Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей шестого года
жизни
1.1Духовно-нравственное воспитание детей шестого года жизни как
психолого-педагогическая проблема
1.2Характеристика психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей шестого года
жизни
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей
шестого года жизни
2.1Выявление уровня духовно- нравственного развития детей шестого
года жизни
2.2Методика духовно- нравственного воспитания детей шестого года
жизни
2.3Динамика духовно- нравственного развития у детей шестого года
жизни
Заключение
Список используемой литературы
В нашем современном мире за последние десятилетия как никогда стали актуальными задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников. Эти задачи чётко прописаны в основных нормативных документах: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Православный компонент дошкольного образования к ООП ДО в соответствии ФГОС ДО.
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский при разработке воспитательной системы о всестороннем развитии личности совершенно ясно дал понять, что системообразующий признак развития личности - это нравственное воспитание. Он писал: «Сердцевина нравственного воспитания
-развитие нравственных чувств личности». С его точки зрения «нравственное воспитание» - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [29].
Изменения в политическом и социально-экономической сфере ведут к изменениям и в нравственном воспитании подрастающего поколения. В духовно-нравственном развитии ребёнка дошкольного возраста появились негативные тенденции: дети практически перестали слушать и читать книги
-этому занятию они находят замену в просмотре мультфильмов, которые по своему содержанию не всегда являются образцом морали и нравственности; во многих современных семьях материальные ценности ставятся гораздо выше моральных, что так же приводит к искажению представлений о понятиях «патриотизм и гражданственность». Именно поэтому проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников стоит как никогда остро.
«Значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего
поколения особо подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях (Братусь Б.С., Коваль H.A., Маллаев Д.М., Котова И.Б., Пономаренко В.А., Черняев В.В. и др.).» [3,5].
Отечественные ученые (Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.С.Мухина, Г.А.Урунтаева и др.) установили, что старший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовнонравственного воспитания детей.
Главной задачей педагога при решении вопроса в духовно-нравственном развитии дошкольников является создания необходимых психологопедагогических условий. Педагогическое воздействие - это не только формирование у ребёнка каких-либо навыков, а в первую очередь - решение задачи нравственного воспитания.
Поскольку проблема духовно-нравственного воспитания детей шестого года является актуальной, она была набрана для более глубокого изучения.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать
психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание детей
шестого года жизни.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия духовнонравственного воспитания детей шестого года жизни.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание детей шестого года жизни возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- Дано опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки уровня духовно- нравственного развития детей шестого года жизни;
-Организация совместной деятельности педагога и воспитанников с использованием цикла занятий по духовно-нравственному воспитанию детей шестого года жизни;
-Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно- нравственного воспитания и диалогического общения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2)Выявить уровень духовно-нравственного развития детей шестого года жизни.
3)Апробировать психолого-педагогические условия духовнонравственного воспитания детей шестого года жизни.
Методы исследования:
1)Теоретические: анализ, синтез и обобщение философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
2)Эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа,
анкетирование, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Теоретической основой исследования являются:
-идеи о необходимости духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина);
-вопросы влияния развивающей предметно-пространственной среды на формирование духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни (М.Я. Басов, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Л.С. Леонтьев, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова).
Теоретическая значимость исследования: в работе дано
теоретическое обоснование психолого-педагогических условий духовнонравственного воспитания детей шестого года жизни.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке цикла занятий духовно-нравственного воспитания детей шестого года жизни.
База опытно-практической работы: СП «Детский сад №6» ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список
используемой литературы.
Одной из важнейших задач современности становится повышение уровня духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Духовно-нравственное воспитание должно включать не только гармоничное развитие чувств и эмоций ребёнка, но и формирование поведенческих реакций, направленных на реализацию гуманистически-ориентированной нравственной позиции личности. Эта идея нашла отражение в современных концепциях дошкольного воспитания, в создании личностноориентированной модели образовательного процесса, отличительной особенностью которой является учёт индивидуальности ребёнка, его чувств и эмоций.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации" определено, что государственная политика в образовательной сфере должна основываться на приоритете общечеловеческих ценностей. В статье 87 указывается на то, что «...в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены такие образовательные и воспитательные формы работы, которые направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах.» [33].
Проанализировав литературу по данной проблеме, можно с уверенностью говорить о том, что развитие ребёнка шестого года во многом зависит от организации психолого-педагогических условий и создании развивающей предметно-пространственной среды. Педагоги для дошкольников должны создавать все условия для духовного воспитания и возможность «вычерпывать» из них информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.
