Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая характеристика студента в отечественной литературе

Работа №113349

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Языковой портрет как показатель эпохи 10
1.1 Определение понятия «языковой портрет» 10
1.2 Лексикографическое осмысление лексемы «студент» 14
1.3 Студент в произведениях отечественной художественной литературы 18
Глава 2 Языковые особенности студента в отечественной литературе XIX-XXI вв 29
2.1 Языковой портрет студента-дворянина 29
2.2 Языковой портрет студента-разночинца 35
2.3 Языковой портрет советского студента 45
2.4 Языковой портрет современного студента 56
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 69
Приложение А Внеклассное мероприятие «Языковая характеристика студента в отечественной литературе» (9 класс) 74

В настоящем исследовании рассматривается проблема языковой личности человека, принадлежащего к определенной социальной и возрастной группе. Этот аспект в лингвистике рассмотрен в работах Л. П. Крысина [Крысин 1998], Ю. Н. Караулова [Караулов 1987], М. А. Канчера [Канчер 2000], М. В. Ляпона [Ляпон 1995], О. Б. Сиротининой [Сиротинина 1995], А. М. Шахнаровича [Шахнарович 1995] и др. Ученые уделили внимание изучению социально маркированным языковым средствам и особенностям речевого поведения представителей различных социальных групп, выделяющих их среди членов общества. Среди социально-возрастных групп отмечена группа «студент», которая приближена к группе «интеллигенция».
В исследовании для рассмотрения понятия «языковой портрет» мы обратились к работам Ю. Н. Караулова [Караулов 1987], М. В. Панова [Панов 1990: 40], Г. Г. Матвеевой [Матвеева 1993], Н. Н. Розановой и М. В. Китайгородской [Розанова, Китайгородская 1995], С. В. Мамаевой [Мамаева 2006] и Т. П. Тарасенко [Тарасенко 2007] и др. Были привлечены энциклопедические1 и лингвистические словари: «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля (1882), «Толковый словарь современного русского языка» Д. Н. Ушакова (1935), «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова (1949 и др. издания), «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера (1987), «Большой толковый словарь русского языка» С. А. Кузнецова (1998), «Большой словарь русской разговорной речи» В. В. Химика (2004) и «Лингвистический энциклопедический словарь» под редакцией В. Н. Ярцевой (1990).
Был выявлен исторически обусловленный контингент группы «студент». Интересным представляется обратиться к проблеме языковой характеристики студента в отечественной литературе, изучить речевое поведение социальной группы, в которую оказались объединенными представители студенчества разных столетий. Такой подход и определил актуальность бакалаврской работы.
Объектом настоящего исследования были избраны литературные источники: трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852), повесть Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты» (1895), роман В. Д. Осипова «Факультет журналистики» (1985) и роман Е. Ю. Завершневой «Высотка» (2012), а предметом выпускной квалификационной работы бакалавра выступили языковые предпочтения студентов дворян и разночинцев (XIX в.), советских студентов ХХ в. и современных студентов в художественных произведениях XXI в.
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы проанализировать языковой портрет молодежи XIX-XXI вв. на примере социально-возрастной группы «студент-дворянин», «студент-разночинец», «советский студент», «современный студент».
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1) проведен обзор научных источников, посвященных проблеме осмысления языковой картины мира студента; проанализированы и обобщены точки зрения ученых по обозначенной проблеме;
2) определен круг художественных произведений отечественной литературы, посвящённых студенчеству, которые были проанализированы в лингвокультурологическом контексте;
3) проанализированы внешний облик и языковые особенности студентов XIX в. в повести Л. Н. Толстого «Юность» и в повести Н. Г. Гарина- Михайловского «Студенты»;
4) выявлены особенности речевого поведения советского и современного студента в романах В. Д. Осипова «Факультет журналистики» и Е. Ю. Завершневой «Высотка»;
5) сделаны выводы и обобщения по теме исследования.
Для решения поставленных задач были использованы различные методы исследования. Общетеоретические методы анализа и синтеза позволили провести наблюдение над содержанием научных источников, проанализировать точки зрения ученых, определить базовые понятия. Так, был собран и обобщен теоретический материал по отмеченной проблеме и сделаны выводы по теоретической части бакалаврской работы. Метод сплошной выборки примеров позволил выявить речевые предпочтения разносословной группы «студент». Метод филологического анализа использовался для определения языковых средств воплощения языкового портрета студента XIX-XXI веков, помог увидеть маркеры языкового поведения студентов XIX-XXI веков и составить языковой портрет личности студента-дворянина, студента- разночинца, советского студента и современного студента.
