Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством интерактивных игр 9
1.1 Психолого-педагогические основы коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова 9
1.2 Характеристика интерактивных игр как средства коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова 19
Глава 2 Экспериментальное исследование коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством интерактивных игр 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова 23
2.2 Содержание и организация работы по коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством использования интерактивных игр 41
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова 52
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 64
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 66
Приложение В Перспективное планирование формирующего эксперимента 70
Приложение Г Консультация для воспитателей 72
Приложение Д Памятка для воспитателей по использованию интерактивных игр в совместной деятельности 74
Приложение Е Интерфейс интерактивных игр 75
Приложение Ж Результаты контрольного эксперимента 78
Приложение И Шаблоны для создания интерактивных игр 82
Речь - одна из важнейших функций психики человека. Развитие звуко-слоговой структуры слова происходит уже в дошкольном возрасте и к 5-7 годам ребенок овладевает основными ее категориями, а в процессе школьного обучения она развивается и расширяется. Однако дети с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности. В связи с этим актуальными становятся вопросы диагностики и коррекции звуко-слоговой структуры слова.
Одной из основных детерминант успешности обучения, развития и коррекции является мотивация ребенка. Как показывает практика, современных детей сложно увлечь, удерживать у них познавательный интерес к логопедическим занятиям. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Внимание этих детей неустойчивое, они быстро утомляются, им сложно переключиться с одного вида деятельности на другой. Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше, Т.А. Ткаченко, Ю.С. Донченко.
Звуко-слоговая структура слова является предметом изучения фонетики, раздела лингвистики. Звуки происходят благодаря деятельности речевого или как его еще называют артикуляционного аппарата и нервной системы. Непосредственно голосовой звук представляет собой потоки воздуха, которые моделируются при помощи вибраций голосовых связок и сталкиваясь с препятствиями в виде языка, зубов и губ. Именно смыкания и размыкание губ являются источниками шума.
В логопедии в настоящее время существует определенная методика коррекции и развития звуко-слоговой структуры слова, которая складывалась десятилетиями. Тем не менее, психолого-педагогические технологии не стоят на месте и современная дефектология не исключение. Особое внимание в последние годы уделяется средствам информативно-коммуникативных технологий. Внимание учителей-логопедов также обращено к использованию интерактивных средств, с целью организации образовательной деятельности и индивидуальной работы.
Методика коррекции звуко-слоговой структуры речи требует пересмотра традиционных методов коррекции и формирования звуко-слоговой структуры слова у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова и недостаточным использованием интерактивных игр в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности интерактивных игр как средства коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Коррекция у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством интерактивных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством интерактивных игр.
Объект исследования: процесс коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова.
Предмет исследования: интерактивные игры как средство коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова.
Исходя из данной проблемы, была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в предположении о том, что коррекция у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством интерактивных игр возможна, если:
• отобраны интерактивные игры с учетом индивидуальных особенностей речевого развития детей;
• включены интерактивные игры в образовательную деятельность и индивидуальную работу учителя-логопеда и ребенка;
• включены интерактивные игры в совместную деятельность ребенка и воспитателя в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством интерактивных игр.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова.
3. Разработать, апробировать содержание работы по коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством интерактивных игр.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• положения о единства интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
• комплексный подход к процессу формирования личности ребенка в коррекционном обучении и воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева);
• исследования речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи Н.С. Жуковой, Н.В. Нищевой, С.Н. Цейтлин;
• исследования в области применения интерактивных игр и технологий в работе по развитию речи Е.В. Орловой, Ю.С. Донченко, Т.К. Королевской, В.В. Севостьяновой, М.Н. Морозовой.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ с. Мусорка СПДС «Солнышко» Самарской области. В исследование приняли участие 10 дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности интерактивных игр в коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова; подобраны интерактивные игры по коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова.
Теоретическая значимость исследования:
• определены критерии качественной оценки сформированности у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова;
• дано теоретическое обоснование возможности коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством интерактивных игр.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов: интерактивных игр по коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (28 источников), 8 приложений. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 15 таблицами.
Коррекция и развитие звуко-слоговой структуры речи у детей с общим недоразвитием речи одна из актуальных проблем в логопедии. Особое значение данная проблема приобретает в возрасте 5-7 лет, когда активно происходит подготовка к обучению в школе.
Без должного уровня развития таких умений как умение произносить слова различной структурной сложности, способность отраженно и сопряженно проговаривать слова различной структуры, воспринимать осознанно слова различной слоговой структуры, определять количество слогов в слове, опознавать и дифференцировать слова, имеющие одинаковые фрагменты, невозможно формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, являющихся основой для обучения грамоте.
Диагностика выделенных умений, проведенная в рамках исследования на констатирующем этапе эксперимента, показала, что у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи уровень сформированности звуко-слоговой структуры достаточно низкий.
Стоит также отметить, что интерес к образовательной деятельности также снижен, в результате чего дошкольники часто отвлекаются, внимание рассеянное. Все это приводит к частым ошибкам в восприятии, воспроизведении и дифференциации слов различной слоговой структуры.
Мы предположили, что коррекция у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством интерактивных игр возможна, если:
• отобраны интерактивные игры с учетом индивидуальных особенностей речевого развития детей;
• включены интерактивные игры в образовательную деятельность и индивидуальную работу учителя-логопеда и ребенка;
• включены интерактивные игры в совместную деятельность ребенка и воспитателя в режимных моментах.
Контрольный эксперимент показал, что в результате формирующего эксперимента с применением разработанных в рамках исследования интерактивных игр, повысился уровень сформированности умения дифференцировать слова различной слоговой структуры, определения количества слогов в слове, правильного произношения слов различной звуко-слоговой структуры.
Стоит также отметить, что отобранные нами интерактивные игры достаточно универсальны и их наполнение можно легко заменять и усложнять в зависимости от коррекционно-развивающих задач.
Таким образом, результаты исследования носят достоверный и практико-ориентированный характер. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в результате проделанной работы, также можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута.
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада // Перспективы науки. №2 (77). 2016. 85с.
2. Атрепьева В. Б. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями : учеб. пособие для студентов педвузов. М. : НЦ ЭНАС, 2002. 134 с.
3. Берлина Н. П. Развитие связной речи у старших дошкольников // Начальная школа/ 2006. 67с.
4. Венгер Л. А. Развитие: программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений // М. : Гном, 2000. 164 с.
5. Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие. М., 2009. 679с.
6. Волкова Л. С., Селиверстова В. И. Хрестоматия по логопедии в 2- х томах. М. :, 2015. 314с.
7. Володина В. С. Альбом по развитию речи. М. :, 2005. 95с.
8. Выготский Л. С. Основы дефектологии. М. :, 2003. 413с.
9. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. М., 2002. 213с.
10. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация. М. : Инфа, 2006. 272с.
11. Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 1987. 312с.
12. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994. №2.113с.
13. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2013. 132с.
14. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеренбург, 2004. 245с.
15. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. М. : Сфера, 2011. 250 с.
...