ВВЕДЕНИЕ 6
1 Состояние вопроса 8
1.1 Определение сцепных свойств шин 8
1.1.1 Определение коэффициента сцепления в продольном направлении с
помощью буксирования автомобиля 9
1.1.2 Определение коэффициента сцепления с помощью стенда 10
1.2 Коэффициент сцепления 12
1.3 Площадь пятна контакта 18
1.4 Нагружение шины нормальной нагрузкой 20
1.5 Нагружение шины боковой силой 23
1.6 Боковое смещение и угол увода 26
1.7 Боковая сила 34
1.8 Характеристики шин, влияющие на управляемость автомобиля 41
1.9 Выбор и обоснование темы работы 42
2 Защита интеллектуальной собственности 43
3 Конструкторская часть 44
4 Исследовательская часть 45
4.1 Тарировка оборудования 45
1) Тарировачный коэффициент вертикальной нагрузки Кверт=92,23 46
4.2 Определение коэффициента сцепления в поперечном направлении 47
4.3 Зависимость коэффициента сцепления от площади пятна контакта 54
4.4 Сравнительный анализ полученных данных 58
5 Экономическое обоснование эффективности дипломного проекта 63
5.1 Определение суммарной деятельности НИР 64
5.2 Расчёт сметы затрат на НИиОКР 70
5.3 Экономическая эффективность НИиОКР 75
6 Безопасность и экологичность объекта 77
6.1 Конструктивно-технологическая характеристика исследования 77
6.2 Идентификация профессиональных рисков 79
6.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 82
6.4 Обеспечение пожарной безопасности технического объекта 85
6.5 Обеспечение экологической безопасности технического объекта 88
6.6 Вывод 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ А 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 102
Темой данной дипломной работы является «Исследование влияния площади пятна контакта шины с опорной поверхностью на коэффициент сцепления в поперечной плоскости». В данной работе были проведены опыты по определению коэффициента сцепления в поперечной плоскости и были найдены площади пятна контакта шины с опорной поверхностью при данных вертикальных нагрузках и давлениях шины.
Все опыты по определению коэффициента сцепления в поперечной плоскости и площади пятна контакта автомобильных шин проводились в лабораторных условия, на стендах кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей», и соответствуют требованиям методики проведения испытаний шин и колёс.
Сила сцепления шины с опорной поверхностью оказывает большое влияние на движение, управляемость и устойчивость автомобиля, что непосредственно влияет на активную безопасность автомобиля. Всего четыре маленьких пятна контакта удерживают автомобиль на дороге, при этом величина и форма пятна контакта при движении не остаётся постоянной. Это обусловлено перераспределением массы автомобиля во время движения.
При движении окружающая обстановка на дороге постоянно изменяется, что требует большого внимания и готовности среагировать во избежание дорожно-транспортного происшествия. Автомобиль, обладающей хорошей управляемостью и устойчивостью, сохраняет направление, заданное водителем, а также быстро и легко, при необходимости, изменяет своё положение на дороге.
Чем совершеннее управляемость и устойчивость автомобиля, тем с большей скоростью он способен двигаться по дорогам. С увеличением средней скорости передвижения растёт производительность автомобиля. А хорошая управляемость и устойчивость, повышают безопасность передвижения, что очень важно в виду роста скоростей движения современных автомобилей с увеличением их количества на дорогах.
Коэффициент сцепления в поперечной плоскости влияет на угол увода, который имеет фундаментальное значение в поведении автомобиля при осуществлении поворотов, а шина с правильно подобранным давлением, обеспечивающим надлежащую площадь пятна контакта, обеспечивает как низкое сопротивление качению и надёжное сцепление, так и безопасность передвижения.
Взаимодействие шины с твёрдой дорогой характеризуется трением контактирующих тел и слагается из деформационной и молекулярной составляющих. Первая обусловлена внедрением в тело протектора шероховатостей дороги, что препятствует скольжению шины по поверхности, вторая - межмолекулярным взаимодействием на границе соприкосновения шины с дорогой. Поэтому с увеличением площади пятна контакта растёт число микровыступов, охватываемых отпечатком шины, в виду этого с увеличением его площади возрастает коэффициент сцепления.
В данной работе были проведены исследования по определению влияния площади пятна контакта шины с опорной поверхностью на коэффициент сцепления в поперечной плоскости. В процессе работы построены графики и выполнен анализ получившихся данных. В экономической части посчитаны затраты на проведение НИиОКР и составлен план проведения исследований, на основе которого был построен график длительности этапов. В результате проделанной работы очевидно, что использование стенда экономически выгоднее, чем исследования с помощью упрощенного измерительного комплекса TireScan, используемого на промышленных предприятиях. Так же были разработаны организационно- технические мероприятия для снижения профессиональных рисков, подобраны конкретные, технически обоснованные средства индивидуальной защиты для работников, осуществляющих производственно-технологический процесс и проведен анализ экологической безопасности технического объекта.
1. Соломатин, Н.С. Испытания узлов, агрегатов и систем автомобиля : учебное пособие / Н.С. Соломатин. - Тольятти : ТГУ, 2013. - 140 с. [1] : ил.-Библиогр: с. 110-112.