В бакалаврской работе сделан упор на основные труды в области отечественной когнитивной лингвистики, а именно учебные пособия М. Н. Конновой «Введение в когнитивную лингвистику» (Калининград, 2012), В. А. Маслова «Когнитивная лингвистика» (М., 2004), Е. С. Кубряковой «Краткий словарь когнитивных терминов» (М., 1996), а также на базовые учебники русского языка: Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь «Современный русский язык» (М., 2002), П. А. Лекант , Е.И. Диброва «Современный русский язык» (М., 2007), Л. Л. Касаткин «Русский язык» (М., 2007).
Новизна исследования заключается в том, что в данной работе рассматривается языковой портрет студента в отечественной литературе XIX-XXI вв.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенных наблюдений позволят применить их в учебных целях на уроках русского языка и литературы, а также при проведении филологического анализа текста в школе и вузе.
Положения, выносимые на защиту.
1. В отечественной лингвокультуре сформировались определенные представления о студенте. Данные лексикографических источников содержат историко-культурные и лингвистические сведения, которые указывают на факторы, формирующие появление такой личности, как студент. Речь представителей студенческой социально-возрастной группы характеризуется определенным набором языковых единиц и приемов общения. Языковые портреты студентов XIX-XXI вв. не однозначны, так как отражают языковые предпочтения представителей разных сословий.
2. В русской литературе XIX в. был создан образ амбициозной, стремящейся к новациям личности. Речевое поведение студента-дворянина характеризуется использованием этикетных формул, иностранных слов, употреблением книжной лексики. Соблюдая интеллигентные манеры поведения и речевой этикет, дворянин-студент (как обычный молодой человек) импульсивен, при этом демонстрирует пренебрежительное отношение к представителям других сословий. В лексиконе студента- разночинца присутствует разговорная, просторечная и заимствованная лексика; речь разночинца небогата средствами художественной выразительности.
3. В речи советского студента отмечены различные языковые средства разговорного и книжных стилей, активное использование средств художественной выразительности. Речевое поведение современного студента XXI в. близко речевой сфере ХХ в.: функционируют разговорные и просторечные слова, вульгаризмы и жаргонизмы, единицы молодежного и студенческого сленга. Речь современного студента при всей непринужденности и демократичности характеризуется нередко нарушением языковых норм, скудностью словарного запаса и пренебрежением речевого этикета.
Апробация бакалаврской работы. Материалы исследования прошли апробацию в процессе изучения темы «Языковой портрет героя» в ГБОУ СОШ имени Героя Советского Союза Д. Н. Голосова с. Русская Борковка среди учащихся 9 классов, отражены в тезисах научного доклада для научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (апрель 2018­2020, ТГУ), а также для всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2019 г.). Подготовлены доклад к выступлению и статья к публикации на III Региональную молодежную научно-практическую конференцию «Поволжский фестиваль студенческой науки» (Тольятти, 2020 г.)
Структура выпускной квалификационной работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, который насчитывает 62 источника и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обратившись к трудам выдающихся лингвистов, нами было установлено, что понятие «языковой портрет» может определяться как совокупность умений человека, способствующих созданию и восприятию различных речевых конструкций, которые в основном различаются «степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, целевой направленностью» [Караулов 1987: 132]. В художественном контексте «языковой портрет - это зафиксированное (отраженное) мировоззрение мыслителя, несущее информацию об оценках реального мира, жизненных установках, устремлениях и идеалах. Основой языкового портрета является самоидентификация с позитивными характеристиками, суждениями, констатирующими положение дел в реальном мире. Вершиной языкового портрета является реализация авторского видения совершенства окружающего его мира» [Шевченко 2013: 213].
Различные словари русского языка отразили лингвокультурное содержание понятия «студент» как «заинтересованный в учебе». Формирование новой для русского общества социально-возрастной группы «студент» привлекло внимание писателей и поэтов XVIII-XIX вв., а затем сложившаяся группа «студент» получила дальнейшее осмысление в художественных текстах XX-XXI вв. Одними из таких произведений, в которых уделено особое внимание описанию языкового портрета студента- дворянина, студента-разночинца, советского студента и современного студента, являются автобиографическая трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», повесть Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты», роман В. Д. Осипова «Факультет журналистики» и роман Е. Ю. Завершневой «Высотка».
