2015. -879с.
2.Алешков И.А. Формирование скоростного навыка в связи с индивидуальными особенностями в силе и лабильности нервных процессов // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 94 - 100.
3.Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровья, 2005.-80 с.
4.Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 2001. - 282 с.
5.Афанасьева Ю.И., Кузнецов С.Л. Соотношение различных типов волокон скелетной мышце как фактор, влияющий на эффективность тренировки на выносливость //Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 12. -С.41 - 42.
6.Бабушкин В. 3. Исследование средств и методов повышения эффективности игровых действий юных футболистов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М, 2001. - 19 с.
7.Бабушкин В.З. Подготовка юных футболистов. - Киев: Здоровья, 2005. -126 с.
8.Губа В. П., Лексаков А. В. Теория и методика футбола: учебник. - 2-е изд. - М.: Спорт, 2018. - 621 с.
9.Губа В. П., Маринич В. В. Теория и методика спортивных исследований: монография. -М.: Спорт, 2016. -232с.
10.Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. М:. 2009. - 268с.
11.Джалилов А. А., Меркурьев К. Л. Биомеханика двигательной деятельности. Учебное пособие. -Тольятти, 2019. -216с.
12.Загайнов Р. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. М.: Спорт 2011. -300с.
13.Кузнецов В. Л. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Теория и методика физического воспитания и спорта. -М.: Академия. 2010. -420с.
14.Медведев М. А., Смирнов В.М. Физиология и психофизиология. Учебник. МИА. 2015. -616с.
15.Михайлов С. С. Биохимия двигательной деятельности: учебник. - 6 изд. дополн. -М.: Спорт. 2016. -296с...