2. Haney, Paul. The racing and high-perfomance tire / Paul Haney. - TV MOTORSPORT : Springfield, 2003. - 285 p. [2]. - ISBN 0-9646414-2-9.
3. Кравец, В.Н. Теория автомобиля: учебное пособие/ В.Н. Кравец. - Нижний Новгород : НГТУ, 2007. - 368 с. [3], [4] : ил.-Библиогр: с. 60-114.
4. Кнороз, В.И. Шины и колёса / В.И. Кнороз, Е.В. Кленников. - Москва : Машиностроение, 1975. - 184 с. [5] : ил.-Библиогр: с. 67-82.
5. Кнороз, В.И. Работа автомобильной шины / В.И. Кнороз. - М. : Транспорт, 1976. - 238 с. [6] : ил.-Библиогр: с. 60-71.
6. Clark, Samuel. Mechanics of pneumatic tires / Samuel Clark. - Ann Arbor, Michigan 48109 : University of Michigan, 1981. - 931 p. [7].
7. Milliken, W. F. Race Car Vehicle Dynamics / Premiere Series / R: Society of Automotive Engineers, Том 146 / W. F. Milliken, D. L. Milliken : SAE International, 1995. - 890 p. [8], [9], [10]. - ISBN 1560915269, 9781560915263.
8. Лата, В.Н. Основы моделирования управляемого движения автомобиля : учебное пособие / В.Н. Лата. - Тольятти : ТГУ, 2012. - 60 с. [11] : ил.-Библиогр.: с.10-21.
9. Черепанов, Л.А. Расчёт тяговой динамики и топливной экономичности автомобиля : учебное пособие / Л.А. Черепанов.- Тольятти : ТГУ, 2001. - 40с.
10. Исаев, Е.У. Проектирование автомобиля : учеб. пособие / Е.У.
Исаев [и др.]. - Тольятти : ТГУ, 2013. - 260 с. : пер.
11. Горина, Л.Н. Безопасность и экологичность технического
объекта : уч.-методическое пособие / Л.Н. Горина, М.И. Фесина . -
Тольятти: ТГУ, 2016. - 51 с.
12. Капрова, В.Г. Методические указания по технико¬экономическому обоснованию дипломного проекта конструк-торского и исследовательского направлений / В.Г. Капрова. - Тольятти: ТГУ, 2017. - 50 с.
13. Денисов, А.Ю. Экономическое управление предприятием и корпорацией / А.Ю. Денисов, С. А. Жданов. - М. : Дело и Сервис, 2002. - 416 с.
14. Балдин К. В. Управление рисками [Электронный ресурс] : учеб. пособие / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с. - ISBN 5-238-00861-9.
15. Кравец, В.Н. Проектирование автомобиля : учеб. пособие / В.Н. Кравец. - 2-е изд., перераб. и доп. - Н. Новгород : Нижегород. политехн. ин-т, 1992. - 230 с.
16. Безверхий, С.Ф Основы технологии полигонных испытаний и сертификация автомобилей / С.Ф. Безверхий, Н.Н. Яценко. - М. : Издательство стандартов, 1996. - 600 с.
17. Смирнов, Г.А. Теория движения колесных машин : учеб. для студентов машиностроит. спец. вузов / Г.А. Смирнов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Машиностроение, 1990.- 177 с.
18. Эллис, Д.Р. Управляемость автомобиля : пер. с англ. / Д.Р. Эллис. - М. : Машиностроение, 1975. - 216 с.
19. ISO-7401-2003. Road vehicles. Lateral transient response test methods. Open-loop test methods.
20. Pacejka, H.B. Tyre and Vehicle Dynamics / H.B. Pacejka. - Elsevier Science & Technology, 2005. - 631 p.
21. Weir, D.H. The Application of Handling Requirements to an RSV-
Type Vehicle / D.H. Weir, J.W. Zellner. - SAE paper № 770178, 1977.
22. Gillespie Thomas, D. Fundamentals of Vehicle Dynamics / T.D. Gillespie. - Society of Automotive Engineers, Inc. 400 Commonwealth Drive, Warrendale, PA 15096-0001.
23. ГОСТ 17697-72. Автомобили. Качение колеса. Термины и определения. - Введ. 1973-07-01. - М. : Изд-во стандартов, 1972. - 24 с.
24. ГОСТ Р 52302-2004. Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний. - Введ. 2006-01-01. - М. : ИПК Изд-во стандартов, 2005. - 27 с.
25. Кравец, В.Н. Законодательные и потребительские требования к автомобилям : учеб. пособие / В.Н. Кравец, Е.В. Горынин. - Н. Новгород : Нижегород. политехн. ин-т, 2000. - 400 с.
26. Путин В. А. Автомобильные колеса с регулируемым давлением воздуха в шинах : учеб. пособие. Ч. 1 / В. А. Путин. - Челябинск : ЧПИ, 1974. - 96 c.
27. Запорожцев А. В. Износ шин и работа автомобиля / А. В. Запорожцев, Е. В. Кленников. - Москва : Науч.-исслед. ин-т информации автомоб. пром-сти, 1971. - 52 с.