Мы установили, что ценности воспитания предоставляет собой «... человеческие мысли, общественно одобряемые и передаваемые из поколение в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека культурных образцах жизни межпоколенного взаимодействия в воспитательных отношениях в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения.» [14, с 30]:
Духовно-нравственное воспитание детей шести лет заключается в освоении ими в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний, формирование нравственных качеств личностной самореализации, приобщения к культуре семьи, социальной группы, народа, общества, социализации в современном обществе.
Сделанные нами теоретические выводы подтвердились в процессе экспериментальной работы, которую мы провели на базе СП «Детский сад № 6» ГБОУ ООШ № 5 г.о. Октябрьск с детьми шести лет. В экспериментальную группу было включено 10 человек.
На констатирующем этапе эксперимента изучение уровня духовно-нравственного воспитания детей шести лет посредством создания необходимых психолого-педагогических условий показало, что большая часть детей обладает средним и низким уровнем духовно-нравственного воспитания.
На формирующем этапе эксперимента, с целью повышения духовнонравственного воспитания детей шести лет, было разработано восемь занятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей.
Работа на формирующем этапе эксперимента позволила нам выделить наиболее действенные формы и методы работы:
-духовно-образовательные (занятия, беседы, устные поручения);
-воспитательно-оздоровительные (праздники, подвижные игры, сюжетно-ролевые и строительные игры, походы, викторины);
-культурно-познавательные (встречи с интересными людьми, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов)
- нравственно-трудовые (труд по самообслуживанию, продуктивная деятельность).
Таким образом, в ходе исследования была доказана выдвинутая нами гипотеза о том, что повышение уровня духовно-нравственного воспитания детей шести лет возможно при правильно созданных психолого-педагогических условиях. В нашей работе - это разработка цикла занятий, направленных на духовно-нравственное воспитание детей шести лет.
1.Абраменкова, В.В. Принципы и критерии духовно - нравственно развития современного ребёнка в образовании [Текст]: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» - М., 2011. - С.151169.
2.Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовнонравственных ценностей [Текст] / С.П. Акутина // Известия РГПУ им. А.И. - 2013. - №94. - С. 9-13.
3.Абдуллаева H.A. Руководство духовно-нравственным воспитанием дошкольников [Текст]/ Н.А. Абдуллаева //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические технологии образовательного процесса в поликультурной среде» 19-21 марта 2008г. - М., 2008. С. 457-463
4.Архангельский Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания [Текст] // Коллектив как фактор нравственного воспитания. М.: Знание, 1983. С. 14.
5.Барабанов, В.В. Духовно- нравственные ценности в образовании как приоритет государства [Текст] / В.В. Барабанов // Вестник Герценовского университета. - 2010. - № 8. - С. 10-14.
6.Барило, О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: автореф. дисс. канд. пед. наук :13.00.06. / О.С. Барило. -М. : РГБ, 2003. - 28 с.
7.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений [Текст]: В 13-ти т.-М.
1953-1959. - Т. 12.-С.67; Т.13. -С. 66.11. Бердяев Н.А. О России и
русской культуре. М., 1990. - С. 266.
8.Белозерцев, Е.П. Феномен духовно- нравственного человека в современной педагогике и образовании [Текст] // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. -№ 3.- С.79-84.
9.Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности [Текст] // Избр. Тр./ Н.А. Бердяев; Ред.- сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская; Акад. пед. и соц. наук., Моск. психол.-соц. ин-т. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999.- 310 с.
10.Бессонов, Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности [ Текст ] / Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. - Омск: ОГУ, 2002. - 296 с.
11.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Хрестоматия по детской психологии. - М.,2008. - С .471-516.
12.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович ; под ред. Д.И. Фельдшетейна. -3 - е изд. -М .: Изд-во МПСИ, 2001. -352 с.
13.Бондырева, С.К. Нравственность [Текст] / С.К. Бондырева,
Д.В.Колесов. - М.: Изд-во Моск. психолого- социального. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОД-ЭК», 2006. - 336 с.
14.Бондаревская Е.В. Ценностное основания личности -ориентированного воспитание [Текст]/Е.В. Бондаревская //Педагогика. - 995 - № 4.-с 29
15.Буре, Р.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. [Текст] / Буре Р.С. - М. : Просвещение, 2006 - 141с...