Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №113341

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей 8
1.2 Потенциальные возможности предметно-игровой деятельности в развитии у детей 2-3 лет сенсорных способностей 14
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности 20
2.1. Организация и методы исследования уровня развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей 20
2.2. Содержание, формы работы по развитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности 28
2.3. Динамика развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей 36
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложения 46

Актуальность. Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие данных процессов является необходимой предпосылкой познавательных психических процессов (памяти, воображения мышления). Психическое развитие невозможно без опоры на восприятие.
Сенсорное способности - функциональные возможности организма, которые обеспечивают ощущение и восприятие человеком окружающего мира и себя самого. Сенсорное способности составляют основу общего интеллектуального развития ребенка и имеют самостоятельное значение.
Развитие ощущения и восприятия проходит успешнее в детских видах деятельности - рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра. Такая деятельность должна быть целенаправленной и содержательной, должна вызывать потребность в овладении формой цветом, пространственными ориентировками.
Возраст 2-3 лет большинство психологов и педагогов признают сензитивным для совершенствования деятельности органов чувств, необходимых, чтобы накапливать представления об окружающем мире.
Знаменитые отечественные и зарубежные педагоги и психологи М.О. Декроли, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Ф. Фребель считали,что развитие сенсорных способностей является одной из основных задач дошкольных образовательных организаций и родителей. Сенсорное развитие является фундаментом познавательного психического развития, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие важно для успешного усвоения ребенком поступающей извне информации, обучения ребенка разным видам деятельности и адаптации в социальном окружении.
Ведущий тип деятельности ребенка раннего возраста - предметно-игровая деятельность, поэтому развитие у детей 2-3 лет сенсорных способностей целесообразно осуществлять в процессе данной деятельности.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей и недостаточностью теоретических и практических данных, посвященных исследованию возможностей предметно-игровой деятельности в развитии сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста, организации и методического оснащения данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности предметно-игровой деятельности в развитии у детей 2-3 лет сенсорных способностей?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей.
Предмет исследования: развитие у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности будет эффективным, если:
• разработан комплекс занятий по развитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности;
• включены родители в работу по развитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития сенсорных способностей у детей 2 -3 лет посредством предметно-игровой деятельности;
2) выявить уровень развития сенсорных способностей у детей 2-3 лет;
3) разработать и апробировать содержание и формы работы по развитию сенсорных способностей у детей 2 -3 лет посредством предметно-игровой деятельности, оценить их эффективность.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей);
• эмпирические (диагностические задания, формирующий эксперимент);
• методы обработки данных (количественный и качественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
• исследования, посвященные изучению сенсорных способностей детей 2-3 лет В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгер, А.В. Запорожца, Э.Г. Пилюгиной, Н.Н. Подьякова, Г.А Урунтаевой;
• исследования, посвященные роли предметно-игровой деятельности в сенсорном воспитании детей А.В. Запорожца, А.Г. Рузской, А.П. Усовой.
Новизна исследования состоит в обосновании возможности развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширяют научные представления о возможностях развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности.
Практическая значимость исследования: методы диагностики, полученные результаты и разработанное содержание и формы работы по развитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей, основанные на предметно-игровой деятельности могут применяться воспитателями, педагогами-психологами ДОО.
База исследования: ГБОУ СОШ №5 (ДОУ №6) г. Октябрьска. Выборка включала 20 детей в возрасте 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), 9 приложений. Работа проиллюстрирована 1 таблицей и 6 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие сенсорных способностей - это развитие чувственного понимания и формирование объективных представлений о свойствах предметов у ребенка: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Способности ребенка к сенситизации и восприятию окружающего мира начинаются с познания, что является главным в развитии интеллектуальных характеристик индивида. За несколько десятилетий был создан стандарт системы мерок, с которыми ребенок может сопоставить любое свойство воспринимаемого предмета и дать ему должное определение.
Развитие сенсорных способностей на раннем этапе детства должно происходить постоянно и систематически, это было доказано экспериментально и подтверждено теоретическим анализом. Содержание, приемы и методы развития сенсорных способностей должны учитывать возрастные особенности детей.
Результаты исследования на этапе констатации показали, что у детей 2-3 лет преобладает низкий уровень развития сенсорных способностей: они имеют низкий уровень практической ориентировки в признаках предметов, низкий уровень развития тактильного и слухового восприятия. Существует необходимость развивающей работы, организация и реализация которой осуществлялась на этапе формирования.
На этапе формирования для развития сенсорных способностей у детей 2-3 лет посредством предметно-игровой деятельности был разработан комплекс занятий с применением предметно-игровой деятельности. В работу также были включены родители детей 2-3 лет. Для них была разработаны и проведены консультации на соответствующую тематику.
Анализ результатов на контрольном этапе исследования показал: уровень развития сенсорных способностей у детей экспериментальной группы вырос по сравнению с констатирующим этапом исследования, это свидетельствует о положительном воздействии проведенной работы по развитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности.
Таким образом, цель нашего исследования и задачи достигнуты. Гипотеза исследования о том, что развитие у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности будет эффективным, если: разработан комплекс занятий по развитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности; включены родители в работу по развитию сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности, подтвердилась.


1. Аванесова, В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей [Текст] / В.Н.Аванесова. - М.: Просвещение, 1981. - 185 с.
2. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст]/ В.Н.Аванесова. - М.: Просвещение, 1968. - 105 с.
3. Авдеева, Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства [Текст] / Н. Н.Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. - М.: Просвещение, 1990. - 169 с.
4. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М.Аксарина. - М.: Просвещение, 1974. - 110 с.
5. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. [Текст] / Н.М.Аксарина. - М.: Просвещение, 1975. - 209 с.
6. Аксарина, Н.М. Основные этапы развития детей раннего возраста и задачи их воспитания [Текст] / Н.М.Аксарина - М.: Просвещение, 1962. - 200 с.
7. Александрян, Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе [Текст] / Э.А.Александрян. - Ереван: Айастан, 1972. - 223 с.
8. Алексеева, Н. Формирование сенсорных способностей [Текст] / Н.Алексеева // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 5. - С. 34-38.
9. Бибанова, Е.Г Педагогика преддошкольного возраста [Текст] / Е.Г.Бибанова. - М.: Просвещение, 1977. - 190 с.
10. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] книга для воспитателя / З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
11. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: книга для воспитателя / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
12. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] книга для воспитателя/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988.- 144 с.
13. Венгер Л.А. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве [Текст] - В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца и Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1969. - 196 с.
14. Венгер, Л.А. Генезис сенсорных способностей [Текст] / Л.А.Венгер, К.В.Тарасова, Т.В.Лаврентьева. - М.: Педагогика, 1976. - 256 с.
15. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л.А.Венгер. - М.: Просвещение, 1989. - 210 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