Изучение художественных произведений XIX-XXI вв. с позиций когнитивной лингвистики выявило стереотипные языковые средства, которые позволили авторам сделать описание языкового портрета студентов разных веков. Анализ языкового поведения студентов в повести «Юность» Л. Н. Толстого и повести «Студенты» Н. Г. Гарина-Михайловского показал, что в лексиконе студента-дворянина все чаще можно встретить заимствования, а также слова и выражения из французского и немецкого языков, слова высокого стиля и книжную лексику. Речь студента-дворянина богата средствами художественной выразительности. Отличительной особенностью речи студентов-дворян является намеренное растягивание гласных звуков в заимствованных словах. В целом молодой дворянин стремится в языковом плане соответствовать своему социальному статусу - состоятельного интеллигента. Речь студента-разночинца отличается обыгрыванием иностранных слов, использованием просторечной лексики, русских фразеологических оборотов; отмечаются орфоэпические ошибки и целенаправленная (не всегда удачная) игра синонимическими средствами.
Языковой портрет советского студента романа В. Д. Осипова «Факультет журналистики» позволил установить, что студент отдает предпочтение разговорной и просторечной лексике, университетской и спортивной терминологии, активному использованию междометий, аббревиатур и экспрессивных фразеологических оборотов. Социальная дифференциация отсутствует, нет различий в языковом плане между студентами из глубинки и городскими студентами.
В романе Е. Ю. Завершневой «Высотка» создан образ современного студента. Для речи современных студентов характерно стремление к юмору, насмешке и иронии. Во время общения студенты подшучивают друг над другом, отпуская в адрес собеседника остроумные шутки, содержащие порой оскорбления. Лексикон современного студента отличается наличием большого количества разговорной, просторечной и иноязычной лексики, активным использованием молодежного и студенческого сленга. В речи студента конца XX столетия прослеживается простота, скудность словарного запаса, отмечены некоторая вульгарность и отступление от языковых норм.
Таким образом, в начале XIX в. представителем студенчества считался лишь выходец из привилегированной семьи, со временем типичный образ студента-дворянина уступает место студенту-разночинцу, затем формируется тип советского и современного студента. Социальные условия корректируют портрет студента, но основное содержание понятия остается неизменным, оно связано с познавательной деятельность.
Языковой портрет студента складывается из принадлежности личности к молодежной возрастной группе и сферы интересов (желания получить профессиональные знания), культурной и интеллектуальной деятельности, личностных ориентиров в окружающем мире. В художественном восприятии имеет значение авторская позиция, представление о роли студенчества в жизни общества.


1. Алефиренко Н. Ф., Агеев И. А. Когнитивная метафора и фраземосемиозис // Когнитивные факторы взаимодействия фразеологии со смежными дисциплинами: Материалы 3-й международной научной конференции. Белгород : БелГУ, 2013. С. 29-32
2. Быков Д. Л. Через тумбу-тумбу-раз // Известия, 2007. № 12. 20 с.
3. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык : Учебник ; под ред. Н.С. Валгиной. М. : Логос, 2002. 528 с.
4. Гарин-Михайловский Н. Г. Собрание сочинений : в 5 т. Т.2. Студенты. Инженеры. М. : Государственное издательство художественной литературы, 1957. 561 с.
5. Грибоедов А. С. Полное собрание сочинений : в 3 т. Т.2 СПб. : Художественная литература, 1999. 350 с.
6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т.4. 2-е изд. М. : Типография М. О. Вольфа, 1882. 712 с.
7. Десна А. А. Фрагменты студенческой биографии. URL: https://www.litmir.me/br/?b=177164&p=1 (дата обращения: 25.01.2020).
8. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Куйбышев : Художественная литература, 1983. 352 с.
9. Духовный регламент 1721 года. URL: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/duhovnyj -reglament-1721 -goda/ (дата обращения: 01.02.2020).
10. Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М. : Аделант, 2014. 800 с.
11. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М. : Русский язык, 2003. 699 с.
12. Завершнева Е. Ю. Высотка. URL: https://www.litmir.me/br/?b=230830 (дата обращения: 12.02.2020).
13. Зализняк А. А. Полная акцентуированной парадигма. М. : Русский язык, 1977. 465 с.
14. Зенович Е. С. Словарь иностранных слов и выражений. М. : Астрель, 2004. 778 с.
15. Канчер М. А. О трех аспектах описания языковой личности. Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург : Урал, 2000. 89 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